31 марта 2016 г. |
Дело N А83-5586/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2016 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Приваловой А.В., судей Омельченко В.А., Полынкиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем Букуевой М.А., при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление" - Медведев В.Н., по доверенности от 15.01.2016 б/н, в отсутствие Службы финансового надзора Республики Крым, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Симферополю, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 февраля 2016 года по делу N А83-5586/2015 (судья Авдеев М.П.) по заявлению Службы финансового надзора Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление", при участии заинтересованных лиц: Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Симферополю, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым о взыскании задолженности в бюджет Республики Крым по налогам, сборам, обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года,
установил:
Служба финансового надзора Республики Крым (далее - Служба, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление" (далее - общество, налогоплательщик, ООО "Ремонтно-строительное управление") о взыскании задолженности в бюджет Республики Крым по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года, в размере 124 014,63 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.02.2016 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не подтверждено документально возникновение у общества заявленной ко взысканию образовавшейся в переходный период задолженности.
Не согласившись с указанным судебным актом, Служба подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что во исполнение норм Закона Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" ему был передан реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года, где за налогоплательщиком ООО "Ремонтно-строительное управление" числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 125 363,57 руб., заявленная ко взысканию за вычетом суммы переплаты 1348,94 руб. При этом, переданный реестр был сформирован Налоговой службой Республики Крым в разрезе налогоплательщиков, с указанием общих сумм задолженности и переплаты, без указания видов налогов, сборов и обязательных платежей, а также без предоставления Службе расчётов и документов (налоговые декларации, отчетности, карточки лицевого счета, налоговое дело), на основании которых сумма задолженности была включена в реестр. Единственным доказательством в подтверждение задолженности ООО "Ремонтно-строительное управление" перед бюджетом, которым располагает заявитель, является переданный реестр. Также заявитель указывает, что судом первой инстанции не были предприняты необходимые и достаточные меры, предусмотренные статьей 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по истребованию у Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (далее - УФНС России по Республике Крым, а также у Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Симферополю (далее - ИФНС России по г.Симферополю), как хранителя информации и органа, который располагает данными о суммах, включенных в переданный Службе реестр, документов, подтверждающих сумму задолженности ООО "Ремонтно-строительное управление" перед бюджетом.
От общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительное управление" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы ввиду их необоснованности, в то время как решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 февраля 2016 года общество считает законным и обоснованным, принятым с учетом всестороннего выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для рассматриваемого дела с правильным применением норм материального и процессуального права.
Принявший участие в судебном заседании представитель общества просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, заинтересованные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. От УФНС России по Республике Крым поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ, при этом судом апелляционной инстанции не установлены основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для его изменения или отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Налоговой инспекцией в г.Симферополе Налоговой службы Республики Крым во исполнение п.1 ст. 4 Закона Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" Службе финансового надзора Республике Крым был передан реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года, согласно которому за ООО "Ремонтно-строительное управление" числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 124 014,63 руб.
В связи с указанным, в адрес должника было направлено предписание от 20.05.2015 N 05-14/63 о необходимости в течение 20 рабочих дней возместить сумму задолженности в бюджет Республики Крым, которое было получено адресатом 25.05.2015, что подтверждается почтовым уведомлением, имеющимся в материалах дела.
Отсутствие информации об уплате обществом суммы задолженности стало причиной обращения Службы в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является обоснованным и законным в силу следующего.
Служба финансового надзора Республики Крым создана указом Главы Республики Крым от 16.06.2014 N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" в соответствии со статьей 64 Конституции Республики Крым и законом Республики Крым от 29.05.2014 N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", и является исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере осуществления внутреннего государственного финансового контроля.
Согласно статье 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. До 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Государственным Советом Республики Крым принят Закон Республики Крым от 29.12.2014 N 56-ЗРК "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" (далее - Закон N 56-ЗРК).
В силу статьи 2 Закона N 56-ЗРК органом, уполномоченным на взыскание с 1 января 2015 года задолженности, образовавшейся в переходный период, установленный Федеральным конституционным законом N 6-ФКЗ, у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым, определена Служба финансового надзора Республики Крым.
Частью 2 статьи 4 Закона N 56-ЗРК предусмотрено, что Служба финансового надзора Республики Крым до 01.01.2015 обеспечивает прием от Налоговой службы Республики Крым реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 01.01.2015, а также осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым.
Таким образом, Служба является уполномоченным органом на взыскание с 1 января 2015 года задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период.
В сформированном Налоговой службой Республики Крым реестре налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 01 января 2015 года за налогоплательщиком ООО "Ремонтно-строительное управление" (ИНН 9102058768) числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 124 014,63 руб. (125363,57 руб. за вычетом 1348,94 руб. переплаты).
Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. В свою очередь, частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возложена на заявителя.
Как указывает сам заявитель - реестр налогоплательщиков был сформирован Налоговой службой Республики Крым в разрезе налогоплательщиков, с указанием общих сумм задолженности и переплаты, без указания видов налогов, сборов и обязательных платежей, а также без предоставления Службе расчетов и документов, подтверждающих сумму задолженности. Таким образом, предоставить расчет суммы задолженности с указанием видов налогов заявитель не имеет возможности.
УФНС России по Республике Крым в своих письменных пояснениях указало, что не является правопреемником Налоговой службы Республики Крым, одновременно отметив, что у территориальных органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации отсутствуют полномочия и возможности для внесения изменений в реестр данных сумм задолженности и переплат, а также предоставления детальной информации, находившейся в налоговых инспекциях Налоговой службы Республики Крым о задолженности (переплате) по налогам, сборам и обязательным платежам.
Согласно письменным пояснениям ИФНС России по г. Симферополю Налоговая служба Республики Крым не входила в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта, а также не относилась и к органам местного самоуправления Российской Федерации, осуществляла свою деятельность только в рамках законодательства Республики Крым в переходный период. Следовательно, вновь образованные территориальные органы Федеральной налоговой службы России, составляющие единую централизованную систему налоговых органов, не являются правопреемниками ликвидированных органов Налоговой службы Республики Крым.
С учетом изложенного указывает на отсутствие у ИФНС России по г. Симферополю полномочий и возможности для предоставления суду информации, в какой период времени у должника образовалась налоговая задолженность, а также на отсутствие возможности расшифровать суммы задолженности, подлежащие взысканию.
Кроме того, письмом начальника ИФНС по г. Симферополю N 06-13/01488 от 28.01.2016, направленным в адрес Арбитражного суда Республики Крым во исполнение требований определения суда от 24.12.2015, сообщено о невозможности выполнить требования определения суда о представлении первичной документации, расшифровке суммы задолженности, подлежащей взысканию, а также предоставлении расчета суммы, включенной в реестр налогоплательщиков, имеющих задолженность по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 01 января 2015 года, в связи с отсутствием отчетных налоговых дел по предприятию ООО "Ремонтно-строительное управление" за 2014 год.
В нарушение требований части 4 статьи 215 АПК РФ, каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у ООО "Ремонтно-строительное управление" задолженности перед бюджетом, заявителем суду не представлено, как и не представлен расчет суммы задолженности, не указано, какой конкретно вид налога, сбора или обязательного платежа просит взыскать заявитель. Согласно пояснениям УФНС России по Республике Крым и ИФНС по г. Симферополю они также не имеют возможности представить такую информацию.
Таким образом, при рассмотрении дела судом сумма задолженности, включенная в реестр в размере 124 014,63 руб., не была подтверждена первичными документами, причины ее включения в реестр не были обоснованы.
Между тем, обществом суду первой инстанции представлены доказательства уплаты налоговых обязательств в переходном периоде по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль на общую сумму 153853,00 руб.
В связи с вышеизложенным, учитывая отсутствие документов, подтверждающих возникновение задолженности у общества перед бюджетом в переходный период, заявленные требования были правомерно оставлены без удовлетворения судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права, выразившихся в невынесении судом определения об истребовании доказательств в порядке ч. 5 ст. 66 АПК РФ апелляционным судом отклоняются, поскольку указанной нормой суду предоставлено право истребовать доказательства по своей инициативе лишь в случае непредставления органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами доказательств по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с учетом также того, что такими доказательствами соответствующий орган располагает.
В рассматриваемом случае определением суда первой инстанции от 24.12.2015 об отложении рассмотрения дела на ИФНС по г. Симферополю, как держателя архива, судом была возложена обязанность представить необходимые доказательства, во исполнение которого инспекция письмом за подписью начальника ИФНС по г. Симферополю N 06 -13/01488 от 28.01.2016 сообщила суду о невозможности выполнить определение и представить доказательства ввиду отсутствия отчетного налогового дела по данному предприятию за 2014 год.
При таких обстоятельствах оснований для вынесения судом определения об истребовании доказательств в порядке ч. 6 ст. 66 АПК РФ у лица, не располагающего такими доказательствами, у суда первой инстанции не имелось, утверждения заявителя об обратном не соответствуют положениям ст. 66 АПК РФ.
Поскольку материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 февраля 2016 года по делу N А83-5586/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Привалова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5586/2015
Истец: Служба финансового надзора Республики Крым
Ответчик: ООО "РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Третье лицо: ИФНС России по г. Симферополь, УФНС России по Республике Крым