г. Красноярск |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А33-25755/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "31" марта 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Парфентьевой О.Ю.,
судей: Белан Н.Н., Петровской О.В.,
секретаря судебного заседания Егоровой Е.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Окно": Поддубной Л.И., представителя по доверенности от 29.07.2015 N 67,
от ответчика (общества с ограниченной ответственностью "ПМК N 77"):
Левковской Н.В., представителя по доверенности N 155 от 21.07.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Окно"
на определение Арбитражного суда Красноярского края
от "20" февраля 2016 года по делу N А33-25755/2014, принятое судьёй Исаковой И.Н.,
установил:
Либренц Мария Юрьевна обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Окно" (далее - ООО "Окно") к обществу с ограниченной ответственностью "ПМК N 77" (ИНН 2463038573, ОГРН 1022402143477, далее - ООО "ПМК N 77") о признании недействительной сделки купли-продажи объекта недвижимости по адресу: г. Красноярск, ул. Айвазовского, д. 37А, стр. 2 пом. 2.
Определением от 12.08.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен: Могилевский Андрей Гарьевич.
Определением от 28.12.2015 из числа ответчиков по делу N А33-25755/2014 исключено ООО "Окно".
Истец в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении основания исковых требований, ссылается на абзац 6 пункт 1 статьи 65.2, статьи 179, 10, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Уточнения исковых требований приняты судом.
В судебном заседании 15.01.2016 ООО "Окно" заявил ходатайство о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "Окно".
Определением суда от 20.02.2016 в удовлетворении ходатайства отказано.
Не согласившись с данным определением, ООО "Окно" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить определение суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что ООО "Окно" не заявляло в судебном порядке требование о признании оспоримыми сделок по договорам купли-продажи N 01/05/2013 от 30.05.2013 и N 02/05/2 013 от 30.05.2013 недействительными, руководствуясь нормами части 1 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как не считает себя потерпевшей стороной по данным сделкам и, следовательно, не является истцом в рамках настоящего дела. ООО "Окно" определением от 28.12.2015 исключено из числа ответчиков. Таким образом, процессуальный статус ООО "Окно" не определен в рамках рассматриваемого дела.
Апеллянт также указал, что истец по настоящему делу заявляет свое право быть представителем ООО "Окно" и заявлять исковые требования об оспаривании сделок в соответствии со статьей 179 Гражданского кодекса Российской Федерации основываясь на положениях статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции закона N 99-ФЗ от 05.05.2014 "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Поскольку на день заключения спорных договоров указанная редакция Гражданского кодекса Российской Федерации не действовала, а в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Основываясь на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации, действующих, на день заключения указанных договоров, то есть на 30.05.2013, при оспаривании оспоримой сделки на основании статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредитель не является законным представителем ООО "Окно".
Истец и ответчик отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.03.2016 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 29.03.2016.
В судебном заседании представитель ООО "Окно" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; представитель ответчика поддержал правовую позицию ООО "Окно", изложенную в жалобе.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя истца.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом Либренц М.Ю., являясь участником ООО "Окно" владеющим долей 25,5% в уставном капитале, обратилась с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительной сделки купли-продажи объекта недвижимости, заключенной ООО "Окно" и ООО "ПМК N 77", и о применении последствий недействительности сделки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65.2 ГК РФ (в редакции, действующей на момент подачи настоящего иска в суд) участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) вправе оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.
В пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что участник корпорации, обращающийся в установленном порядке от имени корпорации в суд с требованием о возмещении причиненных корпорации убытков (статья 53.1 ГК РФ), а также об оспаривании заключенных корпорацией сделок, о применении последствий их недействительности и о применении последствий недействительности ничтожных сделок корпорации, в силу закона является ее представителем, в том числе на стадии исполнения судебного решения, а истцом по делу выступает корпорация (пункт 2 статьи 53 ГК РФ, пункт 1 статьи 65.2 ГК РФ).
Порядок обращения участника корпорации в суд с такими требованиями определяется, в том числе с учетом ограничений, установленных законодательством о юридических лицах.
Лицо, уполномоченное выступать от имени корпорации, также является представителем корпорации при рассмотрении названных требований наряду с предъявившим их участником корпорации.
В случае оспаривания участником заключенных корпорацией сделок, предъявления им требований о применении последствий их недействительности или о применении последствий недействительности ничтожных сделок ответчиком является контрагент корпорации по спорной сделке.
По смыслу статьи 65.2 ГК РФ корпорация в лице соответствующего органа и присоединившиеся к иску участники не имеют права без согласия участника, предъявившего иск, полностью или частично отказаться от иска, изменить основание или предмет иска, заключить мировое соглашение и соглашение по фактическим обстоятельствам. Обратившийся в суд с требованием участник корпорации в случае присоединения к иску иных участников также не имеет права совершать указанные действия без согласия всех таких участников.
Иные участники корпорации, несогласные с заявленными требованиями, вправе вступить в дело на стороне ответчика в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.
Таким образом, Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал соответствующие разъяснения относительно процессуального положения участников корпорации и самой корпорации при оспаривании сделок корпорации.
Участник корпорации, обратившийся с требованием о признании недействительной сделки корпорации, в силу закона является ее представителем, а истцом по делу выступает корпорация.
Исходя из положений пункта 2 статьи 50, пункта 1 статьи 65.1, пункта 1 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации, ООО "Окно" является корпоративной коммерческой организацией. Доказательства иного в материалы дела не представлено.
Как следует из определения о принятии искового заявления к производству от 16.01.2015, суд принял к рассмотрению исковое заявление по правилам главы 28.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения ходатайства ООО "Окно" о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Процессуальное положение ООО "Окно" должно определяться в соответствии с приведенными выше нормами.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод представителя ООО "Окно" о том, что положения статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению, поскольку оспариваемая сделка заключена до введения в действие указанной нормы в силу следующего.
Как выше уже указывалось, в статье 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации определено процессуальное положение участника корпорации при оспаривании сделок корпорации.
Более того в пункте 31 указанного выше Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что требования участника корпорации, созданной в форме коммерческой организации, перечисленные в пункте 1 статьи 65.2 ГК РФ, подлежат рассмотрению арбитражным судом по правилам главы 28.1 АПК РФ. При наличии обстоятельств, указанных в статье 225.10 АПК РФ, названные требования рассматриваются также с учетом положений главы 28.2 АПК РФ.
Положения глав 28.1 и 28.2 АПК РФ применяются судами с учетом особенностей, установленных статьей 65.2 и главой 9.1 ГК РФ.
Таким образом, при рассмотрении корпоративных споров и определении процессуального положения, лиц участвующих в деле, подлежат применению главы 28.1 и 28.2 АПК РФ с учетом особенностей, установленных статьей 65.2 и главой 9.1 ГК РФ.
С учетом изложенного, апелляционной суд полагает обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленного ходатайства.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм процессуального права, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах определение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается судом, поскольку при подаче апелляционных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина не уплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от "20" февраля 2016 года по делу N А33-25755/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший определение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-25755/2014
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 января 2017 г. N Ф02-6561/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Либренц Мария Юрьевна
Ответчик: ООО " ПМК N 77 ", ООО "Окно"
Третье лицо: временный управляющий ООО "Окно" Епифанова Л. А., Могилевский Андрей Гарьевич, Богомазов Ю. В., ИП Кулакова Е. А., Лукин Александр Александрович, МИФНС N23 по Красноярскому краю, МУ МВД России "Красноярское" Отдел полиции N4, ООО "Межрегиональное бюро экспертиз", ООО "Научно-исследовательская лаборатория криминалистических экспертиз "Идентификация", ООО Траст-аудит, Росреестр, Солоденко А. В., ФГУП "Почта России"
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6561/16
27.07.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2986/16
26.04.2016 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-25755/14
31.03.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1379/16