г. Санкт-Петербург |
|
29 марта 2016 г. |
Дело N А26-8468/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Кашиной Т.А.
судей Баркановой Я.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Тюниным Н.Н.
при участии:
от истца (заявителя): Жоржаковой Н.М. по доверенности от 15.03.2016,
от ответчика (должника): не явился, извещен,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2345/2016) Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2015 по делу N А26-8468/2015 (судья Ильющенко О.В.), принятое
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия
заинтересованное лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
3-е лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии "
о признании незаконным отказа
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия (ОГРН: 1021001009578; далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (ОГРН: 1041000051784; далее - Управление Росреестра) в государственной регистрации права оперативного управления на сооружение - автомобильную стоянку, изложенного в сообщении N 05/001/2015-142 от 13.07.2015 и об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права оперативного управления.
Решением суда от 16.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению Учреждения, выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными, поскольку они основаны на ошибочном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражает против ее удовлетворения.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, Постановлением администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" от 24.04.2013 N 650 Пенсионному фонду в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, сформированный из состава земель населенных пунктов, с кадастровым номером 10:13:0011306:768 площадью 55кв.м. под площадку для парковки автомашин.
Право постоянного (бессрочного) пользования Учреждения в отношении указанного земельного участка зарегистрировано в установленном порядке.
На основании проектной документации, подготовленной ООО "САПР", ООО "М-Строй" произвело на вышеуказанном земельному участке строительство автомобильной стоянки для Управления ПФР в Медвежьегорском районе, которая принята приемочной комиссией по акту N 1 от 17.10.2014.
По заказу Учреждения был подготовлен технический план сооружения - площадки для парковки автомашин, расположенной по адресу: Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Дзержинского. Согласно кадастровому паспорту сооружение - площадка для парковки автомашин, поставлена на кадастровый учет 10.04.2015 с кадастровым номером 10:13:0011306:1006.
Учреждение обратилось в Медвежьегорский территориальный отдел Управления Росреестра по РК с заявлением от 17.02.2015 о регистрации права оперативного управления в отношении сооружения - автомобильной стоянки.
Уведомлением от 02.03.2015 Управление Росреестра по РК сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации на срок с 02.03.2015 по 01.04.2015 в связи с отсутствием в представленных документах разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданного органом местного самоуправления, и кадастрового паспорта в отношении сооружения; сослалось на направление межведомственных запросов о представлении соответствующих документов, разъяснило заявителю право самостоятельно представить данные документы.
Сообщением от 13.07.2015 N 05/001/20015-142 Управление Росреестра известило заявителя об отказе в государственной регистрации права оперативного управления в соответствии с абзацем 13 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимо имущество и сделок с ним". В сообщении указано, что администрация муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" в ответ на межведомственный запрос представила сведения о том, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в отношении автомобильной стоянки Пенсионному фонду не выдавалось.
Обращаясь с настоящим заявлением в суд, Учреждение ссылается на то, что отказ Управления Росреестра в регистрации прав не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, возможность заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрена Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
В регистрации прав Учреждению отказано на основании абз.13 п.1 ст. 20 Закона о регистрации, поскольку заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество.
Право собственности может возникнуть только при условии, что это строительство осуществлялось с соблюдением установленных правил и были представлены документы, свидетельствующие о том, что строительство объекта недвижимости осуществлялось по согласованию с определенными государственными и муниципальными органами.
На основании статей 218, 219, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество может быть осуществлена в случае подтверждения факта его создания в соответствии с нормами действующего законодательства.
В силу статьи 17 Закона N 122-ФЗ основанием государственной регистрации прав являются правоустанавливающие документы, подтверждающие возникновение права лица на объект недвижимости. При создании недвижимого имущества к правоустанавливающим документам в соответствии с нормами земельного и градостроительного законодательства относятся акты об отводе земельного участка под капитальную застройку, разрешение на строительство, акт приемки законченного строительством объекта, удостоверяющий возможность безопасной эксплуатации капитального строения. Без этих документов переоборудование временного строения с приданием ему физических характеристик недвижимого имущества не влечет последствий в виде возникновения права собственности на недвижимую вещь. В этом случае отсутствует указанное в статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательное условие для возникновения права собственности - создание новой вещи в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
Учреждение не представило доказательств выдачи разрешения на строительство спорного объекта в порядке, предусмотренном статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документы, подтверждающие приемку площадки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, как вновь созданного объекта капитального строительства, суду не представлены.
Кроме того, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Учреждением не представлены доказательства того, что демонтаж либо перемещение объекта, либо его отдельных частей нанесет ущерб объекту в целом и его назначению.
Как следует из писем Администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" разрешения на строительство и на ввод автомобильной стоянки в эксплуатацию Учреждению не выдавались, поскольку автомобильная стоянка является элементом благоустройства, на которое разрешение на ввод в эксплуатацию не выдается.
Оценив представленные в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что по заказу Учреждения были проведены работы по покрытию земельного участка, предоставленного заявителю под площадку для парковки автомашин, строительными материалами с установкой бордюров и огораживающих столбиков с целью удобства парковки автомашин, определения границ земельного участка, то есть фактически Учреждением произведены работы по улучшению полезных свойств земельного участка.
При этом, как обоснованно указал суд, факт наличия технического плана и кадастрового паспорта на спорный объект не является безусловным основанием для вывода о его отнесении к недвижимому имуществу.
Следовательно, является обоснованным вывод суда о том, что рассматриваемая площадка не является недвижимым имуществом в смысле, придаваемом данному термину нормой пункта 1 статьи 130 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив указанные выше обстоятельства, апелляционный суд полагает, что нарушение законных прав и интересов заявителя отсутствует, отказ Управления соответствует закону, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Суд первой инстанции всесторонне и полно установил обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.12.2015 по делу N А26-8468/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.А. Кашина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8468/2015
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ", ФГБУ "Федеральная палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"