г. Владивосток |
|
04 апреля 2016 г. |
Дело N А51-20155/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей О.Ю. Еремеевой, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-826/2016
на решение от 21.12.2015
судьи Л.П. Нестеренко
по делу N А51-20155/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эко-Ресурс" (ИНН 2508097170, ОГРН 1112508001902, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.03.2011)
к администрации Партизанского муниципального района Приморского края (ИНН 2524003130, ОГРН 1022501026580, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2002)
третьи лица: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации: 21.06.2007), администрация Владимиро-Александровского сельского поселения (ИНН 2524113206, ОГРН 1062509000344, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.01.2006)
об оспаривании отказа,
при участии:
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Фадеева Ю.А. по доверенности N 20/45412 от 30.12.2015 сроком до 31.12.2016; представитель Тарасенко Я.В. по доверенности N 20/45319 от 30.12.2015 сроком до 31.12.2016; представитель Сухоставская О.А. по доверенности N 20/5273 от 02.03.2016;
от общества с ограниченной ответственностью "Эко-Ресурс", администрации Партизанского муниципального района Приморского края, администрации Владимиро-Александровского сельского поселения: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Эко-Ресурс" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Партизанского муниципального района Приморского края (далее по тексту - администрация, администрация муниципального района) от 08.05.2015 N 1313 в переводе земельного участка с кадастровым номером 25:13:020404:3240 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения и об обязании устранить допущенное нарушение.
Определениями суда от 16.10.2015 и от 29.10.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - третье лицо, департамент) и администрация Владимиро-Александровского сельского поселения (далее по тексту - третье лицо, администрация сельского поселения).
Решением суда от 21.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства данный судебный акт, департамент указывает на несогласие с мотивировочной частью решения арбитражного суда от 21.12.2015 как принятого с нарушением норм материального права. Поясняет, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственно-властными полномочиями субъекта Российской Федерации. В этой связи, ссылаясь на положения Закона Приморского края от 18.11.2014 N 497-КЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края" (далее по тексту - Закон N 497-КЗ) и Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" (далее по тексту - Закон N 90-КЗ), считает, что органом, уполномоченным на перевод земель сельскохозяйственного назначения в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории Владимиро-Александровского сельского поселения, является администрация поселения. С учетом изложенного департамент не согласен с выводом суда первой инстанции о законности оспариваемого решения администрации ввиду наличия полномочий по переводу спорного земельного участка из одной категории земель в другую у департамента, в связи с чем просит отменить обжалуемое решение и отказать обществу в удовлетворении заявленных требований по иным основаниям.
В судебном заседании представители третьего лица доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания общество, администрация муниципального района и администрация сельского поселения явку своих представителей в суд не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
14.08.2013 администрацией издано постановление N 766 о предварительном согласовании обществу сроком на 3 года места размещения объекта - установка по переработке резинотехнических отходов на земельном участке общей площадью 10000 кв.м, расположенном примерно в 1510 м по направлению на юго-восток от ориентира по адресу: Партизанский район, с. Хмыловка, ул. Ручейная, д. 16, и утверждении акта выбора земельного участка от 23.05.2013 N 90.
На основании указанного постановления обществом проведены межевые работы, и 27.01.2015 земельный участок площадью 10000 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 25:13:020404:3240.
13.02.2015 администрацией заявителю выдана справка N 6, из которой следует, что земельный участок с кадастровым номером 25:13:020404:3240, площадью 10000 кв.м в соответствии с утвержденной схемой территориального планирования Партизанского муниципального района входит в состав промышленного узла "Хмыловский". Поскольку возможность размещения объекта по переработке резинотехнических отходов общества на иных землях отсутствует, то в данном случае является целесообразным перевод земель из категории земли сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности.
12.03.2015 общество обратилось в департамент с заявлением вх. N 20-10765 о переводе земельного участка с кадастровым номером 25:13:020404:3240 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения, по результатам рассмотрения которого департамент письмом от 31.03.2015 N 20/06/02-17/10644 отказал в переводе на том основании, что не уполномочен на перевод земельных участков, расположенных в Партизанском муниципальном районе, в отношении которых государственная собственность не разграничена. Одновременно департамент указал, что для перевода земельного участка из одной категории в другую обществу следует обратиться в администрацию сельского поселения.
09.04.2015 общество обратилось в администрацию муниципального района с ходатайством N 2772 о переводе земельного участка с кадастровым номером 25:13:020404:3240 из земель сельскохозяйственного назначения в категорию "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Рассмотрев указанное обращение, администрация письмом от 08.05.2015 N 1313 отказала в его удовлетворении, пояснив, что решение о переводе спорного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий должно приниматься департаментом.
Не согласившись с указанным отказом, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, не находя оснований для удовлетворения заявленных требований, пришёл к выводу о том, что органы местного самоуправления не уполномочены рассматривать вопросы перевода земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, поскольку такие полномочия принадлежат органу государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей департамента, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия приходит к следующим выводам.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
- земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Таким образом, полномочия по переводу земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной и муниципальной собственности, отнесены к ведению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В свою очередь перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, регулируется Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую" (далее по тексту - Закон N 172-ФЗ).
Частью 2 статьи 15 указанного Закона предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи.
Как установлено судебной коллегией, Законом N 497-КЗ перераспределены полномочия органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Приморского края по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Приморского края и внесены соответствующие изменения в Закон N 90-КЗ.
Согласно статье 5 названного Закона (в редакции, действующей с 01.01.2015) перевод земель из одной категории в другую осуществляется:
1) органами исполнительной власти Приморского края - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Приморского края, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, а также в границах Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, - в отношении земель, находящихся в частной собственности, земель, государственная собственность на которые не разграничена;
2) органами местного самоуправления - в отношении земель, находящихся в муниципальной и частной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, а также в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель, расположенных в границах Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 Постановления Администрации Приморского края от 10.06.2013 N 226-па "О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую на территории Приморского края" (далее по тексту - Постановление N 226-па) в редакции Постановления Администрации Приморского края от 02.07.2015 N 214-па, в силу которого департамент определен органом, уполномоченным на рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую и принятие решений о переводе либо отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, в отношении земель:
- находящихся в собственности Приморского края;
- находящихся в границах Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, - в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд, а также в отношении земель, находящихся в частной собственности;
- сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 25:13:012404:3240 сформирован из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность в отношении которых не разграничена, и расположен на территории Владимиро-Александровского сельского поселения.
Принимая во внимание, что спорный земель участок не относится к землям, находящимся в собственности Приморского края, не расположен в границах Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, и не относится к землям сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, довод апелляционной жалобы о том, что департамент в силу закона не уполномочен на принятие решения о переводе данного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий соответствует действующему законодательству.
Вывод суда первой инстанции о том, что полномочия государственного органа субъекта Российской Федерации по переводу земель и земельных участков сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий закреплены за ним законодательством Российской Федерации, в связи с чем не могут быть изменены нормативными правовыми актами субъекта РФ, судебной коллегией признаётся ошибочным.
Совокупный анализ положений статьи 132 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 184-ФЗ) и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ) показывает, что действующим правовым регулированием предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями.
По правилам части 2 статьи 19 Закона N 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Как предусмотрено подпунктом 10 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов о переводе земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в федеральной собственности, в другие категории земель.
В соответствии с пунктом 6 названной статьи законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Учитывая, что подпункт 10 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ не попадает под исключения, указанные в пункте 6 настоящей статьи, довод департамента о том, что полномочия по переводу земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий, отнесенные к компетенции государственных органов субъекта РФ, могут быть перераспределены между органами исполнительной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления, является обоснованным.
В этой связи выводы арбитражного суда о законности оспариваемого решения администрации по мотиву отнесения вопросов о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий к полномочиям департамента являются ошибочными.
Вместе с тем администрация муниципального района, действительно, не уполномочена на принятие решения о переводе спорного земельного участка, сформированного из земель сельскохозяйственного назначения, в земли промышленности, исходя из следующего.
Как уже было указано выше, согласно пункту 2 статьи 5 Закона N 90-КЗ в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, перевод земель из одной категории в другую осуществляется органами местного самоуправления.
Распределение полномочий между органами местного самоуправления городского округа, муниципального района и поселения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, регулируется статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 137-ФЗ), введенной в действие Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ и действующей с 01.03.2015.
В силу пункта 2 названной статьи распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:
- органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;
- органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 25:13:020404:3240 расположен на территории Владимиро-Александровского сельского поселения (справка от 15.03.2016 N 218/8, представлена в суд апелляционной инстанции).
Решением Муниципального комитета Владимиро-Александровского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края N 47 от 11.12.2013 утверждены Правила землепользования и застройки Владимиро-Александровского сельского поселения Партизанского муниципального района Приморского края.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что с 01.03.2015 полномочия по переводу земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, в земли иных категорий на территории Приморского края, и в частности в отношении спорного земельного участка, отнесены к компетенции администрации сельского поселения.
Соответственно администрация муниципального района обоснованно отклонила ходатайство заявителя от 09.04.2015 N 2772 и отказала в принятии решения о переводе земельного участка с кадастровым номером 25:13:020404:3240 из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности ввиду отсутствия у неё соответствующих полномочий.
Кроме того, оспариваемый отказ не привел к нарушению прав и законных интересов общества, поскольку последнее не является правообладателем спорного земельного участка и, следовательно, не вправе было обращаться за переводом его из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
Делая указанный вывод, судебная коллегия учитывает, что статья 5 ЗК РФ определяет участников земельных отношений, в состав которых входят собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, а также арендаторы земельных участков, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
По правилам частей 1, 3 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство, в содержании которого должны быть указаны права на земельный участок.
Между тем из материалов дела усматривается, что в отношении спорного земельного участка общество какими-либо правами не обладает.
Так, в качестве документов, удостоверяющих права на спорный земельный участок, заявитель к своему ходатайству от 09.04.2015 N 2772 приложил акт выбора земельного участка от 23.05.2013 (л.д. 41), постановление администрации от 14.08.2013 N 766 "О предварительном согласовании места размещения объектов" (л.д. 40) и кадастровый паспорт земельного участка от 27.01.2015 N 25/00-15-22066 (л.д. 34).
Учитывая, что данные документы не подтверждают права общества в отношении спорного земельного участка, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель до заключения договора аренды соответствующего земельного участка, не являясь правообладателем земельного участка с кадастровым номером 25:13:020404:3240, не вправе был обращаться за переводом его из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
По правилам пункта 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Из разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенных в пункте 35 постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", следует, что на изменение мотивировочной части судебного акта может быть также указано в резолютивной части постановления суда апелляционной инстанции.
Учитывая, что мотивировочная часть обжалуемого судебного акта основана на ошибочных выводах арбитражного суда о наличии у департамента полномочий по переводу спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, судебная коллегия считает необходимым изменить обжалуемый судебный акт в мотивировочной части, на что указать в резолютивной части постановления. Соответственно апелляционная жалоба департамента подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на департамент судебные расходы по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края удовлетворить, решение Арбитражного суда Приморского края от 21.12.2015 по делу N А51-20155/2015 изменить в мотивировочной части.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20155/2015
Истец: ООО "ЭКО-РЕСУРС"
Ответчик: Администрация Партизанского муниципального района Приморского края
Третье лицо: Администрация Владимиро-Александровского сельского поселения, Администрация Владимиро-Александровского сельского поселения Партизанского муниципального района, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края