город Ростов-на-Дону |
|
01 апреля 2016 г. |
дело N А32-30479/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.
судей Галова В.В., Ильиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сорокой Я.Л.,
при участии: от истца - Юсупова О.В. по доверенности от 26.11.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2015 по делу N А32-30479/2014
по иску АО "Гостиничный комплекс "ЖЕМЧУЖИНА"
к Администрации города Сочи; ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю; ООО "САВВА",
об обязании снять с кадастрового учета земельный участок,
принятое судьей Назыковым А.Л.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Гостиничный комплекс "Жемчужина" (далее - гостиничный комплекс, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края администрации муниципального образования город-курорт Сочи, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю, обществу с ограниченной ответственностью "Савва" с иском об обязании ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302009:1037 (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2015 уточненные исковые требования удовлетворены.
Администрация города Сочи обжаловала решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просило решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Жалоба мотивирована следующими доводами.
Здание ресторана "1.3.7" и эстакады являются отдельными строениями, не связанными между собой (судебные дела N А32-10415/2002, N А32-2817/2004, N А32-19727/2010). У истца отсутствует право аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302009:6 (дело N А32-19727/2010). Истец не оспорил действия кадастрового органа по постановке на учет спорного земельного участка, бездействие администрации г. Сочи выразившееся в не рассмотрении заявления истца об обращении администрации в адрес кадастрового органа с заявлением о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета. Законом не предусмотрена возможность восстановления в государственном земельном кадастре сведений о земельном участке без оспаривания соответствующих действий государственных органов (N А32-18872/2014). Требование о снятии с земельного участка с кадастрового учета не предусмотрено законом в качестве самостоятельного способа защиты права. Законодательством не предусмотрена возможность произвольного снятия с кадастрового учета земельного участка, истцом не доказано наличие оснований, предусмотренных Законом 221-ФЗ для снятия земельного участка с кадастрового учета. Решение суда по делу N А32-25512/2014 в законную силу не вступило.
В судебное заседание не явились представители ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец является собственником нежилого здания ресторана с подъездной эстакадой площадью 21830 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Черноморская, 3., право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.07.2003, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.02.2012.
ООО "Савва" является собственником здания ресторана "1.3.7" площадью 319 кв.м., расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Черноморская, 3/1, право собственности зарегистрировано в ЕГРП 27.08.2001, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.01.2001.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2015 по делу N А32-25512/2014, по которому ООО "Савва" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, признано недействительным постановление администрации города Сочи от 12.03.2014 N 373 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занятого зданием ресторана "1.3.7" по ул. Черноморская, д.3/1 в Хостинском районе города Сочи", как противоречащее статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанным решением установлено, что ОАО "Гостиничный комплекс "Жемчужина" на праве собственности принадлежит здание ресторана с подъездной эстакадой общей площадью 21 830,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Черноморская, 3. Судом в данном деле было установлено, что принадлежащая гостиничному комплексу эстакада представляет собой плоскую арочную конструкцию с опорой на поверхность земли двумя своими концами и служит для подхода людей и 4 подъезда транспортных средств ко входу в ресторан истца, который расположен на определенной высоте от поверхности земли. Эстакада изготовлена из железобетонных конструкций. Обществу для использования под ресторан необходим земельный участок площадью 2 641 кв. м, а гостиничному комплексу иной, большей площадью и другой конфигурации, для использования под эстакаду и ресторан как имущественный комплекс. При этом гостиничному комплексу земельный участок необходим, в том числе, и в части участка, сформированного оспариваемым постановлением для ООО "Савва".
В решении Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2012 по делу N А32-19727/2010 указано следующее.
В соответствии с выводами, сделанными в заключении судебного эксперта N 1451/16.1 от 08.06.2004, помещения ресторана "1.3.7." являются встроенными помещениями в пространстве под эстакадой к ресторану гостиницы "Жемчужина". Железобетонные опоры эстакады (в виде стоек и поперечных балок), а также продольные балки эстакады являются системой перекрытия ресторана, а покрытие эстакады является кровлей помещений ресторана. В соответствии с заключением N 5051/16.1 от 03.02.2005 в помещениях ресторана расположены три опоры, выполненные в виде Т-образных элементов, сечение опор в плане 120x200 см. (без отделки). Высота опор над уровнем пола в помещениях составляет 2,8-3,1 м. Указанные опоры и опирающиеся на них продольные железобетонные балки сечением 40x80 см. (Н) и 40x40 (Н) являются несущими конструктивными элементами подъездной эстакады.
Таким образом, решениями Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2015 по делу N А32-25512/2014 и от 09.06.2012 по делу N А32-19727/2010-36/538 установлено, что эстакада является недвижимым имуществом, здание ресторана ООО "Савва" является встроенным помещением и полностью располагается под эстакадой. Под эстакадой также расположены склады, которые имеют общую стену с задней стеной ресторана ООО "Савва".
Вопреки доводам заявителя решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2015 по делу N А32-25512/2014 вступило в законную силу.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу N А32-25512/2014 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2015 по данному делу оставлено без изменения. Также данным постановлением установлено, что судебными актами в рамках дела N А32-10015/2010 нежилое здание-гостиница литер А общей площадью 34682,3 кв.м. и здание ресторана с подъездной эстакадой литер Б, Б1, Б3, Б, нежилые помещения пристройки литер Б2, общей площадью 22563 кв.м., расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Черноморская, д. 3, принадлежат на праве собственности ОАО "ГК "Жемчужина". Государственная регистрация права собственности ОАО "ГК "Жемчужина" осуществлена на основании распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 13.11.1992 N 769-р, учредительного договора о создании акционерного общества "ГК "Жемчужина" от 25.11.1992, акта приемки-передачи имущества от 27.11.1992.
В постановлении апелляционного суда от 28.05.2015 по делу N А32-25512/2014 также указано, что помимо объектов гостиничного комплекса "Жемчужина" на спорном земельном участке расположено здание ресторана "1.3.7" литер А, общей площадью 319,3 кв.м. с адресным ориентиром: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Черноморская, д. 3/1, которое принадлежит на праве собственности ООО "Савва". Документами-основаниями государственной регистрации послужили акт приемки законченного строительством объекта от 27.07.2000, утвержденный постановлением главы города Сочи от 09.07.2001 N 348/2. На основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 926-р от 25.08.2009 и акта приема-передачи земельных участков, передаваемых из федеральной собственности в собственность муниципального образования г. Сочи от 14.09.2009, за муниципальным образованием город-курорт Сочи зарегистрировано право собственности на земельный участок для эксплуатации зданий и сооружений гостиничного комплекса "Жемчужина" 5 площадью 69900 кв.м. с кадастровым номером 23:49:003:002:0009:0006.
Постановлением главы города Сочи N 373 от 12.03.2014 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 2641 кв.м. в границах кадастрового квартала 23:49:0302009, занятого зданием ресторана "1.3.7." по улице Черноморская, д. 3/1, в Хостинском районе г. Сочи, в том числе в границах объекта Программы олимпийского строительства - "Канализационный коллектор от гостиницы "Жемчужина" до канализационно-насосной станции в районе Морского вокзала" (проектные и изыскательские работы, реконструкция) - 308 кв.м., в границах объекта Программы олимпийского строительства - "Канализационный коллектор от стадиона до гостиницы "Жемчужина" (проектные и изыскательские работы, реконструкция, строительство)" - 24 кв.м., в границах планируемого сервитута для обслуживания эстакады - 359 кв.м. в зоне особой архитектурно-планировочной организации территории, в зоне рекреационно-оздоровительного назначения (санаторий "Черноморье"), в водоохраной зоне Черного моря, в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе реки Верещагинка, в территориальной зоне - "РК", категория земель - земли населённых пунктов. Доступ к формируемому земельному участку осуществляется в установленном порядке посредством части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302009:6/7 (пункт 1 постановления N 373, пункт 1 постановления администрации г. Сочи от 24.06.2014 N 1174). Установлен вид разрешенного использования земельного участка - "ресторан" (пункт 2 постановления). Обществу "Савва" предписано обеспечить выполнение кадастровых работ по земельному участку, обратиться в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю с заявлением о постановке земельного участка на государственный кадастровый учёт (пункты 3.1., 3.2. постановления). На основании постановления администрации города Сочи от 12.03.2014 N 373 земельный участок, расположенный по адресу: г.Сочи, Хостинский район, ул. Черноморская, д. N 3/1, площадью 2641 кв.м. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 23:49:0302009:1037 (далее - земельный участок КН 23:49:0302009:1037).
Апелляционный суд в деле N А32-25512/2014 пришел к выводу, что при образовании земельного участка, необходимого ООО "Савва" для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости, администрация должна была руководствоваться требованиями статей 11.2-11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрена необходимость получения письменного согласия землепользователей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Данные требования Земельного кодекса Российской Федерации администрацией соблюдены не были.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 06.08.2014 N 2343/12/14-687232 сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302009:1037, площадью 2 641 кв.м., расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Черноморская, д. 3/1, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего разрешенное использование: ресторан, внесены в государственный кадастр недвижимости 03.07.2014, данные сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке носят временный характер.
Таким образом, при рассмотрении дела N А32-25512/2014 установлено, что в собственности гостиничного комплекса, равно как и в собственности общества, имеются объекты недвижимого имущества, по сути, находящиеся друг над другом, т.е. для их эксплуатации необходим один и тот же земельный участок с отличиями в площади, вызванными конфигурацией и площадью указанных объектов.
Доводы заявителя о том, что здание ресторана "1.3.7" и эстакады являются отдельными строениями судом не принимаются, как не имеющие значения, поскольку существенным, как и отражено в судебном решении, является нахождение данных объектов друг над другом, на одном земельном участке.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 14.09.2015 по делу N А32-25512/2014, оставляя без изменения решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.02.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 28.05.2015 по данному делу, указал следующее.
Постановлением от 12.03.2014 N 373 администрация утвердила проект границ земельного участка площадью 2641 кв. м для эксплуатации принадлежащего обществу здания ресторана "1.3.7" площадью 319,3 кв. м в целях формирования земельного участка и его последующего кадастрового учета. В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса предусматривает, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 данного Кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев. Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса).
По общему правилу, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса). В силу пунктов 4 - 6 статьи 11.9 Земельного кодекса не допускается образование земельных участков, если это приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Из материалов дела, а также вступивших в законную силу судебных актов по делу N А32-10015/2010 следует, что объекты недвижимости акционерного общества и общества находятся на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302009:6.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса (в редакции, применимой к спорным отношениям) граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные 7 участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами. Пунктами 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. Таким образом, в силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории являются начальными этапами процедуры предоставления в порядке статьи 36 Земельного кодекса земельного участка в собственность или в аренду собственнику объекта недвижимости.
По смыслу приведенных норм исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет. Для целей реализации исключительного права собственник объекта недвижимости обеспечивает за свой счет выполнение в установленном порядке кадастровых работ. При проведении таких работ путем составления межевого дела формируется земельный участок площадью не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, или площадью, определенной в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Постановление от 12.03.2014 нарушает правила статей 11.2, 36 Земельного кодекса, поскольку при его принятии не были учтены интересы другого собственника объектов недвижимости, расположенных на сформированном участке с кадастровым номером 23:49:0302009:6 (акционерное общество).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса согласованию подлежит вопрос образования участка, поэтому ссылка общества на необходимость получения согласования на этапе определения границ формируемого участка ошибочна. Кроме того, податель жалобы не учитывает, что акционерное общество также обладает исключительным правом на приобретение земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 4275/11 и от 02.10.2012 N 5361/12 сформулирована правовая позиция, согласно которой при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем 8 установления сервитута (часть 3 статьи 27 Закона N 221-ФЗ). Таким образом, каждый из собственников объектов недвижимости, расположенных на одном делимом земельном участке, может совершить сделку приватизации причитающейся ему части участка после ее выделения в натуре и внесения в кадастр недвижимости в качестве самостоятельного объекта. При этом вопрос об образовании земельных участков, необходимых для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих разным собственникам, разрешается с учетом необходимости соблюдения интересов каждого из них, по согласованию сторон либо в судебном порядке (пункт 8 статьи 11.2 Земельного кодекса).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.06.2010 по делу N А32-10015/2010, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.01.2011 по тому же делу, удовлетворено заявление акционерного общества к администрации о признании недействительным постановления от 01.03.2010 N 207 "О разделе земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302009:6 по ул. Черноморской в Хостинском районе г. Сочи"" Суды указали, что принятию постановления о разделе земельного участка под объектами недвижимости должно предшествовать разрешение спора между акционерным обществом и обществом. Раздел земельного участка площадью 69 900 кв. м (кадастровый номер 23:49:0302009:6) на два земельных участка: площадью 2641 кв. м (кадастровый номер 23:49:0302009:9) и площадью 67 259 кв. м (кадастровый номер 23:49:0302009:6) нарушает интересы акционерного общества, которое также имеет право на использование соответствующего земельного участка (статья 35 Земельного кодекса). В рамках названного дела суды установили, что здание ресторана общества фактически расположено на земельном участке площадью 416 кв. м, на котором также располагаются элементы подъездной эстакады, принадлежащей на праве собственности акционерному обществу.
Постановление администрации города Сочи от 12.03.2014 N 373, утверждающее схему расположения земельного участка площадью 2641 кв. м., не учитывает результаты ранее разрешенного в судебном порядке спора и влечет нарушение прав и законных интересов акционерного общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы заявителя об отсутствии у истца права аренды на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302009:6 (дело N А32-19727/2010) отклоняются, поскольку, как обосновано указано судом первой инстанции, вне зависимости от результатов квалификации договора аренды земельного участка от 17.02.1998 N436 площадью 69 900 кв.м. акционерное общество является собственником находящихся на участке объектов недвижимости, права которого в силу норм статей 35 и 36 Земельного кодекса следовало учитывать при принятии оспариваемого постановления.
Таким образом, при рассмотрении дела N А32-25512/2014 судебные инстанции пришли к выводу о том, что при наличии между ООО "Савва" и ОАО "ГК "Жемчужина" спора о правах на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302009:6 и отсутствии письменного согласия заявителя, администрация не вправе была производить раздел земельного участка в административном порядке на основании оспариваемого постановления. Земельный участок, необходимый гостиничному комплексу для обслуживания его ресторана и эстакады является неделимым, его часть не может быть сформирована и поставлена на кадастровый учет для имущества третьего лица в силу специфики взаимного расположения строения третьего лица и сооружения истца, а также в силу положений статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, неделимый характер первоначального земельного участка установлен вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-25512/2014, и не подлежит повторному доказыванию или опровержению в настоящем деле.
Следовательно, часть земельного участка, используемого гостиничным комплексом, не может быть сформирована и поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного земельного участка.
Ходатайств о назначении судебной экспертизы по настоящему судебному не заявлено.
Судом правомерно не прининяты доводы, содержащиеся в заключении эксперта-специалиста N 482 от 15.04.2015 Боганис И.А., о возможности выделения земельного участка под ресторанный комплекс ресторан "1.3.7" в натуре и внесения в кадастр недвижимости в качестве отдельного объекта недвижимости, поскольку данные выводы сделаны вне рамок судебной экспертизы и противоречат установленным при рассмотрении дела N А32-25512/2014 обстоятельствам и выводам судов.
Из представленных в материалы дела документов не усматривается заключение в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302009:1037 договора аренды и регистрация права аренды в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается, в том числе, уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 07.10.2014 N 23-0-1-197/4003/2014-762.
Таким образом, постановка спорного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302009:1037 осуществлена на основании постановления, признанного недействительным в ходе рассмотрения дела N А32-25512/2014.
Требуя снять с кадастрового учета указанный земельный участок, заявитель, по сути, добивается применения последствий недействительности постановления администрации об утверждении схемы расположения указанного земельного участка в виде аннулирования произведенного на основании данного постановления кадастрового учета спорного земельного участка.
В связи с чем, доводы заявителя об избрании, по его мнению, истцом ненадлежащего способа защиты, отклоняются.
То обстоятельство, что признавая указанное постановление администрации недействительным суд не обязал регистрирующий орган снять с кадастрового учета спорный земельный участок, не лишает истца права обратиться с самостоятельным иском с данным требованием, что им и сделано в рамках настоящего спора.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Согласно положениям статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не являющееся собственником, вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен один из основных принципов земельного законодательства Российской Федерации: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Территория спорного земельного участка находится в фактическом владении гостиничного комплекса как собственника эстакады, под которой сформирован данный земельный участок.
Наличие земельного участка КН:1037 препятствует обществу в формировании земельного участка под принадлежащими ему объектами гостиничного комплекса, оформлению прав на такой участок, приводит к разделу первоначального земельного участка вопреки интересам заявителя как собственника гостиничного комплекса, влечет возможность регистрации прав на земельный участок под эстакадой несмотря на неделимый характер всего земельного участка под гостиничным комплексом и эстакадой.
Существование спорного земельного участка в случае регистрации на него прав ООО "Савва" приведет к тому, что эстакада гостиничного комплекса окажется на земельном участке, принадлежащем другому лицу, что потребует от собственника гостиничного комплекса внесения платы за пользование таким участком, создаст ситуацию разрыва прав на земельный участок и расположенный над участком объект недвижимости в виде эстакады гостиничного комплекса.
Поскольку постановление администрации города Сочи об утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории признано незаконным как нарушающее законные интересы собственника гостиничного комплекса, а также нормы земельного законодательства, устанавливающие гарантии землепользователей при образовании земельных участков, сохранение земельного участка КН:1037 является неправомерным.
Согласно части 2 статьи 39.20 Земельного кодекса, в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (неделимый земельный участок), либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Довод о том, что законом не предусмотрена возможность восстановления в государственном земельном кадастре сведений о земельном участке без оспаривания соответствующих действий государственных органов, судом не принимается, поскольку такого рода требование в настоящем споре не рассматривается.
Ссылка заявителя на ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ отклоняется, как основанная на неверном толковании и применении норм права. Суд обязал регистрирующий орган снять спорный участок с кадастрового учета, поскольку порочным является основание его постановки на данный учет, что установлено вступившим в законную силу судебным актом.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2015 по делу N А32-30479/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30479/2014
Истец: АО "ГОСТИНИЧНЫЙ КОМПЛЕКС "ЖЕМЧУЖИНА", ОАО "ГК "Жемчужина"
Ответчик: Администрация г. Сочи, Администрация города Сочи, ООО "САВВА", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО "САВВА", ФГБУ ФКП Росреестра по КК