город Москва |
|
29 марта 2016 г. |
Дело N А40-82637/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановской Е.Н., судей Сумароковой Т.Я., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тимониным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 декабря 2015 года по делу N А40-82637/2015, принятое судьей Д.С. Рыбиным (шифр судьи 176-641)
по иску Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН 1097746349535, ИНН 77087201670)
3-и лица - Администрация городского образования Троицка в городе Москве, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Общество с ограниченной ответственностью "Старкос-А", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании права собственности
при участии в судебном заседании представителей:
от ответчика: Ломсадзе Н.Д. по доверенности от 19.01.2016 г.
от 3-их лиц: от ООО "Старкос-А" - Каморин А.В. по доверенности от 29.07.2015 г.
В судебное заседание не явились: представители истца, 3-их лиц (Администрации городского образования Троицка в городе Москве, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве) - извещены.
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в г. Москве) о признании права собственности города Москвы на земельный участок общей площадью 9 920 кв.м с кадастровым номером 50:54:0020214:23, расположенный по адресу: г.Москва, г.Троицк, ул.Текстильщиков, д.Е-42.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 декабря 2015 года по делу N А40-82637/2015 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ТУ Росимущества в г. Москве обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции дана неверная правовая оценка сложившимся между сторонами отношениям.
Заявитель жалобы также считает, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель 3-го лица (ООО "Старкос-А") доводы апелляционной жалобы отклонил, считает решение суда законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы просит отказать.
Истец, 3-и лица (Администрация городского образования Троицка в городе Москве, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве), будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени настоящего судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей ответчика и 3-го лица и исследовав материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Материалами дела установлено, что земельный участок общей площадью 9 320 кв.м с кадастровым номером 50:54:0020214:23, расположенный по адресу: г.Москва, г.Троицк, ул.Текстильщиков, д.Е-42, решением Администрации Ленинского района Московской области от 13.02.1996 г. N 479 был предоставлен ООО "Десна" на праве постоянного бессрочного пользования для строительства производственно-технической базы.
На основании постановления Главы города Троицка Московской области от 16.08.2002 г. N 547 право постоянного бессрочного пользования ООО "Десна" вышеуказанным земельным участком было прекращено и данный земельный участок был предоставлен ООО "Десна" в аренду на основании договора аренды земельного участка от 16.08.2002 г. N 189 сроком до 31.12.2007.
Соглашением об изменении договора аренды земельного участка от 16.08.2002 г. N 189 Комитетом по управлению имуществом г.Троицка изменена (увеличена) площадь предоставленного земельного участка до 9 920 м и изменено разрешенное использование земельного участка на строительство многоэтажных домов.
Постановлением главы города Троицка Московской области от 01.02.2008 г. N 77 срок действия договора аренды земельного участка от 16.08.2002 г. N 189 продлен до 31.12.2008 г.
Постановлением главы города Троицка Московской области от 03.07.2009 г. N 637 право аренды ООО "Десна" по вышеуказанному договору прекращено, договор расторгнут.
В последствии, указанный выше земельный участок был предоставлен Комитетом по управлению имуществом г.Троицка в пользу ООО "Старкос-А" на основании договора аренды от 27.01.2010 г. N 2/10 для строительства многоэтажных жилых домов на срок до 08.01.2013 г.
Из содержания выписки из ЕГРП от 27.12.2014 г. N 19/095/2014-1039 следует, что земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 9 920 кв.м с кадастровым номером 50:54:0020214:23, расположенный по адресу: г.Москва, г.Троицк, ул.Текстильщиков, д.Е-42, предназначенный для строительства многоэтажных жилых домов, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (дата регистрации 24.09.2002 г. N 50-01.54.2002-630.01).
Обращаясь в суд, Департамент ссылался на то, что истец является надлежащим собственником земельного участка и на основании пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ и ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" просил признать за ним право собственности на указанный земельный участок.
Суд первой инстанции, установив, что земельный участок относится к землям, государственная собственность на который разграничена в соответствии с п.2 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и с момента введения в действие названной статьи спорный земельный участок в силу закона является собственностью города Москвы, удовлетворил заявленный иск.
По мнению судебной коллегии, данные выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и являются правомерными.
Согласно правил, установленных главой 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, основаниями приобретения права собственности являются те юридические факты, с которыми закон связывает возникновение этого права. Для приобретения права собственности необходимо существование вещи, которая может быть собственностью, выражение воли лица приобрести в собственность эту вещь и другие предусмотренные законом обстоятельства (основания).
Из содержания выписки из ЕГРП от 27.12.2014 N 19/095/2014-1039 следует, что земельный участок из земель населенных пунктов общей площадью 9.920 кв.м с кадастровым номером 50:54:0020214:23, расположенный по адресу: г.Москва, г.Троицк, ул.Текстильщиков, д.Е-42, предназначенный для строительства многоэтажных жилых домов, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (дата регистрации 24.09.2002 N 50-01.54.2002-630.01).
Однако, на момент внесения в ЕГРП указанной записи от 24.09.2002 N 50-01.54.2002-630.01 и в последующем право собственности на спорный земельный участок не было разграничено, Российская Федерация юридически не владела, фактически не пользовалась и не распоряжалась указанным земельным участком.
До момента внесения записи в ЕГРП о праве собственности РФ на спорный земельный участок право собственности на землю не было разграничено.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции принял во внимание, что в постановлении Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" сформулирован подход к разрешению споров о признании права. Согласно пунктам 58 и 59 указанного постановления N 10/22 лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Как указано в п. 2 ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации, утратившим силу с 01.07.2006 в соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки: занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации; предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 2 ранее действовавшего Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием для государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих участков в состав земель населенных пунктов, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 7 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу п. 2 ст. 3.1 названного выше Федерального закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с п. 3 названной статьи Федерального закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
При этом к собственности субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи и расположенные в границах этих субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что право собственности на земельный участок в соответствии с названной статьей считается фактически разграниченным, если помимо соответствия критериям разграничения государственной собственности на землю, установленным п. 2 и 3 ст. 3.1, земельный участок отвечает такому критерию, как расположение в границах субъекта Российской Федерации.
Суд правомерно посчитал, что земельный участок относится к землям, государственная собственность на который разграничена в соответствии с п. 2 ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ, и с момента введения в действие названной статьи спорный земельный участок в силу закона является собственностью города Москвы.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности был предметом исследования суд первой инстанции и не нашел своего подтверждения.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
По иску о признании права собственности установлен общий срок исковой давности в три года с того момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом Федерального значения Москвой и Московской областью" г. Троицк Московской области с 01.07.2012 г. вошел в границы города Москвы (городской округ Троицк).
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, таким образом, до 01.07.2012 г. право собственности города Москвы на спорный земельный участок не было нарушено.
Поскольку истец обратился с иском в мае 2015 года, то есть в течение трех лет, оснований для применения срока исковой давности не установлено.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба ТУ Росимущества в г. Москве по изложенным в ней доводам является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 176, 266 - 268, 269 пунктом 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 декабря 2015 года по делу N А40-82637/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Н. Барановская |
Судьи |
И.С. Лящевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82637/2015
Истец: ДГИ г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в г. Москве, Территориальное управление Росимущества г. Москвы
Третье лицо: Администрация городского округа Троицк в городе Москве, Администрация городского округа Троицк г .Москвы, ООО " Старкос -А", ООО "Старкос-А", Управление Росреестра по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-9728/16
01.04.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6846/16
29.03.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-6846/16
28.12.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-82637/15