г. Пермь |
|
01 апреля 2016 г. |
Дело N А71-10820/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савватеевой К.В.,
при участии:
от заявителя ИП Аман Анастасии Евгеньевны (ОГРНИП 309184119400022, ИНН 183302030635) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041805001501, ИНН 1835059990) - Кучеранова Н.Ю., удостоверение, доверенность от 25.03.2016;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ИП Аман Анастасии Евгеньевны
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 декабря 2015 года по делу N А71-10820/2015,
принятое судьей Иютиной О.В.
по заявлению ИП Аман Анастасии Евгеньевны
к лица Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике,
о признании незаконным ненормативного акта,
установил:
ИП Аман Анастасия Евгеньевна (далее - ИП Аман А.В., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 9 по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 28.05.2015 N 9 о проведении выездной налоговой проверки.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратилась с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что решение принято с нарушением норм материального права, заинтересованное лицо в соответствии с п. 2 ст. 89 НК РФ не является органом, уполномоченным выносить решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении заявителя. Кроме того оспариваемое решение налогового органа не соответствует форме, утвержденной ФНС России.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу предпринимателя - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы отзыва.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.05.2015 Межрайонной ИФНС России N 9 по УР вынесено решение N 9 о проведении выездной налоговой проверки в отношении ИП Аман А.Е. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) по всем налогам и сборам за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Решением УФНС России по Удмуртской Республике от 27.07.2015 жалоба ИП Аман А.Е. на решение Межрайонной ИФНС России N 9 по УР от 28.05.2015 N9 оставлена без удовлетворения.
Несогласие заявителя с решением налогового органа от 28.05.2015 N 9 послужило основанием для ее обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент вынесения оспариваемого заявителем решения налогового органа сведениями о смене адреса регистрации предпринимателя инспекция не располагала.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводам о том, что апелляционная жалоба налогоплательщика удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене не подлежат.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, в том числе посредством налоговых проверок (камеральных и выездных) (пункт 1 статьи 82 НК РФ)
Как указано в подпункте 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации в пунктах 1 и 2 статьи 87 называет два вида таких проверок: камеральные и выездные налоговые проверки.
Согласно пункту 1 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В силу п. 2 ст. 89 НК РФ решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пунктом 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет налоговых органах по месту жительства.
Пунктом 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ установлено, что для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах местом жительства физического лица признается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 84 Налогового кодекса РФ изменения в сведениях об индивидуальном предпринимателе подлежат учету налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Согласно положениям п. 4 ст. 84 Кодекса налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по месту его жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. По общему правилу постановка на учет физического лица по новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства физического лица.
В соответствии с п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", датой снятия с учета индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту жительства является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Внесение изменений в сведения об индивидуальных предпринимателях, содержащиеся в реестре, а также снятие с учета при изменении места жительства индивидуального предпринимателя осуществляются на основании сведений, содержащихся в соответствующей записи соответствующих государственных реестров.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке (подп. "д" п. 2 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
Статьей 22.2 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей изменений по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в случае изменения места жительства физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем, до момента внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о снятии его с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства этот индивидуальный предприниматель состоит на учете в указанном налоговом органе. Следовательно, решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении указанного лица выносит и проверку проводит налоговый орган по прежнему месту его жительства.
Как следует из материалов дела, 16.02.2015 Аман А.Е. снята с регистрационного учета по месту жительства: г. Ижевск, ул. К. Либкнехта, д. 18, кв. 191 и согласно свидетельству N 647/599 о регистрации по месту пребывания, зарегистрирована на срок с 25.03.2015 по 30.09.2015 по месту пребывания: г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д. 26, кор. 1, кв.14.
04.06.2015 ИП Аман А.Е. представила в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП по форме N Р24001, согласно которому, в графе "сведения о месте пребывания в РФ" указан адрес: г. Москва, ул. 3-я Владимирская, 26 корп. 1, кв. 14.
На основании данного заявления 11.06.2015 регистрирующим органом внесена запись в ЕГРИП, произведено снятие налогоплательщика с учета в Межрайонной ИФНС России N 9 по УР и осуществлена постановка на налоговый учет в налоговом органе по месту пребывания - ИФНС России N20 по г. Москве.
Таким образом, запись о смене адреса индивидуального предпринимателя в ЕГРИП внесена 11.06.2015 и 11.06.2015 ИП Аман А.Е. поставлена на налоговый учет в ИФНС России N 20 по г. Москва. Данные факты подтверждаются представленными в материалы дела копиями заявления Аман А.Е. о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП; расписки в получении данного заявления от 04.06.2015; решения о государственной регистрации внесении изменений об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, от 11.06.2015 N 1077А; записями, внесенными в ЕГРИП.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРИП, на дату вынесения оспариваемого ненормативного акта инспекции ИП Аман А.Е. была зарегистрирована по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. К. Либкнехта, д. 18, кв. 191 и находилась на учете в Межрайонной ИФНС России N 9 по УР. Данный факт подтверждается выпиской из ЕГРИП от 10.06.2015.
Решение от 28.05.2015 N 9 о проведении выездной налоговой проверки было выслано предпринимателю на указанный адрес, что подтверждается копиями почтовой квитанции от 28.05.2015 и описи вложения в письмо.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у заинтересованного лица имелись законные основания принять решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении заявителя.
Доводы заявителя жалобы о том, что в связи со сменой адреса: г.Ижевск, ул.К. Либкнехта, д.18, кв.191 на адрес: г.Москва, ул.3-я Владимирская, д.26, корп.1, кв.14, регистрирующие органы должны были передать данную информацию в налоговые органы, которые самостоятельно обязаны произвести снятие регистрации индивидуального предпринимателя по прежнему месту жительства, подлежат отклонению.
Как предусмотрено в пункте 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета.
Таким образом, при смене места жительства гражданина, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, изменение сведений в ЕГРИП должен осуществить налоговый орган на основании сведений миграционной службы по новому месту жительства. Миграционная служба предоставляет сведения в налоговые органы только о регистрации граждан по месту жительства, сведения о месте пребывания и сведения о снятии с регистрационного учета в налоговые органы не предоставляются.
Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФМС по УР N 1/8-14303 от 30.06.2015, согласно которому предоставление структурными подразделениями территориальных органов ФМС России в налоговые органы сведений о снятии физических лиц с регистрационного учета по месту жительства НК РФ и Соглашением от 19.06.2007 N МС-1/18-11278дсп/ММ-25-04/5 дсп не предусмотрено.
Следовательно, у миграционной службы отсутствовала обязанность сообщить в налоговый орган информацию о месте пребывания Аман А.Е., временно зарегистрированной на срок с 25.03.2015 по 30.09.2015 по адресу: г. Москва, ул. 3-я Владимирская, д. 26, кор. 1, кв.14.
Доводы налогоплательщика о том, что решение налогового органа о проведении ВНП от 28.05.2015 не соответствует предусмотренной форме, отклоняются, поскольку Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@, на который ссылается заявитель жалобы, вступил в силу с 12.06.2015, при этом решение о проведении выездной проверки в отношении ИП Аман А.Е. вынесено до указанного момента (28.05.2015), следовательно, не могло соответствовать указанному документу.
Доводы апеллянта, проверенные в полном объеме, суд апелляционной инстанции признает необоснованными и свидетельствующими не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств. В связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 декабря 2015 года по делу N А71-10820/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-10820/2015
Истец: Аман Анастасия Евгеньевна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Удмуртской Республике