Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июня 2016 г. N Ф04-2333/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, дело направлено на новое рассмотрение, решение суда первой инстанции отменено
г. Томск |
|
25 марта 2016 г. |
Дело N А03-19269/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Полосина А.Л., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полевый В.Н. без использования средств аудиозаписи
при участии: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страховая Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 30 декабря 2015 г. по делу N А03-19269/2015 (судья В.В. Синцова)
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Автодорстрой" города Барнаула (ОГРН 1152224003623, ИНН: 2224174529, 656002, г. Барнаул, ул.Линейная,20)
к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страховая Российской Федерации (ОГРН 1022201759623, ИНН 2225023610, 656031, г. Барнаул, ул.Крупской,97Д)
о признании недействительными решения о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 16.09.2015 N 97, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Автодорстрой" города Барнаула (далее - МУП "Автодорстрой", заявитель), реорганизованное в форме слияния в муниципальное бюджетное учреждение "Автодорстрой" г. Барнаула (далее - МБУ "АДС" г. Барнаула), обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 16.09.2015 N 97 о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов.
Решением суда от 30.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов изложенных в решении обстоятельствам дела, просит отменить состоявшийся судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает на то, что выездная проверка, по результатам которой вынесено оспариваемое решение, проводилась в соответствии с положениями Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", таким образом, применение судом к рассматриваемым правоотношениям положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" необоснованно.
Ссылается на то, что в ходе судебного разбирательства Фондом социального страхования, в том числе посредством первичных бухгалтерских документов, подтверждено, что доход страхователя за 2011 год, в том числе от внереализационной деятельности, составил 31 588 640,77 рублей за работы от деятельности, входящую в группировку по коду ОКВЭД 45.23.1. "производству общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов" и, соответственно, наибольший удельный вес 52,6 % (16614967\31 588 640,77x100) от всех поступлений за выполненные работы страхователем в 2011 году составила деятельность по коду по ОКВЭД 45.23.1.
По мнению подателя жалобы, заявитель был не согласен с решением от 16.09.2015 N 97 в части доначисления страховых взносов вследствие неправильного применения страхового тарифа в 2012 году в размере 84 255 рублей 42 копеек. В части дополнительно начисленных взносов в сумме 1,45 рублей на сумму выплат пособий, произведенных с нарушением установленного законодательством порядка, решение от 16.09.2015 N 97 не обжаловалось. Однако судом первой инстанции решение от 16.09.2015 N 97 признано незаконным в полном объеме.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП "Автодорстрой" просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу Фонда социального страхования - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 11 час. 00 мин. 18.03.2016, в том числе для предоставления заявителю по делу выразить свою позицию по эпизоду дополнительно начисленных взносов в сумме 1,45 рублей на сумму выплат пособий, произведенных с нарушением установленного законодательством порядка.
В судебное заседание, продолженное после перерыва, участвующие в деле лица не явились. От заявителя поступили пояснения о не оспаривании им решения Фонда социального страхования в части доначисления страховых взносов в размере 1 рубль 45 копеек и начисленных на них сумм пени и штрафа.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной проверки в отношении МУП "Автодорстрой" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 установлено неправомерное применение предприятием страхового тарифа в размере 0,3% вследствие неверного определения вида экономической деятельности страхователем в 2012 году, что привело к занижению страховой базы для исчисления страховых взносов, образованию недоимки на сумму 84 255 рублей 42 копейки.
По результатам проверки Фондом социального страхования принято решение от 16.09.2015 N 97 о привлечении предприятия к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах путем доначисления страховых взносов в размере 84 256 рублей 87 копеек, в том числе суммы в 1 рубль 45 копеек на сумму выплат пособий, произведенных с нарушением установленного законодательством порядка), пени 19 881 рубль 52 копейки и наложения штрафа за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов в размере 16 851 рубль 37 копеек.
06.10.2015 страхователь обратился в региональное отделение Фонда социального страхования с жалобой на данное решение, в которой просил его отменить.
Решением от 03.11.2015 N 50 жалоба МУП "Автодорстрой" оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Фонда социального страхования в части занижения страховой базы в результате применения пониженного тарифа при исчислении страховых взносов, МУП "Автодорстрой" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя и признавая полностью недействительным оспариваемое решение Фонда социального страхования, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованном отнесении Фондом социального страхования денежных сумм, перечисленных предприятию за выполненные работы по содержанию автомобильных работ, к выручке от экономического вида деятельности "Производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно - посадочных полос аэродромов" (код по ОКВЭД 45.23.1).
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон об обязательном страховании) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в порядке, предусмотренном Законом о социальном страховании.
Из статьи 3 Закона об обязательном страховании следует, что страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 названного Закона страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В статье 21 Закона об обязательном страховании предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со статьей 22 указанного Закона страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 11 Правил).
В силу пункта 7 Правил страхователь вправе выделить как самостоятельную классификационную единицу для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащую отнесению к видам экономической деятельности, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
Основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно (пункт 2 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок).
При этом в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (пункт 5 Порядка).
На основании пункта 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил N 713).
Территориальный орган Фонда в течение 7 рабочих дней со дня представления страхователем полного перечня документов, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, направляет их на согласование в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования). Фонд социального страхования в течение 20 рабочих дней с даты поступления документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, рассматривает их на предмет соответствия требованиям, указанным в пункте 7 настоящего Порядка, и о результатах рассмотрения информирует территориальный орган Фонда по месту регистрации страхователя. По результатам рассмотрения территориальный орган Фонда в двухнедельный срок уведомляет страхователя об установленных с начала текущего года размерах страхового тарифа, соответствующих классам профессионального риска, по каждой самостоятельной квалификационной единице (пункт 9 Порядка).
До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (пункт 11 Порядка).
Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности (пункт 12 Правил N 713, пункт 10 Порядка).
Согласно пункту 13 Правил N 713, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности (пункт 13).
Как следует из материалов дела, 15.03.2012 года предприятие обратилось в Фонд социального страхования (филиал N 3) с заявлением о подтверждении основного вида экономической деятельности, указав в качестве такового за 2011 год деятельность по "Уборке территории и аналогичная деятельность" (код ОКВЭД 90.00.3). К указанному заявлению приложена справка - подтверждение основного вида экономической деятельности с указанием в качестве основного вида экономической деятельности - "Уборка территории и аналогичная деятельность" (код ОКВЭД 90.00.3), как и у юридического лица МУП "Автодорстрой", доля дохода от которой составила 63 % (16 551 тыс.руб.) от всех поступлений в 2011 году; и 34% (14 877 тыс.руб.) от всех поступлений в 2011 году составила деятельность по "эксплуатации автомобильных дорог" (код по ОКВЭД 63.21.22.). Всего по данным страхователя доход за 2011 год составил 31 428 тысяч рублей.
В соответствии с этими сведениями, страхователь был отнесен к 2 классу профессионального риска, и ему установлен размер страхового тарифа - 0,3%.
В соответствии с приложением А "Описание группировок" к ОК 029-2001 группировка 90.00.3 включает:
- сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз;
- подметание и поливку улиц, дорог, мест стоянки автотранспортных средств и т.п.;
- очистку от снега и льда улиц, дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах и т.п., в том числе посыпание песком или солью.
Как следует из материалов дела, в 2011-2014 годах страхователь применял упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО) и вел книгу учета доходов и расходов.
В ходе проверки соответствия основного вида деятельности, заявленного страхователем в 2012-2014 г.г. фактическим им осуществляемому Фондом социального страхования проведена сверка бухгалтерских документов, книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО (далее - Книга доходов и расходов), утвержденной Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения", за 2011-2013 гг. соответственно; проведен анализ счета 90 "Продажи", предназначенного для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 N 94н), при этом аналитический учет по счету 90 "Продажи" ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др.; проанализированы муниципальные контракты и сопровождающие их исполнение документы (акты приемки выполненных работ, справок о стоимости работ и затрат* смет), договоры, счета, банковские и кассовые документы страхователя.
По результатам проверки Фондом установлено, что в Книге доходов и расходов доходы отражались по мере поступления оплаты за выполненную работу (оказанные услуги) с указанием платежного документа, контрагента и вида выполненной работы (оказанных услуг). Записи Книги учета доходов и расходов по поступлению денежных средств на оплату за выполненные работы (оказанные услуги) на расчетный счет или в кассу предприятия в ходе выездной проверки сверены с банковскими и кассовыми документами. Проверкой расхождений не выявлено. Расхождений по общей сумме доходов предприятия за 2011-2014 годы также не выявлено. Сумма доходов подтверждена первичными документами и налоговыми декларациями.
Вместе с тем, согласно данным бухгалтерского учета страхователя установлено, что в 2011 году страхователь осуществлял несколько видов деятельности, и получал выручку от нескольких видов работ: ремонт дорог, устройство асфальтобетонных покрытий, санитарное содержание улиц и др. Общая сумма выручки от видов работ, отраженных в оборотно-сальдовых ведомостях по счету 90.1 "Выручка" и 91.1 "Прочие доходы и расходы" составила 31 588 640 рублей 77 копеек, в том числе по следующим наименованиям:
* аренда (поступило 43 324,00 руб.),
* восстановление перекопов (поступило 49 474,00 руб.),
* санитарное содержание (поступило 14 673 419,36 руб.),
-текущий ремонт (поступило 16 414 088,00 руб.),
* услуги техники (поступило 159 200,46 руб.),
* электроэнергия (поступило 88 182,84 руб.),
При этом оплата за услуги по наименованиям "аренда техники", услуги техники", электроэнергия" составляет 290 707,30 руб. - удельный вес менее 1 % от общего объема дохода.
Под наименованием "санитарное содержание" страхователем сгруппированы оплата за выполнение работ по муниципальному контракту от 28.03.2013 N 2011.1100 (1653), в том числе по механизированной уборке улиц Индустриального района г. Барнаула в осенне-зимний и весенне-летний периоды и работы по обслуживанию дорожных знаков.
Кроме того, в данную группировку включены работы по уборке улиц, прилегающих территорий к торговым павильонам и т.п., по договорам заключенным с организациями и индивидуальными предприятиями, а также выручка за работы по вывозу смета (снега), сформированного в кучи третьей стороной.
В наименование "текущий ремонт" сгруппирована выручка:
* за работы по текущему ремонту автодорог и улиц Индустриального района г.Барнаул по муниципальному контракту N 2011.1100;
* за работы по устройству асфальтобетонного покрытия парковочного кармана и пешеходных дорожек в поселке Лесной (для Власихинской администрации - без письменного заключения договора);
- за ремонт асфальтобетонного покрытия дворовых территорий и проездов к ним на поселке Силикатный (договор субподряда от 20.08.2011 N 8 с ООО "Индустрия");
- за работы по устройству парковки, прилегающие к магазинам "Пятый элемент (договор подряда от 15.08.2011 N 12/11 с ООО "Росбыттехника");
- за демонтаж и очистку дорожных знаков по муниципальному контракту.
При этом удельный вес "текущего ремонта" составляет 52,2 % от выручки, сгруппированной на счёте 90.1 "Выручка", или 52,6 % от всех поступивших доходов страхователю в 2011 году.
Согласно разделу "Введение" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1), принятого Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст и введенного в действие с.01.01.2003 г. (далее - ОКВЭД, ОКВЭД ОК 029-2001), Приложение А к ОКВЭД включает описания видов экономической деятельности, раскрывающие содержание группировок и /или дающие отсылки к другим группировкам классификатора. При этом описания вышестоящих группировок распространяются на все входящие в них группировки.
Таким образом, группировка по Коду ОКВЭД 90.00.3 - "Уборка территории и аналогичная деятельность", входящая в класс 90 "Удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность", включает в себя:
- сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз,
- подметание и поливку улиц, дорог, мест стоянок автотранспортных средств и т.п.,
- очистку от снега и льда улиц, дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах и т.п., в том числе посыпание песком и солью,
Как усматривается из описания данной группировки, ремонт, реконструкция, автодорог и дорожных знаков не включены в данную группировку.
Между тем, согласно описанию группировок Приложения А ОКВЭД строительство автомобильных дорог, улиц и прочих дорог для автомобильного транспорта и пешеходов, открытых автомобильных стоянок и т.п.; установка защитных дорожных ограждений, дорожных знаков и т.п." включены в группировку 45 "Строительство" раздела F "Строительство" по коду ОКВЭД 45.23.1 "Производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно- посадочных аэродромов".
Аналогичные классификация и кодирование видов экономической деятельности изложены в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), введенном в действие с 01.01.2008 Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст без отмены вышеназванного ОКВЭД (далее - ОКВЭД ОК 029-2007).
При этом в ОКВЭД ОК 029-2007 в отличие от ОКВЭД действующего с 2003 года, изложена более подробно информация о группировках видов деятельности.
Так, согласно ОКВЭД ОК 029-2007 группировка 45 "Строительство" включает новое строительство, ремонт, реконструкцию, возведение зданий и сооружений из сборных конструкций на строительной площадке, а также строительство временных объектов. К общестроительным работам относится строительство жилых зданий, административных зданий, магазинов и других общественных и коммунальных зданий, сельскохозяйственных зданий и т.п. или строительство сооружений, таких как автодороги, улицы, мосты, порты и другие водные объекты и др.
Производство указанных работ может осуществляться за собственный счет, а также за вознаграждение или на договорной основе. Отдельные части работ или иногда весь объем работ могут производиться субподрядчиками.
В соответствии с разделом "Введение" ОКВЭД ОК 029-2007 (по аналогии с ОКВЭД ОК 029-2001) Приложение А к ОКВЭД включает описания видов экономической деятельности, раскрывающие содержание группировок и/или дающие ссылки к другим группировкам классификатора. При этом описания вышестоящих группировок распространяются на все входящие в них группировки.
Таким образом, реконструкция и ремонт в строительстве относятся к тому виду экономической деятельности, к которому относится новое (основное) строительство.
Учитывая изложенное, работы страхователя по текущему ремонту автодорог и улиц Индустриального района г. Барнаула, ремонту асфальтобетонного покрытия дворовых территорий и проездов к ним, устройство асфальтобетонного покрытия парковок и парковочных карманов и пешеходных дорожек, а также демонтажу и обслуживанию дорожных знаков должны быть отнесены к виду деятельности: "Производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов" - код по обоим ОКВЭД 45.23.1.
В частности, 28.03.2011 со сроком действия по 31.12.2011 между Администрацией Индустриального района г. Барнаула (далее - заказчик) и МУП "Дорожник" Индустриального района г. Барнаула заключен муниципальный контракт N 2011.1100 (N 1653). Цена контракта составила 28 863 400 рублей или 91,4% от всех поступлений за выполненные работы (оказанные услуги) в 2011 году, а не 63% как указано страхователем в справке-подтверждении. Предметом данного муниципального контракта являлись следующие работы на территории Индустриального района г. Барнаула:
* механизированная уборка автомобильных дорог;
* текущий ремонт пешеходной и проезжей части дорог;
* содержание и ремонт ливневой канализации;
* содержание дорожных знаков.
При этом каждый вид работ имеет отдельное техническое задание. Контракт содержит приложения 1, 2, 3, 4 и 5, являющиеся неотъемлемой частью указанного контракта, в которых работы, предусмотренные контрактом, детализированы, а именно:
- приложение 1 содержит техническое задание на выполнение работ по содержанию улиц Индустриального района гБарнаула (механизированная уборка);
- приложение 2 содержит техническое задание на выполнение работ по текущему содержанию сети ливневой канализации Индустриального района г.Барнаула;
- приложение 3 содержит техническое задание на выполнение работ по текущему (ямочному) ремонту покрытий пешеходной и проезжей части дорог Индустриального района г. Барнаула;
- приложение 4 содержит техническое задание на выполнение работ по текущему содержанию дорожных знаков на магистральных дорогах на территории Индустриального района г. Барнаула;
- приложение 5 содержит требования к выполнению работ по уборке городских территорий в осенне-зимний период (пункт 1); по уборке городских территорий в весенне-летний период (пункт 2); по содержанию ливневой канализации (пункт 3), выполнение работ по обслуживанию дорожных знаков (пункт 4), текущий ремонт автодорог и ливнеприемных колодцев (пункт 5).
Заказчик оплату за выполненные работы по данному контракту производил только после подписания акта приемки работ, счета-фактуры, в которых работы по текущему ремонту дорог и улиц Индустриального района г. Барнаула указаны и детализированы в соответствии с Техническим заданием к контракту (копии документов прилагаются).
Счета-фактуры выставлены именно за текущий ремонт автодорог или демонтаж (обслуживание) дорожных знаков; оплата за выполненные работы поступала отдельными платежами конкретно за работы по текущему ремонту или обслуживание дорожных знаков (копии документов прилагаются).
Кроме того, в ходе проверки Фондом социального страхования установлено, что в 2011 году страхователем также выполнялись работы, связанные со строительством и ремонтом автодорог и улиц, устройством парковок, по договорам подряда (без договоров) с другими заказчиками, по которым поступала соответствующая оплата: по договору субподряда от 26.06.2011 N 11 поступило 1 055 200 рублей, по договору подряда от 15.08.2011 N 12/11 поступило 356 883 рубля, по договору от 20.04.2011N 3/11 поступило 49 474 рубля и др. (копии прилагаются).
Таким образом, в ходе выездной проверки установлено, что общий доход страхователя - за 2011 год, в том числе от внереализационной деятельности, составил 31 588 640 рублей 77 копеек; за работы от деятельности, входящей в группировку по коду ОКВЭД 45.23.1 - "Производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов", поступило 16 614 967 рублей, что составляет наибольший удельный вес от всех поступлений за выполненные работы (оказанные услуги) страхователем - 52,6% (16 614 967 / 31 588 640,77 х 100 %).
В соответствии с Классификацией N 857 экономическая деятельность "Производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов" (код ОКВЭД 45.23.1) относится к 8 классу профессионального риска со страховой ставкой 0,9%, экономическая деятельность "Уборка территории и аналогичная деятельность" (код ОКВЭД 90.00.3) относится к 2 классу профессионального риска, которому соответствует страховой тариф - 0,3%.
Учитывая установленные обстоятельства, апелляционная инстанция полагает, что Фонд социального страхования при проведении проверки обоснованно исходил из анализа деятельности МУП "Автодорстрой" в соответствии с действующим законодательством, исходя из представленных заявителем сведений.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией Фонда и признает обоснованным его вывод о том, что неверное определение страхователем основного вида экономической деятельности на 2012 год привело к занижению страхового тарифа для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
С учетом изложенного у Фонда социального страхования имелись основания для дополнительного начисления страхователю страховых взносов за 2012 год в сумме 84 255 рубля 42 копейки, исходя из страхового тарифа в размере 0,9% (вместо 0,3%), привлечения МУП "Автодорстрой" к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 19 Закона об обязательном страховании, в виде штрафа в размере 16 851 рубль 37 копеек, начисления пени в сумме 19 881 рубль 52 копейки за несвоевременную уплату страховых взносов.
Кроме того, в ходе проверки за занижение базы для начисления страховых взносов в 2014 году страхователю дополнительно начислены взносы в сумме 1 рубль 45 копеек на сумму выплат пособий, произведенных с нарушением установленного законодательством порядка, обоснованность начисления которых заявителем не оспаривалось, что также подтверждено МУП "Автодорстрой" в суде апелляционной инстанции.
Признавая полностью недействительным оспариваемое решение Фонда социального страхования от 16.09.2015 N 97 указанное обстоятельством судом первой инстанции не учтено.
С учетом изложенного, учитывая, что оспариваемое решение Фонда социального страхования от 16.09.2015 N 97 соответствует положениям действующего законодательства о социальном страховании и не нарушают права и законные интересы заявителя, требование заявителя о признании недействительным решения от 16.09.2015 N 97 о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов, удовлетворению не подлежит.
Решение Арбитражного суда Алтайского края по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных МУП "Автодорстрой" требований о признании недействительным решения от 16.09.2015 N 97 о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.12.2015 по делу N А03-19269/2015 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований муниципального бюджетного учреждения "Автодорстрой" г. Барнаула о признании недействительным решения государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страховая Российской Федерации от 16.09.2015 N 97 о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-19269/2015
Истец: МБУ "Автодорстрой г. Барнаул"
Ответчик: .ГУ-Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2333/16
31.03.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1411/16
25.03.2016 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1411/16
30.12.2015 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-19269/15