г. Самара |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А72-99/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28.03.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2016 по делу N А72-99/2016 (судья Корастелев В.А.), принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г.Ульяновск, к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Белякову И.М., г.Ульяновск, заинтересованные лица - закрытое акционерное общество "Авиастар - объединенное предприятие энергоснабжения" (ИНН 7328033112, ОГРН 1027301568469), г.Ульяновск, УФССП России по Ульяновской области, г.Ульяновск,
об оспаривании требования, бездействия, постановления,
в судебном заседании принял участие представитель ЗАО "Авиастар-ОПЭ" Синицкий П.В. (доверенность от 25.03.2016)
представители ТУ Росимущества в Ульяновской области, УФССП России по Ульяновской области, судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Беляков И.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее по тексту - ТУ Росимущества в Ульяновской области) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным требования судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Белякова И.М. в части утверждения схемы расположения земельного участка в редакции письма от 23.12.2015 N 73040/15/947023, его постановления от 23.12.2015 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) и его бездействия в части непринятия своевременного решения об окончании исполнительного производства, а также об обязании судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска вынести постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены закрытое акционерное общество "Авиастар - объединенное предприятие энергоснабжения" (далее - ЗАО "Авиастар - ОПЭ") и УФССП России по Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03.02.2016 по делу N А72-99/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Ульяновской области просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению ТУ Росимущества в Ульяновской области, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
ЗАО "Авиастар - ОПЭ" в отзыве апелляционную жалобу отклонило.
В судебном заседании представитель ЗАО "Авиастар - ОПЭ" отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей других лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлении представителя ЗАО "Авиастар - ОПЭ" в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 04.02.2015 Арбитражным судом Ульяновской области выдан исполнительный лист серии ФС N 000235480 на принудительное исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ульяновской области от 22.10.2014 по делу N А72-1823/2014 в отношении должника - ТУ Росимущества в Ульяновской области, взыскатель - ЗАО "Авиастар - ОПЭ".
Предмет исполнения по указанному исполнительному листу: обязать ТУ Росимущества в Ульяновской области устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "Авиастар-ОПЭ" путем утверждения схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 площадью 1 409 516,00 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, г Ульяновск, р-н Заволжский, территория Ульяновского машиностроительного завода им. Володарского (ныне - Федеральное государственное предприятие "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод"), с выделением земельного участка ориентировочной площадью 10700 кв.м под трансформаторную подстанцию, принадлежащую ЗАО "Авиастар-ОПЭ" на праве собственности; обязать ТУ Росимущества в Ульяновской области на основании схемы раздела границ земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 провести межевые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером 73:24:020101:80 общей площадью 1 409 516,00 кв.м на 2 земельных участка ориентировочной площадью 10 700 кв.м. и 1 398 816 кв.м, расположенных по адресу: Ульяновская область, г Ульяновск, р-н Заволжский, территория Ульяновского машиностроительного завода им. Володарского (ныне - Федеральное государственное предприятие "Производственное объединение "Ульяновский машиностроительный завод"), и поставить вновь образованные земельные участки на государственный кадастровый учет или выдать ЗАО "Авиастар-ОПЭ" доверенность на проведение межевых работ и постановку на государственный кадастровый учет вновь образованных участков ориентировочной площадью 10 700 кв.м. и 1 398 816 кв.м.
На основании указанного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска Джаббаровой Р.Р. 17.02.2015 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 19080/15/73040-ИП, которым должнику установлен суточный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Данное постановление получено ТУ Росимущества в Ульяновской области 24.02.2015.
02.03.2015 ТУ Росимущества в Ульяновской области уведомило ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска об исполнении судебного решения путем выдачи ЗАО "Авиастар-ОПЭ" доверенности от 02.03.2015 N 31 (со сроком действия три месяца) на проведение межевых работ по разделу земельного участка на два земельных участка и постановку от имени ТУ Росимущества в Ульяновской области вновь образованных участков на государственный кадастровый учет.
19.03.2015 ЗАО "Авиастар-ОПЭ" представило в ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска проект схемы раздела границ земельного участка (в 2-х экземплярах) для утверждения ее должником.
24.03.2015 судебный пристав-исполнитель направил проекты схемы раздела границ земельного участка должнику для утверждения.
17.04.2015 ТУ Росимущества в Ульяновской области представило в адрес ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска распоряжение от 16.04.2015 N 144/р об утверждении схемы раздела границ земельного участка.
Однако по указанной схеме Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области решением от 13.05.2015 N 73-00/2015-36497 приостановил осуществление кадастрового учета разделенного в таком виде земельного участка до приведения схемы раздела его границ в соответствие со вступившими в силу изменениями в земельном законодательстве.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал ТУ Росимущества в Ульяновской области в удовлетворении заявленных требований.
С 01.03.2015 года вступили в силу Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который, в том числе, внес изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Приказ Минэкономразвития России от 27.11.2014 N762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (зарегистрирован в Минюсте России 16.02.2015 N 36018).
Согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ ФЗ) образование земельных участков, в том числе, может осуществляться в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 ЗК РФ.
В пункте 3 статьи 11.10 ЗК РФ указано, что подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено статьей 11.10 ЗК РФ.
Вместе с тем подготовка схемы расположения земельного участка может быть обеспечена юридическим лицом в целях образования земельного участка для предоставления без проведения торгов (пункт 4 статьи 11.10 ЗК РФ) и в целях образования земельного участка путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве аренды или безвозмездного пользования (пункт 6 статьи 11.10 ЗК РФ).
Кроме того, пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 ЗК РФ, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагается, в том числе, подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить.
В соответствии с пунктом 9 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В пункте 9 статьи 11.10 ЗК РФ также указано, что в случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает именно гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.
Согласно пункту 12 статьи 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено ЗК РФ.
Пунктом 20 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
На основании пункта 15 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, схема расположения земельного участка в форме электронного документа заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью (подписями) уполномоченного должностного лица исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего такую схему (подписавшего соглашение, издавшего приказ, постановление, решение).
В соответствии с пунктом 14 статьи 11.10 ЗК РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости; 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Как верно указано судом первой инстанции, распоряжение ТУ Росимущества в Ульяновской области от 16.04.2015 N 144/р об утверждении схемы раздела границ земельного участка, хотя и принято в период действия новой редакции ЗК РФ, по своему содержанию не соответствует требованиям пункта 14 статьи 11.10 ЗК РФ.
Схема раздела границ земельного участка в форме электронного документа усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица ТУ Росимущества, утвердившего такую схему (подписавшего постановление об утверждении схемы), заверена не была.
Кроме того, утвержденная схема не соответствовала Форме схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762.
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 318 АПК РФ, принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В силу статьи 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется, в том числе, на принципе своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Как правильно указано судом первой инстанции, исполнение решения Арбитражного суда Ульяновской области от 22.10.2014 по делу N А72-1823/2014 в значительной степени зависит от правильного и своевременного исполнения органом исполнительной власти - ТУ Росимущества в Ульяновской области требований закона.
С учетом изложенного утверждение распоряжением ТУ Росимущества в Ульяновской области от 16.04.2015 N 144/р подготовленной ЗАО "Авиастар-ОПЭ" схемы раздела границ земельного участка нельзя признать правильным и своевременным исполнением судебного решения.
В целях устранения препятствий в осуществлении кадастрового учета ЗАО "Авиастар-ОПЭ" Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Ульяновской области привел схему раздела земельного участка в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства и направил указанную схему на бумажном и в электронном виде судебному приставу-исполнителю для передачи в ТУ Росимущества в Ульяновской области.
При рассмотрении настоящего дела не представлено доказательств несоответствия новых схем раздела границ земельного участка закону.
С письмом от 02.06.2015 N 73040/15/366997 ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска направило в ТУ Росимущества в Ульяновской области для утверждения новые схемы раздела границ земельного участка, оформленные в соответствии с изменениями в земельном законодательстве, в бумажном и электронном виде.
10.06.2015 ТУ Росимущества в Ульяновской области письменно уведомило ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска об отказе в утверждении вновь подготовленной схемы.
28.11.2015 исполнительное производство было передано на исполнение судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска Белякову И.М.
09.12.2015 ТУ Росимущества в Ульяновской области обратилось к судебному приставу-исполнителю Белякову И.М. с ходатайством об окончании исполнительного производства от 17.02.2015 N 19080/15/73040-ИП в связи с полным исполнением требований, указанных в исполнительном документе.
Постановлением от 23.12.2015 судебный пристав-исполнитель Беляков И.М. отказал в удовлетворении указанного ходатайства в связи с отсутствием оснований, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.
С письмом от 23.12.2015 N 73040/15/947023 (в дополнение к письму от 02.06.2015 N 73040/15/366997) судебный пристав-исполнитель Беляков И.М. направил в ТУ Росимущества в Ульяновской области копию решения Филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Ульяновской области от 13.05.2015 N 73-00/2015-36497 о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Суд первой инстанции сделал мотивированный вывод о том, что указанные действия и постановление судебного пристава-исполнителя Белякова И.М. направлены на исполнение требований исполнительного листа и не противоречат Закону об исполнительном производстве и Федеральному закону от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", поскольку решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.10.2014 по делу N А72-1823/2014 фактически не исполнено и, соответственно, нарушение прав и законных интересов ЗАО "Авиастар-ОПЭ" не устранено. Данные обстоятельства подтверждены и ЗАО "Авиастар-ОПЭ".
Кроме того, ТУ Росимущества в Ульяновской области не доказано, что оспариваемыми действиями (и постановлением) судебного пристава-исполнителя Белякова И.М. нарушены его права и законные интересы.
Довод ТУ Росимущества в Ульяновской области об отсутствии у него возможности исполнить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.10.2014 по делу N А72-1823/2014 не может быть принят во внимание, поскольку этот довод исследовался при принятии указанного судебного решения, а, кроме того, в силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае необходимости ТУ Росимущества в Ульяновской области может запросить у ЗАО "Авиастар-ОПЭ" дополнительные документы и поставить об этом в известность ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска.
Следовательно, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 февраля 2016 года по делу N А72-99/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-99/2016
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области
Ответчик: судебный пристав-исполнитель ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области Беляков И. М., Судебный пристав-исполнительОСП по Ленинскому району г. Ульяновска - Беляков И. М.
Третье лицо: ЗАО "Авиастар-ОПЭ", Управление ФССП России по Ульяновской области, УФССП по Ульяновской области