г. Челябинск |
|
01 апреля 2016 г. |
Дело N А76-24605/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Дудоровой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бусыгиной Татьяны Анатольевны на определение Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2015 по делу N А76-24605/2014 (судья Воронов В.П.).
В судебном заседании принял участие представитель уполномоченного органа (Федеральной налоговой службы) - Фадеев В.В. (паспорт, доверенность от 26.10.2015).
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 08.10.2014 возбуждено производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя Бусыгиной Татьяны Анатольевны (ИНН 7451007783820, ОГРН 305745101700242).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 25.11.2014 (резолютивная часть от 18.11.2014) ИП Бусыгина Т.А. признана несостоятельным (банкротом), в отношении неё открыта процедура банкротства - наблюдение. Временным управляющим утверждён Стародумов Валерий Николаевич, являющийся членом Некоммерческого партнёрства "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа" (109316, г. Москва, Остаповский проезд, 3, строение 6, офис 201, 208, почтовый адрес арбитражного управляющего: 454800, Челябинская область, г. Верхний Уфалей, а/я 108, ИНН арбитражного управляющего 744700968520, номер в реестре 4773).
Информационное сообщение опубликовано в официальном издании "Коммерсантъ" от 06.12.2014 N 222.
26.12.2014 в Арбитражный суд Челябинской области обратился уполномоченный орган Российской Федерации - Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска (далее также - уполномоченный орган, кредитор) с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ИП Бусыгиной Т.А. требования в размере 77 110 руб. 55 коп., в том числе: основной долг в сумме 60 684 руб. 52 коп., пени в сумме 16 226 руб. 03 коп., штраф в сумме 200 руб. (с учётом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2015 (резолютивная часть объявлена 14.10.2015) требования уполномоченного органа - Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска удовлетворены, суд включил требование конкурсного кредитора - Федеральной налоговой Службы России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска в размере 77 110 руб. 55 коп., в том числе: основной долг в сумме 60 684 руб. 52 коп., пени в сумме 16 226 руб. 03 коп., 200 руб. штраф в третью очередь реестра требований кредиторов ИП Бусыгиной Т.А., указав, что при этом требование в части пени и штрафов подлежит отдельному учёту в реестре требований кредиторов и удовлетворяется после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (с учётом двух определений об исправлении опечатки от 03.11.2015 и от 25.03.2016).
Полагая, что определение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, в результате неверной оценки фактических обстоятельств дела, ИП Бусыгина Т.А. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на то, что при принятии обжалуемого определения судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, а именно, положения ст. ст.22,23 Федерального закона N 212-ФЗ, поскольку требования Пенсионного фонда N 826 от 23.05.2011 и N 603 от 02.04.2012 сформированы за пределами срока, установленного ст. 22 названного Федерального закона, согласно которой требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трёх месяцев со дня выявления недоимки, под которым, согласно позиции апеллянта, следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.
С учётом изложенного, по мнению апеллянта, днём выявления недоимки следует считать 01 января того года, за который образовалась недоимка, а крайним сроком направления требования об оплате недоимки -01 апреля, в то время, как требования об уплате страховых взносов и пени N 826 и N 603 были направлены в адрес должника 25.05.2011 и 09.04.2012,что свидетельствует о нарушении инспекцией срока направления требований.
Кроме того, апеллянт утверждает, что в данном случае не соблюдён порядок принятия решения о взыскании страховых взносов за счёт имущества налогоплательщика, предусмотренный п. 4 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ, поскольку в материалы дела уполномоченным органом не представлены решения о взыскании недоимки за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, за 2010,2011,2013 годы.
В подтверждение принятия решений N 535 от 29.06.2011, N 323 от 24.05.2012, N 496 от 09.06.2014 уполномоченным органом не предоставлены справки об отсутствии информации об открытых счетах налогоплательщика. Во всех представленных справках уполномоченный орган сделал вывод о том, что в результате проверки сведений о плательщике страховых взносов на основании выписки из ЕГРИП, полученной из регистрирующих органов, установлено, что информация о счетах налогоплательщика в региональном органе ПФР РФ отсутствует.
Апеллянт считает данный вывод неосновательным, поскольку в соответствии с п.2 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" данная информация в ЕГРИП отсутствует и не может содержаться.
На основании изложенного апеллянт просит отменить определение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Уполномоченный орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором против изложенных в ней доводов возразил, указав на то, что определение суда первой инстанции (с учётом исправленной опечатки) является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
Помимо этого, уполномоченным органом представлены дополнительные письменные пояснения по определениям апелляционного суда.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа поддержал возражения против доводов апелляционной жалобы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и дополнительных письменных пояснениях, указав, что определение суда является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
В соответствии со ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается без участия представителей должника и её временного управляющего, надлежащим образом извещённых о времени и месте её рассмотрения.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей апелляционного суда не находит оснований для отмены или изменения судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Выводы апелляционного суда основаны на следующем:
Как следует из материалов дела, уполномоченный орган обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о включении в состав кредиторских требований задолженность по налогам и иным обязательным платежам в размере 77 110 руб. 55 коп., в том числе: основной долг в сумме 60 684 руб. 52 коп., пени в сумме 16 226 руб. 03 коп., 200 руб. штраф (с учётом уточнения размера кредиторских требований, принятого судом первой инстанции).
Удовлетворяя требования о включении данных сумм в реестр требований кредиторов индивидуального предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что задолженность по страховым взносам, пени и налоговой санкции документально подтверждена, меры по её взысканию приняты.
Оценив представленные в дело документы в их совокупности и взаимосвязи с позиций ст. ст. 65-71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей апелляционного суда приходит к выводу о том, что заявленные уполномоченным органом кредиторские требования являются обоснованными, в дело представлены документы, подтверждающие наличие оснований для начисления недоимки и пени по страховым взносам, а также налоговой санкции, доказательства принятия органом Пенсионного фонда Российской Федерации и налоговым органом всех возможных мер по взысканию налоговой санкции, а также недоимки и пени по страховым взносам в суммах, включенных судом в состав кредиторских требований.
При рассмотрении вопроса относительно обоснованности включения в состав кредиторских требований страховых взносов и пени по страховым взносам установлено, что согласно уточнённым требованиям уполномоченный орган просил включить в состав кредиторских требований следующие суммы:
-недоимку предпринимателя по страховым взносам за 2010,2011 и 2013 г.г. в общей сумме 60 684,52 руб., указанную в требованиях Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, N 826 от 23.05.2011 (в сумме 8 860,30 руб.), N603 от 02.04.2012 (в сумме 16 159,56 руб.),N 629 от 20.02.2014 (в сумме 35 664,66 руб.) (т. 1 л.д. 175);
-пени, начисленные на сумму недоимки по уплате страховых взносов за 2008,2009,2010-2013 г.г. и указанные в следующих требованиях органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов:
-от 21.05.2011 N 1140 (в том числе пени, начисленные на задолженность по страховым взносам за 2008 год, в сумме 437,40 руб., за 2009 год -в сумме 786,67 руб., всего 1260 руб.07 коп.);
-от 02.04.2012 N 479 (в том числе пени, начисленные на задолженность по страховым взносам за 2008 год, в сумме 333,78 руб., за 2009 год-в сумме 628,44 руб., всего 962, 22 руб.),
-от 11.06.2011 N 826 (в том числе пени, начисленные на задолженность по страховым взносам за 2010 год, в сумме 454,93 руб.);
-от 02.04.2012 N 603 (в том числе пени, начисленные на задолженность по страховым взносам за 2010 год, в сумме 1 029,86 руб., за 2011 год-в сумме 357,66 руб., всего 1 387,52 руб.);
-от 01.02.2013 N 744 (в том числе пени, начисленные на задолженность по страховым взносам за 2011 год, в сумме 2 323, 61 руб., за 2012 год-в сумме 108,84 руб., всего 2 432, 45 руб.);
-от 20.02.2014 N 629 (в том числе пени, начисленные на задолженность по страховым взносам за 2010-2012 г.г.,в сумме 4 781,33 руб., за 2013 год - в сумме 500,20 руб., всего 5 281,53 руб.);
-от 17.11.2014 N 688 (в том числе пени, начисленные на задолженность по страховым взносам за 2010 год, в сумме 750,98 руб., за 2011 год - в сумме 1 003,09 руб., за 2013 год - в сумме 2 411,58 руб., всего 4 156,65 руб.);
-от 22.12.2014 N 330У (в том числе пени, начисленные на задолженность по страховым взносам за 2008 год, в сумме 9,22 руб., за 2009 год - в сумме 272,44 руб.), всего 281,66 руб.
Проверив обоснованность начисления данных сумм, а также соблюдение порядка их взыскания, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее- Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) было установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в п.2 ч.1 ст.5 этого Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В соответствии со ст.13 Закона N 212-ФЗ, действовавшей до 01.01.2013, стоимость страхового года - определяемая в соответствии с частью 2 настоящей статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 N 443 "О стоимости страхового года на 2010 год", от 31.03.2011 N 238 "О стоимости страхового года на 2011 год", от 21.03.2012 N 208 "О стоимости страхового года на 2012 год" утверждена стоимость страхового года на 2010, 2011, 2012 и 2013 годы в размере соответственно 10392 рубля, 13509 рублей 60 копеек, 14386 рублей 32 копейки.
С 01.01.2013 вступил в законную силу Федеральный закон N 243-ФЗ от 03.12.2012 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования", которым изменена формула расчёта стоимости страхового года для индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, на 2013-2014 г.г., ранее определявшаяся, исходя из стоимости страхового года, установленной соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с данным законом, фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в 2013 году следовало определять как произведение двукратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.
Аналогичным образом фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию в 2013 году следовало определять как произведение двукратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.
С 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда составил 5 205 руб.
Следовательно, размер фиксированного платежа для индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, в 2013 году составил 35 664 руб. 66 коп., в том числе, в Пенсионный фонд Российской Федерации-32 479 руб. 20 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования-3 185 руб. 46 коп.
В соответствии со ст.16 Закона N 212-ФЗ расчёт сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчётный период плательщиками страховых взносов, указанными в п.2 ч.1 ст.5 указанного Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.14 этого Закона. Страховые взносы за расчётный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ч.8 этой статьи. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу ст.10 Закона N 212-ФЗ расчётным периодом по страховым взносам признаётся календарный год (ч.1). Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ч.2).
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты суммы страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от не уплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ст.25 Закона N 212-ФЗ).
Статьёй 18 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном Законом N 212-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Как установлено частью 1 статьи 19 Закона N 212-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок, обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путём обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
В силу части 3 статьи 19 Закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьёй 22 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 указанной нормы права решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов.
Понятие требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов раскрыто в ч. 1 ст. 22 Закона N 212-ФЗ, согласно которой требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признаётся письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу п. 2 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно ч. 5 ст. 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В случае, установленном п. 14 ст. 19 и п. 2 ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ, когда у органа контроля отсутствует информация о счетах плательщика страховых взносов, он вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счёт имущества плательщика страховых взносов в форме соответствующего постановления и направить его судебному приставу-исполнителю для исполнения.
Системный анализ пунктов 5, 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", части 14 статьи 19 и части 2 статьи 20 Закона о N 212-ФЗ (с учётом того обстоятельства, что Закон N 212-ФЗ является специальным по отношению к Закону об исполнительном производстве в части особенностей порядка направления и исполнения постановления органа контроля о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика) позволяет квалифицировать решение о взыскании страховых взносов за счёт имущества плательщика страховых взносов, вынесенное в форме соответствующего постановления на основании части 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ, в качестве исполнительного документа применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Таким образом, в случае, установленном частью 14 статьи 19 и частью 2 статьи 20 Закона N 212-ФЗ, когда у органа контроля отсутствует информация о счетах плательщика страховых взносов, он вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счёт имущества плательщика страховых взносов в форме соответствующего постановления и направить его судебному приставу-исполнителю для исполнения. Постановление, содержащее указание на отсутствие у органа контроля информации о счетах плательщика, является самостоятельным исполнительным документом применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве.
В рассматриваемой ситуации наличие у предпринимателя недоимки по страховым взносам за 2010,2011 и 2013 г.г. в общей сумме 60 684,52 руб., указанной в требованиях органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, от 23.05.2011 N 08400240134826 (в неоплаченной сумме 8 860,30 руб.), от 02.04.2012 N 08400240093603 (в сумме 16 159,56 руб.) и N 08400240049629 от 20.02.2014 (в сумме 35 664,66 руб.) подтверждено расчётами по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, формы РСВ-2 ПФР (далее -расчёт формы РСВ-2 ПФР), представленными в Фонд страхователем 18.04.2011, 05.03.2012 и 15.01.2014, а также составленными на основании данных расчётов справками Пенсионного фонда о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов за 2010,2011 и 2013 г. г. от 18.04.2011, 05.03.2012 и от 29.01.2014.
Данная задолженность образовалась у страхователя как у предпринимателя, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Её суммы соответствуют установленным для предпринимателей законодательно размерам платежей по страховым взносам, доказательств уплаты страховых взносов за 2010,2011 и 2013 г.г. в спорной сумме в деле нет.
В связи с неуплатой спорных сумм задолженности за 2010,2011 и 2013 г.г. страхователю начислены пени: по требованию от 23.05.2011 N 08400240134826 (на задолженность по страховым взносам за 2010 год - в сумме 454,93 руб.); по требованию от 02.04.2012 N 08400240093603 (на задолженность по страховым взносам за 2010 год - в сумме 1 029,86 руб., за 2011 год-в сумме 357,66 руб., всего 1 387,52 руб.); по требованию N 08400240049629 от 20.02.2014 (на задолженность по страховым взносам за 2010-2012 г.г.-в сумме 4 781,33 руб., за 2013 год - в сумме 500,20 руб., всего 5 281,53 руб. ).
Правильность расчётов сумм пени, указанных в данных требованиях, проверена коллегией судей по представленным расчётам пени. Спора в данной части нет.
В материалы дела представлены доказательства направления данных требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в адрес страхователя (почтовые квитанции и реестры от 25.05.2011 (оттиск почтового штемпеля 26.05.20011), от 09.04.2012 и от 21.02.2014, что свидетельствует о соблюдении порядка выставления требований органом Пенсионного фонда.
Вопреки доводам апеллянта, требования от 23.05.2011 N 08400240134826 и от 02.04.2012 N 08400240093603 выставлены и направлены страхователю с соблюдением трёхмесячного срока, установленного п. 2 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ, исчисленного с даты выявления недоимки за 2010 и 2011 г.г., под которой в данном случае понимается следующий день после представления предпринимателем расчётов РСВ-2 ПФР за 2010 и 2011 г.г. и составления соответствующих справок Фондом (п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Кроме того, срок выставления требований не является пресекательным и его истечение само по себе не может служить основанием для признания незаконной всей процедуры взыскания, если при этом не нарушены пресекательные сроки взыскания задолженности за счёт денежных средств или имущества страхователя.
В связи с отсутствием у органа Пенсионного фонда сведений об открытых расчётных счетах предпринимателя (в подтверждение чего представлены справки УПФР в Советском районе г. Челябинска), Фондом вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт имущества плательщика страховых взносов- организации (индивидуального предпринимателя) от 29.06.2011 N 08400290030535 (по требованию от 23.05.2011 N 08400240134826), от 24.05.2012 N 08400290035323 (по требованию от 02.04.2012 N 08400240093603), от 09.06.2014 N 08400290020496 (по требованию N 08400240049629 от 20.02.2014), на основании которых возбуждены, соответственно исполнительные производства N 19179/11/01/75 от 19.09.2011,N 71425/12/30/74 от 14.07.2012, N 30690/14/74030-ИП от 25.08.2014.
Помимо этого, в подтверждение пенеобразующей задолженности за 2012 год (в состав кредиторских требований включены только пени на задолженность 2012 года по требованиям от 01.02.2013 N 08400240015744, от 20.02.2014 N 08400240049629) уполномоченным органом представлен расчёт страхователя РСВ-2 ПФР за 2012 год, требование от 01.02.2013 N 08400240015744 (с доказательствами направления), справка об отсутствии у Фонда информации о расчётных счетах страхователя от 22.02.2013, постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт имущества плательщика страховых взносов- организации (индивидуального предпринимателя) от 22.02.2013 N 08400290002183 и соответствующее постановление о возбуждении исполнительного производства N15796/13/30/74 от 12.03.2013 по взысканию недоимки и пени за 2012 год.
Довод апеллянта о нарушении порядка принятия постановлений о взыскании страховых взносов за счёт имущества налогоплательщика, предусмотренного п. 4 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ, ввиду отсутствия решений о взыскании недоимки за счёт денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика за 2010,2011,2013 годы, отклоняется апелляционным судом как противоречащий п. 14 ст. 19 и п. 2 ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ, предоставляющим Фонду право принять решение о взыскании страховых взносов за счёт имущества плательщика страховых взносов в форме соответствующего постановления без соблюдения процедуры обращения взыскания на денежные средства страхователя в случае отсутствия у контролирующего органа информации о счетах плательщика страховых взносов.
При этом законодателем не закреплена обязанность фонда при принятии решения о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за счёт имущества страхователя принимать меры для самостоятельного получения сведений о счетах предпринимателя, в том числе от банков и налогового органа.
Напротив, предоставление контролирующему органу информации об открытии (закрытии) банковских счетов в период образования задолженности являлось обязанностью самих плательщиков страховых взносов (пункт 1 части 3 статьи 28 Закона N 212-ФЗ в соответствующей редакции), в связи с чем при отсутствии у Фонда информации о счетах страхователя он вправе был самостоятельно принимать решение в форме постановления об обращении взыскания на имущество страхователя, минуя стадию обращения взыскания на денежные средства.
Поскольку из материалов дела следует, что на даты вынесения постановлений об обращении взыскания на имущество страхователя у Фонда отсутствовали сведения о расчётных счетах предпринимателя, более того, по представленной в дело справке налогового органа последний расчётный счёт предпринимателя был закрыт 17.01.2006, коллегия судей приходит к выводу о наличии у контролирующего органа достаточных оснований для обращения взыскания на имущества без обращения взыскания на денежные средства.
По иным требованиям Пенсионного фонда об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов к включению в состав кредиторских требований заявлены только пени, начисленные как на задолженность предыдущих периодов (2008 и 2009 г.г.), так и на задолженность 2010 - 2013 г.г.
Пени, начисленные на задолженность 2010-2013 г.г., включены также в требование от 17.11.2014 N 08400240295688, (в том числе пени, начисленные на задолженность по страховым взносам за 2010 год в сумме 750,98 руб., за 2011 год - в сумме 1 003,09 руб., за 2013 год - в сумме 2 411,58 руб., всего 4 156,65 руб.).
Наличие у страхователя задолженности за 2010,2011 и 2013 г.г., а также принятие Фондом исчерпывающих мер по взысканию недоимки и пени подтверждено перечисленными выше расчётами РСВ-2 ПФР, требованиями об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, постановлениями Фонда о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт имущества плательщика страховых взносов- организации (индивидуального предпринимателя), а также постановлениями о возбуждении исполнительных производств.
Расчёты пени приложены к требованию, проверены судом и признаны обоснованными.
Дополнительно исследован вопрос о наличии у Фонда оснований для взыскания пени на уплаченные с нарушением установленных сроков страховые взносы за 2008 и 2009 г.г. В результате установлено, что наличие у страхователя задолженности по страховым взносам за указанные периоды и факт её несвоевременной оплаты подтверждены протоколами к ведомостям по уплате страховых взносов N 009243 от 25.02.2009 (за 2008 год) и N050148 от 26.02.2010 (за 2009 год).
На уплату недоимки по страховым взносам за 2008 год Фондом выставлено и направлено страхователю 20.03.2009 требование N 1344 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов индивидуальным предпринимателем страхователем по состоянию на 20.03.2009, неисполнение которого в установленный срок подтверждено реестром поступления платежей от страхователей за период с 01.01.2009 по 25.03.2009 и при отсутствии сведений о расчётных счетах страхователя явилось основанием для вынесения Фондом решения N 742 от 20.03.2009 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с индивидуального предпринимателя-страхователя, на основании которого вынесено постановление о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со страхователя -индивидуального предпринимателя N 741 от 21.04.2009 и возбуждено исполнительное производство N 18067/09/30/74 (постановление судебного пристава-исполнителя от 15.06.2009).
На уплату недоимки по страховым взносам за 2009 год Фондом выставлено требование N 354 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 16.03.2010, направленное в адрес страхователя 19.03.2010, неисполнение которого в установленный срок подтверждено реестром поступления платежей от страхователей за период с 01.01.2010 по 17.05.2010 и явилось основанием для вынесения Фондом решения N 240 от 17.05.2010 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счёт денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (копия направлена страхователю 19.05.2010), в связи с неисполнением которого Фондом вынесено также постановление N 240 от 17.05.2010 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счёт имущества плательщика страховых взносов организации (индивидуального предпринимателя) и возбуждено исполнительное производство N 36694/10/1/74 (постановление судебного пристава-исполнителя от 10.06.2010).
Таким образом, нарушение страхователем сроков уплаты страховых взносов за 2008 и 2009 г.г., на которые начислены пени, подтверждено документально, доказательств обратного в деле нет, при этом Фондом приняты исчерпывающие меры по взысканию недоимки, в связи с чем он сохранил право на начисление и взыскание пени на сумму недоимки за указанные периоды до их фактической оплаты (взыскания), а значит, пени, начисленные на суммы недоимки за указанные периоды обоснованно были включены в требования органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 21.05.2011 N 1140 (в том числе пени, начисленные на задолженность по страховым взносам за 2008 год, в сумме 437,40 руб., за 2009 год -в сумме 786,67 руб., всего 1260 руб.07 коп.); от 02.04.2012 N 479 (в том числе пени, начисленные на задолженность по страховым взносам за 2008 год, в сумме 333,78 руб., за 2009 год-в сумме 628,44 руб., всего 962, 22 руб.), от 22.12.2014 N 330У, в том числе пени, начисленные на задолженность по страховым взносам за 2008 год, в сумме 9,22 руб., за 2009 год-в сумме 272,44 руб., всего 281,66 руб.
Неисполнение данных требований явилось основанием для принудительного взыскания пени с индивидуального предпринимателя в бесспорном порядке, в подтверждение чего Фондом представлены решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов с банках N 909 от 04.07.2011, N 386 от 24.05.2012, справки Фонда об отсутствии у предпринимателя расчётных счетов, постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счёт имущества плательщика страховых взносов организации (индивидуального предпринимателя) от 04.07.2011 N 858, от 24.05.2012 N 372, а также постановления судебных приставов-исполнителей о возбуждении исполнительных производств N19281/11/01/75 от 19.09.2011, N 62140/12/30/74 от 17.06.2012 и постановления об окончании исполнительных производств в связи с банкротством предпринимателя.
Поскольку совокупностью доказательств подтверждено наличие оснований для начисления страхователю указанных выше сумм недоимки и пени по страховым взносам и принятие Пенсионным фондом исчерпывающих мер по её взысканию, суд первой инстанции обоснованной включил в состав кредиторских требований основной долг по страховым взносам в сумме 60 684 руб. 52 коп. и пени по страховым взносам в сумме 16 226 руб. 03 коп. Оснований для переоценки данного вывода на стадии апелляционного производства не имеется.
Порядок и сроки взыскания налоговой санкции установлены положениями ст. ст. 46,47,69,70, 115 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налоговый орган вправе взыскать начисленную по его решению налоговую санкцию в бесспорном порядке при условии соблюдения порядка и сроков взыскания, установленных перечисленными выше нормами налогового законодательства.
При проверке обоснованности требования уполномоченного органа арбитражный суд проверяет соблюдение порядка и сроков принудительного взыскания, установленного статьями 46-48, 69, 70 Налогового кодекса российской Федерации, с учётом правовых позиций, содержащихся в пунктах 19, 25, 26, 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве".
Порядок взыскания налоговых санкций по ст. ст. 46,47,69,70, 115 Налогового кодекса Российской Федерации аналогичен описанному выше порядку взыскания недоимки и пени по страховым взносам. При взыскании санкции обязательно соблюдение срока взыскания, установленного ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения в состав кредиторских требований налоговой санкции в сумме 200 руб. установлено, что данный штраф начислен по решению Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска N 3100 о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения от 18.05.2011 (направлено в адрес предпринимателя 06.05.2011) по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление сведений о среднесписочной численности работников за 2010 год по сроку представления 20.01.2010.
На уплату штрафа инспекцией в адрес предпринимателя выставлено требование N 3804 от 16.05.2011, неисполнение которого в установленный срок при отсутствии у налогового органа сведений об открытых расчётных счетах налогоплательщика явилось основанием для вынесения решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счёт имущества налогоплательщика (плательщика сборов)-организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя N 555-ИП от 13.02.2012 и одноимённого постановления, на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя N 51477/12/30/74 от 25.02.2012 возбуждено исполнительное производство N 52112/12/30/75.
Таким образом, штраф начислен при наличии законных к тому оснований, инспекцией приняты все возможные меры по реализации права на взыскание санкции в бесспорном порядке, порядок и срок взыскания соблюдены, в связи с чем требование о включении суммы штрафа в состав кредиторских требований также является обоснованным.
На основании п. 3 ст. 137 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требование уполномоченного органа о включении в состав кредиторских требований санкции в сумме 200 руб. обоснованно включено судом первой инстанции отдельно в реестр требований кредиторов как подлежащее удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
С учётом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемого определения не установлено.
Доводы подателя апелляционной жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2015 по делу N А76-24605/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бусыгиной Татьяны Анатольевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А.Малышева |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-24605/2014
Должник: Бусыгина Татьяна Анатольевна
Кредитор: -
Третье лицо: Временный управляющий ИП Бусыгиной Татьяны Анатольевны - Стародумов Валерий Николаевич, Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому району города Челябинска, Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска, Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального федерального округа", НП "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального Федерального округа", Стародумов Валерий Николаевич