25 марта 2016 г. |
Дело N А83-3373/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объёме 25.03.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Горошко Н.П.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
при участии: представителя общества с ограниченной ответственностью "Гурзуфский Бриз" - Формуса Юрия Витальевича, доверенность от 01.07.2015 N б/н; представителя Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым - Никора Вячеслава Вячеславовича, доверенность от 11.01.2016 N б/н;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гурзуфский Бриз" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2015 по делу N А83-3373/2015 (судья Толпыго В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гурзуфский Бриз" (ул. Подвойского, д. 11, пгт. Гурзуф, г. Ялта, Республика Крым, 298640) к Службе государственного строительного надзора Республики Крым (ул. Крейзера, д. 6, г. Симферополь, Республика Крым, 295006), начальнику Службы государственного строительного надзора Республики Крым (ул. Крейзера, д. 6, г. Симферополь, Республика Крым, 295006), Муниципальному унитарному предприятию "ГУРЗУФ" Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (ул. Подвойского, д. 11, пгт. Гурзуф, Республика Крым, 298640), Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600), Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (ул. Свердлова, 21, г. Ялта, Республика Крым, 298603), Прокуратуре Республики Крым (ул. Севастопольская, д.21, г. Симферополь, Республика Крым, 295000) о признании незаконными действий и признании незаконным приказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гурзуфский Бриз" (ул. Подвойского, д. 11, пгт. Гурзуф, г. Ялта, Республика Крым, 298640) (далее - ООО "Гурзуфский бриз", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе государственного строительного надзора Республики Крым (ул. Крейзера, д. 6, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) (далее - Служба государственного строительного надзора), начальнику Службы государственного строительного надзора Республики Крым (ул. Крейзера, д. 6, г. Симферополь, Республика Крым, 295006) (далее начальник Службы государственного строительного надзора) о признании незаконными действия начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым С.Д. Тимощенко по рассмотрению Представления прокуратуры города Ялты от 03.07.2015 N 269ж-2015; о признании незаконным приказа начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым С.Д. Тимощенко N 45 "ОД" "Об отмене регистрации декларации".
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 23.10.2015 были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное унитарное предприятие "ГУРЗУФ" Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым и Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2015 в удовлетворении требований ООО "Гурзуфский бриз" было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Гурзуфский Бриз" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2015 и принять по делу новый судебный акт, которым требования Общества удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Кроме того, указывает на то, что действия начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Тимощенко С.Д. и издание приказа N 45 "ОД" "Об отмене регистрации декларации" осуществлены без проведения проверки нарушений, указанных прокурором, и осуществлены в нарушение части 14 Порядка выполнения строительных работ, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым N 2040-6/14 от 11 апреля 2014 года, а также в нарушение части 4 статьи 7, частей 5 и 8 статьи 54 Градостроительного Кодекса РФ и Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54.
Представитель ООО "Гурзуфский Бриз" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 18.12.2015 и принять по делу новый судебный акт, которым требования Общества удовлетворить
Представитель Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, обосновывая свои возражения тем, что доводы апеллянта на отсутствие правовых оснований (полномочий) по отмене регистрации декларации не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку на момент отмены декларации изменения в положение о Службе были внесены.
Служба государственного строительного надзора Республики Крым, начальник Службы государственного строительного надзора Республики Крым, Муниципальное унитарному предприятию "ГУРЗУФ" Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Прокуратура Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее извещение Службы государственного строительного надзора Республики Крым, начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым, Муниципального унитарного предприятия "ГУРЗУФ" Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым, Прокуратуры Республики Крым, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 18 декабря 2015 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 31.12.2014 года Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым была зарегистрирована Декларация о начале выполнения строительных работ за N РК 083140007430. В разделе декларации о наименовании объекта указано строительство фитоцентра с кафе и общественным туалетом; в разделе вид строительства указано новое строительство. Также, в декларации указано, что земельный участок используется для строительства на основании государственного акта на право постоянного пользования земельным участком серии ЯЯ N012384, выданный 24.10.2012 (том 1 л.д.66-69).
03.07.2015 прокуратурой города Ялты было вынесено представление N 269ж-2015 с требованием о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона способствовавших им причин и условий, отменив регистрацию декларации о начале выполнения строительных работ от 31.12.2014 N РК 083140007430 по объекту "Строительство фитоцентра с кафе и общественным туалетом" (том 1 л.д.77-78).
В дальнейшем, 06.07.2015 (вх.N 3427) в Службу государственного строительного надзора Республики Крым поступило представление прокурора города Ялты об устранении нарушений градостроительного законодательства (том 1 л.д.76).
Представление прокурора города Ялты от 03.07.2015 N 269ж-2015 было рассмотрено Службой государственного строительного надзора Республики Крым.
В связи с выявлением недостоверных сведений, внесенных в декларацию о начале строительных работ N РК 083140007430 от 31.12.2014 "Строительство фитоцентра с кафе и общественным туалетом по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, в районе стадиона (первая очередь)", на основании представления 269ж-2015 от 03.07.2015 прокурора города Ялты об устранении нарушений градостроительного законодательства, в части информации наличия права на земельный участок, который подлежит использованию, руководствуясь пунктом 7 раздела 2 "Порядка выполнения строительных работ", утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым N2040-6/14 от 11 апреля 2014 года в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым N 387-1/14 от 24 декабря 2014 года, п.4.38. Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым N 169 от 27.06.2014 года, Службой государственного строительного надзора Республики Крым 06.07.2015 был издан приказ N 45 "ОД" "Об отмене регистрации декларации", которым была отменена регистрация декларации N РК 083140007430 от 31.12.2014 заказчика ООО "ГУРЗУФСКИЙ БРИЗ" о начале выполнения строительных работ "Строительство фитоцентра с кафе и общественным туалетом по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, в районе стадиона (первая очередь)" (том 1 л.д.19).
Не согласившись с указанным приказом, ООО "Гурзуфский Бриз" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании действий начальника Государственного надзора Республики Крым по рассмотрению Представления прокуратуры города Ялты и признании незаконным Приказа начальника Службы Государственного надзора Республики Крым от 06.07.2015 N 45 "ОД".
Оценив представленные в материалы дела доказательства суд установил, что Служба государственного строительного надзора Республики Крым наделена полномочиями по отмене регистраций деклараций о начале выполнения строительных работ, зарегистрированных как самой службой, так и Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым, в случае выявления недостоверных сведений. В этой связи Арбитражный суд Республики Крым пришел к выводу о том, что требования общества с ограниченной ответственностью "Гурзуфский Бриз" удовлетворению не подлежали.
Суд апелляционной инстанции не усматривает основания для отмены принятого по делу судебного акта первой инстанции по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 201 АПК РФ основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26.03.2014 N 1849-6/14 "Об Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым" (действовавшем в период регистрации спорной декларации) было утверждено Временное положение об Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым (далее - Временное Положение).
Согласно Временному положению, Инспекция, в том числе, решает вопросы по оформлению права на начало выполнения строительных и подготовительных работ.
Временное положение об Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым действует до конца переходного периода.
Согласно статьи 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно статьи 12.1 вышеуказанного закона до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно п.4.38 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым в редакции, утвержденной Постановлением Совета министров РК от 11.03.2015 N 105, Служба вправе аннулировать (отменять) ранее выданные (зарегистрированные) Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым документы разрешительного характера.
Из изложенного выше следует, что Служба государственного строительного надзора Республики Крым наделена полномочиями по отмене регистраций деклараций о начале выполнения строительных работ, зарегистрированных как самой службой, так и Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым, в случае выявления недостоверных сведений.
Из материалов дела следует, что обществом с ограниченной ответственностью "Гурзуфский Бриз" в декларацию о начале выполнения строительных работ, зарегистрированной 31.12.2014 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым N РК 083140007430 в раздел относительно информации о документах, удостоверяющих право собственности или пользования земельным участком был указан государственный акт на право постоянного пользования, выданный Коммунальному предприятию "Гурзуф".
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ, заявителем не был предоставлен в суд первой инстанции, а также в суд апелляционной инстанции государственный акт на право постоянного пользования замлей, выданный непосредственно Обществу и на основании которого общество с ограниченной ответственностью "Гурзуфский Бриз" является землепользователем земельного участка используемого для выполнения строительных работ "Строительство фитоцентра с кафе и общественным туалетом по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, в районе стадиона (первая очередь).
При этом, отсутствие у общества с ограниченной ответственностью "Гурзуфский Бриз" государственного акта на право постоянного пользования замлей не оспаривается и самим заявителем.
Из материалов дела следует, что 04.03.2014 между Коммунальным предприятием "Гурзуф", обществом с ограниченной ответственностью "Гурзуфский Бриз" и Гурзуфским поселковым советом был заключен договор о совместной деятельности по строительству объекта недвижимости.
Согласно разделу договора "Определения и термины" Договор - это настоящий документ, включая все приложения и дополнения к нему, согласованные и подписанные сторонами, предусматривающие взаимные обязанности сторон по осуществлению организации строительства Объекта, сдачи его в эксплуатацию и регистрации прав собственности на него. Земельный участок - часть земельного участка площадью 1,8000га, расположенного в границах пгт. Гурзуф по адресу г. Ялта, пгт. Гурзуф, в районе стадиона, который находится в постоянном пользовании КП "Гурзуф", на основании госакта на право постоянного пользования серия ЯЯ N 012384.
Соответственно, наличие данного договора косвенно подтверждает указание Обществом в декларации недостоверных данных.
Из письменных пояснении Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым от 09.12.2015 N 02-1/6142, представленных в суд первой инстанции следует, что решением 70-й сессии Гурзуфского поселкового совета от 14.03.2015 N 16 "Об утверждении договора о совместной деятельности по строительству объекта недвижимости" был утвержден договор о совместной деятельности заключенный 04.03.2014 между Коммунальным предприятием "Гурзуф", обществом с ограниченной ответственностью "Гурзуфский Бриз" и Гурзуфским поселковым советом. В настоящее время Департаментом проводится работа по оформлению права муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта на земельный участок 1,8000га, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, в районе стадиона, поскольку постановлением Администрации г. Ялты N 1033-п от 08.07.2015 отменено решение 70-й сессии Гурзуфского поселкового совета от 14.03.2015 N 16 "Об утверждении договора о совместной деятельности по строительству объекта недвижимости".
Как подтверждается материалами дела и следует из пояснения заинтересованного лица, с заявлением об изменении задекларированных данных общество с ограниченной ответственностью "Гурзуфский бриз" не обращалось.
Ссылка Общества на нарушение Службой Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54, является несостоятельной ввиду следующего.
Согласно п. 8 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся: осуществление регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Кроме того, Общество в апелляционной жалобе ссылается на отсутствие в Положении о Службе государственного строительного надзора Республики Крым пункта 4.38, на который имеется ссылка в приказе начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым С.Д. Тимощенко N 45 "ОД" "Об отмене регистрации декларации". Однако, утверждение заявителя не основывается на действительности, поскольку п. 4.38 введен в Положение Постановлением Совета министров Республики Крым от 11.03.2015 N 105 и имеется в Положении.
Что касается утверждений представителя Заявителя о, якобы имевших место, фактах фальсификации доказательств и иных грубых нарушений норм действующего законодательства со стороны административных органов, то в процессе рассмотрения апелляционной жалобы ООО "Гурзуфский Бриз" они не нашли своего документального подтверждения.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судом первой инстанции правильно, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не допущено, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 18 декабря 2015 года по делу N А83-3373/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гурзуфский Бриз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-3373/2015
Истец: ООО "Гурзуфский Бриз"
Ответчик: Начальник службы Государственного строительного надзора Республики Крым Тимошенко Сергей Дмитриевич, Служба Государственного строительного надзора Республика Крым
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты, МУП "ГУРЗУФ" Муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, Начальник службы Государственного строительного надзора Республики Крым Тимошенко Сергей Дмитриевич, Прокуратура Республики Крым, Служба Государственного строительного надзора Республика Крым