г. Пермь |
|
29 марта 2016 г. |
Дело N А60-46644/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от истца Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика главы крестьянского (фермерского) хозяйства Барбашина Дмитрия Анатольевича (ИНН 663300505066, ОГРНИП 304663335600011) -Барбашин Д.А., паспорт, Брусницына Н.П., паспорт, доверенность от 13.06.2015;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2015 года
по делу N А60-46644/2015,
принятое судьей Ефимовым Д.В.
по иску Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области
к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Барбашину Дмитрию Анатольевичу,
о взыскании 1 460 052 руб.,
установил:
Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Барбашину Дмитрию Анатольевичу (далее - предприниматель, ответчик) с требованием о взыскании денежных средств в размере 1 460 052 руб., полученных ответчиком в виде гранта на развитие семенных животноводческих ферм на основании соглашения о предоставлении гранта на развитие семенных животноводческих ферм от 23.07.2013 N 238 (далее - Соглашение).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16.12.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, исковые требования удовлетворить. Заявитель жалобы указывает на то, что отказывая в удовлетворении требований Министерства, суд сослался на то, что подп. 2 п. 8 Порядка предоставления грантов установлен срок освоения гранта продолжительностью 24 месяца, между тем, суд не принял во внимание то обстоятельство, что указанная редакция Порядка предоставления грантов вступила в законную силу 17.03.2015, т.е. после наступления юридически значимого события (неисполнение ответчиком обязательства по расходованию средств гранта в 18-месячный срок).
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить в силе, в удовлетворении жалобы Министерства отказать
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы отзыва.
Истец о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие. До начала судебного заседания от Министерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. принятое судом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, предпринимателю предоставлен грант на развитие семейной животноводческой фермы в сумме 16 575 000 руб.
Процедура отбора и предоставления гранта произведена в соответствии с Порядком проведения конкурса по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 10.07.2012 N 775-ПП (далее - Порядок предоставления грантов N 775-ПП).
На основании пункта 9 указанного Порядка ответчик предоставил 28.05.2013 в Министерство заявку на участие в конкурсе с приложением необходимых документов (в том числе проектно-сметную документацию на строительство семейной фермы на 100 голов КРС, свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, договоры поставок сельскохозяйственной продукции и др.).
21.06.2013 г. состоялось заседание конкурсной комиссии по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов, на котором принято решение о включении ответчика в перечень крестьянских (фермерских) хозяйств - грантополучателей, а также утверждении представленного ответчиком плана расходов на строительство молочной фермы на 100 голов на сумму 28 223 600 руб., в том числе за счет средств гранта - 16 575 000 руб..
19.07.2013 г. предпринимателем в Министерство подано заявление на предоставление гранта на развитие семейной животноводческой фермы в сумме 16 575 000 руб.
В соответствии с пунктом 10 Порядка предоставления грантов N 775-ПП между Министерством (главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных для предоставления грантов), Богдановичским управлением агропромышленного комплекса и продовольствия и предпринимателем (получатель) заключено трехстороннее соглашение от 23.07.2013 N 238 о предоставлении гранта в сумме 16 575 000 руб.
Согласно пункту 1.2 соглашения предоставляемые получателю средства в сумме 14 550 000 руб. предназначены для разработки проектной документации и строительства семейной животноводческой фермы на 100 голов со шлейфом, в сумме 2 025 000 руб. - на покупку КРС.
Предоставленный грант имеет строго целевое назначение и не может быть использован в целях, не предусмотренных соглашением (пункт 1.3).
Как установлено судами и оспаривается сторонами дела, денежные средства перечислены на расчетный счет предпринимателя в соответствии с условиями п. 2.1. соглашения: 24.07.2013 - 9 998 372 руб., 30.07.2013 - 6 576 628 руб.
Согласно пункту 3.3.1 соглашения получатель использует грант на цели, указанные в пункте 1.2 соглашения.
Пунктом 3.3.8 соглашения о предоставлении гранта от 23.07.2013 N 238 предусмотрено, что получатель по истечении 18 месяцев с момента получения гранта предоставляет в Управление итоговый отчет о расходовании гранта по форме, утвержденной приложением N 1 Порядка предоставления грантов N775-ПП.
В соответствии с п.3.3.10 соглашения ответчик обязуется в добровольном порядке возвратить средства гранта в областной бюджет в случае выявления Министерством нарушения условий, установленных для предоставления гранта, а так же отсутствия имущества, приобретаемого за счет средств гранта, в течение сроков установленных пунктом 3.3.4 соглашения.
В ходе выездной проверки правомерного и эффективного использования ответчиком средств гранта, проведенной специалистами Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области установлено, что грант предоставлен главе КФХ Барбашину в июле 2013 года и должен быть израсходован в течение 18 месяцев, т.е. в феврале 2015 года.
При этом объект (семейная животноводческая ферма) закончен строительством и введен в эксплуатацию в срок установленный графиком выполнения работ - в марте 2014 года, Ответчиком получено разрешение администрации городского округа Сухой Лог на ввод объекта в эксплуатацию от 18.12.2014 N RU66330000-038-14.
Вместе с тем, проверкой установлено, что по состоянию на 26.01.2015 года крупный рогатый скот в количестве 30 голов ответчиком не приобретен.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства Барбашиным Д.А. проверяющим представлен договор от 11.03.2014 N 107, заключенный с ООО "Агрофирма Уральская" на приобретение племенных нетелей в количестве 30 голов, со сроком поставки - февраль 2015 года, а так же платежное поручение от 03.04.2014 N 25 о перечислении ООО "Агрофирма Уральская" денежных средств в сумме 3 375 000 руб. в качестве 100 процентной предоплаты за поставку племенных нетелей.
В результате проведения 28.07.2015 повторной проверки целевого использования средств гранта, ответчиком подтверждено приобретение 13 голов крупного рогатого скота на сумму 941 580 руб. Остальной скот на момент проведения проверки не приобретен.
Указанное обстоятельство позволило проверяющим сделать вывод о нарушении ответчиком требований условий соглашения и порядка предоставления грантов.
В соответствии с п.3.3.10 соглашения ответчик обязуется в добровольном порядке возвратить средства гранта в областной бюджет в случае выявления Министерством нарушения условий, установленных для предоставления гранта, а так же отсутствия имущества, приобретаемого за счет средств гранта, в течение сроков установленных пунктом 3.3.4 соглашения.
Указывая на то, что затраты на приобретение 30 голов КРС должны составить 3 375 000 руб., в т.ч. средства гранта - 2 025 000 руб., на дату проверки предпринимателем документально подтверждено приобретение 13 голов КРС на сумму 941 580 руб., в т.ч. средства гранта 564 948 руб., 29.09.2015 Министерство обратилось в арбитражный суд за возвратом суммы гранта в размере 1 460 052 руб. (2 025 000 руб. - 564 948 руб.).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент разрешения настоящего спора в судебном порядке ответчиком представлены доказательства, свидетельствующие о том, что грант в размере 2 025 000 руб. предпринимателем израсходованы на цели, предусмотренные Порядком предоставления грантов.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 указанной статьи установлено, что такие субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (пункт 5 ст.78).
В соответствии со ст.162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использование предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
В силу ст.34 Кодекса принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст.38 Кодекса).
Согласно ст.306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с п.1 ст.306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 165 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм" (далее - Правила N 165).
В соответствии с пунктом 1 указанных Правил грант на развитие семейной животноводческой фермы - это средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет главы крестьянского фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Программой, в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:
разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
покупку сельскохозяйственных животных.
Согласно пункту 3 Правил N 165 в случае использования крестьянским (фермерским) хозяйством полученного гранта на развитие семейной животноводческой фермы на цели, не предусмотренные настоящими Правилами, средства, составляющие сумму гранта, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Приказом от 22.03.2012 N 198 утвердило Требования по отбору семейных животноводческих ферм (далее - Требования N 198).
В числе прочих обязательных требований для участия в конкурсе, проводимом субъектом Российской Федерации, предусмотрено, что глава хозяйства обязуется использовать Грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы хозяйства и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы (подпункт "м" пункта 2 Требований N 198 в редакции, действовавшей до 03.02.2015). Изменениями от 26.11.2014 данный срок с 05.02.2014 увеличен до 24 месяцев.
Аналогичный срок - 18 месяцев - установлен пунктом 8 Порядка предоставления грантов N 775-ПП (Постановлением Правительства Свердловской области от 12.03.2015 N 154-ПП срок увеличен до 24 месяцев).
Согласно п.12 Порядка предоставления грантов N 775-ПП грантополучатель предоставляет в Управление или Министерство ежеквартальные отчеты о расходовании средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы по установленным формам (приложения N 1, 3 и 5 к настоящему порядку) до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по истечении 18 месяцев с момента получения гранта в течение 10 рабочих дней - итоговый отчет о деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, развивающих семейные животноводческие фермы за счет гранта (те же приложения) с копиями документов, подтверждающих целевое использование гранта в соответствии с планом расходов.
При строительстве семейных животноводческих ферм за счет гранта обязательными приложениями к итоговому отчету являются договоры на выполнение подрядных работ по строительству семейной животноводческой фермы, платежные документы, акты о приеме выполненных работ (форма N КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), счета-фактуры, накладные на оборудование.
Согласно пункту 17 Порядка предоставления грантов N 775-ПП Министерство (Управление) осуществляют обязательную проверку соблюдения грантополучателями условий, целей и порядка предоставления грантов.
При выявлении нарушения условий, установленных для предоставления грантов, фактов неправомерного получения грантов, нецелевого использования грантов гранты подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения грантополучателем соответствующего требования.
При невозврате грантов в указанный срок Министерство принимает меры по взысканию подлежащих возврату грантов в областной бюджет в судебном порядке.
Аналогичные положения предусмотрены пунктами 3.3.8, 3.3.10 подписанного сторонами соглашения о предоставлении гранта от 23.07.2013 N 238.
Как установлено судами, предприниматель получил бюджетные средства в сумме 16 575 000 руб., в т.ч. 2 025 000 руб. - на покупку КРС в соответствии с требованиями действующего законодательства, однако в срок, установленный нормативными актами, а также соглашением о предоставлении гранта, эти средства по целевому назначению использовал не в полном объеме.
В соответствии со ст.309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (пункт 3 ст.401 ГК РФ).
В соответствии с трехсторонним соглашением от 23.07.2013 N 238 средства в сумме 16 575 000 руб. предоставляются предпринимателю в соответствии с Порядком предоставления грантов N 775-ПП.
Пунктом 8 данного Порядка установлено, что "грант на развитие семейных животноводческих ферм предоставляется единовременно в размере_, с учетом собственных средств крестьянского (фермерского) хозяйства, его планов расходов в целях, указанных в пункте 6 настоящего порядка и с учетом следующих условий:
1) размер гранта на развитие семейной животноводческой фермы в расчете на одно крестьянское (фермерское) хозяйство определяется Комиссией в размере, не превышающем 21,6 миллиона рублей и не более 60 процентов затрат на развитие семейной животноводческой фермы;
2) расходование гранта на развитие семейной животноводческой фермы осуществляется в течение 18 месяцев по каждому наименованию (статье) расхода, указанного в плане расходов".
При этом установленные законодательством сроки не могут быть изменены по соглашению сторон в силу императивности норм, которыми установлен порядок предоставления бюджетных средств (пункт 2 ст.78 БК РФ).
Таким образом, предприниматель обязан был использовать грант в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет главы хозяйства, то есть до февраля 2015 года.
Следовательно, нарушение сроков использования гранта подтверждено материалами дела. Доводы апелляционной жалобы в указанной части являются обоснованными.
Между тем, указанные обстоятельства не являются достаточным основанием для возврата полученного главой КФХ Барбашиным Д.А. гранта на развитие семейной животноводческой фермы.
Как следует из представленного ответчиком акта от 03.12.2015 проверки целевого использования гранта на развитие семейной животноводческой фермы, выделенного главе крестьянского (фермерского) хозяйства Барбашину Д.А., ответчиком для проверки представлены: счет - фактура от 29.06.2015 N 103, товарная накладная от 29.06.2015 N 1785, акты приема-передачи скота от 29.06.2015 от ООО "Агрофирма Уральская" на сумму 941 580 руб. на 13 голов нетелей; товарная накладная от 18.08.2015 N 27, акт приема-передачи от 18.08.2015 на 13 нетелей и 3 первотелки на сумму 1 193 925 руб. от ИП Еременко Л.К.; товарная накладная от 07.10.2015 N 60, акт приема-передачи от 06.10.2015 на 15 голов телок черно-пестрой породы, на сумму 428 850 руб. от ИП Еременко Л Ж.; товарная накладная от 18.08.2015 N 28, акт приема-передачи от 18.08.2015 на 2 бычка и 2 телки на сумму 22 545 руб. от ИП Еременко Л.К.; накладная от ноября 2015 N 135 и накладная от 26.11.2015, акт приема-передачи от 26.11.2015 на 15 нетелей на сумму 1 200 000 руб. от некоммерческого партнерства "сельскохозяйственное предприятие во имя великомученика Георгия Победоносца Екатеринбургской Епархии Русской Православной Церкви".
В акте зафиксировано фактическое наличие скота и соответствие инвентарных номеров на бирках животных и тавро вышеуказанным актам приема-передачи.
Таким образом, общая сумма расходов на приобретение крупного рогатого скота составила 3 786 900 руб., в том числе средства гранта 2 025 000 руб. и 1 761 900 руб. собственные средства.
Как указано ранее, согласно п.17 Порядка при выявлении Министерством либо органами, осуществляющими финансовый контроль, нарушения условий, установленных для предоставления грантов, фактов неправомерного получения грантов, нецелевого использования грантов гранты подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения грантополучателем соответствующего требования.
Вместе с тем, согласно пункту 4 "Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 N 165 в случае нецелевого использования начинающими фермерами полученного гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства средства, составляющие его сумму, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание, что утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 N 166 "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров" предусматривают возврат полученного гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства средства лишь в случае его нецелевого использования, в то время как актом проверки от 03.12.2015 подтверждается расходование средств гранта в соответствии с целями его предоставления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции находит указанные выводы верными.
В соответствии с п. 1, 3, 4, 5 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах наряду с защитой нарушенных или оспариваемых прав являются справедливое публичное разбирательство, укрепление законности и формирование уважительного отношения к закону и суду.
Кроме того, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в п. 23 Приложения к Приказу от 18.09.1997 N 14 указано, что с учетом необходимости соблюдения стандартов эффективности правосудия суды должны выявлять также, злоупотребляют ли стороны своими правами, и выявлять возможные негативные последствия судебного решения (ст. 17 Конституции Российской Федерации, ст. 13, 17, 18 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.).
Конституционный суд РФ неоднократно, в т.ч. в постановлениях от 18.05.2012 N 12-П, от 14.02.2013 N 4-П, от 19.01.2016 N 2-П указывал на то, юридическая ответственность, по смыслу статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, может наступать только за те деяния, которые законом, действующим на момент их совершения, признаются правонарушениями; наличие состава правонарушения является, таким образом, необходимым основанием для всех видов юридической ответственности; при этом признаки состава правонарушения, прежде всего в публично-правовой сфере, как и содержание конкретных составов правонарушений должны согласовываться с конституционными принципами демократического и правового государства, включая требование справедливости, в его взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами как субъектами юридической ответственности; в свою очередь, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - общепризнанный принцип привлечения к юридической ответственности во всех отраслях права, и всякое исключение из него должно быть выражено прямо и недвусмысленно, т.е. закреплено непосредственно в законе.
Конституционные требования справедливости и соразмерности предопределяют, по общему правилу, необходимость дифференциации юридической ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при выборе той или иной меры государственного принуждения.
В данном случае суд первой инстанции, исходя из анализа всех обстоятельств дела, оценки соразмерности заявленных во взысканию сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, с учетом того, что цели, изложенные в государственной программе достигнуты, правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата гранта.
При этом удовлетворение исковых требований, на чем настаивает истец, и возложение на ответчика обязанности возвратить денежные средства, при том, что бюджетные средства потрачены предпринимателем по целевому назначению, но с нарушением срока, по мнению суда апелляционной инстанции, влекут возложение ответственности в виде изъятия собственных средств ответчика, не соразмерной совершенному правонарушению, при отсутствии ущерба бюджету субъекта, что противоречит принципам справедливости, разумности и добросовестности.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя, который от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 декабря 2015 года по делу N А60-46644/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-46644/2015
Истец: МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Барбашин Дмитрий Анатольевич