г. Красноярск |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А33-13200/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "31" марта 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Белан Н.Н., Ишутиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Т.Е.,
при участии:
от акционерного общества "Российские железные дороги" - Рожковой И.Е. - представителя по доверенности от 05.03.2015;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "РН-Транс" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2015 года по делу N А33-13200/2015, принятое судьей Мальцевой А.Н.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском к закрытому акционерному обществу "РН-Транс" в лице филиала в г.Ачинске (ИНН 6330017677, ОГРН 1026303117092) о взыскании 2040952 рубля 24 копейки платы за пользование вагонами, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 85839 рублей 26 копеек, и начиная с 01.06.2015 по день исполнения решения по ставке Центрального банка Российской Федерации, установленного для вкладов физических лиц.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением от 30.06.2015 возбуждено производство по делу.
Определением от 22.09.2015 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "НТ-Сервис", общество с ограниченной ответственностью "Нефтеперевалочная компания".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30.12.2015 иск удовлетворен. С закрытого акционерного общества "РН-Транс" в лице филиала в г. Ачинске в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД" взыскано 2126791 рубль 53 копейки, из них: 2040952 рубля 24 копейки основной долг, 85839 рублей 29 копеек проценты за пользование чужими денежными средствами, а также 33633 рубля 95 копеек расходов по оплате государственной пошлины, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, подлежащие начислению на сумму долга в размере 2040952 рубля 24 копейки начиная с 01.06.2015, рассчитанные по средним ставкам банковского процента по вкладам физических лиц, установленным в федеральном округе по месту нахождения открытого акционерного общества "Российские железные дороги", опубликованным Банком России, а в случае отсутствия опубликованных ставок - по последней из опубликованных ставок, и имевшим место в соответствующие периоды просрочки по день фактической оплаты долга.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на ошибочность выводов судов о доказанности наличия оснований для взыскания с него соответствующей суммы платы, указав на непредставление актов общей формы, которыми были бы установлены зависящие от него причины задержки вагонов в пути следования, а также на ненадлежащее оформление истцом актов общей формы. Ответчик полагает, что отсутствуют доказательства надлежащего уведомления грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе, соответственно, начисление платы незаконно; суд первой инстанции пришел к неверному выводу о наличие вины грузополучателя в неприеме вагонов; нарушены нормы статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункта 4 договора на подачу и уборку вагонов N 41, на основании которых общество освобождается от платы за пользование вагонами вследствие подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающем количество вагонов, установленное соответствующим договором. Ответчик также указал на то, что суды необоснованно отклонили его доводы о несогласовании сторонами при заключении договора N 41 от 31.05.2010 размера платы за пользование вагонами при их нахождении на путях общего пользования и в связи с этим необоснованно признали правомерным применение истцом при расчетах ставок платы, предусмотренных пунктом 12 Тарифного руководства N 12. Расчет платы произведен с нарушением требований статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации с применением повышающих коэффициентов, не предусмотренных договором.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ответчик указал, что судом первой инстанции необоснованно применение при отсутствии правовых оснований ставок, установленных Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии России от 19.02.2002 N 35/12; не учтено, что указание в пункте 15 договора от 31.05.2010 N 41 на внесение грузополучателем перевозчику платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время их задержки на путях станции Уяр по причинам, зависящим от владельца, грузоотправителя, грузополучателя, в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, не может свидетельствовать о согласовании сторонами порядка и размера данной платы, поскольку применение ставок платы, установленных Тарифным руководством N 2, размеры которых непосредственно в договоре от 31.05.2010 N 41 не предусмотрены, в случае непринадлежности вагонов ОАО "РЖД", но их обслуживания локомотивами ОАО "РЖД", противоречит положениям статьи 39 Устава железнодорожного транспорта РФ и пункта 12 Тарифного руководства N 2, разъяснениям, изложенным в п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.05.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также сложившейся судебной практике по данной категории дел;
конкретные размеры ставок платы за пользование вагонами, не принадлежащих ОАО "РЖД", должны быть в обязательном порядке установлены сторонами в договоре, отсылка в договоре N 41 от 31.05.2010 на Тарифное руководство N 2 при отсутствии согласованных ставок платы в тексте самого договора не может свидетельствовать о согласовании сторонами размера платы за пользование вагонами (платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, платы за пользование инфраструктурой); отсутствуют доказательства надлежащего уведомления грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе, соответственно, начисление платы незаконно; суд первой инстанции пришел к неверному выводу о наличие вины грузополучателя в неприеме вагонов; нарушены нормы статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункта 4 договора на подачу и уборку вагонов N 41, на основании которых общество освобождается от платы за пользование вагонами вследствие подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающем количество вагонов, установленное соответствующим договором; расчет платы произведен с нарушением требований статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации с применением повышающих коэффициентов, не предусмотренных договором.
Акционерное общество "Российские железные дороги" представило отзыв, в котором отклонило доводы апелляционной жалобы, указав на законность решения суда первой инстанции.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.02.2016 апелляционная жалоба принята к производству, её рассмотрение назначено на 24.03.2016.
В судебном заседании представитель акционерного общества "Российские железные дороги" отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания лицам, участвующим в деле, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
Между открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" (перевозчик), обществом с ограниченной ответственностью "НТ-сервис" (владелец) и закрытым акционерным обещством "Юкос-Транссервис" (грузоотправитель, грузополучатель) заключен договор от 31.05.2010 N 41 на подачу и уборку вагонов ЗАО "ЮТС" на железнодорожный путь необщего пользования ООО "НТ-сервис", примыкающий к станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" локомотивом перевозчика.
По условиям названного договора осуществляется подача, расстановка места погрузки, выгрузки и уборка вагонов ЗАО "ЮТС" с железнодорожного пути необщего пользования ООО "НТ-сервис", примыкающего к 16 ходовому пути станции Уяр Красноярской железной дороги - филиала ОА "РЖД", через стрелочный перевод N 701, локомотивом перевозчика (пункт 1 договора).
Согласно пункту 3 договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Уведомление о подаче вагонов передается приёмосдатчиком станции Уяр уполномоченному представителю "грузоотправителя, грузополучателя" - оператору пункта подготовки вагонов за 2 часа до начала подачи по телефону, с записью в книгу уведомлений о подаче вагонов.
зависящим от владельцев или грузоотправителя, грузополучателя, последний вносит перевозчику плату за пользование вагонами, в соответствии со статьей 39 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта":
- в отношении собственных или арендованных вагонов в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2, за все время задержки на путях станции;
- в отношении вагонов принадлежащих перевозчику в размере платы за пользование вагонами, установлено Тарифным руководством N 2, за все время их задержки на путях станции.
Согласно пункту 18 договора договор вступает в силу с 01.07.2010 и действует по 31.12.2010.
В случае если ни одна из сторон за 30 календарных дней до истечения срока действия договора не заявит о своем желании его расторгнуть, то договор пролонгируется автоматически на каждый следующий календарный год.
Дополнительным соглашением N 16-12 от 17.02.2012 стороны в связи с переименованием ЗАО "Юкос-Транссервис" в ЗАО "РН-Транс" договорились читать наименование "грузоотправителя, грузополучателя" вместо ЗАО "ЮТС" - ЗАО "РН-Транс".
Как указано в иске, 29.06.2014 в 23-45 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 01-45 30.06.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/4887, 1/4888, 1/4882, 1/4883. Простой вагонов на путях общего пользования составил 04 час. 55 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 010766 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 3197 рублей 05 копеек без НДС или 3773 рубля 05 копеек с НДС.
29.06.2014 в 16-15 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 18-15-29.06.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/4871, 1/4872, 1/4861, 1/4862. Простой вагонов на путях общего пользования составил 06 час. 55 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 010767 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 11462 рубля 04 копейки без НДС или 13525 рублей 63 копейки с НДС.
29.06.2014 в 21-10 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 23-10-29.06.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/4869, 1/4870, 1/4906, 1/4907. Простой вагонов на путях общего пользования составил 16 час. 10 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 010769 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 25382 рубля 08 копеек без НДС или 29951 рубль 07 копеек с НДС.
30.06.2014 в 09-04 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 11-04-30.06.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/4893, 1/4894, 1/4935, 1/4936. Простой вагонов на путях общего пользования составил 13 час. 21 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 010773 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 23283 рубля без НДС или 27473 рубля 94 копейки с НДС.
30.06.2014 в 21-05 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кротенюк Т.С. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 23-05-30.06.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/4957, 1/4958, 1/4933, 1/4934. Простой вагонов на путях общего пользования составил 22 час. 10 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 020782 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 35462 рубля 07 копеек без НДС или 41845 рублей 98 копеек с НДС.
01.07.2014 в 20-56 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 22-56-01.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/4965, 1/4966, 1/4994, 1/4995. Простой вагонов на путях общего пользования составил 20 час. 14 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 020792 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 39920 рублей 04 копейки без НДС или 47106 рублей 07 копеек с НДС.
02.07.2014 в 17-55 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 19-55-02.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5010, 1/5012, 1/4996, 1/4997. Простой вагонов на путях общего пользования составил 05 час. 10 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 030720 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 9592 рубля 05 копеек без НДС или 11319 рублей 15 копеек с НДС.
02.07.2014 в 06-05 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 08-05-02.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5022, 1/5023, 1/4975, 1/4976. Простой вагонов на путях общего пользования составил 24 час. 45 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 030722 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 40944 рубля 08 копеек без НДС или 48314 рублей 86 копеек с НДС.
30.06.2014 в 18-01 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кротенюк Т.С. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 20-01-30.06.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5042, 1/5043, 1/4917, 1/4919. Простой вагонов на путях общего пользования составил 36 час. 34 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 030723 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 76589 рублей 01 копейка без НДС или 90375 рублей 13 копеек с НДС.
03.07.2014 в 08-22 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кротенюк Т.С. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 10-22-03.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5024, 1/5025, 1/5086, 1/5087. Простой вагонов на путях общего пользования составил 35 час. 43 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 050739 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 69000 рублей 05 копеек без НДС или 81420 рублей 59 копеек с НДС.
04.07.2014 в 12-04 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 14-04-04.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5095, 1/5096, 1/5072, 1/5073. Простой вагонов на путях общего пользования составил 19 час. 41 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 050748 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 30708 рублей без НДС или 36235 рублей 44 копейки с НДС.
05.07.2014 в 09-20 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 11-20-05.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5113, 1/5114, 1/5097, 1/5098. Простой вагонов на путях общего пользования составил 08 час. 30 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 060751 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 13818 рублей без НДС или 16305 рублей 24 копейки с НДС.
05.07.2014 в 14-00 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 16-00-05.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5111, 1/5112, 1/5130, 1/5131. Простой вагонов на путях общего пользования составил 20 час. 00 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 060755 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 38385 рублей без НДС или 45294 рубля 03 копейки с НДС.
08.07.2014 в 11-00 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 13-00-08.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5192, 1/5193, 1/5187, 1/5188. Простой вагонов на путях общего пользования составил 05 час. 55 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 080785 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 11205 рублей 05 копеек без НДС или 13222 рубля 49 копеек с НДС.
05.07.2014 в 11-25 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 13-25-05.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5105, 1/5107, 1/5197, 1/5198. Простой вагонов на путях общего пользования составил 83 час. 25 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 090786 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 317002 рубля 05 копеек без НДС или 374062 рубля 95 копеек с НДС.
09.07.2014 в 02-00 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кротенюк Т.С. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 04-00-09.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5204, 1/5205, 1/5219, 1/5220. Простой вагонов на путях общего пользования составил 05 час. 05 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 090791 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 10359 рублей 09 копеек без НДС или 12224 рубля 68 копеек с НДС.
04.07.2014 в 15-49 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Игнатьева О.П. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 17-49-04.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5228, 1/5229, 1/5084, 1/5085. Простой вагонов на путях общего пользования составил 122 час. 01 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 090794 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 405194 рубля 03 копейки без НДС или 478129 рублей 27 копеекс НДС.
09.07.2014 в 18-21 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 20-21-09.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5242, 1/5243, 1/5230, 1/5231. Простой вагонов на путях общего пользования составил 08 час. 24 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 100710 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 18424 рубля без НДС или 21740 рублей 32 копейки с НДС.
09.07.2014 в 23-53 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Ганжа О.В. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 01-53-10.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5244, 1/5245, 1/5237, 1/5240. Простой вагонов на путях общего пользования составил 05 час. 52 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 100711 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 12126 рублей 05 копеек без НДС или 14309 рублей 27 копеек с НДС.
08.07.2014 в 23-30 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кротенюк Т.С. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 01-30-09.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5247, 1/5248, 1/5199, 1/5200. Простой вагонов на путях общего пользования составил 46 час. 20 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 110718 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 132601 рубль 05 копеек без НДС или 156469 рублей 77 копеек с НДС.
13.07.2014 в 15-20 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кротенюк Т.С. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 17-20-13.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5310, 1/5311, 1/5297, 1/5298. Простой вагонов на путях общего пользования составил 06 час. 41 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 140750 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 14865 рублей 03 копейки без НДС или 17541 рубль 05 копеек с НДС.
16.07.2014 в 08-32 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 10-32-16.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5357, 1/5358, 1/5353, 1/5354. Простой вагонов на путях общего пользования составил 06 час. 03 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 160793 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 12587 рублей без НДС или 14852 рубля 66 копеек с НДС.
23.07.2014 в 16-34 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 18-34-23.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5478, 1/5479, 1/5454, 1/5455. Простой вагонов на путях общего пользования составил 27 час. 11 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 250727 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 51197 рублей 02 копейки без НДС или 60412 рублей 69 копеек с НДС.
23.07.2014 в 06-20 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 08-20-23.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5451, 1/5452, 1/5450, 1/5453. Простой вагонов на путях общего пользования составил 08 час. 45 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 230700 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 14969 рублей 05 копеек без НДС или 17664 рубля 01 копейка с НДС.
22.07.2014 в 17-00 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 19-00-22.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5459, 1/5460, 1/5424, 1/5425. Простой вагонов на путях общего пользования составил 27 час. 50 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 240710 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 62337 рублей 06 копеек без НДС или 73558 рублей 36 копеек с НДС.
23.07.2014 в 10-00 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 12-00-23.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5461, 1/5462, 1/5447, 1/5448. Простой вагонов на путях общего пользования составил 14 час. ЗОмин. В ведомости подачи уборки вагонов 240714 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 29936 рублей 04 копейки без НДС или 35324 рубля 95 копеек с НДС.
23.07.2014 в 20-25 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.н. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 22-25-23.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5463, 1/5464, 1/5456, 1/5457. Простой вагонов на путях общего пользования составил 08 час. 50 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 240715 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 14739 рублей 02 копейки без НДС или 17392 рубля 25 копеек с НДС.
23.07.2014 в 02-00 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 04-00-23.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5465, 1/5466, 1/5430, 1/5433. Простой вагонов на путях общего пользования составил 31 час. Юмин. В ведомости подачи уборки вагонов 240720 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 75048 рублей без НДС или 88556 рублей 64 копейки с НДС.
24.07.2014 в 21-50 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 23-50-24.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5492, 1/5493, 1/5486, 1/5487. Простой вагонов на путях общего пользования составил 08 час. 40 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 250733 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 18193 рубля 07 копеек без НДС или 21468 рублей 56 копеек с НДС.
24.07.2014 в 18-13 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 20-13-24.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5476, 1/5477, 1/5489, 1/5490. Простой вагонов на путях общего пользования составил 08 час. 17 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 250731 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 20266 рублей 04 копейки без НДС или 23914 рублей 35 копеек с НДС.
25.07.2014 в 10-30 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 12-30-25.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5500, 1/5501, 1/5494, 1/5495. Простой вагонов на путях общего пользования составил 05 час. 30 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 260701 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 11973 рублей без НДС или 14128 рублей 14 копеек с НДС.
25.07.2014 в 11-10 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Кондратьева Т.Н. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 13-10-25.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5498, 1/5499, 1/5496, 1/5497. Простой вагонов на путях общего пользования составил 05 час. 55 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 260704 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 9977 рублей 05 копеек без НДС или 11773 рубля 45 копеек с НДС.
25.07.2014 в 17-22 на станции Уяр уполномоченный представитель ЗАО "РН-Транс" Поступкина И.В. уведомлена о готовности вагонов к подаче под погрузку. Готовые к подаче вагоны в 19-22-25.07.2014 приняты не были, в связи с чем составлены акты общей формы N N 1/5504, 1/5505, 1/5502, 1/5503. Простой вагонов на путях общего пользования составил 09 час. 43 мин. В ведомости подачи уборки вагонов 260709 рассчитана плата за пользование вагонами в сумме 16121 рубль 07 копеек без НДС или 19023 рубля 06 копеек с НДС.
02.07.2014 по прибытии поезда N 2141, индекс 9600-002-8927 на станции Уяр составлен акт общей формы N 4/13383 от 02.07.2014, свидетельствующий о следующем: на основании распоряжения перевозчика по станции Заозерная Красноярской железной дороги 30.06.2014 были задержаны вагоны из-за невозможности их приема станцией Уяр по причине большого скопления порожних вагонов, прибывших в адрес грузополучателя ЗАО "РН-Транс", что повлекло за собой занятость инфраструктуры ОАО "РЖД". Задержанный состав вагонов был отправлен со ст.Заозерная 01.07.2014 На станцию назначения вагоны прибыли с просрочкой доставки. О задержке вагонов в пути следования на промежуточной станции и отправлении их со станции задержки грузополучатель был уведомлен извещениями N N 154, 155, которые грузополучателю вручены лично или по почте. Время простоя составило 27-40 часов по акту N4/13383. В ведомости подачи и уборки вагонов N 020793 начислена плата в сумме 52747 рублей 02 копейки без учета НДС или 62241 рубль 07 копеек с НДС. Плата начислена только по вагонам по которым прошел срок доставки - все которые указаны в ведомости подачи и уборки и в акте общей формы.
На основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в вышеуказанных ведомостях подачи и уборки вагонов начислена плата в размере 50% от ставок плат, предусмотренных Тарифным руководством N 2 (таблица 9).
Истец, ссылаясь на то, что плата за пользование вагонами до настоящего времени не оплачена, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 395, 401, 421, 784, 791, 793, Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 39, 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 18 "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, пунктом 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N 35/12, и исходил из наличия между сторонами правоотношений по договору от 31.05.2010, согласования сторонами в пункте 2.1.11 договора размера платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, не принадлежащими обществу "РЖД" в связи с задержкой вагонов на путях общего пользования по причинам, не зависящим от перевозчика, доказанности наличия оснований для взыскания с АО "РН-Транс" платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, отсутствием оснований для освобождение от взыскания данной платы, поскольку наличия вины перевозчика не доказано.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, заслушав устные пояснения и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьями 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что правоотношения сторон возникли в связи с исполнением договора от 31.05.2010 N 41, которые регулируются нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии со статьей 791 Гражданского кодекса Российской Федерации погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груз.
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, упомянутые лица вносят перевозчикам плату за пользование вагонами, контейнерами. Плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При этом, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 6424/12 указано, что плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устав железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу железной дороги при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Как следует из искового заявления, истец в обоснование правомерности требования о взыскании платы ссылается на условия пункта 15 договора от 31.05.2010 N 41 (т.1 л.д. 40-44). Стороны согласовали возможность применения ответственности в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, за все время нахождения таких вагонов на путях общего пользования - в размере 50% от платы за пользование вагонами, установленных Тарифным руководством N 2.
Согласно пункту 12 Тарифного руководства N 2 (Постановление ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12 (ред. от 10.06.2009, с изм. от 24.12.2013) "Об утверждении Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.08.2002 N 3678) за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2011 N 12745/10, от 18.10.2012 N 6424/12, от 10.03.2009 N 14391/08, плата за использование вагонов, не принадлежащих железной дороге, является платой за использование пути общего пользования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331, принятым в рамках оспаривания пункта 12 Тарифного руководства N 2, определено, что в случаях нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Устав не содержит нормы, предусматривающей плату при использовании пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров. Вместе с тем, следует учитывать волю сторон на принятие обязательства по оплате использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров.
Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих сторонам договора определять порядок начисления и расчета платы за пользование вагонами, в том числе определять перечень документов, которыми подлежит подтверждению факт задержки вагонов.
Установление такой платы, как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку плата за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на станционных путях предусмотрена договором, истец вправе требовать ее выплаты.
В настоящем деле такое условие было установлено в договоре N 41 путем отсылки к ставке, установленной таблицей 9 Тарифного руководства N 2, что не противоречит требованием статей 420 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответственно, довод апелляционной жалобы о том, что отсылка в договоре от 31.05.2010 N 41 на Тарифное руководство N 2 при отсутствии согласованных ставок платы в тексте самого договора не может свидетельствовать о согласовании сторонами размера платы за пользование вагонами (платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования, платы за пользование инфраструктурой), является необоснованным.
Учитывая изложенное, довод заявителя жалобы о том, что договор на подачу и уборку вагонов от 31.05.2010 N 41 (в редакции протокола согласования разногласий от 25.06.2010) не содержит условий о порядке и конкретном размере платы за пользование вагонами, не принадлежащих истцу, в случае их задержки в пути следования, является несостоятельным и отклоняется судом апелляционной инстанции.
Ссылки ответчика на несогласование сторонами при заключении договора от 31.05.2010 N 41 размера платы за пользование вагонами при их нахождении на путях общего пользования и на необоснованное признание судами правомерным применения истцом при расчетах ставок платы, предусмотренных пунктом 12 Тарифного руководства N 12, судом апелляционной инстанции отклонен, поскольку исходя из буквального толкования условий договора в соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации использованные сторонами в пункте 15 договора формулировки (о внесении платы в размере 50% платы за пользование вагонами, установленной Тарифным руководством N 2) позволяют признать размер соответствующей платы согласованным. При этом отсылка в договоре при установлении размера платы к положениям Тарифного руководства N 2 не опровергает указанных вывод суда первой инстанции не является основанием для признания условия договора о размере платы несогласованным.
Арбитражный суд первой инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемом случае применение ответственности за задержку вагонов на путях общего пользования связано с обстоятельством наличия вины грузополучателя.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров удостоверяются актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
В материалы дела представлены акты общей формы, подтверждающие факт, того что готовые к подаче на пути необщего пользования вагоны простояли на путях общего пользования на станции Уяр по их неприему ЗАО "РН-Транс".
Ответчик, не оспаривая данное обстоятельство, возражал против предъявленных требований, ссылаясь на недоказанность его вины и вины его контрагентов в простое вагонов.
Пунктом 3.2.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что при составлении акта общей формы для взимания с грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц штрафов, сборов и других платежей, перевозчиком составляется акт общей формы.
Согласно пункту 3.2.4 Правил в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение. В этом случае необходимо в акте общей формы напротив подписи указать: "С разногласиями" или "С возражением". Имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, представлены акты общей формы, составленные по причине простоя готовых к подаче вагонов на пути необщего пользования по неприему ЗАО "РН-Транс".
Из материалов дела следует, что акты общей формы не подписаны представителем ответчика ввиду его отказа от подписи, о чем составлены соответствующие акты общей формы.
В соответствии с пунктом 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Учитывая, что все акты общей формы подписаны двумя работниками станции, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что представленные акты составлены в соответствии с Правилами N 45. Поэтому, доводы ответчика о том, что представленные акты общей формы не могут быть приняты судом в качестве надлежащего доказательства, являются несостоятельными и правомерно отклонены судом первой инстанции.
В материалы дела истцом представлены доказательства того, что акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов предъявлялись ответчику (представлены описи актов общей формы, квитанции Почты России, уведомления о вручении).
Ответчик данные обстоятельства документально не опроверг, доказательства иного вложения в материалы дела не предоставил.
Доводы ответчика о том, что в соответствии со статьей 34 Устава перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах, также правомерно не приняты арбитражным судом первой инстанции как обоснованные. В случае, если перевозчик не уведомил грузополучателя о прибывших в его адрес грузах, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами до получения уведомления об их прибытии. В данном случае речь идет о плате от момента прибытия вагонов до момента уведомления о готовности вагонов к подаче. В указанной статье установлено, что перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца о готовности к подаче вагонов, контейнеров к месту их погрузки, выгрузки не менее чем за два часа до объявленной подачи, что также установлено и пунктом 3 договора от 31.05.2010 N 41. Плата по настоящему исковому заявлению начислена именно за период, когда было подано уведомление о готовности вагонов к подаче и ответчиком через два часа вагоны не были забраны с путей общего пользования.
Ссылка ответчика на то, что акты общей формы не предъявлялись и не направлялись владельцу пути необщего пользования, обоснованно отклонены судом первой инстанции, в связи с тем, что договор N 41 предусматривает обязанность по оформлению документов с участием ЗАО "РН-Транс", поскольку ветвевладелец не несет никаких обязательств по внесению плат, сборов и штрафов. В соответствии с пунктом 3 договора от 31.05.2010 N 41 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о подаче вагонов передается приемосдатчиком станции Уяр уполномоченному представителю грузоотправителя, грузополучателя - оператору пункта подготовки вагонов за 2 часа до начала подачи по телефону, с записью в книгу уведомлений о подаче вагонов. В материалы дела представлены выписки из книг уведомлений о времени и подачи вагонов под погрузку или выгрузку, в которых отражены дата и время подачи уведомления, планируемое время подачи вагонов, кто принял уведомление - ФИО, должность.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом в соответствии с условиями договора от 31.05.2010 N 41 доказан факт уведомления ответчика о простое вагонов. Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства того, что ЗАО "РН-Транс" отказывался от приема вагонов в связи с невыполнением условий договора по их формированию или количества одновременно подаваемых перевозчиком, а также иные доказательства, опровергающие доводы истца.
Представленный истцом расчет платы за пользование вагонами в сумме 2040952 рубля 24 копейки с учетом налога на добавленную стоимость соответствует условиям договора (т.1 л.д. 23-43, с учетом уточнения - т.4 л.д.56).
Довод ЗАО "РН-Транс" об освобождении ответчика в силу статьи 39 Устава от платы за пользование вагонами, поскольку задержка вагонов на путях общего пользования произошла по вине перевозчика, правомерно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
Абзацем 10 статьи 39 Устава предусмотрено, что грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами вследствие подачи перевозчиком вагонов в количестве, превышающем количество вагонов, установленное соответствующим договором.
Статьей 11 Устава предусмотрено направление согласованной перевозчиком заявки на перевозку грузов для согласования владельцу инфраструктуры, в распоряжении которого находится станция отправления. Согласование заявки на перевозку грузов владельцем инфраструктуры, в распоряжении которого находится станция назначения, Уставом не предусмотрено.
Перечнем критериев технических и технологических возможностей осуществления перевозки, отсутствие которых является для перевозчика и владельца инфраструктуры основанием отказа от согласования заявки на перевозку грузов, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.09.2010 N 192, не предусмотрен отказ грузоотправителю в осуществлении перевозки в связи с отсутствием у грузополучателя технологической возможности принять вагоны.
Поскольку в пути следования возможны задержки поездов, перевозчик при согласовании заявки различным грузоотправителям на перевозку грузов с различных станций отправления не может предугадать количество вагонов, которые прибудут на станцию назначения в адрес каждого из грузополучателей в тот или иной день.
Следует учитывать, что порожние вагоны, поступающие в адрес ЗАО "РН-Транс", не принадлежат ОАО "РЖД", вследствие чего перевозчик лишен возможности отрегулировать грузопоток.
Кроме того, предметом иска является договорная плата, нормы статьи 39 Устава железнодорожного транспорта в данном случае не применимы.
Довод заявителя жалобы о количестве подаваемых вагонов и завышении парка подаваемых вагонов ошибочен, поскольку перевозчиком вагоны не были поданы, а только было передано уведомление о готовности вагонов к подаче.
целью составления акта общей формы, предусмотренного пунктом 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, является определить время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами, указанными в данных актах.
Пункт 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования в свою очередь, не требует, чтобы причина задержки вагонов в пути была раскрыта, указанием на акты общей формы, составленные на станции назначения на вагоны, простаивающие при задержке подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя.
Распоряжение ОАО "Российские железные дороги" от 22.03.2012 N 558р "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования", устанавливающее обязанность уполномоченного работника сформировать комплект документов, включающий в себя, в том числе, акты общей формы о задержке подачи или приема вагонов на пути необщего пользования, в места общего пользования, не является нормативным правовым актом, устанавливающим требование о подтверждении обстоятельств определенными доказательствами для целей применения статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 4 договора N 41 предусмотрена перерабатывающая способность в количестве 74 вагона одновременно.
В то же время, справками за июнь 2015 года о количестве вагонов заявленных под погрузку, количестве погруженных вагонов, количестве вагонов на станции Уяр и количестве вагонов на подходе к станции перевозчик подтвердил, что ответчиком не выполнялись заявки на погрузку вагонов, что привело к накоплению избыточного парка вагонов на станции Уяр.
Ссылаясь на отсутствие своей вины в накоплении избыточного парка вагонов на станции Уяр, а также на недостоверность сведений в актах общей формы, составленных перевозчиком в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования, грузополучатель, должен был в соответствии с правилами распределения бремени доказывания (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) представить сведения о том, что не допускал задержки подачи порожних вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов. В отсутствие соответствующего опровержения, суд первой инстанции правомерно в соответствии со статьями 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признал достоверными сведения актов общей формы, составленных в пути, о причинах задержки вагонов.
В соответствии со статьей 2 УЖТ РФ перевозчик - юридическое лицо, принявшее на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить вверенный ему груз из пункта отправления в пункт назначения и выдать управомоченному на его получение лицу.
Следовательно, в данном случае перевозчик вступает в правоотношения по перевозке когда грузоотправитель и грузополучатель договорились, что грузоотправитель отправляет, а грузополучатель согласен получить груз, перевозчик в данном случае оказывает только услуги по перевозке этого груза, обеспечивая своевременную доставку и сохранность. Отказ от принятия грузов к перевозке регламентирован ст. 29 УЖТ РФ. Следовательно, у перевозчика нет правовых оснований для отказа в приеме груза к перевозке в тех случаях когда грузоотправитель и грузополучатель договорились о количестве предоставляемых к перевозке вагонов. Статьей 29 УЖТ РФ и статьей 794 ГК РФ ограничены случаи, когда перевозчик может ограничить или прекратить погрузку и перевозку грузов.. ОАО "РЖД", являясь монополистом в сфере железнодорожных перевозок, не имеет права и возможности отказать в приеме грузов к перевозке по иным основаниям, чем это предусмотрено в законе, перевозка порожних вагонов считается перевозкой груза на своих осях (тарифное руководство 10-01. п. 3 Правил N 21).
Представленный истцом расчет платы произведен в соответствии с требованиями законодательства. Проверив расчет истца, суд апелляционной инстанции считает расчет арифметически и методологически правильным и обоснованным документально. Оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции и удовлетворению апелляционной жалобы апелляционная коллегия не усматривает.
Довод заявителя жалобы о том, что расчет платы произведен с нарушением требований статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации с применением повышающих коэффициентов, не предусмотренных договором, что необоснованно не учтено судом первой инстанции при принятии решения, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Истцом предоставлен расчет платы за пользование вагонами, произведенный в соответствии с пунктом 15 договора от 31.05.2010 N 41 (в редакции протокола согласования разногласий от 25.06.2010) - в размере 50% платы за пользование вагонами, установленном Тарифным руководством N 2.
Плата начислена в размере 50% от ставок, предусмотренных Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденными постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 N 35/12.
Пунктом 12 Тарифного руководства N 2 предусмотрено, что время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) настоящего Тарифного руководства. Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественных монополий, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, плата за дополнительные работы (услуги), выполняемые перевозчиком на железнодорожном транспорте в местах общего пользования в виде предоставления железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в течение времени ожидания его подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами относится к регулируемым ценам.
Поскольку стороны достигли согласия по вопросу установления платы за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих перевозчику путем отсылки к пункту 12 Тарифного руководства N 2, соответственно, плата подлежит начислению по ставкам, предусмотренным этим Тарифным руководством. Таким образом, несмотря на то, что условие о взимании платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования является договорным условием, плата не может быть установлена в ином размере, чем размер, предусмотренный п. 12 Тарифного руководства N 2, так как ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому для него тарифы, сборы и плата регулируются государством и не могут быть изменены, и условие о включении такой платы за пользование вагонами является договорным с точки зрения включения либо невключения его в договор.
Согласно пункту 22 Тарифного руководства N 2 индексация платы за пользование вагонами, контейнерами и размеров уменьшения действующих тарифов, определенных в соответствии с названным Тарифным руководством, осуществляется одновременно с индексацией тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. В спорный период приказом ФСТ от 27.11.2012 N 301-т/1 установлен коэффициент к ставкам платы за пользование вагонами, контейнерами и размером уменьшения действующих тарифов, установленных Тарифным руководством N 2 в размере 3,159.
Ссылка ответчика на судебную практику, в частности по делу N А74-6942/2014 несостоятельна, поскольку в постановлении суда апелляционной инстанции от 11.01.2016 дана оценка применению повышающего коэффициента.
Таким образом, факт наличия у истца оснований для начисления ответчику платы за пользование путями общего пользования в размере 20040952 рубля 54 копейки из-за неприема вагонов грузополучателем доказан, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал требование истца о взыскании платы за пользование вагонами подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 85839 рублей 29 копеек за период с 01.12.2014 по 31.05.2015 и начиная с 01.06.2015 по день исполнения решения.
Согласно статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" разъяснено, что при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации число дней в году (месяце) принимаются равным соответственно 360 и 30 дням, если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота.
В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 13.09.2012 N 2873-У с 14 сентября 2012 года (на дату подачи искового заявления) ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25 процента годовых.
В результате ненадлежащего исполнения обязательств по внесению платы за пользование путями общего пользования истцом предъявлены проценты за общий период просрочки с 01.12.2014 по 31.05.2015, с применением ставки рефинансирования Банка России 8,25% годовых.
Поскольку представленный истцом расчет процентов является верным, требование истца о взыскании 85839 рублей 29 копеек процентов за общий период просрочки с 05.04.2014 по 30.03.2015 подлежит удовлетворению (т.1 л.д. 18-21, с учетом уточнения т4 л.д.56 ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор вправе взыскать с должника проценты за пользование чужими средствами по день уплаты суммы этих средств кредитору.
В пункте 51 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если на момент вынесения решения денежное обязательство не было исполнено должником, в решении суда о взыскании с должника процентов за пользование чужими денежными средствами должны содержаться сведения о денежной сумме, на которую начислены проценты; дате, начиная с которой производится начисление процентов; размере процентов, исходя из учетной ставки банковского процента соответственно на день предъявления иска или на день вынесения решения; указание на то, что проценты подлежат начислению по день фактической уплаты кредитором денежных средств.
С 01.06.2015 статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению в новой редакции, согласно которой за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц.
Следовательно, в резолютивной части судебного акта о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами на будущее указывается, что взыскание производится на указанную судом сумму долга, исходя из опубликованных Банком России имеющих место в соответствующие периоды средних ставок банковского процента по вкладам физических лиц в месте нахождения взыскателя, а в случае отсутствия опубликованных ставок на день платежа - по самой последней из опубликованных ставок по месту нахождения взыскателя.
В соответствии с опубликованными Банком России сведениями, средние ставки по вкладам физических лиц, установленным в Центральном федеральном округе по месту нахождения ОАО "РЖД" составляют с 01.06.2015 по 14.06.2015-11,8%, с 15.06.2015 по 14.07.2015 - 11,7%, с 15.07.2015 по 16.08.2015 - 10,74%, с 17.08.2015 по 14.09.2015 - 10,51%, с 15.09.2015 - 9,91%.
При изложенных обстоятельствах требование истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами с 01.06.2015 по день фактической уплаты денежных средств также является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего уведомления грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе, соответственно, начисление платы незаконно, также является несостоятельным и опровергается материалами дела.
Истцом в подтверждение обстоятельств, послуживших основанием для начисления ответчику платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, представлены акты общей формы, составленные по причине простоя готовых к подаче вагонов на пути необщего пользования по неприему ЗАО "РН-Транс".
В силу пункта 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом ни перевозчик, ни грузопорлучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы. Из материалов дела следует, что акты общей формы не подписаны представителем ответчика ввиду его отказа от подписи, о чем составлены соответствующие акты общей формы.
Данные акты оформлены в соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р и Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее также - Правила N 45).
Как указано ранее, представители ответчика от подписания актов, составленных на станции назначения, отказались, каких-либо возражений относительно их содержания не заявили, в связи с чем обществом "РЖД" были составлены акты общей формы об отказе от подписи этих актов.
Согласно пункту 3.2.4 Правил N 45 при отказе от подписания акта имеющиеся разногласия или возражения должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы. Ответчиком таких возражений в указанном порядке направлено не было.
В материалы дела истцом представлены доказательства того, что акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов предъявлялись ответчику.
Ответчик данные обстоятельства документально не опроверг, доказательства иного вложения в материалы дела не предоставил.
Ссылка ответчика в апелляционной жалобе на то, что акты общей формы не предъявлялись и не направлялись владельцу пути необщего пользования, не принимается судом, в связи с тем, что договор N 41 предусматривает обязанность по оформлению документов с участием ЗАО "РН-Транс", поскольку ветвевладелец не несет никаких обязательств по внесению плат, сборов и штрафов.
Согласно пункту 3 договора от 31.05.2010 N 41 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению. Уведомление о подаче вагонов передается приемосдатчиком станции Уяр уполномоченному представителю грузоотправителя, грузополучателя - оператору пункта подготовки вагонов за 2 часа до начала подачи по телефону, с записью в книгу уведомлений о подаче вагонов.
В материалы дела представлены выписки из книг уведомлений о времени и подачи вагонов под погрузку или выгрузку, в которых отражены дата и время подачи уведомления, планируемое время подачи вагонов, кто принял уведомление - ФИО, должность.
Таким образом, истцом в соответствии с условиями договора от 31.05.2010 N 41 доказан факт уведомления ответчика о простое вагонов.
Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства того, что ЗАО "РН-Транс" отказывался от приема вагонов в связи с невыполнением условий договора по их формированию или количества одновременно подаваемых перевозчиком, а также иные доказательства, опровергающие доводы истца.
Таким образом, арбитражный апелляционный суд полагает, что доводы заявителя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал им правильную оценку и не допустил нарушений норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2015 года по N А33-13200/2015 не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей возлагаются на заявителя апелляционной жалобы (ответчика - АО "РН-Транс") и уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2015 года по делу N А33-13200/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-13200/2015
Истец: ОАО РЖД, ОАО РЖД в лице Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО РЖД
Ответчик: ЗАЛ РН-Транс, ЗАО "РН-Транс", ЗАО РН-Транс
Третье лицо: ООО Нефтеперевалочная компания, ООО НТ Сервис