г. Челябинск |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А76-19068/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А. и Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2016 по делу N А76-19068/2015 (судья Зайцев С.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" - Захарова М.В. (доверенность от 16.11.2015), Миняйло А.С. (доверенность N 1 от 11.01.2016);
Территориального Управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Челябинской области - Потенко Н.А. (доверенность N 10 от 27.04.2015)
29.07.2015 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" (далее - заявитель, Больница, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Челябинской области (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 69-08-17/49-25-2015/02-122-2015 от 25.06.2015 о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и начислении штрафа - 148 046,03 руб.
Ответственность применена за нецелевое использование средств областного бюджета, выделенных Соглашением N ВМП-2 от 26.05.2014 (далее Соглашение) на приобретение хирургических инструментов для малоинвазивной хирургии позвоночника на сумму 2 960 920,62 руб., сделан вывод, что они относятся к основным средствам, а условия Соглашения приобретения такого вида товаров не предусматривают.
Выводы проверяющего органа неверны:
- Соглашение заключено во исполнение действующего в тот период Постановления Правительства Челябинской области N 78-п от 28.03.2012 "О порядке финансового оказания высокотехнологичной помощи граждан Российской Федерации_" (далее - Порядок), где в п.7, п.7.1 указано, что целевая субсидия расходуется в т.ч. на приобретение "дорогостоящих расходных материалов". "Расходные материалы" являются составной частью понятия "медицинских изделий", которые не ограничиваются только "медикаментами", но и могут включать медицинские инструменты,
- приобретение "расходных материалов" является частью финансирования высокотехнологической медицинской помощи, а инструменты относятся к "материальным средствам специального назначения", которые не являются основными средствами,
- допущены процессуальные нарушения при проведении проверки, плановая проверка не включена в план проверок административного органа на 2015 год, не согласована с органом прокуратуры, о ее проведении больница была поставлена в известность только перед ее началом, нарушен срок составления административного протокола (т.1 л.д. 3-11).
Управление возражало против заявленных требований, ссылалось на обстоятельства совершенного нарушения (т.1 л.д.3 л.д.95-100, 115-121, т.4 л.д.104-106).
Решением суда от 11.01.2016 года заявленные требования удовлетворены, обжалуемое постановление признано незаконным и отменено.
Приобретение дорогостоящих расходных материалов с отнесением на статью КОСГУ 340 предусмотрено п.7 Порядка и сметой расходов целевой субсидии - приложением к Соглашению N ВМП-2 от 26.05.2014. Больница приобрела наборы инструментов и отнесла их на статью КОСГУ 340 - увеличение стоимости материальных запасов.
Управление считает, что расходы по приобретению следовало отнести на КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств", в связи с чем, допущено нецелевое использование бюджетных средств, т.к. условия Соглашения оплату приобретенных основных средств не предусматривают.
Состав административного правонарушения в действиях заявителя отсутствует, отнесение расходов на статью КОСГУ 340 является правильным. В силу приказа Минфина России от 01.07.2013 N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" на подстатью 340 КОСГУ "Увеличение стоимости материальных запасов" относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе: медикаментов и перевязочных средств, медицинской техники, вживляемой в организм пациента, материальных запасов.
С учетом отсутствия сведений в законодательстве Российской Федерации и в документах производителей о сроках полезного использования наборов инструментов, актом от 10.12.2013, изданным комиссией Больницы, приобретенные медицинские изделия отнесены на статью КОСГУ 340 по причине ожидаемого износа в период, не превышающего 12 месяцев, они являются "материальными ценностями специального назначения", предназначены для операций на позвоночнике и не могут быть применены для других медицинских целей. Признаками основных средств они не обладают и могут приобретаться за счет средств, выделенных Соглашением (т.5 л.д. 19-24).
29.01.2016 от Управления поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.
Суд первой инстанции пришел к неправильному выводу об отсутствии признаков вменяемого нарушения и бюджетной квалификации приобретенных медицинских инструментов.
Сметой расходов целевой субсидии - приложением N 1 к Соглашению от 26.05.2014 предусмотрено приобретение медикаментов по КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов". Фактически приобретены наборы медицинских инструментов, являющиеся основными средствами, но учтенные как движимое имущество, что является нецелевым расходованием средств бюджета, т.к. расходование субсидии на эти цели не предусматривается.
Медицинские инструменты являются основными средствами, относящимися к первой амортизационной группе, и расчет за них должен производиться за счет средств обязательного медицинского страхования, нет оснований считать их расходными материалами. Определение произвольного срока полезного использования основного средства недопустимо, не обоснован вывод об их отнесении к материальным ценностям специального назначения.
Больница возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным решением. Следует учитывать такую особенность использования медицинских инструментов при операциях на позвоночнике как их недолговечность и фактический срок использования меньше одного года.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующие обстоятельства.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная детская клиническая больница" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 09.02.1994 (т. 1 л.д. 66-87).
Между Министерством здравоохранения Челябинской области и Больницей заключено Соглашение N ВМП-2 от 26.05.2014 о предоставлении субсидии из бюджета на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в сумме 15 751, 84 тыс. руб., согласно смете расходов, прилагаемой к соглашению. В приложении по графе КОСГУ 340 предусматривается приобретение медикаментов, прочих материалов (т.1 л.д.22). 16.12.2014 в приложение внесены изменения, КОСГУ-340 предусматривает приобретение медикаментов, расходных материалов и изделий медицинского назначения (т.1 л.д.23). Из средств бюджета произведена оплата приобретенных хирургических инструментов (т.1 л.д.148-149).
Министерством финансов утвержден план деятельности Федеральной службы финансово - бюджетного надзора на 2015 год (т.1 л.д.42-46). На сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации согласование на проверку Управлением Больницы в 2015 году отсутствует (т.1 л.д.47).
Приказом N 49 от 27.04.2015 Управлением назначено проведение выездной проверки (т.1 л.д.40). Составлен акт выездной проверки N 69-08-17/49 от 02.06.2015 (т.1 л.д.49).
О нарушении в присутствии представителя учреждения составлен административный протокол N 69-08-17/49-25/2015 от 05.06.2015 (т.1 л.д.24-29, т.3 л.д.38).
25.06.2015 в присутствии представителей вынесено постановление N 69-08-17/49-25-2015/02-122-2015 о привлечении Больницы к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 148 046 руб. за нецелевое использование бюджетных средств (т. 1 л.д. 30-38).
По мнению подателя апелляционной жалобы - Управления суд первой инстанции пришел к неверному выводу, что приобретенные медицинские инструменты не являются основными средствами и могут быть оплачены за счет субсидии.
Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
По ч.6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании пункта 1 статьи 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов, привлекает совершивших нарушения лиц к административной ответственности.
На основании ст.15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Правила финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, в областных государственных бюджетных учреждениях установлены "Порядком финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области", утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области N 78-П от 28.03.2012.
В соответствии с пунктом Порядка, целевая субсидия является источником финансового обеспечения следующих расходов Учреждений и используется на приобретение лекарственных препаратов и расходных материалов, включая оплату дорогостоящих расходных материалов, в том числе имплантов, имплантантов и других изделий медицинского назначения, вживляемых в организм человека, предусматриваемых стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации. Приобретение основных средств - медицинских инструментов производится из иного источника финансирования - средств социального страхования.
Сметой расходов целевой субсидии, являющейся Приложением N 1 к Соглашению N ВМП-2 от 26.05.2014 о предоставлении субсидии из федерального бюджета, предусмотрено расходование денежных средств на приобретение медикаментов, расходных материалов и изделий медицинского назначения с отнесением расходов на статью КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
Из представленных документов следует, что ГБУЗ "ЧОДКБ" приобрело наборы инструментов для малоинвазивной хирургии позвоночника и отнесло их на статью КОСГУ 340.
По мнению ответчика, расходы по приобретению указанных наборов инструментов следует отнести на статью КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств", а, потому, ГБУЗ "ЧОДКБ" допущено нецелевое использование бюджетных средств.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что действия заявителя по приобретению набора инструментов в рамках Соглашения N ВМП-2 от 26.05.2014 не образуют состава административного правонарушения. При этом отнесение данных расходов на статью КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" является правильным.
На основании п.44 "Инструкции по применению Единого плана счетов_", сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан и (или) получен (в запланированных целях).
Срок полезного использования объектов нефинансовых активов в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из:
информации, содержащейся в законодательстве Российской Федерации, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации. По объектам основных средств, включенным согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному для указанных амортизационных групп; в десятую амортизационную группу - срок полезного использования, рассчитывается исходя из единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072;
- рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества, при отсутствии в законодательстве Российской Федерации норм, устанавливающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации, в случаях отсутствия информации в законодательстве Российской Федерации и в документах производителя;
- на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом: ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью, ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта, нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта, гарантийного срока использования объекта, сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации - для объектов, безвозмездно полученных от учреждений, государственных и муниципальных организаций.
В связи с отсутствием информации в законодательстве Российской Федерации и в документах производителя о сроке полезного использования приобретенных наборов инструментов для малоинвазивной хирургии позвоночника, на основании акта от 10.12.2013 (т.2 л.д.29), изданного комиссией ГБУЗ "ЧОДКБ", созданной в соответствии с приказом Учреждения N 6240 от 31.12.2013 (т.2 л.д.35), приобретенные медицинские изделия отнесены на статью КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" по причине ожидаемого физического износа предметов в течение периода, не превышающего 12 месяцев.
Суд также установил, что указанные наборы инструментов относятся к категории "материальных ценностей специального назначения", то есть предназначенных исключительно для какой-либо цели, имеющей особое, отдельное, не общее назначение, профиль, режим специализации.
Наборы инструментов для малоинвазивной хирургии позвоночника обладают такими признаками, поскольку предназначены для проведения специфических (минимальноинвазивных) операций исключительно на позвоночнике человека. Данные инструменты не могут использоваться для других операций или иных медицинских целей.
Административный орган не представил доказательств того, что приобретенные инструменты могут быть использованы на протяжении более 12 месяцев.
При таких обстоятельствах, заявителем не нарушены условия Соглашения N ВМП-2 от 26.05.2014, Сметы расходов целевой субсидии, а также требований "Порядка финансового обеспечения_", утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области N 78-П от 28.03.2012.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого постановления, в силу отсутствия состава административного правонарушения. Нарушений процедуры проведения проверки и привлечения к ответственности не установлено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2016 по делу N А76-19068/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-19068/2015
Истец: ГБУЗ "Челябинская областная детская клиническая больница"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области