г. Пермь |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А50-17144/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Келлер О.В.
при участии:
от истца общества с ограниченной ответственностью "РОЗАС" (ОГРН 1065947003627, ИНН 5947015639) - Поляков Ю.В., паспорт, доверенность от 28.11.2013;
от ответчика Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (ОГРН 1065902004354, ИНН 5902293298) - Тищенко И.М., паспорт, доверенность от 03.03.2016;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца общества с ограниченной ответственностью "РОЗАС"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 декабря 2015 года
по делу N А50-17144/2015,
принятое судьей Вавиловой Н.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "РОЗАС"
к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
о внесении изменений в договор аренды лесного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РОЗАС" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - ответчик, Министерство) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 12.11.2009 N 432, изложив пункт 4 в следующей редакции: "Арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с определенным годовым объемом использования лесов: всего 6,7 тыс.куб.м., в том числе 5,2 по хвойному", а также об обязании Министерство предоставить после положительного заключения проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 12.11.2009 N 432 новый расчет арендной платы (с учетом уточнений в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.12.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке апелляционного производства. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы истец указывает, что данные требования не являются способом уменьшения размера арендной платы, установленной на аукционе, а по своей сути, направлены на приведение размера арендной платы в соответствии с приказом Министерства от 20.09.2013 N СЭД-30-01-02-1247 "Об утверждении порядка администрирования платежей" и в соответствии с объемами договора аренды лесного участка.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил приобщить к материалам дела заключение экспертной комиссии N 01-2015/514, пояснения ФГБУ "Рослесинфорг" от 28.03.2016 N 094/30.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании ст.163 АПК РФ судом апелляционной инстанции в судебном заседании 29.03.2016 объявлен перерыв до 15 час. 30 мин. 30.03.2016.
30.03.2016 в 15 час.30 мин. судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии: от истца - Поляков Ю.В., паспорт, доверенность от 28.11.2013; от ответчика - Тищенко И.М., паспорт, доверенность от 03.03.2016; Жолобов Е.О., паспорт, доверенность от 16.12.2015.
Представитель истца в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представители ответчика возражали против апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ в целях полного и всестороннего изучения обстоятельств настоящего дела считает возможным приобщить представленные истцом документы для их оценки в совокупности с иными материалами дела, поскольку документы получены истцом после рассмотрения дела в суде первой инстанции.
По инициативе судом был рассмотрен в заседании Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО "РОЗАС", для заготовки древесины на территории Очерского лесничества (листы 1,83,84,110,111), выписка с из которого приобщена к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом и Агентством по природопользованию Пермского края заключен договор аренды лесного участка от 12.11.2009 N 432 (л.д.17).
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 05.07.2011 N 53 "О внесении изменений в Указ губернатора Пермского края от 29.12.2007 N 121 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Агентство по природопользованию Пермского края переименовано в Министерство лесного хозяйства Пермского края.
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 22.06.2012 N 41 "Об утверждении структуры исполнительных органов государственной власти Пермского края и состава Правительства Пермского края" Министерство природных ресурсов Пермского края и Министерство лесного хозяйства Пермского края преобразованы в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Договор заключен сторонами по результатам лесного конкурса от 28.10.2009.
Согласно п. 4 Арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 6,7 тыс.м3, в том числе 2,9 тыс.м3 по хвойному хозяйству.
Договором аренды (в редакции дополнительного соглашения N 1) годовой объем заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений установлен 6,7 тыс.м.3, в том числе по хвойному хозяйству - 2,0 тыс. м3.
В соответствии с абз. 2 п.4.1 договора точный среднегодовой объем использования лесов для заготовки древесины определяется Проектом освоения лесов.
Арендная плата установлена в размере 5 234 040 руб. (п. 7 договора).
В соответствии с п. 7.1 договора размер арендной платы может быть скорректирован в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам Проекта освоения лесов.
Письмом Министерства от 22.09.2014 N СЭД-30-01-25.4-4587 обществу сообщено о невозможности принятия к использованию проекта освоения лесов с объемами заготовки древесины, соответствующими фактическому состоянию лесов, указано на изменение условий договора аренды в части объема заготовки древесины только по решению суда (л.д.81).
Экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на "Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду заявителю для заготовки древесины на территории Очерского лесничества" (далее - Проект) выдано отрицательное заключение N 01-2015/278, утвержденное приказом Министерства от 11.06.2015 N СЭД-30-01-02-711 (л.д.10).
Письмом от 20.07.2015 N СЭД-30-01-25.4-3429 Министерством также отказано в подготовке дополнительного соглашения к договору аренды (л.д.30).
Полагая, что решение об отказе в принятии проекта освоения лесов с запроектированными объемами (всего - 6,7 тыс.куб.м., в том числе по хвойному - 5,2 тыс.куб.м.) нарушает права ООО "РОЗАС", истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением о внесении изменений в договор аренды лесного участка и обязании Министерство предоставить новый расчет арендной платы.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что требования заявителя не направлены на приведение объемов использования лесов и размера арендной платы в соответствие с Проектом освоения лесов, разработанным в соответствии с данными введенных в действие материалов таксации, и прошедшим государственную экспертизу.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Пунктами 1, 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).
Согласно ч. 2.1 ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Заявленные истцом требования обусловлены изменением количественных и качественных характеристик лесных участков, в этой связи спор об изменении условий договора аренды лесных участков, подлежит урегулированию судом.
Как указано в п. 7.1 договора, размер арендной платы может быть скорректирован в связи с изменением среднегодового объема использования лесов по материалам Проекта освоения лесов.
Как следует из представленного суду первой инстанции расчета по материалам таксации лесов на спорном участке, ссылка на который имеется в п.6.2 заключения экспертной комиссии от 11.06.2015 (л.д.15), и в письме Министерства от 22.09.2014 (л.д.81) ежегодный допустимый объем заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений на арендуемом лесном участке по ликвидному запасу составляет 11,4 тыс. м3, в том числе по хвойному - 7.2 тыс. м3, тогда как в Проекте освоения лесов, сданном на государственную экспертизу, запроектировано - всего 6,7 тыс.м3, в том числе 5,2 тыс. м3 по хвойному хозяйству.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно установлена невозможность внесения изменений в договор аренды в части объемов использования лесов, не соответствующих фактическим, т.е. определенным согласно материалам лесоустройства, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 13.05.2014 N СЭД-30-01-02-616 (л.д.84).
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на "Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду заявителю для заготовки древесины, на территории Пермского лесничества" (далее - Проект) выдано положительное заключение N 01-2015/514, утвержденное приказом Министерства от 16.10.2015 N СЭД-30-01-02-1379.
В подразделе 6.1.2 Проекта "Установленный объем заготовки древесины на участке" предоставлены: - расчет допустимого объема заготовки древесины при рубке спелых и переспелых лесных насаждении (таб. 6.1.2.1), который произведен в процентном отношении от расчетной лесосеки сплошных рубок спелых и переспелых насаждений в эксплуатационных лесах по Очерскому лесничеству; - ежегодный допустимый объем изъятия древесины при уходе за лесами (таб. 6.1.2.2).
Договором аренды (в редакции дополнительного соглашения N 1) годовой объем заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений установлен 6,7 тыс.м.3, в том числе по хвойному хозяйству - 2,0 тыс. м3.
Согласно примерному расчету (таблица 6.1.2.1), ежегодно допустимый объем заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений на арендуемом лесном участке по ликвидному запасу составляет 11,4 тыс.м3, в том числе по хвойному хозяйству - 7,2 тыс.м3, что превышает установленный договором аренды годовой объем заготовки древесины на 4,7 тыс.м3 (в 1,7 раза), в том числе по хвойному хозяйству меньше на 5,2 тыс.м3 (в 3,6 раза).
В Проекте (таблица 6.1.3) представлена ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируется заготовка древесины при рубках ухода и при рубке спелых и перестойных насаждений, а их пространственное размещение на арендуемом лесном участке отражено на тематических лесных картах в составе материалов Проекта.
В Проекте (таблица 6.1.4) приведены общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины при рубках спелых и перестойных лесных насаждений и при уходу за лесами.
Ежегодный допустимый объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке по ликвидному запасу составляет: при рубке спелых и перестойных насаждений, всего - 6,7 тыс.м3, в том числе по хвойному хозяйству - 2,0 тыс.м.3.
Таким образом, в Проекте ежегодный объем заготовки древесины при рубке спелых и перестойных насаждений проектируется в соответствии с действующими условиями договора аренды лесного участка от 12.11.2009 N 432.
Истцом не доказано, что лесной участок, переданный истцу в аренду, за период действия договора претерпел существенное изменение количественных и качественных характеристик.
Таким образом, поскольку требования заявителя не направлены на приведение объемов использования лесов и размера арендной платы в соответствие с Проектом освоения лесов, разработанным в соответствии с данными введенных в действие материалов таксации, и прошедшим государственную экспертизу, в удовлетворении исковых требований правомерно отказано.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 266, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 декабря 2015 года по делу N А50-17144/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17144/2015
Истец: ООО "РОЗАС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ