31 марта 2016 г. |
Дело N А83-1610/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Горошко Н.П.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем Ждера А.Р.,
при участии:
от заявителя, Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" - Красильниковой В.З.;
другие лица, участвующие в деле, не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 сентября 2015 года по делу N А83-1610/2015 (судья Кузнякова С.Ю.)
по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" (298312, ул. Кирова, д. 28, г. Керчь, Республика Крым)
в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" (298320, ул. Свердлова, д. 49, г. Керчь, Республика Крым)
к Службе финансового надзора Республики Крым (295006, бул. Ленина, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым)
третье лицо, которое не заявляет самостоятельных требований на предмет спора - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (295015, ул. Севастопольская 17, г. Симферополь, Республика Крым)
о признании недействительным и отмене представления надзорного органа,
установил:
Решением суда первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных Государственным унитарным предприятием Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" (зарегистрированное 18 июня 2014 года по законодательству Российской Федерации с присвоением ОГРН 1149102012620, далее - ГУП РК "Крымские морские порты" или заявитель и филиал "Керченский рыбный порт", л.д. 31-49 т. 1, л.д. 11-17 т. 8) требований о признании незаконными действий Службы финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536 - л.д. 26-29 т. 1, л.д. 50 т. 5, далее - Крымфиннадзор) по составлению акта и направлению представления, о признании недействительным и отмене представления (л.д. 53-72 т. 2).
Судебный акт мотивирован тем, что Крымфиннадзор в пределах своих полномочий провел внеплановую выездную проверку филиала "Керченский рыбный порт" и направил представление об устранении выявленных этой проверкой нарушений. Филиал "Керченский рыбный порт" был обязан принять меры по переоформлению контракта бэрбоутного чартера судна "Таманский", состоящего у него на балансе, но этого не сделал, арендная плата не начислялась и не поступала. По договорам аренды с ООО "Компания "Краймория" и шести договорам аренды с ООО "Трал", ООО "ТЭС-Терминал", иностранным предприятием "СЖС Украины" филиал не принял мер по переоформлению договоров по аренде недвижимого имущества (находящегося на балансе филиала) и получению арендной платы, филиал выставил счета на оплату арендной платы по переоформленным договорам после окончания 30 января 2015 года проверки; при проведении проверки и на момент рассмотрения дела судом филиал не представил Крымфиннадзору дополнительные соглашения о переоформлении договоров аренды и выставленных счетах на оплату с перерасчетом. Для возмещения 700 руб. по однодневным командировкам отсутствовали первичные документы о расходах.
ГУП РК "Крымские морские порты" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования (признать незаконными действия по составлению акта и направлению представления, признать недействительным представление) на том основании, что судебный акт принят при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права или норм процессуального права, изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела (л.д. 80-93 т. 6).
В апелляционной жалобе указано на то, что у заявителя не было бюджетных правоотношений и потому Крымфиннадзор не имел полномочий осуществлять в отношении заявителя внутренний государственный финансовый контроль.
По сути выявленных проверкой нарушений заявитель также не согласен с выводами проверки и направленного представления, так как филиал заявителя и руководитель филиала не имели полномочий заключать дополнительные соглашения к контракту бэрбоутного чартера судна "Таманский" и договорам аренды недвижимого имущества. Собственником сданного в аренду недвижимого имущества является Республика Крым, и потому в последующем дополнительные соглашения к договорам аренды заключены от имени арендодателя уполномоченным собственником органом - Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Минимущество Крыма). Получив такие дополнительные соглашения, филиал заявителя выставил арендаторам счета на оплату с перерасчетом арендной платы. Судно "Таманский" на момент передачи филиалу заявителя имущества фактически находилось за пределами Российской Федерации и получено не было. Филиал заявителя не нарушил нормы бухгалтерского учета при выплате возмещения за однодневные командировки без первичных документов, подтверждающих расходы, так как локальным актом такая выплата предусмотрена.
Из отзыва на апелляционную жалобу и дополнительных пояснений к отзыву следует, что Крымфиннадзор не согласен с доводами апелляционной жалобы, так как действовал в пределах предоставленных полномочий и по поручению Главы Республики Крым. Филиал заявителя по акту приема-передачи принял и поставил на бухгалтерский учет судно "Таманский", а потому обязан принимать меры по взысканию задолженности за бэрбоутный чартер судна. Изменение собственника в договоре аренды недвижимого имущества с арендатором ООО "Украинская компания "Краймория" не является основанием для внесения изменений в договор аренды и неоплаты арендной платы, но филиал заявителя не принял мер по взысканию задолженности по арендной плате. По шести договорам аренды недвижимого имущества филиал заявителя принял по акту приема-передачи и поставил на баланс недвижимое имущество, но не принял мер по приведению договоров в соответствие с законодательством Российской Федерации и по взысканию задолженности. Минимущество Крыма приняло меры и заключило дополнительные соглашения к договорам аренды недвижимого имущества или расторгло ранее заключенные. Возмещение расходов по командировкам возможно только при предоставлении первичных документов по расходам. Крымфиннадзор не согласен с позицией суда кассационной инстанции по иным схожим делам, и потому подал на эти судебные акты кассационную жалобу (л.д. 1-15, 105-111, 135-136 т. 7).
В судебном заседании с 17 по 24 марта 2016 года объявлялся перерыв. В судебном заседании 17 марта 2016 года представитель ГУП РК Крымские морские порты" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Крымфиннадзора с апелляционной жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу и дополнительных пояснениях.
Представитель Минимущества Крыма (ОГРН 1149102017426) в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания на 17 марта 2016 года этот участник извещен определением от 18 февраля 2016 года, копию которого получил 26 февраля 2016 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 141-143 т. 7). 18 марта 2016 года информация о перерыве в судебном заседании до 24 марта 2016 года опубликована на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 19 т. 8).
Учитывая эти обстоятельства, необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: окончить рассмотрение дела без участия в судебном заседании представителей Крымфиннадзора и Минимущества Крыма.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд принял дополнительные доказательства (л.д. 11-16, 24-26 т. 8) и установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
18 июня 2014 года зарегистрировано по законодательству Российской Федерации с присвоением ОГРН 1149102012620 Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты", имеющее филиалы, в том числе филиал "Керченский рыбный порт" (л.д. 51-71 т. 4).
Это юридическое лицо не является правопреемником ранее зарегистрированного по законодательству Украины Государственного предприятия "Керченский морской рыбный порт" с присвоенным ИНН 00467873 (л.д. 11-16 т. 8) и новообразованного, зарегистрированного на переходный период юридического лица со специальным статусом в Республике Крым - Государственного предприятия "Крымские морские порты" (идентификационный код юридического лица - 010558), регистрация которого отменена распоряжением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 1453-р (л.д. 26 т. 8).
По Положению о филиале "Керченский рыбный порт" этот филиал является обособленным подразделением юридического лица, не имеет статуса юридического лица; директор филиала на основании выданной генеральным директором юридического лица доверенности осуществляет эффективное использование и сохранность имущества, закрепленного за филиалом, заключает и подписывает хозяйственные договора, обеспечивает их исполнение (пункты 6.2-6.4) (л.д. 72-86 т. 4).
13 января 2015 года генеральным директором выдана директору филиала доверенность (л.д. 86-91 т. 4).
С 22 декабря 2014 года по 30 января 2015 года на основании поручения Главы Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 01-62/3586, в соответствии с выданными Крымфиннадзором удостоверениями от 19 декабря 2014 года N 112, N 115, N 113 и от 09 декабря 2014 года N 104 главным консультантом отдела финансового контроля и надзора в сфере использования природных ресурсов Управления финансового контроля и надзора в агропромышленном комплексе и сфере использования природных ресурсов Трофимчук А.Н. и главным специалистом этого отдела Медведевым А.А., главным консультантом отдела финансового контроля и надзора в сфере образования Управления финансового контроля и надзора в сфере образования и науки Хариным А.М. проведена внеплановая проверка финансово-хозяйственной деятельности филиала "Керченский рыбный порт" за период с 26 марта 2014 года по 30 ноября 2014 года.
19 февраля 2015 года по итогам этой проверки главным консультантом отдела финансового контроля и надзора в сфере использования природных ресурсов Управления финансового контроля и надзора в агропромышленном комплексе и сфере использования природных ресурсов Трофимчук А.Н. составлен акт N 09-21/02 внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности филиала ГУП РФ "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" за период с 26 марта 2014 года по 30 ноября 2014 года (л.д. 51-99 т. 1).
В заключительной части этого акта указано на то, что проверкой установлены нарушения законодательства и финансовой дисциплины на общую сумму 4.249.768 руб. (в т.ч. НДС 640.865,14 руб.), а именно:
1) в результате неприведения филиалом "Керченский рыбный порт" в соответствие контракта бэрбоут-чартера с компанией "Coven Management" судна "Таманский" на 30 ноября 2014 года не дополучено доходов в сумме 82.145,70 долларов США или 4.051.590,22 руб.;
2) в результате неприведения в соответствие договоров аренды не дополучено доходов в сумме 55.096,89 руб.;
3) в результате неначисления арендной платы, невыставления счетов для оплаты арендной платы не дополучено доходов в сумме 90.156 руб.; в ходе проверки нарушение частично устранено на сумму 62.25,03 руб.;
4) в результате невыставления счета общественной организации "Серф Клуб" для возмещения недополученных финансовых ресурсов на 4.380,90 руб., в ходе проверки нарушение устранено;
5) работникам при направлении в однодневную командировку в другой населенный пункт возмещены денежные средства без документального подтверждения осуществленных расходов в сумме 32.900 руб.;
6) допущены арифметические ошибки в путевых листах при подсчете ежемесячных остатков горючего, что привело к необоснованному списанию в июле-сентябре, ноябре 2014 года топлива на общую сумму 4.169,07 руб.; в ходе проверки нарушение устранено;
7) инвентаризацией установлены излишки материальных ценностей (дизельное топливо на буксире "Краб") на сумму 11.471,92 руб.; в ходе проверки нарушение устранено.
Возражения на акт проверки (л.д. 109-111 т. 1) не удовлетворены (л.д. 112-118 т. 1).
31 марта 2015 года заместителем начальника Крымфиннадзора Олейником И.А. направлено представление N 09-14/1024 (л.д. 24-25 т. 1), которым на основании названного выше акта установлены нарушения филиалом "Керченский рыбный порт" законодательства и иных нормативных правовых актов на сумму 4.249.768 руб. (неустраненных в ходе проверки):
1) непереоформление, неперерегистрация контракта, заключенного 20 мая 2007 года N 11/07 между государственным предприятием "Керченский морской рыбный порт" и компанией "Coven Management" на бэрбоут чартер (фрахт) плавобункеровщика "Таманский", невыставления счетов к оплате, не дополучено доходов по состоянию на 30 ноября 2014 года в сумме 4.051.590,22 руб. (82.145,70 долларов США), что является нарушением статьи 425, пункта 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), пункта 7 постановления Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года N 1865-6/4 "О государственном предприятии "Крымские морские порты" (далее - постановление ГС РК о ГП "Крымские морские порты"), части 2 пункта 3.1 статьи 3, части 2 пункта 8.2 статьи 8 названного контракта;
2) не выставлены счета на оплату аренды недвижимого имущества по четырем договорам, не начислена и не поступила арендная плата, не дополучено доходов на 90.159 руб., что является нарушением пункта 1 статьи 425 ГК РФ, частей 1, 3 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, пункта 3.6 названных договоров, нарушение устранено частично на 62.325,03 руб.;
3) не переоформлены и не перерегистрированы шесть договоров аренды, не выставлялись счета на оплату арендной платы недвижимого имущества, не начислена и не поступила арендная плата, не дополучено дохода в сумме 55.096,89 руб., что является нарушением пункта 1 статьи 617 ГК РФ, части 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, пунктов 1, 7 постановления ГС РК о ГП "Крымские морские порты", пунктов 1, 3 постановления ГС РК N 2355-6/4 "О некоторых вопросах управления объектами собственности Республики Крым, переданным в аренду";
4) возмещены денежные средства работникам на 32.900 руб. при отсутствии первичных учетных документов, подтверждающих осуществление расходов в командировке, что является нарушением части 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете.
Этим представлением на заявителя возложена обязанность принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем нарушений по:
1) неполучению платы за фрахт судна; привести в соответствие с действующим законодательством контракт от 20 мая 2007 года N 11/07; отразить в бухгалтерском учете дебиторскую задолженность за компанией "Coven Management" за фрахт судна;
2) неполучению арендной платы; отразить в бухгалтерском учете дебиторскую задолженность по неполученной арендной плате по ООО "Компания "Краймория"; принять меры в соответствии с действующим законодательством с целью получения арендной платы от ООО "Компания "Краймория" за аренду недвижимого имущества;
3) неполучению арендной платы; привести в соответствие с действующим законодательством шесть договоров аренды с:
- ООО "Фирма "Трал" от 07 сентября 2009 года N 892;
- ООО "ТЕС-Терминал" от 29 марта 2013 года N 1408;
- ООО "ТЕС-Терминал" от 25 марта 2013 года N 1406;
- ООО "ТЕС-Терминал" от 21 ноября 2013 года N 1477;
- ООО "ТЕС-Терминал" от 15 декабря 2011 года N 1277;
- иностранным предприятием "СЖС Украина" от 20 апреля 2012 года N 1321;
принять меры в соответствии с действующим законодательством с целью получения арендной платы от указанных арендаторов;
4) возмещению денежных средств (суточных) без документального подтверждения осуществленных расходов.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд по указанным в акте проверки и представлении нарушениям со стороны филиала установил следующее.
По неполучению платы за фрахт плавобункеровщика "Таманский"
20 мая 2007 года в простой письменной форме между судовладельцем - Керченским морским рыбным портом, и бэрбоутным фрахтователем - Coven Management (Багамские острова, Нассау), заключен контракт N 11/07 на стандартный бэрбоутный чартер Балтийского и международного морского совета (БИМКО), на т/к "Таманский" (танкер, проект 610), UZUY, ИМО N 8727044, флаг - Украина), сроком до 15 февраля 2017 года, за 546 долларов в месяц (л.д. 21-32 т. 4).
Классификационное свидетельство (л.д. 50 т. 4), свидетельство о праве собственности на судно (л.д. 71 т. 5), свидетельство о праве плавания под государственным флагом Украины (л.д. 72 т. 5) подтверждают тот факт, что на момент выдачи этих документов судовладельцем было государственное предприятие "Керченский морской рыбный порт".
30 июня 2014 года составлен акт приема-передачи, по которому филиал заявителя получил от ГУП РК "Крымские морские порты" имущество, в том числе плавбуксировщик "Таманский" (л.д. 33-46 т. 4).
Однако согласно представленным письменным доказательствам (л.д. 47-49 т. 4, л.д. 73 т. 5) и пояснениям представителя заявителя указанное судно на момент присоединения Республики Крым к Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, а также на момент составления акта приема-передачи имущества в морском порту Керчь не находилось, на 17 марта 2014 года судно находилось в Средиземном море, остров Мальта.
Данный факт Крымфиннадзор не оспаривает, но полагает, что с принятием на баланс этого имущества филиал принял на себя обязанность по взысканию задолженности за фрахт судна.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Постановления Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1757-6/14 (ред. от 11 апреля 2014 года) "О национализации предприятий и имущества морского транспорта сферы управления Министерства инфраструктуры Украины и Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя" в целях обеспечения стабильной работы транспортной инфраструктуры, безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним Государственный Совет Республики Крым постановил: национализировать в собственность Республики Крым Государственное предприятие "Керченский морской порт" (юридический адрес: 98312, Автономная Республика Крым, г. Керчь, ул. Кирова, 28, ИНН 00467873).
Согласно пункту 4.2 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 157 (ред. от 20 февраля 2015 года, далее - Положение о Минимуществе) к полномочиям Минимущества отнесено осуществление управления, владения и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Крым, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Крым.
В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года N 1865-6/14 (ред. от 04 июня 2014 года) "О Государственном унитарном предприятии Республики Крым "Крымские морские порты":
пункт 1 - установлено, что имущество Государственного предприятия "Керченский морской рыбный порт" (юридический адрес: 98320, Республика Крым, г. Керчь, ул. Свердлова, 49, код ЕГРПОУ 00467873) является собственностью Республики Крым;
пункты 2, 3 и 5.1 - создано Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты"; наделено это предприятие имуществом, указанным в пункте 1 настоящего Постановления с постановкой его на баланс ГУП Республики Крым "Крымские морские порты";
пункт 7 - договора и соглашения, стороной которых являются предприятия, имущество которых передается в состав имущества ГУП, подлежат переоформлению и перерегистрации на ГУП Республики Крым "Крымские морские порты" при условии определения органом управления данным предприятием целесообразности осуществления их переоформления и перерегистрации.
Статья 425 ГК РФ регулирует вопросы действия договора. Так, по общему правилу, окончание срока действия договора не влечет прекращение исполнения обязательств сторон по договору.
Часть 1 статьи 617 ГК РФ устанавливает, что переход права собственности (хозяйственного ведения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ (ред. от 04 ноября 2014 года) "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом; не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
Из установленных выше обстоятельств следует, что с 17 марта 2014 года собственником судна "Таманский" является Республика Крым, 18 июня 2014 года создано юридическое лицо ГУП РК Крымские морские порты", которому подлежало передаче на баланс указанное судно, 30 июня 2014 года судно "Таманский" не было передано филиалу ГУП РК "Крымские морские порты", так как находилось и находится за пределами как морского порта Керчь, так и Российской Федерации; филиал "Керченский рыбный порт" в проверяемый период (с 26 марта 2014 года по 30 ноября 2014 года) не имело полномочий на внесение изменений в контракт бэрбоутного чартера и прав требования по взысканию задолженности за такой фрахт, так как не являлся ни судовладельцем по договору или его уполномоченным представителем, ни собственником судна или его уполномоченным представителем.
Выводы суда первой инстанции об обязанности филиала "Керченский рыбный порт" принять меры по переоформлению контракта бэрбоутного чартера судна "Таманский", состоящего у него на балансе, не основаны на фактических обстоятельствах дела и не соответствуют нормам материального права, в частности части 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, предписывающей отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственных операций, а не мнимые или притворные сделки.
Неполучение арендной платы - 27.833,97 руб.
от ООО "Компания "Краймория"
за аренду недвижимого имущества
Из акта проверки следует, что за проверяемый период не получено арендной платы на 90.159 руб., нарушение устранено частично на 62.325,03 руб., таким образом, остаток задолженности составляет 27.833,97 руб.
25 апреля 2012 года между арендодателем - Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, и арендатором - ООО "Компания "Краймория", в простой письменной форме заключен договор аренды N 1326 индивидуально определенного (недвижимого) имущества, принадлежащего государству. Предметом аренды является - встроенные нежилые помещения N 32, N 33 площадью 35,5 кв.м. на 3 этаже административного здания (инженерного корпуса) лит. "А-А1" в г. Керчи, ул. Свердлова, 49. Срок договора - до 23 апреля 2015 года (л.д. 119-127 т. 1, л.д. 1-8 т. 5).
25 декабря 2014 года между арендодателем - Минимуществом Крыма, и арендатором - ООО "Компания "Краймория", в простой письменной форме заключено дополнительное соглашение N 1 к указанному выше договору N 1326. По условиям этого дополнительного соглашения изменены арендодатель, балансодержатель (им указан филиал "Керченский рыбный порт"), порядок распределения и уплаты арендной платы, ее размер, другие условия договора (л.д. 128-130 т. 1, л.д. 102-109 т. 5).
О подписанном дополнительном соглашении филиал "Керченский рыбный порт" узнал 15 января 2015 года, получив от арендатора дополнительное соглашение (л.д. 127 т. 1). После чего, 22 января 2015 года выставил арендатору счет на оплату N 13/1 за период с марта по декабрь 2014 года в сумме 40.609,80 руб. (л.д. 133-134 т. 1) и 02 февраля 2015 года получил оплату в этой же сумме (л.д. 136 т. 1).
Как указано выше, Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 17 марта 2014 года N 1757-6/14 имущество Государственного предприятия "Керченский морской порт" (ИНН 00467873) национализировано в собственность Республики Крым. Полномочия по управлению этим имуществом предоставлены Минимуществу. ГУП РК "Крымские морские порты" с его филиалами, в том числе филиалом "Керченский рыбный порт", зарегистрировано по законодательству Российской Федерации только 18 июня 2014 года.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете в бухгалтерском учете подлежат отражению факты хозяйственных операций; этот факт в первичном учете должен быть отражен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
Таким образом, из установленных обстоятельств следует, что по договору изменился собственник, каковым является Республика Крым, ее уполномоченным органом по управлению имуществом - Минимущество, этот уполномоченный орган внес изменения в договор, после получения документов об изменении условий договора балансодержатель - филиал "Керченский рыбный порт" незамедлительно принял меры по перерасчету задолженности и ее погашению. При этом филиал "Керченский рыбный порт" не имел полномочий по внесению изменений в договор, без которых не имел права выставлять счета арендатору на оплату задолженности.
Выводы суда первой инстанции об обязанности филиала "Керченский рыбный порт" принять меры по переоформлению договора и несвоевременного принятия филиалом мер по получению задолженности по арендной плате (после окончания проверки) не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат требованиям норм материального права, в том числе частям 1 и 3 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, предписывающих отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственных операций после окончания факта хозяйственной жизни, если невозможно отражение при совершении такого факта. Как указано выше, филиал, получив документы о факте хозяйственной жизни (заключение дополнительного соглашения к договору аренды) принял меры по взысканию задолженности и отражению этого факта в бухгалтерском учете.
Неполучение арендной платы по шести договорам
Из акта проверки следует, что по шести договорам аренды недвижимого имущества договора не приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не выставлены счета на оплату задолженности по арендной плате за недвижимое имущество за период с марта по ноябрь 2014 года и не дополучен доход за этот период - 55.096,89 руб.
Из объяснений экономиста филиала "Керченский рыбный порт" (л.д. 89 т. 2) и писем филиала "Керченский рыбный порт" от 04 и 23 июля 2014 года (л.д. 91-94 т. 2) следует, что филиал "Керченский рыбный порт" обращался в адрес Фонда имущества Республики Крым с просьбой привести договора в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
В материалы дела представлены письменные доказательства о заключении, изменении, расторжении и исполнении договоров с арендаторами:
1) ООО "Фирма "Трал" от 07 сентября 2009 года N 892
07 сентября 2009 года между арендодателем - Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, и арендатором - ООО "Фирма "Трал", в простой письменной форме заключен договор аренды N 892 индивидуально определенного (недвижимого) имущества, которое относится к государственной собственности. Предметом аренды являлось - сооружения площадок S1 и S2 площадью 1463 кв.м. на территории морского рыбного порта в г. Керчи, ул. Свердлова, 49. По соглашению сторон в договор вносились изменения, в том числе относительно срока аренды. Окончательно срок договора определен до 05 сентября 2014 года (л.д. 137-149 т. 1, л.д. 139-146 т. 4).
02 октября 2014 года арендодатель - Минимущество, письменно уведомило арендатора о прекращении срока действия договора аренды (л.д. 3 т. 2).
25 декабря 2014 года по акту приема-передачи арендованное имущество возвращено арендатором арендодателю - Минимуществу (л.д. 150 т. 1, л.д. 1 т. 2).
Дополнительное соглашение N 2 к договору N 1417, заключенного с ООО "Фирма "Трал", не имеет отношение к делу, и потому не принимается в качестве доказательства (л.д. 122-126 т. 5).
2) ООО "ТЕС-Терминал" от 29 марта 2013 года N 1408
29 марта 2013 года между арендодателем - Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, и арендатором - ООО "ТЕС-Терминал", в простой письменной форме заключен договор аренды N 1408 индивидуально определенного (недвижимого) имущества, которое относится к государственной собственности. Предметом аренды являлись - площадка 9 (лит. S1) площадью 142,06 кв.м. и площадка (лит. S2) площадью 60 кв.м. Срок аренды в договоре не указан (л.д. 4-10 т. 2, л.д. 123-130 т. 4).
01 сентября 2014 года между арендодателем - Фондом имущества Республики Крым (во исполнение распоряжения Главы Республики Крым от 17 апреля 2014 года N 2375/01-04 о передаче договоров - л.д. 100-101 т. 5), и арендатором - ООО "ТЕС-Терминал", в простой письменной форме заключено дополнительное соглашение N 1, по условиям которого изменены арендодатель, балансодержатель (им указан филиал "Керченский рыбный порт"), порядок распределения и уплаты арендной платы, ее размер, другие условия договора (л.д. 128-130 т. 1, л.д. 102-109, 114-116 т. 5).
О подписанном дополнительном соглашении филиал "Керченский рыбный порт" узнал 26 января 2015 года, получив от арендатора дополнительное соглашение (л.д. 11 т. 2). После чего, 20 февраля 2015 года выставил арендатору счет на оплату N 20/2 за период с марта 2014 года по январь 2015 года в сумме 3611,01 руб. и подписал акт приема-передачи услуг по аренде (л.д. 15-16 т. 1), 24 апреля 2015 года получил оплату в указанной сумме (л.д. 17 т. 2).
3) ООО "ТЕС-Терминал" от 25 марта 2013 года N 1406
25 марта 2013 года между арендодателем - Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, и арендатором - ООО "ТЕС-Терминал", в простой письменной форме заключен договор аренды N 1406 индивидуально определенного (недвижимого) имущества, которое относится к государственной собственности. Предметом аренды являлись - нежилое помещение кабинета N 7-1 площадью 27,5 кв.м., коридор N 7-2 кв.м., склад N 7-3 17,4 кв.м., на 1 этаже здания лит. Б (блок вспомогательных цехов), расположенных в г. Керчь, ул. Свердлова, 49. Срок аренды до 25 марта 2016 года (л.д. 18-25 т. 2, л.д. 131-138 т. 4).
26 сентября 2014 года в простой письменной форме между арендодателем - Минимуществом Крыма, и арендатором - ООО "ТЕС-Терминал", заключено дополнительное соглашение N 1, которым в договор внесены изменения и дополнения относительно порядка распределения и уплаты арендной платы, ее размера, других условий договора (л.д. 26-29 т. 2, л.д. 117-121 т. 5).
О подписанном дополнительном соглашении филиал "Керченский рыбный порт" узнал 26 января 2015 года, получив от арендатора дополнительное соглашение (л.д. 26 т. 2). После чего, 20 февраля 2015 года выставил арендатору счет на оплату N 19/2 за период с марта 2014 года по январь 2015 года в сумме 11526,05 руб. и подписал акт приема-передачи услуг по аренде (л.д. 30-31 т. 2), 24 апреля 2015 года получил оплату в указанной сумме (л.д. 33 т. 2).
4) ООО "ТЕС-Терминал" от 21 ноября 2013 года N 1477
21 ноября 2013 года между арендодателем - Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, и арендатором - ООО "ТЕС-Терминал", в простой письменной форме заключен договор аренды N 1477 индивидуально определенного (недвижимого) имущества, которое относится к государственной собственности. Предметом аренды являлись - нежилые помещения умывальника N 14 лит. Б площадью 34,9 кв.м., коридора N 17-1 лит. Б 4,4 кв.м., кабинета N 17-3 лит. Б 11,3 кв.м., агрегатной N 18-1 лит. Б 38,6 кв.м., расположенные в г. Керчь, ул. Свердлова, 49. Срок аренды до 19 ноября 2016 года (л.д. 33-40 т. 2, л.д. 115-122 т. 4).
17 ноября 2014 года в простой письменной форме между арендодателем - Минимуществом Крыма, и арендатором - ООО "ТЕС-Терминал", заключено дополнительное соглашение N 1, которым в договор внесены изменения и дополнения относительно порядка распределения и уплаты арендной платы, ее размера, других условий договора (л.д. 40-29 т. 2).
О подписанном дополнительном соглашении филиал "Керченский рыбный порт" узнал 26 февраля 2015 года, получив от арендатора дополнительное соглашение (л.д. 41 т. 2). После чего, 28 февраля 2015 года выставил арендатору счет на оплату N 88/2 за период с марта по декабрь 2014 года в сумме 29527,19 руб. и подписал акт приема-передачи услуг по аренде (л.д. 46-48 т. 2), 06 апреля 2015 года получил оплату в указанной сумме (л.д. 49-50 т. 2).
5) ООО "ТЕС-Терминал" от 15 декабря 2011 года N 1277
15 декабря 2011 года между арендодателем - Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, и арендатором - ООО "ТЕС-Терминал", в простой письменной форме заключен договор аренды N 1277 индивидуально определенного (недвижимого) имущества, которое относится к государственной собственности. Предметом аренды являлось - бетонное мощение площадью 200 кв.м., реестровый N 00467873.18.ЮМТВСЮ 021, расположенное в г. Керчь, ул. Свердлова, 49. Срок аренды до 13 декабря 2014 года (л.д. 52-59 т. 2, л.д. 107-114 т. 4)
26 сентября 2014 года в простой письменной форме между арендодателем - Минимуществом Крыма, и арендатором - ООО "ТЕС-Терминал", заключено дополнительное соглашение N 1, которым в договор внесены изменения и дополнения относительно порядка распределения и уплаты арендной платы, ее размера, других условий договора (л.д. 61-65 т. 2, л.д. 110-113 т. 5).
О подписанном дополнительном соглашении филиал "Керченский рыбный порт" узнал 26 января 2015 года, получив от арендатора дополнительное соглашение (л.д. 60 т. 2). После чего, 20 февраля 2015 года выставил арендатору счет на оплату N 18/2 за период с марта 2014 года по январь 2015 года в сумме 2242,56 руб. и подписал акт приема-передачи услуг по аренде (л.д. 65-66 т. 2), 24 апреля 2015 года получил оплату в указанной сумме (л.д. 67-68 т. 2).
При этом, судебный акт по делу N А83-3067/2014 Арбитражного суда Республики Крым по иску ООО "ТЕС-Терминал" к ГУП РК "Крымские морские порты" о признании частично недействительным договора не касается указанных выше договоров, так как предметом судебного разбирательства был договор от 12 августа 2009 года N 24/09 (л.д. 74-84 т. 5).
6) иностранным предприятием "СЖС Украина" от 20 апреля 2012 года N 1321
20 апреля 2012 года между арендодателем - Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, и арендатором - иностранным предприятием "СЖС Украина", в простой письменной форме заключен договор аренды N 1321 индивидуально определенного (недвижимого) имущества, которое относится к государственной собственности. Предметом аренды являлась - площадка из сборных железобетонных плит площадью 30,2 кв.м., входящая в инвентарный N 02116, расположенная в г. Керчи, ул. Свердлова, 49. Срок аренды до 19 апреля 2015 года (л.д. 69-77 т. 2, л.д. 99-106 т. 4)
31 декабря 2014 года в простой письменной форме между арендодателем - Минимуществом Крыма, и арендатором - иностранным предприятием "СЖС Украина", заключено дополнительное соглашение N 1, которым в договор внесены изменения и дополнения относительно порядка распределения и уплаты арендной платы, ее размера, других условий договора (л.д. 80-82 т. 2, л.д. 132-137 т. 5).
О подписанном дополнительном соглашении филиал "Керченский рыбный порт" узнал 30 января 2015 года, получив от арендатора дополнительное соглашение (л.д. 78 т. 2). После чего, 20 апреля 2015 года выставил арендатору счет на оплату N 26/4 за период с июля 2014 года по февраль 2015 года в сумме 3357 руб. и подписал акт приема-передачи услуг по аренде (л.д. 83, 85 т. 2), 24 апреля 2015 года получил оплату в указанной сумме (л.д. 86-87 т. 2).
Как указано выше, нормы материального права устанавливают, что с переходом права собственности (хозяйственного ведения) на сданное в аренду имущество к другому лицу нет оснований для изменения или расторжения договора аренды; в бухгалтерском учете следует отражать факты хозяйственной жизни при совершении такого факта, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.
Из установленных обстоятельств следует, что по указанным шести договорам аренды недвижимого имущества изменился собственник, каковым является Республика Крым, ее уполномоченным органом по управлению имуществом - Минимущество, этот уполномоченный орган внес изменения в договора, после получения документов об изменении условий договоров балансодержатель - филиал "Керченский рыбный порт", принял меры по перерасчету задолженности и ее погашению. При этом филиал "Керченский рыбный порт" не имел полномочий по внесению изменений в договора, без которых не имел права выставлять счета арендаторам на оплату задолженности.
Выводы суда первой инстанции об обязанности филиала "Керченский рыбный порт" принять меры по переоформлению договоров и о несвоевременном принятии филиалом мер по получению задолженности по арендной плате (после окончания проверки) не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат требованиям норм материального права, в том числе частям 1 и 3 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, предписывающим отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственной жизни после окончания факта хозяйственной жизни, если невозможно отражение при совершении такого факта. Как указано выше, филиал, получив документы о факте хозяйственной жизни (заключение дополнительных соглашений к договорам аренды) принял меры по взысканию задолженности и отражению этого факта в первичном бухгалтерском учете.
По возмещению расходов на 32.900 руб.
на однодневные командировки
Из пояснений представителя заявителя, трудового договора, авансовых отчетов и документов на командировки, акта проверки следует, что филиал возмещал своим работникам командировочные расходы за однодневные командировки в размере 700 руб. без первичных документов по понесенным расходам (л.д. 95-150 т. 2, л.д. 1-134 т. 3, л.д. 19 т. 4).
Статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) установлена гарантия для работника по возмещению ему расходов, связанных с командировкой.
Статьей 168 Трудового кодекса установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Согласно пункту 7.8 Положения о служебных командировках, утвержденного приказом N 44 от 09 июня 2014 года по ГУП РК "Крымские морские порты", при направлении работника в командировку по территории Российской Федерации (кроме городов федерального значения) ему выплачиваются суточные (дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства) в сумме 700 руб.; пункт 7.9 этого Положения устанавливает выплату при однодневных командировках в другой населенный пункт при отсутствии документального подтверждения осуществления расходов - 700 руб. (л.д. 135-147 т. 3).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2012 года N 4357/12 по делу N А27-2997/2011 сделан вывод о том, что выплаченные суммы по однодневным командировкам не являются суточными, это возмещение иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя.
Таким образом, филиалом "Керченский рыбный порт" не допущено нарушений норм действующего законодательства, регулирующего вопросы возмещения иных расходов, связанных со служебной командировкой, произведенных с разрешения или ведома работодателя.
Судом первой инстанции в этой части решение принято при неправильном применении норм материального права, применено Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 749, которое не регулирует вопросы возмещения иных расходов при однодневных командировках, и не запрещает возмещение таких расходов без первичных документов понесенных расходов. Наоборот, абзац 2 пункта 11, пункт 24 названного Положения и часть 4 статьи 168 Трудового кодекса устанавливают, что нормы суточных (как и других расходов на командировки) определяются коллективным договором или иным локальным нормативным актом, если иное не установлено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При проведении Крымфиннадзором проверки был установлен факт действия на ГУП РК "Крымские морские порты" локального нормативного акта, регулирующего вопросы возмещения расходов, в том числе по однодневным командировкам. Неприменение такого локального правового акта противоречит правовым актам Российской Федерации и нарушает права заявителя.
Судом первой инстанции также не применен этот локальный правовой акт, часть 4 статьи 168 Трудового кодекса, регулирующая применение таких локальных правовых актов.
По полномочиям Крымфиннадзора
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Положения о Службе финансового надзора Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 170 (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки, далее - Положение о Крымфиннадзоре) Крымфиннадзор является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, реализующим государственную политику Республики Крым в сфере внутреннего государственного финансового контроля (надзора), а также контроля за предприятиями, созданными (основанными) в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым. Крымфиннадзор осуществляет функции по контролю и надзору в финансовой сфере, финансово-бюджетной сфере, в сфере закупок товаров, работ и услуг, за использованием региональным оператором средств бюджета Республики Крым; Крымфиннадзор осуществляет функции по контролю и надзору в финансовой сфере, финансово-бюджетной сфере, в сфере закупок товаров, работ и услуг, за использованием региональным оператором средств бюджета Республики Крым (л.д. 36-39 т. 5).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N285 утвержден Порядок осуществления Службой финансового надзора Республики Крым полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю (л.д. 30-35 т. 5).
В соответствии с пунктами 1 и 4 этого Порядка (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки, далее - Положение о Крымфиннадзоре) Крымфиннадзор имел полномочия по реализации государственной политики Республики Крым в сфере внутреннего государственного финансового контроля (надзора), а также контроля за предприятиями, учреждениями и организациями, созданными (основанными) в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым; объектами контроля являются, в том числе, объекты государственного финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым; предприятия, созданные (основанные) в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым.
Также в соответствии с пунктом 6 раздела 1.4 "Предмет государственного контроля" Административного регламента исполнения Службой финансового надзора Республики Крым функции внутреннего государственного финансового контроля, утвержденного приказом Крымфиннадзора N 102 от 06 ноября 2014 года, предметом государственного контроля является соблюдение объектами контроля:
а) бюджетного законодательства Российской Федерации, Республики Крым и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе при исполнении бюджетных полномочий главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета Республики Крым и бюджетов территориальных внебюджетных фондов Республики Крым, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Республики Крым и бюджетов территориальных внебюджетных фондов Республики Крым, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Республики Крым и бюджетов территориальных внебюджетных фондов Республики Крым;
б) законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Крым в целях установления законности составления и исполнения бюджета Республики Крым и бюджетов территориальных внебюджетных фондов Республики Крым в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности;
в) законодательных и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Республики Крым, регулирующих порядок осуществления Службой финансового надзора Республики Крым контроля за соблюдением Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", другими нормативными правовыми актами Республики Крым в сфере закупок;
г) законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок использования региональными операторами средств бюджета Республики Крым в качестве поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующие фонды капитального ремонта;
д) законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок использования застройщиками - получателями денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства по договору, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", нормативными правовыми актами Республики Крым.
Этот перечень предмета государственного контроля является исчерпывающим.
Из установленных судом обстоятельств следует, что проведенная Крымфиннадзором проверка не связана с осуществлением полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю (надзору), в рамках которого возможно направление представлений. Поскольку объект проверки не осуществлял закупок по контрактной системе для обеспечения государственных нужд Республики Крым, у него не было бюджетных правоотношений, он не обязан к составлению отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе государственных (муниципальных) заданий.
Частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент проверки) установлено, что порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций. Этот порядок должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения.
Таким образом, к проверкам, осуществляемым Крымфиннадзором, должны быть применены нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования.
Из Положения о Крымфиннадзоре N 170 в редакции, действовавшей на момент проверки, не следует, что этот орган государственной власти Республики Крым наделен полномочиями по проверке по вопросам, не связанным с проверкой соблюдения бюджетного законодательства.
А потому действия Крымфиннадзора по составлению акта проверки и по направлению представления противоречат указанным выше требованиям законодательных актов Российской Федерации и Республики Крым. Такими действиями нарушены права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Такая позиция об отсутствии у Крымфиннадзора до 11 марта 2015 года полномочий проводить проверки в рамках внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий, не имеющих бюджетных отношений, изложена в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа (дела N N А83-1580/2015, А83-1440/2015).
На основании изложенного Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции решение принято с нарушением и при неправильном применении норм материального права; изложенные в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Такой судебный акт подлежит отмене. Заявленные требования о признании незаконными действий Крымфиннадзора по составлению акта проверки и по направлению представления, а также о признании представления недействительным подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью, в том числе, в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Согласно подпунктам 3 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче организациями заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина уплачивается в размере 3 000 рублей. Размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение составляет 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, то есть 1 500 рублей.
Как следует из материалов дела, филиалом "Керченский рыбный порт" при подаче апелляционной жалобы была уплачена госпошлина в сумме 3 000,00 рублей по платежному поручению N 746 от 12 октября 2015 года через АО "Севастопольский Морской банк" (л.д. 94 т. 6), тогда как в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следовало уплатить государственную пошлину в сумме 1 500,00 рублей.
Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500,00 рублей подлежит возврату филиалу "Керченский рыбный порт" из федерального бюджета, уплаченная при подаче заявления в сумме 3000,00 рублей и апелляционной жалобы в сумме 1 500,00 рублей подлежит возмещению за счет Крымфиннадзора.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3, 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 21 сентября 2015 года по делу N А83-1610/2015 отменить.
Заявленные требования удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия Службы финансового надзора Республики Крым, выразившиеся в составлении 19 февраля 2015 года главным консультантом отдела финансового контроля и надзора в сфере использования природных ресурсов Управления финансового контроля и надзора в агропромышленном комплексе и сфере использования природных ресурсов Трофимчук А.Н. акта N 09-21/02 внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" за период с 26 марта 2014 года по 30 ноября 2014 года, как не соответствующие статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Признать незаконными действия Службы финансового надзора Республики Крым, выразившиеся в направлении 31 марта 2015 года заместителем начальника Крымфиннадзора Олейником И.А. представления N 09-14/1024, которым установлены нарушения филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" законодательства и иных нормативных правовых актов на сумму 4.249.768 руб., как не соответствующие статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Признать недействительным представление N 09-14/1024, принятое 31 марта 2015 года заместителем начальника Службы финансового надзора Республики Крым Олейником И.А., которым установлены нарушения филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" законодательства и иных нормативных правовых актов на сумму 4.249.768 руб., как не соответствующее статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Взыскать со Службы финансового надзора Республики Крым (295006, бул. Ленина, д. 5/7, г. Симферополь, Республика Крым; ОГРН 1149102017536) в пользу филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" (298320, ул. Свердлова, д. 49, г. Керчь, Республика Крым; ОГРН 1149102012620; ИНН/КПП 9111000450/911143005) судебные расходы в виде уплаченной при подаче заявления и апелляционной жалобы государственной пошлины в общей сумме 4 500,00 рублей (четыре тысячи пятьсот руб. 00 коп.).
Возвратить филиалу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Керченский рыбный порт" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 500,00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.), перечисленную платежным поручением N 746 от 12 октября 2015 года через АО "Севастопольский Морской банк".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
Н.П. Горошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1610/2015
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КРЫМСКИЕ МОРСКИЕ ПОРТЫ", Филиал ГУП РК "КМП" "Керченский рыбный порт"
Ответчик: Службы Финансового надзора Республики Крым
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений