город Омск |
|
29 марта 2016 г. |
Дело N А81-4566/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Шаровой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1544/2016) Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2015 по делу N А81-4566/2015 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Газпром" (ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518) к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании отказа в предоставлении в аренду лесных участков, изложенного в письме от 10.06.2015 N 2701-17/10175; об обязании предоставить в аренду лесные участки,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
публичное акционерное общество "Газпром" (далее - заявитель, Общество, ПАО "Газпром") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент, заинтересованное лицо) об оспаривании отказа в предоставлении в аренду лесных участков, изложенного в письме от 10.06.2015 N 2701-17/10175; об обязании предоставить в аренду лесные участки.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2015 по делу N А81-4566/2015 заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным отказ Департамента, изложенный в письме от 10.06.2015 N2701-17/10175, об отказе в предоставлении в аренду лесных участков общей площадью 10,4747 га.
Суд обязал Департамент предоставить публичному акционерному обществу "Газпром" в аренду лесные участки общей площадью 10,4747 га, а именно:
1) лесной участок за номером учетной записи в государственном лесном реестре ЯНАО 4346-2012-08;
2) лесной участок за номером учетной записи в государственном лесном реестре ЯНАО 4347-2012-08;
- лесной участок за номером учетной записи в государственном лесном реестре ЯНАО 4348-2012-08,
на срок 11 месяцев с 09.08.2015 по 08.07.2016.
Не согласившись с принятым по делу решением, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение арбитражного суда первой инстанции от 15.12.2015 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заинтересованное лицо указывает, что с 01.01.2015 по 01.01.2017 законодательством Российской Федерации разрешено предоставление в аренду гражданам, юридическим лицам только лесных участков в составе земель лесного фонда, прошедших государственный кадастровый учет, за исключением предоставления лесных участков в составе земель лесного фонда в целях использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Также департамент полагает ошибочными выводы арбитражного суда о том, что в соответствии с пунктом 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, при этом у арендатора отсутствует обязанность по обращению за постановкой на государственный кадастровый учет.
Более подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Оспаривая доводы подателя жалобы, ПАО "Газпром" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от департамента поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Между департаментом и обществом заключен договор аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 04.09.2012 N 230/Л-12 (далее - Договор) общей площадью 10,4747 га.
В соответствии с пунктом 2 Договора для строительства объектов в составе стройки "Реконструкция I, II, III ниток системы газопроводов Заполярное-Уренгой. Водоотведение и противопаводковые мероприятия" (далее - Объект) арендатору предоставлены следующие лесные участки:
1) площадью 0,8876 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре ЯНАО 4346-2012-08;
2) площадью 6,6474 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре ЯНАО 4347-2012-08;
3) площадью 2,9397 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре ЯНАО 4348-2012-08.
Перечисленные лесные участки переданы арендатору по акту приема-передачи от 08.11.2012.
Срок действия Договора (в редакции дополнительного соглашения от 24.06.2014 N 2 к Договору) определен по 08.08.2015.
В связи с продлением срока действия разрешения на строительство Объекта до 30.12.2016 Общество письмом от 14.05.2015 N 02/04/9439 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении указанных лесных участков на новый срок с 09.08.2015 по 08.07.2016.
Письмом от 10.06.2015 N 2701-17/10175 Департамент отказал Обществу в предоставлении испрашиваемых лесных участков в аренду по причине того, что лесные участки не поставлены на кадастровый учет.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
15.12.2015 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
По правилам части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, кроме случаев, установленных частью 3 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются, в том числе в случаях, предусмотренных статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов.
Как усматривается из материалов дела, для строительства объектов в составе стройки "Реконструкция I, II, III ниток системы газопроводов Заполярное-Уренгой. Водоотведение и противопаводковые мероприятия" Обществу на основании договора аренды лесного участка в составе земель лесного фонда от 04.09.2012 N 230/Л-12 предоставлены земельные участки:
1) площадью 0,8876 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре ЯНАО 4346-2012-08;
2) площадью 6,6474 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре ЯНАО 4347-2012-08;
3) площадью 2,9397 га, номер учетной записи в государственном лесном реестре ЯНАО 4348-2012-08,
для строительства воздушных переходов и подъездных автодорог.
Воздушный переход и подъездная автодорога к нему являются линейными объектами магистрального трубопровода. В силу прямого указания закона (пункт 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации) заключение договора аренды для строительства указанных объектов осуществляется без проведения торгов.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 N 319 утверждены Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка (далее по тексту - Порядок N 319).
В силу подпункта "н" пункта 3 Порядка N 319 по договору аренды лесной участок предоставляется для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Указанным пунктом также установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка:
а) наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях;
б) подача заявления и прилагаемых к нему документов с нарушением требований, установленных настоящим Порядком;
в) предоставление заявителем недостоверных сведений;
г) запрещение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного вида использования лесов на данном лесном участке;
д) несоответствие заявленной цели (целей) использования лесного участка лесному плану субъекта Российской Федерации или лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка).
Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
По верному указанию суда, оспариваемый отказ департамента от 10.06.2015 N 2701-17/10175 не содержит ни одно из указанных выше оснований.
Основанием отказа Обществу в предоставлении испрашиваемых лесных участков в аренду явилось то, что лесные участки не поставлены на кадастровый учет. При этом Департамент ссылается на статью 72 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Аналогичные доводы заявлены в апелляционной жалобе.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд не может согласиться с данными доводами заинтересованного лица по следующим причинам.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ "государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом".
Таким образом, законодатель приравнивает к учтенным в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ объекты недвижимости, учтенные в государственном кадастре недвижимости и ином государственном реестре.
Вместе с тем, федеральным законом предусмотрено исключение из общего правила о необходимости постановки лесного участка на государственный кадастровый учет.
Так, в силу пункта 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон N 201-ФЗ) сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона N 221-ФЗ орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о лесах направляет в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, указанная обязанность, установленная федеральным законодательством, должна была быть исполнена Департаментом как органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра ЯНАО, не позднее истечения срока действия Договора.
При разрешении спора суд первой инстанции исходил из того, что Департамент незаконно возлагает на Общество свою обязанность по постановке на кадастровый учет лесного участка, который в последующем будет сдан в аренду.
Ссылка подателя жалобы на ошибочность выводов суда о том, что в соответствии с пунктом 4.2 Вводного закона N 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, и что у арендатора отсутствует обязанность по обращению за постановкой на государственный кадастровый учет, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Так, в Федеральном законе N 221-ФЗ предусмотрены различные основания признания объекта недвижимости учтенным в соответствии с данным законом как ранее учтенным: а) в связи с внесением сведений об объекте недвижимости в иную систему государственного учета.
В пункте 1 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ приводится общее правило признания объекта недвижимости учтенным в соответствии с указанным законом как ранее учтенным объектом недвижимости, а именно: юридической силой наделяются сведения об объектах недвижимости, в отношении которых осуществлен как государственный кадастровый учет, так и государственный учет, в том числе технический учет в период до дня вступления в силу Федерального закона N 221-ФЗ или в переходный период его применения, т.е. до 01.01.2013.
Как указывалось ранее, спорный лесной участок учтен в государственном лесном реестре ЯНАО в соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации, что подтверждается пунктом 2 Договора, схемой расположения и границ земельного участка (приложение N 1 к Договору), актом приема-передачи лесного участка (приложение N 5 к Договору), планом лесного участка (приложение N 7 к Договору) и не оспаривается заинтересованным лицом.
Следовательно, в силу положений статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ спорный лесной участок учтен в соответствии с указанным законом (в связи с наличием зарегистрированных прав и ограничений в отношении объекта недвижимости).
Пункт 6 статьи 47 Федерального закона N 221-ФЗ содержит специальные нормы, посвященные кадастровому учету участков лесного фонда, вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы надлежащим образом.
К рассматриваемым правоотношениям сторон Договора пункт 6 статьи 47 Федерального закона N 221-ФЗ не может быть применен в силу того, что срок действия Договора составляет 11 месяцев (пункт 19 Договора, пункт 1 дополнительного соглашения от 11.10.2013 N 1 к Договору, пункт 1 дополнительного соглашения от 24.06.2014 N 2 к Договору), и Договор не подлежит государственной регистрации (пункт 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отсутствие обязанности по государственной регистрации Договора подтверждает вывод заинтересованного лица о невозможности признания спорного лесного участка ранее учтенным объектом недвижимости по основанию, указанному в пункте 6 статьи 47 Федерального закона N 221-ФЗ, что свидетельствует о необоснованности применения указанной нормы к рассматриваемым правоотношениям сторон Договора.
Между тем, это не опровергает доводы заявителя о признании спорного лесного участка ранее учтенным объектом недвижимости на основании пункта 1 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ.
Исходя из установленных обстоятельств во взаимосвязи с положениями пункта 4 статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", положений Федерального закона N 221-ФЗ, суд пришел к правильному выводу о том, что Общество представило все необходимые документы и оснований для отказа в предоставлении испрашиваемых лесных участков в аренду у департамента не имелось.
Учитывая изложенное, заявление удовлетворено судом правомерно.
Суд первой инстанции, рассмотрев соответствующее требование, принял решение, резолютивная часть которого соответствует требованиям пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно - обязывает заинтересованное лицо совершить необходимые действия для устранения нарушения прав заявителя, которыми в данном конкретном случае является возложение на департамент обязанности предоставить ПАО "Газпром" в аренду лесные участки общей площадью 10,4747 га, а именно:
1) лесной участок за номером учетной записи в государственном лесном реестре ЯНАО 4346-2012-08;
2) лесной участок за номером учетной записи в государственном лесном реестре ЯНАО 4347-2012-08;
- лесной участок за номером учетной записи в государственном лесном реестре ЯНАО 4348-2012-08,
на срок 11 месяцев с 09.08.2015 по 08.07.2016.
Доводы апелляционной жалобы, фактически повторяющие позицию заинтересованного лица в суде первой инстанции, исследованные и правомерно отклоненные арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта, принятия доводов апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба департамента подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции изменению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку заинтересованное лицо на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15.12.2015 по делу N А81-4566/2015-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4566/2015
Истец: ПАО "ГАЗПРОМ"
Ответчик: департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: Публичное Акционенрное общество "Газпром"
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2016 Определение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-4566/15
30.06.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2858/16
29.03.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1544/16
15.12.2015 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-4566/15