г. Тула |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А62-5061/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.03.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "АСП" (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРН 1146733010918, ИНН 6727051538) - Брея Р.А. (доверенность от 07.07.2015), в отсутствие представителей ответчика - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (Брянская область, п. Путевка, ОГРН 1083254001280, ИНН 3245501056), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АСП" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2015 по делу N А62-5061/2015 (судья Бажанова Е.Г.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "АСП" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа (запрета ввоза подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации - акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от 18.04.2015 N 671809180415071) Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям (далее по тексту - ответчик, Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение о запрете ввоза подкарантинной продукции соответствует требованиям законодательства и не нарушает права общества, поскольку представленный на проверку сертификат являлся поддельным.
В апелляционной жалобе ООО "АСП" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что сотрудники Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям вышли за пределы предоставленных им полномочий, поскольку отказ во ввозе подкарантийной продукции высокого фитосанитарного риска должен выдать таможенный орган.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям, опровергая доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 16.04.2015 на территорию СВХ ООО "Альфа Транс Терминал" (Российская Федерация, Смоленская область, д. Стабна) поступил груз, импортером которого являлось ООО "АСП", для завершения таможенного оформления и дальнейшего ввоза на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции - "яблоки свежие", страна происхождения - Бразилия, следующей из Болгарской Республики в Российскую Федерацию.
Подкарантинная продукция сопровождалась реэкспорным фитосанитарным сертификатом Болгарской Республики от 13.04.2015 N ЕС/BG/0013379 и заверенной Болгарской национальной организацией по защите и карантину растений копией фитосанитарного сертификата Бразильской Республики от 05.02.2015 N 6312/2015/SVA/UVAGRO/PORTO/RN/.
При проведении карантинного фитосанитарного контроля подкарантинной продукции сотрудниками Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям для подтверждения подлинности фитосанитарных сертификатов Республики Бразилия и Болгарской Республики сканированные сертификаты были направлены в центральный аппарат Россельхознадзора для авторизации подлинности указанных сертификатов национальными организациями по защите и карантину растений этих стран.
Согласно информации, полученной из центрального аппарата Россельхознадзора, национальная организация по защите и карантину растений Республики Бразилия не подтвердила факта выдачи фитосанитарного сертификата от 05.02.2015 N 6312/2015/SVA/UVAGRO/PORTO/RN/, что послужило основанием для составления Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям 18.04.2015 акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) N 671809180415071, которым выпуск подкарантинной продукции запрещен.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "АСП" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт должностного лица государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании этого ненормативного акта недействительным.
Из содержания приведенных норм права, а также разъяснений, данных в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что ненормативный правовой акт государственного органа, иных органов, должностных лиц может быть признан недействительным лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза подкарантинной продукции, включенной в Перечень, установлен "Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза", утвержденным решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318.
Как верно указал суд первой инстанции, ввезенные в адрес заявителя яблоки относятся к подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском.
Основы правового регулирования в области обеспечения карантина растений на территории Российской Федерации определены Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений".
В соответствии со статьей 2 Закона N 206-ФЗ подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) - это растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер; акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) - документ, который отражает результаты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинной продукции, подкарантинного объекта и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений; государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) - деятельность федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, направленная на выявление карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах, обеспечение соблюдения карантинных фитосанитарных требований, предупреждение и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации в области карантина растений, выполнение международных обязательств и соблюдение законодательства государств-импортеров, государств - членов Таможенного союза в области карантина растений.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации за подкарантинной продукцией, ввозимой в Российскую Федерацию из иностранных государств путем проведения должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации; по результатам осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) оформляется акт государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений; действия или бездействие должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке (части 2 - 4, 7 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений").
Согласно части 2 статьи 22 Закона N 206-ФЗ ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации, специально оборудованы, предназначены для ввоза в Российскую Федерацию такой подкарантинной продукции и имеют фитосанитарные контрольные посты.
К ввозу в Российскую Федерацию допускается подкарантинная продукция, соответствующая карантинным фитосанитарным требованиям (часть 3 статьи 22 Закону N 206-ФЗ).
Ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска может быть осуществлен только при наличии фитосанитарного сертификата, выданного национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, на территории которой сформирована партия такой подкарантинной продукции (часть 6 статьи 22 Закона N 206-ФЗ).
Порядок фитосанитарной сертификации установлен Международной конвенцией по карантину и защите растений (Рим, 1951 год; пересмотренный текст одобрен 29-й сессией конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в ноябре 1997 года, принят постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2001 N 874).
Согласно параграфам 1 и 2 "а" статьи 4 указанной Международной конвенции каждая договаривающаяся сторона должна создать официальную национальную организацию по карантину и защите растений, в ответственность которой входит выдача сертификатов на грузы растений, растительные продукты и другие подкарантинные материалы в соответствии с фитосанитарными регламентациями импортирующей договаривающейся стороны.
Модель фитосанитарного сертификата определена приложением к международной конвенции.
Фитосанитарный контроль в местах таможенного оформления проводится в рамках договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (в ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015).
Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля при ввозе подкарантинной продукции на таможенную территорию Таможенного Союза установлен Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза, утвержденным решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 (далее по тексту - Положение).
В соответствии с Положением фитосанитарный контроль при ввозе подкарантинной продукции предусматривает проведение различных контрольных мероприятий, включая документарную проверку (пункты 3.5 - 3.7 Положения).
Документарная проверка включает установление на основании представленных коммерческих и транспортных (перевозочных) документов наименование подкарантинной продукции, место происхождения (производства, формирования) партии подкарантинной продукции в целях применения запретов на ввоз партий подкарантинной продукции, происходящих из определенного государства, определенной местности или произведенных (сформированных) на определенном предприятии, введенных в соответствии с законодательством стороны, фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция, а также проверку должностным лицом уполномоченного органа представленного фитосанитарного сертификата и возможность принятия решения о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска в случае признания фитосанитарного сертификата поддельным или недействительным (пункты 4.1.2 и 4.1.4 Положения).
Судом установлено и следует из материалов дела, что на территорию Российской Федерации поступил груз, импортером которого являлось общество, для завершения таможенного оформления и дальнейшего ввоза на территорию Российской Федерации подкарантинной продукции - "яблоки свежие" в количестве 19 500 кг, страна происхождения - Бразилия, следующей из Болгарской Республики в Российскую Федерацию; груз сопровождался реэкспорным фитосанитарным сертификатом Болгарской Республики от 13.04.2015 N ЕС/BG/0013379 и заверенной Болгарской национальной организацией по защите и карантину растений копией фитосанитарного сертификата Бразильской Республики от 05.02.2015 N 6312/2015/SVA/UVAGRO/PORTO/RN/.
Для подтверждения подлинности фитосанитарных сертификатов Республики Бразилия и Болгарской Республики сканированные сертификаты были направлены в центральный аппарат Россельхознадзора для авторизации подлинности указанных сертификатов национальными организациями по защите и карантину растений этих стран.
Согласно информации, полученной из центрального аппарата Россельхознадзора национальная организация по защите и карантину растений, Республики Бразилия не подтвердила факта выдачи фитосанитарного сертификата от 05.02.2015 N 6312/2015/SVA/UVAGRO/PORTO/RN/.
В процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям дополнительно представлено сообщение (письмо от 12.11.2015 FR N 211/2015/GAB/SDA/MAPA) Секретариата по защите животных и растений Министерства сельского хозяйства, животноводства и снабжения Республики Бразилия, согласно которому вышеуказанный фитосанитарный сертификат не выдавался.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "АСП" в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества о том, что, выдав обществу отказ во ввозе спорной подкарантинной продукции, сотрудники Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям превысили предоставленные им полномочия, судебной коллегией отклоняется как основанный на ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Следовательно, размер государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы составляет для юридических лиц 1 500 рублей.
Из платежного поручения от 25.01.2016 N 14 следует, что ООО "АСП" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 тысяч рублей, в связи с чем на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации 1 500 рублей подлежит возврату обществу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2015 по делу N А62-5061/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АСП" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АСП" (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРН 1146733010918, ИНН 6727051538) из федерального бюджета госпошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.01.2016 N 14.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5061/2015
Истец: ООО "АСП"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям
Третье лицо: ООО "ЮРиэлт"