г. Москва |
|
01 апреля 2016 г. |
Дело N А41-83040/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - Ремизов В.М., по доверенности от 17.03.2015 N 81/Д-07,
от ИП Морщакиной О.А. - Морщакина О.А., (лично, по паспорту)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 января 2016 по делу N А41-83040/15, принятое судьей Бирюковым Р.Ш. по заявлению индивидуального предпринимателя Морщакиной Ольги Алексеевны к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании незаконным отказа и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Морщакина Ольга Алексеевна (далее - ИП Морщакина О.А., предприниматель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения - т. 1 л.д. 59-60) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в МО, заинтересованное лицо), в котором просила суд:
- признать незаконным отказ в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта выбора земельного участка, выраженный в письме от 16 июля 2015 года N МФ/11-6551;
- обязать ТУ Росимущества в МО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем утверждения акта от 06 августа 2014 года выбора земельного участка площадью 12 816 квадратных метров, расположенного в границах Истринского муниципального района Московской области, сельское поселение Ивановское, из земельного участка с кадастровым номером 50:08:040140:26 общей площадью 25 745 квадратных метра в соответствии со схемой расположения части земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 50:08:040140, утвержденный Комиссией по Акту выбора земельного участка от 06 августа 2014 года площадью 12 816 квадратных метров с предварительным согласованием места размещения объекта для строительства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 января 2016 года по делу N А41-83040/15 заявленные требования удовлетворены (т.1, л.д.132-135).
Не согласившись с данным судебным актом, ТУ Росимущества в МО обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции определения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционного суда представитель заинтересованного лица в полном объеме поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Предприниматель возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 27 февраля 2015 года ИП Морщакина О.А. обратилась к заинтересованному лицу с заявлением, в котором просила утвердить акт выбора земельного участка от 06.08.2014 площадью 12 816 квадратных метров, расположенного по адресу: Московская область, Истринский район, сельское поселение Ивановское, из земельного участка с кадастровым номером 50:08:040140:26 общей площадью 25 745 квадратных метров, в соответствии со схемой расположения части земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной Комиссией по Акту выбора земельного участка от 06 августа 2014 года площадью 12 816 квадратных метров, а также согласовать место размещения объекта инфраструктуры дорожного сервиса (т.1, л.д.17).
К вышеназванному заявлению были приложены документы согласно описи (т. 1 л.д. 18).
В ответ на указанное обращение ТУ Росимущества в МО направило ИП Морщакиной О.А. письмо от 16 июля 2015 года N МФ/11-6551, которым известило заявителя об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, сославшись на то, что к заявлению не приложен документ, подтверждающий утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории органом местного самоуправления, а также документ, подтверждающий соблюдение экологических условий (т. 1 л.д. 12-13).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы ИП Морщакиной О.А. в сфере предпринимательской деятельности, последняя обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Статьей 29 Земельного кодекса предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно статье 30 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в период возникновения правоотношений между сторонами) предусмотрено два способа предоставления земельных участков для строительства:
- без предварительного согласования места размещения объекта;
- с предварительным согласованием места размещения объекта.
В данном случае общество обратилось к заинтересованному лица с заявлением о предоставлении ей земельного участка для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта строительства.
Положениями статьи 31 Земельного кодекса был установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Пунктами 5 и 6 статьи 31 Земельного кодекса было предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, к данному акту прилагается утвержденный органом местного самоуправления проект границ земельного участка в соответствии с возможным вариантом его выбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 3 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса.
В силу положений пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса орган местного самоуправления, получивший обращение о выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Из пунктов 5 и 6 статьи 30 Земельного кодекса следует, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагается утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможным вариантом его выбора, после чего исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, для принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, соответствующему органу в обязательном порядке должны быть представлены утвержденная органом местного самоуправления схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а также документ, подтверждающий соблюдение экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
Однако такие документы ИП Морщаковой О.А. к заявлению о предварительном согласовании места размещения объекта от 27.02.2015 N 1/17 приложены не были. В описи документов, представляемых заинтересованному лицу, они отсутствуют (т. 1 л.д. 17-18).
При таких обстоятельствах решение ТУ Росимущества в МО, изложенное в письме от 16 июля 2015 года N МФ/11-6551, об отказе ИП Морщаковой О.А. в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающем акт выбора земельного участка, является законным и обоснованным.
Учитывая изложенное выше, заявление ИП Морщаковой О.А. об оспаривании вышеназванного отказа и обязании ТУ Росимущества в МО в порядке устранения допущенных нарушений утвердить акт от 06 августа 2014 года выбора земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 января 2016 года по делу N А41-83040/15 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-83040/2015
Истец: Морщакина Ольга Алексеевна
Ответчик: ТУ ФАУГИ по Московской области (ТУ Росимущества в Московской области)
Третье лицо: ТУ ФАУГИ по Московской области (ТУ Росимущества в Московской области)