Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июля 2016 г. N Ф04-2343/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А67-6090/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Марченко Н.В., Усанина Н.А.
при ведении протокола судебного заседания до перерыва секретарем Горецкой О.Ю., после перерыва помощником судьи Левенко А.С. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: до и после перерыва Мухарьямов Р.Ф. по доверенности от 11.01.2016;
от заинтересованного лица: до и после перерыва Гореликова О.Г. по доверенности от 11.01.2016;
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Томской области от 20 января 2016 года по делу N А67-6090/2015 (судья Павлов Г.Д.)
по заявлению публичного акционерного общества "Томская энергосбытовая компания", г.Томск (ИНН 7017114680 ОГРН 1057000128184)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (ОГРН 1057000120100, ИНН 7017113608), г.Томск
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Горсети"
о признании недействительным предписания N 104 от 27.08.2015,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, ПАО "ТЭК", общество, апеллянт) 03.09.2015 обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Томской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным предписания N 104 от 27.08.2015.
Заявленные требования мотивированы следующим.
Управлением ПАО "Томская энергосбытовая компания" выдано предписание N 104 от 27.08.2015, которым предписано обеспечить исполнение требований законодательства о защите прав потребителя, при оформлении платежных документов, выставляемых в адрес Сысоевой Л.Ф. (г. Томск, ул. Эуштинская, д. 54, кв. 4), в части приведения информации, указанной в платежных документах за электроэнергию, предъявляемых к оплате, в соответствие с требованиями действующего законодательства и фактическим потреблением услуги.
Однако, по мнению заявителя, информация о размере платы за оказанные услуги по электроснабжению жилого дома, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Эуштинская, д. 54, включая на общедомовые нужды, содержащаяся в выставляемых в адрес потребителей, в том числе Сысоевой Л.Ф. счетах-извещениях за период сентябрь 2014 года - июнь 2015 года, является достоверной и рассчитана с учетом требований действующего законодательства, в том числе: статей 36, 157 Жилищного кодекса РФ и п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 345.
Определением Арбитражного суда Томской области от 06.10.2015 производство по делу приостанавливалось до до рассмотрения Томским областным судом дела N 2-1575/15.
14.01.2016 Арбитражным судом Томской области производство по делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Томской области от 20.01.2016 в удовлетворении заявленных отказано.
ПАО "Томская энергосбытовая компания", не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, неполное исследование судом имеющихся в деле доказательств, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование заявленных доводов апеллянт указывает следующее.
1.Прибор учета на жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Эуштииская, д. 54 в соответствии с Актом приемки электроучета от 15.02.2011 N 770486 установлен взамен снятого (ранее установленного) N 025533. Проведение замены ранее установленного общедомового прибора учета не может быть расценено в качестве нарушения положений Федерального закона от 23.11.2009 г. N 291-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", т.к. норму указанного закона распространяются в отношении многоквартирных домов не имеющих оснащение приборами учета на момент его принятия.
Снятый и действующий приборы учета, установлены на границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО "Горсети" и сетей жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Эуштииская, д. 54, изначально были установлены для коммерческого учета переданной электроэнергии между сетевой организацией ООО "Горсети" и энергосбытовой организацией. Поскольку действующий прибор учета установлен за счет собственных средств сетевой организации, то он не относится к общему имуществу, состав которого определяется собственниками.
Для установки прибора учета сетевой организацией, в целях осуществления деятельности на розничном рынке, согласование с собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме не предусмотрено нормами законодательства об электроэнергетике и процедура принятия решений собственниками жилых помещений об установке таких общедомовых приборов учета, действующим законодательством не урегулирована, равно и не установлено запрета на определение объема электроэнергии, поданной в многоквартирный дом, на основании показаний общедомового прибора учета, не включенного в состав общего имущества.
Действующий прибор учета на жилом доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. Эуштинская, д. 54 изначально был установлен для определения объемов электроэнергии переданной из сетей ООО "Горсети" в многоквартирный жилой дом по адресу: г. Томск, ул. Эуштинская, д. 54 и до настоящего времени используется для расчетов между сетевой организацией ООО "Горсети" и энергосбытовой организацией ПАО "Томскэнергосбыт".
Данный прибор учета не использовался при расчете платы за электроэнергию потребленную на ОДН до 01.07.2012, т.е. в период предоставленный Федеральным законом N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении..." для добровольного оснащения многоквартирного дома общедомовым прибором учета собственниками помещений. Однако, поскольку собственники в установленные Федеральным законом N261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении" сроки не оснастили многоквартирный дом общедомовым прибором учета, с 01 июля 2012 года т.е. когда наличие ОДПУ на многоквартирном доме стало обязательным в силу того, что закон предусматривает его принудительную установку, данный прибор учета стал применяться при начисления платы за электроэнергию за ОДН.
Каких-либо доказательств того, что данный прибор не соответствует техническим требованиям, неисправен, либо неверно определяет объем электроэнергии, поступившей в многоквартирный дом, в материалах проверки административного органа отсутствует.
В связи с этим апеллянт полагает, что вывод суда о том, что расчет платы за электроэнергию, исходя из показаний ОДПУ является неправомерным и свидетельствует о предоставлении недостоверной информации потребителям, не соответствует фактически сложившимся отношениям сторон (общество и потребитель Сысоева Л.Ф.) и обстоятельствам дела и ни чем не подтверждается.
Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении" не содержит требования о принятии прибора учета в качестве расчетного собственниками помещений в многоквартирном доме. Порядок приемки в эксплуатацию прибора учета (ОДПУ) не урегулирован и основными положениями N 530, действовавшими на момент установки прибора учета в 2011 году, а Порядок приемки приборов учета, предусмотренный пунктом 152 Постановления Правительства РФ от 04.05. 2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии...", на момент установки прибора учета 10.03.2011 еще не действовал.
Вывод суда о том, что прибор учета не был принят собственниками в качестве расчетного, не соответствует фактическим обстоятельствам, т.к. в данном случае об оснащении многоквартирных жилых домов с непосредственной формой управления приборами учета используемых энергетических ресурсов силами и за счет средств сетевой организации был уведомлен Гарантирующий поставщик электроэнергии как представитель потребителя, который участвовал при приемке прибора учета в эксплуатацию.
2. В многоквартирном жилом доме по адресу: ул. Эуштинская, 54 действует непосредственная форма управления домом, в связи с чем, ПАО "Томскэнергосбыт", руководствуясь пунктом 17 Правил N 354, является исполнителем коммунальных услуг и на законных основаниях начисляло в спорный период за электроэнергию за ОДН непосредственно гражданам-потребителям являющимися собственниками или нанимателями помещений в указанном МКЖД.
3. Не учтено решение от 22.07.2015 Кировского районного суда г. Томска по делу N 2-1575/15, оставленному без изменения апелляционным определением от 30.10.2015 Томского областного суда, имеющего преюдициальное значение для рассматриваемого спора.
Заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Управление возражает против доводов апеллянта, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё соответственно.
Сысоева Л.Ф., участвующая в деле в качестве третьего лица в судебное заседание не явилась, явку своих представителей не обеспечила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие названного лица.
В порядке статьи 63 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 24.03.2016.
При этом арбитражным апелляционным судом соблюдены требования о размещении информации о времени и месте судебного заседания, на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет согласно абзацу 2 части 1 статьи 121 АПК РФ.
В назначенное время рассмотрение дела продолжено в том же составе суда при явке тех же представителей сторон, оставшихся на заявленных позициях, в отсутствие третьего лица.
Определяя пределы рассмотрения настоящего дела, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
При применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения против проверки судебного акта в соответствующей части, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Исходя из доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность обжалуемого судебного акта только в оспариваемой части - в части отказа в удовлетворении заявленных требований и не касается выводов суда о возврате излишне уплаченной государственной пошлины.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статьи 266, части 5 статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, на основании обращения Сысоевой Л.Ф. - жильца многоквартирного дома по адресу: г.Томск, ул. Эуштинская, д. 54, распоряжения заместителя начальника Департамента ЭКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 08.06.2015 N С-1918 в отношении ОАО "Томскэнергосбыт" проведена внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт от 09.07.2015. Материалы проверки переданы в Управление для оценки и принятия мер реагирования.
В ходе проверки Управлением установлено, что правовые основания для выставления в счетах-квитанциях ОАО "Томскэнергосбыт" собственникам квартир по адресу: г. Томск, ул. Эуштинская, д. 54, платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН отсутствуют.
27.08.2015 ведущим специалистом-экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Разумовской Т.В. в адрес ПАО "Томскэнергосбыт" внесено предписание N 104, которым заявителю предписано в срок до 27.10.2015 устранить нарушения требований законодательства путем исключения начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на ОДН из счетов-квитанций собственников квартир по адресу: г. Томск, ул. Эуштинская, д. 54.
Полагая, что предписание Управления Роспотребнадзора не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ПАО "Томскэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что нарушений закрепленного действующим законодательством порядка и оснований вынесения предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный контроль (надзор) N 104 от 27.08.2015 не установлено, фактов, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов ПАО "Томская энергосбытовая компания", в материалы дела не представлено, в связи с чем, оснований для признания оспариваемого акта - предписания незаконным, не имеется
Названные выводы суда мотивированы тем, что ПАО "Томскэнергосбыт" в ходе рассмотрения дела не представило доказательств уведомления собственников жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Эуштинская, д. 54, их участия в процедуре допуска общедомового прибора учета электрической энергии в эксплуатацию и направления собственникам акта допуска общедомового прибора учета в эксплуатацию; согласно акту приемки электроучета ООО "Горсети" от 15.02.2011 N И-273 общедомовой учет принят в эксплуатацию специалистами сетевой организации ООО "Горсети" и энергосбытовой организации ОАО "Томскэнергосбыт"; акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон подписан только ООО "Горсети"; акт приемки прибора электроучета от 15.02.2011 не подписан собственниками жилого дома, что противоречит положениям п. 152 Постановления Правительства РФ N 442 от 04.05.2012 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии". Таким образом, с собственниками жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Эуштинская, д. 54 не согласованы условия предоставления коммунальных услуг; не определен порядок определения объема (количества) потребленного коммунального ресурса исходя из показаний приборов учета или иным способом; акт разграничения балансовой принадлежности не подписан собственниками жилого дома, в связи с чем, общедомовой прибор учета СОЭ5-2ПР/1-65-01 установленный в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Эуштинская, д.54, на основании данных которого ПАО "Томскэнергосбыт" осуществляется начисление платы за электроэнергию жильцам указанного дома и оформление платежных документов, установлен ООО "Горсети" (Акт приемки электроучета N И-273 от 15.02.2011) без согласования с собственниками жилых помещений, в отсутствие подписанного сторонами акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, что лишает заявителя правовых оснований для выставления счетов на оплату общедомовых нужд, с использованием данных указанного общедомового прибора учета, а выставленные в адрес потребителя - Сысоевой Л.Ф. счета-извещения на оплату электроэнергии за сентябрь 2014 года - июнь 2015 года, содержат недостоверную информацию об объемах электроэнергии, потребленной в указанные периоды на общедомовые нужды.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) устанавливает правило обязательного учета производимых, передаваемых, потребляемых энергетических ресурсов. Такой учет производится с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Приведенная норма распространяет свое действие на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона, до 01.07.2012 обеспечить оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Многоквартирные дома также подлежали оборудованию коллективными (общедомовыми) приборами учета используемой воды и индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, осуществляющие снабжение водой или ее передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны устанавливать, заменять и осуществлять эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Также названные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Организации указанной категории обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований закона не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок (часть 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Поскольку собственники помещений в многоквартирном доме по ул.Эуштинская, 54 в установленный Законом N 261-ФЗ срок (до 01.07.2012) не исполнили возложенную на них обязанность и не произвели установку общедомовых приборов учета электроэнергии, обязанность оборудовать дома приборами учета в срок до 01.01.2013 фактически перешла к заявителю по закону.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы электрической энергии исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленной электрической энергии, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307, действующие в период замены ОДПУ - февраль 2011 года), а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.
Пункт 22 названных Правил предусматривал, что при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил N 307, то есть по нормативу потребления (абзац второй пункта 7 Правил N 307).
С 01.09.2012 Правила N 307 утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за отопление, которые утратили силу с 01.01.2012, в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее также - Постановление N 354 или Правила N 354), которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребители в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 161 Правил N 354 государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг даны определения: внутридомовым инженерным сетям; внутриквартирному оборудованию; индивидуальным приборам учета; коллективному (общедомовому) прибору учета.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг.
Пунктом 31 Правил N 354 предусмотрена обязанность исполнителя, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 32 Правил N 354 исполнитель имеет право осуществлять не чаще 1 раз в 6 месяцев проверку достоверности передаваемых потребителем сведений о показаниях ИПУ, устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемых помещениях, в случае, если жилое помещение не оборудовано ИПУ.
Потребитель имеет право получать коммунальные услуги в необходимых объемах и надлежащего качества, получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством РФ и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (пункт 33 Правил N 354).
По пункту 34 Правил N 354 потребитель обязан допускать исполнителя в занимаемое помещение для снятия показаний индивидуальных приборов учета, проверки их состояния, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета, в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев.
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, и отдельно вносит плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Пунктом 80 Правил установлено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N491) установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 названных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Исходя из названных норм права, при наличии в жилом доме электрического оборудования, предназначенного для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования (внутридомовые инженерные сети), коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии в указанном жилом доме имеется имущество, относящееся к общему имуществу собственников.
В силу положений части 1 статьи 153, части 4 статьи 154, пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пунктов 63, 67 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" на основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за электроснабжение.
Доказательств того, что собственниками дома по адресу: г.Томск, ул.Эущтинская, д.54 была исполнена обязанность по установке ОДПУ для учета электроэнергии как по Правилам N 307, действующим в период первичной установки такого прибора учета, так и в период установки спорного прибора учета 15.02.2011, или после вступления в законную силу Правил N 354, нарушение которых вменяется обществу, в материалах дела не содержится.
Общество в обоснование заявленной о правомерности использования им показаний установленного прибора учета на жилом доме по адресу: г. Томск, ул. Эуштииская, д. 54 в соответствии с Актом приемки электроучета от 15.02.2011 N 770486 указывало, что действующий прибор учета установлен взамен ранее установленного прибора учета СОЭБ-2пр/1-65-01 N025533, при этом указывало, что на момент установки прибора учета в 2011 году ООО "Горсети", как сетевая организация, руководствовалась действующими на тот момент Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 N 530 (далее Основные - положения N 530, которые утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", вступившего в законную силу с 04.06.2012), в соответствии с пунктом 2 которых (Основные положения N 530) сетевые организации, осуществляющие передачу электроэнергии, являются субъектами розничных рынков электроэнергии.
Согласно пункту 159 Основных положений N 530, сетевые организации обеспечивают сбор данных коммерческого учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей, а также на границах зоны деятельности гарантирующего поставщика и представляет данные об учтенных величинах переданной электрической энергии гарантирующим поставщикам.
Пунктом 12 Основных положений N 530 было установлено, что в целях обеспечения надлежащего исполнения принятых субъектами розничных рынков обязательств сетевые организации осуществляют коммерческий учет электрической энергии и контролируют его осуществление иными субъектами розничных рынков в порядке, установленном настоящим документом.
В силу указанных положений, ООО "Горсети", являясь сетевой организацией, устанавливало на границе балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей приборы учета электроэнергии установленного класса точности и типа.
Из совокупного анализа норм права и вышеперечисленных положений об электроэнергентике, апелляционный суд приходит к выводу, что спорный прибор учета, установленный 15.02.20111, на границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО "Горсети" и сетей жилого дома по адресу: г. Томск, ул. Эуштииская, д. 54, изначально был установлен для коммерческого учета переданной электроэнергии между сетевой организацией ООО "Горсети" и энергосбытовой организацией, при этом, прибор учета установлен за счет собственных средств сетевой организации, и фактически являясь собственностью сетевой организации не перешел в состав общедомового имущества.
Для установки прибора учета сетевой организацией, в целях осуществления деятельности на розничном рынке, согласование его установки с собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме не было предусмотрено действующими нормами законодательства об электроэнергетике.
Какой-либо процедуры принятия решений собственниками жилых помещений об установке общедомовых приборов учета, действующим законодательством также не предусмотрено или их ввода для участия в расчетах. Законодательством не запрещено определение объема электроэнергии, поданной в многоквартирный дом, на основании показаний общедомового прибора учета, не включенного в состав общего имущества. Более того, законодатель не связывает понятие общедомового прибора учета с его принадлежностью к общему имуществу, для определения состава которого необходимо согласие собственников.
При этом, Кировским районным судом г. Томска по итогам рассмотрения дела N 2-1575/15 по исковому заявлению гр. Сысоевой Л.Ф.. проживающей по адресу г. Томск, ул Эуштинская 54 к ПАО "Томскэнергосбыт" о признании незаконными начислений платы за электроэнергию на общедомовые нужды, производимые на основании общедомового прибора учета, установленного без согласования с собственниками жилых помещений, в отсутствие подписанного сторонами акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон 22.07.2015 в удовлетворении исковых требований Сысоевой Л.Ф. отказано в полном объеме.
При рассмотрении дела судом общей юрисдикции установлены следующие обстоятельства.
Истец Сысоева Л.Ф. является собственником квартиры N 4 в доме, расположенном по ул.Эуштинская, 54 в г.Томске, проживает по данному адресу, -также является потребителем электроэнергии, отопления и ГВС, поставляемых ОАО "Томскэнергосбыт" - лицевой счет 030022035, что не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела по существу.
В указанном жилом помещении установлен индивидуальный прибор учета энергии, истец является потребителем электроэнергии по индивидуальному счетчику N 007791058021261 (счета-квитанции об оплате за период с марта 2012 года по июнь 2015 года в материалах дела).
Жилой дом представляет собой двухэтажное многоквартирное здание из смешанных материалов, всего 4 квартиры, каждое жилое помещение оборудовано отдельным входом, конструктивно несвязанным со входом в другие. Имеется центральное водоснабжение и водоотведение, отопление и электроснабжение. Электрического оборудования, используемого для обслуживания мест общего пользования, не имеется, наличия несанкционированного подключения не установлено - акт от 07.11.2013 Администрации Кировского района г.Томска, акт от 07.02.2014 Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора ТО.
Спорным по названному делу являлся период с 15.02.11 - дата установки общедомовой прибор учета РиМ 114.01 N 770486, а также период образования задолженности по оплате электроэнергии с марта 2012 года по июнь 2015 года.
Спорный жилой дом до 01.07.2012 для расчета с ПАО "Томскэнергосбыт" оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета используемой электрической энергии за счет средств третьего лица ООО "Горсети" является собственностью сетевой организации ООО "Горсети", т.е. собственники помещений вышеуказанных многоквартирных жилых домов освобождены от обязанности за свой счет оплатить расходы по оснащению жилых домов указанными приборами учета электроэнергии.
Поскольку из положений Закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 установлена необходимость определения размера платы за коммунальные услуги, исходя из их фактического потребления, то на установку и замену приборов учета, принадлежащих энергосбытовым организациям, обязательного согласия собственников жилых помещений в многоквартирном доме действующим законодательством не предусмотрена, процедура принятия решений об установке и замене таких приборов учета, принадлежащих энергосбытовым организациям, законом не предусмотрено, в связи с чем, суд пришел к выводу, что общедомовой прибор учета установлен и введен в эксплуатацию без нарушения норм действующего законодательства, в связи с чем, является правомерным начисление потребителям коммунальной услуги за электроснабжение платы (с учетом показаний общедомовых приборов учета).
Томским областным судом решение Кировского районного суда г. Томска от 22.07.2015 по делу 2-1575/15, апелляционным определением от 30.10.2015 оставлено без изменения, вступило в законную силу.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Поскольку решением Кировского районного суда г. Томска от 22.07.2015 по делу 2-1575/15 установлен факт того, что спорный общедомовой прибор учета установлен и введен в эксплуатацию без нарушения норм действующего законодательства, то указанные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь.
Учитывая, что иные нарушения кроме ненадлежащего допуска и введения спорного ОДПУ в эксплуатацию, как следует из содержания акта проверки и оспариваемого предписания, заявителю не вменялись, то суд апелляционной инстанции, учитывая преюдициальное значение решения Кировского районного суда г. Томска от 22.07.2015 по делу 2-1575/15, не находит оснований для отказа в удовлетворении заявленных обществом требований.
При этом, апелляционный суд отмечает, что из акта проверки от 09.07.2015 - л.д. 76-77 т.1 не следует, что заинтересованным лицом обстоятельства установки прибора учета РиМ 114.01 N 770486 ООО "Горсети" исследовались, им лишь констатировано отсутствие согласия собственников многоквартирного жилого дома на его допуск и ввод в эксплуатацию применительно к Правилам N 354 и акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, при этом конкретная норма права, устанавливающая такую обязанность для прибора учета уже введенного и эксплуатируемого (с февраля 2011 года) сначала сетевой организацией, а затем заявителем, не названа.
В связи с указанным не имеет правового значения довод заинтересованного лица о вменяемом обществу периоде нарушения законодательства об энергетике, в рассматриваемом деле - с августа 2014 по июнь 2015, который отличается от периода в деле 2-1575/15 - с марта 2012 года по июнь 2015 года, т.к. во-первых, из материалов дела следует, что в обоих случаях нарушения вменялись обществу в связи с эксплуатацией ОДПУ РиМ 114.01 N 770486, надлежащая эксплуатация которого не опровергнута кем-либо, а во-вторых, первый период поглощается вторым, как более продолжительным.
Доводы заинтересованного лица о преюдициальном характере судебных актов по делу А67-2317/2014, отклоняются апелляционным судом, т.к. в основу оспариваемого предписания положены данные проверки по акту проверки от 09.07.2015, которые не являлись доказательствами при рассмотрении дела А67-2317/2014, при этом обстоятельства установки прибора учета РиМ 114.01 N 770486 ООО "Горсети", в названном деле также не исследовались, однако, имеют принципиальное значение для существа рассматриваемого спора.
Более того, как следует из рассматриваемого дела, выдавая предписание, заинтересованное лицо ограничилось перечислением положений ЖК РФ, Закона N 261-ФЗ, Правил NN 354, 491, однако не указало основания запрета выставления счетов на оплату ОДН за электроэнергию, при уже введенном ООО "Горсети" и эксплуатируемом ОДПУ с февраля 2011 года, при том, что наличие иных оснований для выставления счетов на оплату общедомовых нужд не устанавливалось и не вменялось обществу, в том числе, факт неоказания услуги обществом в спорном периоде.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия приходит к выводу, что заинтересованным лицом не представлено доказательств соответствия закону оспариваемого предписания по тем основаниям, которые в нем указаны, предписание незаконно возлагает на общество обязанность обеспечить исполнение требований законодательства о защите прав потребителей, при оформлении платежных документов, выставляемых в адрес Сысоевой Л.Ф. (г. Томск, ул. Эуштинская, д. 54, кв. 4), в части приведения информации, указанной в платежных документах за электроэнергию, предъявляемых к оплате, в соответствие с требованиями действующего законодательства и фактическим потреблением услуги, ввиду отсутствия в материалах дела доказательств не соответствия выставляемых обществом за август 2014 года - июнь 2015 года платежных документов законодательству об электроэнергетике и фактически потребленных Сысоевой Л.Ф. услуг, полагая, что начисление потребителям коммунальной услуги за электроснабжение платы (с учетом показаний общедомового прибора учета РиМ 114.01 N 770486, установленного взамен СОЭБ-2ПР/1-65-01, является правомерным, выставленные в адрес потребителя - Сысоевой Л.Ф. счета-извещения на оплату электроэнергии за сентябрь 2014-июнь 2015 года, содержат достоверную информацию об объемах электроэнергии, потребленной в указанные периоды на общедомовые нужды.
Заинтересованным лицом в порядке статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, указанное, не опровергнуто.
Доказательства того, что данный прибор не соответствует техническим требованиям, неисправен, либо неверно определяет объем электроэнергии, поступившей в многоквартирный дом, в материалах проверки заинтересованного лица отсутствуют и не вменялось обществу.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае имеются предусмотренные статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для признания оспариваемого предписания недействительным.
Таким образом, рассматриваемое в настоящем случае требование общества должно быть удовлетворено.
При этом, поскольку судом первой инстанции допущены нарушения норм материального права (неверное истолкование закона) и неполно исследованы имеющиеся в деле доказательства, имеющие значение для дела, решение суда в соответствии с пунктом 1 части 3, пунктом 3 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат отнесению на такой орган в полном размере.
В связи с удовлетворением заявления общества о признании недействительными оспариваемого предписания N 104 от 27.08.2015, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отнесения на Инспекцию судебных расходов заявителя по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд первой инстанции в размере 3000 руб. по первой инстанции и 1 500 руб. по апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 20 января 2016 года по делу N А67-6090/2015 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу в указанной части новый судебный акт.
Заявленные публичным акционерным обществом "Томская энергосбытовая компания", г.Томск (ИНН 7017114680 ОГРН 1057000128184) требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписания N 104 от 27.08.2015, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области (ОГРН 1057000120100, ИНН 7017113608), г.Томск в пользу публичного акционерного общества "Томская энергосбытовая компания", г.Томск (ИНН 7017114680 ОГРН 1057000128184) в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины по первой инстанции 3000 руб., по апелляционной инстанции 1 500 руб.
В остальной части Решение Арбитражного суда Томской области от 20 января 2016 года по делу N А67-6090/2015 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-6090/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 июля 2016 г. N Ф04-2343/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "Томская энергосбытовая компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области
Третье лицо: ООО "Горсети"