Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 4 июля 2016 г. N Ф09-7062/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Пермь |
|
29 марта 2016 г. |
Дело N А60-47754/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Варакса Н.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погореловой Д.М.,
при участии:
от заявителя - публичного акционерного общества "Уральский банк реконструкции и развития" (ИНН 6608008004, ОГРН 1026600000350): Соломеин Е.А., паспорт, доверенность от 11.01.2016;
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): Гусарова Е.Е., паспорт, доверенность от 30.12.2015,
от третьих лиц - Лаврова Ю.А., Блинова Т.М., Байрамова О.А., Гладких Н.Н., Кротикова Т.В., Николаева И.А., Ярошенко Т.Ю., Куликова А.А., Кремлев Н.И., Сидорова М.В.: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 декабря 2015 года
по делу N А60-47754/2015,
принятое судьей Хачёвым И.В.,
по заявлению публичного акционерного общества "Уральский банк реконструкции и развития"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
третьи лица: Лаврова Ю.А., Блинова Т.М., Байрамова О.А., Гладких Н.Н., Кротикова Т.В., Николаева И.А., Ярошенко Т.Ю., Куликова А.А., Кремлев Н.И., Сидорова М.В.
о признании недействительным предписания в части,
установил:
публичное акционерное общество "Уральский банк реконструкции и развития" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания N 01-01-13-13/13580 от 23.06.2015 частично, а именно: раздел I (п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.5 п. 1; п.п. 2.1.1, 2.4 п. 2; п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.2 п. 3); раздел II (п.п. 1.1, 1.2 п. 1; п.п. 2.1.1, 2.4, 2.7 п. 2; п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.3 п. 3); раздел III (п.п. 1.1, 1.2, 1.3 п. 1; п.п. 2.1.1, 2.4, 2.5 п. 2; п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.3 п. 3); раздел IV (п.п. 1.1.1, 1.3 п. 1; п.п. 2.1.1 (первый) п. 2); раздел V (п.п. 1.1, 1.2, 1.3 п.1; п.п. 1 П. 2.1, 2.4, 2.7 п. 2; п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.3 п. 3); раздел VI ( п.п. 1.1, 1.2, 1.3 п. 1; п.п. 2.1.2 (первый), 2.4, 2.6, 2.7 п. 2; п.п. 1 П. 3.1, 3.1.1, 3.4 п. 3); раздел VII (п.п. 1.1, 1.2 (полностью, включая п. 1.2.1 и 1.2.2), п. 1.3 п.1; п.п. 2.1.1, 2.4, 2.6 п. 2; п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.2, 3.4 п.3); раздел VIII - полностью; раздел IX (п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 п. 1; п.п. 2.1.1, 2.4 п. 2; п.п. 3.1.1, 3.3 п. 3); раздел X (п.п. 1.1, 1.2 полностью, включая п. 1.2.1, 1.2.2, 1.3, п. 1; п.п. 2.1.1, 2.4, 2.6 п. 2; п.п. 3.1.1, 3.1.2, 3.2, 3.4 п. 3).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24 декабря 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы приводит доводы о законности и обоснованности предписания в оспариваемой части. Указанные в предписании мероприятия, направленные на прекращение нарушений, конкретизированы заинтересованным лицом, обеспечивают реальное устранение нарушений, не ограничивают банк в выборе способа прекращения нарушения. У заинтересованного лица отсутствует обязанность приводить в предписании все возможные способы прекращения нарушения.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заявитель и третьи лица письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Представитель заявителя в судебном заседании указал на законность судебного акта, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Диконской О.В. в ходе рассмотрения обращений потребителей в отношении ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" выявлены обстоятельства нарушения прав потребителей.
Установлено, что заключение договоров с потребителями осуществляется по типовым условиям, разработанным ОАО "Уральский банк реконструкции и развития" (далее банк, ОАО "УБРиР"). Так, по типовым условиям заключены договоры о предоставлении потребительского кредита и оказании услуг с гр.Лавровой Ю.А. 23.05.2014 г. в ДО "Кировградский" ОАО "УБРиР", г.Кировград, ул. Свердлова, д. 55; с гр. Блиновой Т.М. 11.09.2014 г. в ДО "Кушвинский", г. Кушва, ул.Строителей, д. 9; с гр. Байрамовой О.А. 23.09.2014 г. в ДО "Магнитогорский" банка, г.Магнитогорск, ул. Октябрьская, д. 15; с гр.Гладких Н.Н. 06.06.2013 г. в подразделении ККО N 8003 ТЦ "Jam Молл", г. Иркутск, ул. Сергеева, д. 3, 06.11.2014 в подразделении ТЦ "Сезон", г. Иркутск, ул. Свердлова, д. 36; с гр. Кротиковой Т.В. 11.09.2014 г. в ДО "Кушвинский", г. Кушва, ул.Строителей, д. 9; с гр. Николаевой И.А. 07.04.2015 г. в ДО "Нижнетуринский" банка, г. Нижняя Тура, ул. 40 лет Октября, д. 38; с гр. Ярошенко Т.Ю. 28.03.2015 г. в ДО "Каменные палатки", г.
Екатеринбург, ул. Сыромолотова, д. 17; с гр. Куликовой А.А. 07.07.2014 г. в ДО "Демидовский" банка, г. Нижний Тагил, ул. Мира, 22а; с гр. Кремлевым Н.И. 30.10.14г. в ДО "Кировградский" банка, г. Кировград, ул. Свердлова, 55; с гр. Сидоровой М.В. 05.03.2015.
По результатам рассмотрения материалов административного производства 23.06.2015 заинтересованным лицом вынесены постановления
N 15, N 129, N 130, N 131, N 132, N 133, N 134, N 135, N 136, N 137 о привлечении публичного акционерного общества "Уральский банк реконструкции и развития" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.7 и ч.ч. 1,2 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Также Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области заявителю выдано предписание о прекращении нарушения прав потребителей от 23.06.2015 N 01-01-13-13/13580.
В соответствии с данным предписанием публичному акционерному обществу "Уральский банк реконструкции и развития" надлежит привести отношения по действующим договорам с потребителями, которые содержат вышеописанные условия, в соответствие с законами, указанными в описательной части настоящего предписания; при дальнейшем заключении договоров предоставлять гражданам полную и достоверную информацию об условиях оказания услуг, предусмотренную нормами права, указанными в описательной части настоящего предписания; прекратить введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств услуг, условий оказания услуг с учётом правовых норм, отраженных в описательной части настоящего предписания.
Не согласившись с вынесенным предписанием в части, общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание не является законным и обоснованным, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) согласно преамбуле регулирует отношения между потребителями и изготовителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей, в том числе право на государственную и общественную защиту их интересов, определяет механизм реализации этих прав.
Согласно п.п.1, 2, 3 ч.2 статьи 40 Закона о защите прав потребителей федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:
1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;
2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
3) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.
В п.п.4 ч. 4 статьи 40 Закона о защите прав потребителей закреплен перечень мер административного реагирования по факту нарушения прав потребителей без установления порядка их применения уполномоченным органом. В связи с этим обоснованность непосредственной реализации указанной нормы зависит и от соблюдения предусмотренных действующим законодательством особенностей применения тех или иных мер.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294-ФЗ) отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля урегулированы данным законом, из сферы действия которого государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей не исключен.
В силу положений части 1 статьи 14, частей 1, 3 статьи 16, части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ проверка проводится при наличии к тому названных в части 3 статьи 9 или части 2 статьи 10 указанного закона оснований по распоряжению или приказу руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) поименованным в данном распоряжении или приказе должностным лицом с оформлением по ее результатам акта проверки установленной формы. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) обязательных требований проводившее проверку должностное лицо в пределах его полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано выдать предписание об устранении выявленных нарушений, которое прилагается к акту проверки.
В материалах дела распоряжение или приказ о проведении проверки отсутствует, как и акт проверки.
Изложенное позволяет сделать вывод, что предписание о прекращении нарушений прав потребителей выдается юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в случае установления факта нарушения обязательных требований в указанной сфере по результатам осуществления уполномоченным органом государственного контроля в области защиты прав потребителей посредством проверки.
Право на выдачу предписаний не исключает обязанность контролирующих органов по соблюдению организации и порядка проведения контрольных мероприятий.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, осуществляет данную деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, наделен полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей (п.п.1, 4, 5.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
Обращение граждан-потребителей на нарушение их прав является основанием для применения уполномоченным органом предусмотренных действующим законодательством мер, а именно: проведения внеплановой проверки (подпункт "в" пункта 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ) либо возбуждения дела об административном правонарушении (пункт 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
В данном случае должностное лицо Управления при рассмотрении обращений гражданина-потребителя воспользовалось правом, предусмотренным частью 2 статьи 22.2, частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ, на возбуждение дела об административном правонарушении, поэтому правоотношения между заявителем и заинтересованным лицом, регулируемые Законом N 294-ФЗ, не возникли.
В отсутствие правоотношений по осуществлению государственного контроля посредством проверки не имеется оснований для исполнения уполномоченным органом обязанности по выдаче предписания.
Неприменение Закона N 294-ФЗ в определенной сфере, в частности при проведении административного расследования, означает и невозможность принятия государственным органом предусмотренных в нем мер административного реагирования, что обусловлено действием специальных норм. Несоблюдение таких ограничений является нарушением закона.
При назначении административного расследования действия уполномоченного органа регламентированы и должны соответствовать КоАП РФ.
Вынесение по результатам административного расследования предписания об устранении выявленных нарушений в силу прямого указания в части 3 статьи 1 Закона N 294-ФЗ о неприменимости его положений к действиям государственного органа при проведении административного расследования недопустимо, КоАП РФ не предусмотрено.
Таким образом, поскольку обращение гражданина о нарушении его прав как потребителя явилось основанием для проведения в отношении общества административного расследования согласно КоАП РФ, а не для назначения внеплановой проверки по Закону N 294-ФЗ, вынесение предписания по результатам такого расследования является необоснованным, противоречащим требованиям части 3 статьи 1, пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое предписание N 01-01-13-13/13580 от 23.06.2015 следует признать недействительным, решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 декабря 2015 года по делу N А60-47754/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-47754/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 4 июля 2016 г. N Ф09-7062/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "УРАЛЬСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Байрамова О. А., Блинова Т. М., Гладких Н. Н., Кремлев Н. И., Кротикова Т. В., Куликова А. А., Лаврова Ю. А., Николаева И. А., Сидорова М. В., Ярошенко Т. Ю., ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ