г. Челябинск |
|
01 апреля 2016 г. |
Дело N А47-8399/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Малышевой И.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Дудоровой Ю.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройГрупп" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.12.2015 по делу N А47-8399/2015 (судья Сиваракша В.И.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройГрупп" - Захарова О.П. (доверенность от 20.03.2016), Шеина И.Н. (доверенность от 15.01.2016);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области - Артемьева А.А. (доверенность N 00411 от 03.11.2015).
06.08.2015 общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройГрупп" (далее - общество, заявитель, ООО "ЭнергоСтройГрупп") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 04-12/3449 от 03.07.2015 о привлечении к ответственности по п.2 ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и наложении штрафа 884 714 руб.
Ответственность применена за ведение деятельности юридическим лицом по месту нахождения структурного подразделения по адресу: г. Оренбург, проезд Автоматики, 17/1, где заявитель выполнял строительные работы по договорам и без постановки на налоговый учет в территориальной налоговой инспекции.
Решение является незаконным, понятие "обособленного подразделения" дано в п.2 ст. 11 НК РФ и предполагает наличие стационарных рабочих мест, созданных на срок более 1 месяца. В данном случае работники направлялись в служебные командировки для выполнения работ без создания на объектах стационарных рабочих мест, и обязанность постановки на учет в налоговый орган не возникла (т.1 л.д. 5-7, т.6 л.д. 109-113).
Инспекция возражала против требований, ссылалась на обстоятельства, установленные своим решением, вину юридического лица (т.2 л.д. 5-11, т.6 л.д. 92-95, т.8 л.д. 40-41).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.12.2015 в удовлетворении требований отказано.
Ответственность применена за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе.
По материалам дела плательщик заключил многочисленные договоры на выполнение СМР с ОАО "Нефтемаслозавод" (заказчик), расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Заводская, 30. Работы были выполнены и приняты по актам и справкам по формам КС-2 и КС-3. При этом заказчик не принимал на себя обязанность по обеспечению работников подрядчика питанием, жильем, спецодеждой, инвентарем.
По пояснениям плательщика работы на объектах он выполнял собственными силами, использовал свои материалы, арендовал нежилое помещение под склад. В договоре краткосрочной аренды указан адрес: г. Оренбург, пр. Автоматики, 17/1. Судом сделан вывод о наличии у общества обособленного подразделения по этому адресу.
Адрес, где проводились работы, - ул. Заводская, 30 и место нахождения дополнительного офиса - проезд Автоматики, 17/1 находились в Дзержинском районе г. Оренбурга и в любом случае общество было обязано встать на учет в территориальном налоговом органе.
Суд критически отнесся к доводам плательщика, что стационарные рабочие места не были созданы, а работы выполнялись не штатными сотрудниками, а лицами по гражданским договорам. Работники были назначены на должности, указаны в штатном расписании, на них составлялись справки форма 2-НДФЛ, они приказами направлялись в командировки, что подтверждает наличие трудовых отношений их и общества.
Налоговый орган при определении размера штрафа применил смягчающие обстоятельства (т.8 л.д. 45-53).
22.01.2016 общество обратилось с апелляционной жалобой, где просит отменить судебное решение, поскольку выводы суда противоречат нормам материального права.
Судом не дана оценка доводам плательщика о нарушениях допущенным в ходе проверки, об отсутствии доказательств нахождения структурного подразделения общества по адресу: г. Оренбург, пр. Автоматики, 17/1 в период с 28.04.2014 по 31.12.2014.
В решении суд ссылается на проведение подрядных работ по адресу: г. Оренбург, ул. Заводская, 30, указание в регистрационных карточках транспортных средств, принадлежащих плательщику, адреса: г. Оренбург, проезд Автоматики, 17/1, осмотр помещения по этому адресу, показания свидетелей.
Не учтено, что осмотр был проведен с нарушениями - 20.01.2015 после окончания налоговой проверки и не является допустимым доказательством, какие - либо право у общества на это помещение (собственности, аренды или иного вещного права) отсутствуют, следовательно, стационарные рабочие места там не могут быть созданы, транспортные средства поставлены на учет до 25.03.2014, когда общество действительно находилось по этому юридическому адресу.
Неосновательно не принят довод общества о заключении с работниками гражданских договоров, которые в установленном порядке не оспорены. В проверенном периоде общество состояло на налоговом учете: с 03.06.2010 по 27.04.2014 - в ИФНС по Дзержинскому району г. Оренбурга, с 28.04.2014 по 30.10.2014 - в Межрайонной ИФНС N 18 по Самарской области, с 31.10.2014 по настоящее время в Межрайонной ИФНС N 3 по Оренбургской области, и основания для дополнительной постановки на учет отсутствовали (т.8 л.д. 63-64).
Инспекция возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным решением.
При отсутствии возражений сторон пересмотр дела производится в пределах апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующие обстоятельства.
ООО "ЭнергоСтройГрупп" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 03.06.2010, является плательщиком налогов и сборов, несет иные обязанности предоставленные Кодексом.
С 03.06.2010 (дата образования) по 27.04.2014 общество состояло на учете в ИФНС по Дзержинскому району г. Оренбурга (юридический адрес: г. Оренбург, проезд Автоматики, 17/1), с 28.04.2014 по 30.10.2014 - в Межрайонной ИФНС N 18 по Самарской области, с 31.10.2014 по настоящее время в Межрайонной ИФНС N 3 по Оренбургской области, имеет юридический адрес - Оренбургская область, г. Бузулук, МКР-1, 16-В (т.1 л.д. 44, 25-29).
Обществом на протяжении 2014 года заключены многочисленные договоры о выполнении строительных - монтажных работ для ОАО "Нефтемаслозавод", расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Заводская, 30 на территории предприятия (т.2 л.д. 17-21), имеются акты приемки работ.
Межрайонной ИФНС N 3 по Оренбургской проведена проверка, по результатам которой составлен акт N 04-12/5316 от 27.04.2015, которым установлено, что 14.04.2015 поступило письмо ИНФС по Дзержинскому району г. Оренбурга о том, что в ходе камеральной проверки декларации по НДС, представленной ООО "ЭнергоСтройГрупп", было установлено выполнение СМР для ОАО "Нефтемаслозавод" по адресу: ул. Заводская, 30, где также находилось арендованное помещение под склад и взятое в аренду оборудование. Установлен офис организации по адресу: проезд Автоматики, 17/1. Сделан вывод об осуществлении деятельности на территории района структурным подразделением, не зарегистрированным в налоговом органе (т.1 л.д.9).
Согласно письма Инспекции ФНС по Дзержинскому району г. Оренбурга от 13.04.2015 ООО "ЭнергоСтройГрупп" находилось по юридическим адресам: с 28.04.2014 по 31.10.2014 - г. Самара, ул. М. Горького, 119-14, с 17.11.2014 - г. Бузулук, 1 МКР, 16 В.
Актом обследования от 20.01.2015 установлено, что ООО "ЭнергоСтройГрупп" занимает полностью 5-й этаж здания по адресу: г. Оренбург, проезд Автоматики, 17/1, со слов директора там располагается дополнительный офис общества (т.2 л.д. 26). Из письма Следственного комитета по Оренбургской области от 17.04.2014 следует, что из помещения бухгалтерии ООО "ЭнергоСтройГрупп" по адресу: г. Оренбург, проезд Автоматики, 17/1 были изъяты первичные бухгалтерские документы и электронные носители (т.2 л.д. 27-28).
При проведении осмотра 15.09.2014 по адресу юридического лица - г. Самара, ул. М.Горького, 119-14 общество не было обнаружено (т.2 л.д. 30).
Допрошенные в качестве свидетелей контролер - приемщик Никитин В.А. (т.2 л.д.35), заместитель директора Гостева В.А. и др. показали, что по адресу: г. Оренбург, проезд Автоматики, 17/1 находятся бухгалтерия и другие отделы ООО "ЭнергоСтройГрупп".
Обществом представлены договоры на выполнение работ на объекте ОАО "Нефтемаслозавод", заключенные между ООО "ЭнергоСтройГрупп" (заказчик) и физическими лицами (подрядчики), предусматривающие ежедневный контроль за ходом и качеством выполнения работ, использование материалов заказчика. Указан адрес заказчика - г. Оренбург, проезд Автоматики, 17/1, офис 508 (т.3 л.д. 108-123).
Обществом издавались приказы о направлении работников в командировки для выполнения работ на объектах (в документах не указано место командирования работника), служебные задания (т.3 л.д. 131-149), составлялся расчет командировочных затрат (т.3 л.д. 124-130), расходные кассовые ордера (т.4 л.д. 44-89). На работников составлялись справки по форме 2-НДФЛ (т.6 л.д. 97-108).
Структурное подразделение поставлено на учет в ИФНС по Дзержинскому району г. Оренбурга по адресу: проезд Автоматики, 17/1 офис 508 - 08.04.2015 (т.6 л.д. 47, 115).
03.07.2015 вынесено решение N 04-12/3449 о привлечении к ответственности по ч.2 ст. 116 НК РФ, наложен штраф 884 714 руб. Проверкой установлено выполнение обществом работ на территории производственной базы ОАО "Нефтемаслозавод" по адресу: ул. Заводская, 30 без постановки на налоговый учет по месту нахождения структурного подразделения. В результате незаконной деятельности получен доход 44 235 681 руб. (т.1 л.д. 13-20).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области N 16-15/09314р от 03.08.2015 решения инспекции оставлено в силе (т.1 л.д. 21-24).
По мнению подателя жалобы - общества суд первой инстанции не дал оценки доводам, подтверждающим отсутствие структурного подразделения по вышеуказанному адресу.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом.
Пунктом 2 ст. 116 Кодекса установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным ст. 83 Кодекса.
В силу п. 1 ст. 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Согласно п. 4 ст. 83 Кодекса постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 названного Кодекса.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 23 Кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения указанной организации.
Таким образом, положения ст. 23, 83, 84 Кодекса в редакции Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" в отличие от ранее действовавших норм, устанавливающих обязанность налогоплательщика подать заявление о постановке на учет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения, предусматривают лишь информирование налогового органа об их создании.
Материалами дела установлено, что плательщик с 03.06.2010 (дата образования) по 27.04.2014 состоял на учете в ИФНС по Дзержинскому району г. Оренбурга (юридический адрес: г. Оренбург, проезд Автоматики, 17/1), осуществлял по этому адресу предпринимательскую деятельность, что подтверждается наличием офиса, допросами работников общества, регистрацией автомобильного транспорта, заключенными в 2014 договорами на выполнение работ с ОАО "Нефтемаслозавод", актами приемки выполненных работ.
С 28.04.2014 по 30.10.2014 общество состояло на налоговом учете в Межрайонной ИФНС N 18 по Самарской области, но продолжало выполнять СМР по адресу: г. Оренбург, ул. Заводская, 30 и сохраняло офис по адресу: г. Оренбург, проезд Автоматики, 17/1, т.е. продолжало деятельность по прежнему адресу.
С 31.10.2014 по настоящее время общество состоит на учете в Межрайонной ИФНС N 3 по Оренбургской области, имеет юридический адрес - Оренбургская область, г. Бузулук, МКР-1, 16-В, с 08.04.2015 оно встало на налоговый учет по месту нахождения структурного подразделения в Инспекцию ФНС по Дзержинскому району г. Оренбурга. Юридическое лицо перерывов в постановке на налоговый учет не имело.
Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем может быть, в том числе, и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 16, 20 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, под обособленным подразделением следует понимать территориально обособленное структурное подразделение, где образованы стационарные рабочие места, на которых работают сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Следует учесть, что само по себе заключение договоров строительного подряда, направление работников в командировки на объекты сроком более месяца и выполнение ими работ не указывает на создание на территории ОАО "Нефтемаслозавод" (ул. Заводская, 30) обособленного структурного подразделения подрядчика. Вместе с тем, сохранялись постоянные (стационарные) рабочие места (отделы) в дополнительном офисе - проезд Автоматики, 17/1. Суд апелляционной инстанции обращает внимание, что в акте проверки и решении Инспекции местом нахождения структурного подразделения указан иной производственный объект - ул. Заводская, 30.
Один факт осуществления деятельности не по адресу государственной регистрации недостаточен для вывода о наличии в действиях плательщика вменяемого ему нарушения.
Учитывая, что по смыслу п.4 ст.83, п.2 ст. 84 НК РФ обязанность по постановке на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений возложена на налоговые органы, то ведение организацией деятельности через обособленное подразделение, о создании которого организация в нарушение п.п.3 п.2 ст. 23 Налогового кодекса не сообщила в налоговый орган, не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного п.2 ст. 116 НК РФ. В этом случае организация может быть привлечена к ответственности по ст. 126 НК РФ.
Состав вменяемого налогового нарушения в действиях общества отсутствует.
По ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Учитывая отсутствие в действиях общества состава налогового нарушения, предусмотренного ч.2 ст. 116 НК РФ, судебное решение подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению.
С налогового органа в пользу общества взыскивается госпошлина, уплаченная при подаче заявления в суд первой инстанции и апелляционной жалобы: 3 000 руб. в связи с подачей заявления в суд первой инстанции, 1 500 руб. - с подачей апелляционной жалобы.
По п.26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации N 46 от 11.07.2014 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 АПК РФ), в связи с чем, госпошлина в сумме 3 000 руб., уплаченная в связи с подачей заявления о применении обеспечительных мер, подлежит возврату из федерального бюджета.
Не установлены процессуальные нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройГрупп" удовлетворить, решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.12.2015 по делу N А47-8399/2015 отменить.
Требования общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройГрупп" удовлетворить, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области N 04-12/3449 от 03.07.2015 признать недействительным.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройГрупп" в возмещение расходов по госпошлине 4 500 руб. Вернуть обществу с ограниченной ответственностью "ЭнергоСтройГрупп" из федерального бюджета излишне уплаченные 3 000 руб.
Обеспечительные меры, введенные определением суда от 17.08.2015, отменить.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8399/2015
Истец: ООО "Энергостройгрупп" представитель Сергеев Алексей Игоревич
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N3 по Оренбургской области
Третье лицо: ООО "ЭнергоСтройГрупп" Сергеев А. И.