г. Санкт-Петербург |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А56-80943/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2016 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Смирнова Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Андреевой Е.В.,
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: представителя Басиладзе Л.Т., доверенность от 08.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5116/2016) ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2016 по делу N А56-80943/2015 (судья Суворов М.Б.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
Закрытое акционерное общество "Рейл Фрахт Ложистик" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 81 114 руб. 86 коп. пени за нарушение срока доставки груза.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2016 исковые требования полностью удовлетворены.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального права.
Ответчик считает, что верным будет являться расчет пени на сумму 76 818 руб. 70 коп., так как в связи со следованием вагонов через Санкт-Петербургский транспортный узел срок доставки груза должен быть увеличен на одни сутки.
Ответчик ссылается на неправомерность отказа суда в удовлетворении ходатайства о снижении размера неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик поддержал доводы жалобы. Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора, своего представителя в заседание апелляционного суда не направил; в отзыве на жалобу указал, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в июне - июле 2015 ответчиком был принят к перевозке груз по железнодорожным транспортным накладным ЭБ 503323, ЭБ 503471, ЭБ 503584, ЭБ 503708, ЭБ 503799, ЭА 578317, ЭА578588, ЭА578419, ЭВ174574, ЭВ 174936, ЭБ65503, ЭБ 865132, ЭБ 864886, ЭБ 864468, ЭБ464345, ЭБ455836, ЭБ454537, ЭБ4307961, сроки доставки которого были нарушены, что явилось основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Оспаривая изложенные в решении выводы, ответчик ссылается в жалобе на неправильно определенный истцом срок доставки груза, что повлекло неверное определение размера неустойки.
Суд апелляционной инстанции после исследования материалов дела и ознакомления с доводами жалобы и отзыва на нее, пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения.
Суд правильно квалифицировал сложившиеся между сторонами правоотношения как вытекающие из договора перевозки (глава 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, Устав железнодорожного транспорта).
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно пункту 1 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", данный закон регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
В силу статьи 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 Устава железнодорожного транспорта случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 Устава.
Статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 этого Устава обстоятельств.
Сроки доставки грузов должны исчисляться в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, зарегистрированными в Минюсте РФ 23.06.2003 г. N 4816. Сроки доставки грузов, а также порожних вагонов, контейнеров, определяются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки, указанных в пункте 2.1 Правил.
Согласно Правилам, сроки доставки грузов, исчисленные исходя из норм суточного пробега, предусмотренных Правилами, увеличиваются на двое суток - на операции, связанные с отправлением и прибытием грузов (п. 5.1), на 1 сутки при отправлении с железнодорожных станций Московского и Санкт-Петербургского узлов или прибытие грузов на железнодорожные станции этих узлов при следовании грузов транзитом через эти узлы (п. 5.9), на все время задержки в случаях задержки вагона, контейнера в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей не по вине перевозчика (п. 6.3).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается истцом, что вагоны по железнодорожным накладным N N ЭБ503584, ЭБ503708, ЭБ503799, ЭА578317, ЭА578588, ЭА578419, ЭВ174754, ЭВ174936, ЭБ864468 проследовали через Санкт-Петербургский транспортный узел, что подтверждается справками "архив вагона" и маршрутами следования вагонов, в связи с чем срок доставки груза следует увеличить на одни сутки.
Таким образом, период просрочки доставки груза составляет не 8, а 7 суток, а размер пени за просрочку доставки будет составлять 76 818 руб.70 коп.
Оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит изменению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на стороны пропорционально удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.01.2016 по делу N А56-80943/2015 изменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу закрытого акционерного общества "Рейл Фрахт Ложистик" 76 818 руб. 70 коп. пени за нарушение срока доставки груза, а также 2 811 руб. 90 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Я.Г. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-80943/2015
Истец: ЗАО "Рейл Фрахт Ложистик"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"