г. Вологда |
|
04 апреля 2016 г. |
Дело N А44-8623/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод Агрокабель" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 января 2016 года по делу N А44-8623/2015 (судья Куропова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Завод Агрокабель" (место нахождения: 174352, Новгородская обл., г. Окуловка, ул. Титова, д. 11; ИНН 5311007801, ОГРН 1125302000548; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области (место нахождения: 173003, г. Великий Новгород, ул. Козьмодемьянская, д. 8; ИНН 5321098597, ОГРН 1045300277660; далее - управление) об отмене постановления от 06.10.2015 N 49-15/141 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 40 000 руб.
Решением суда от 27 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование своей позиции указывает, что его вина в совершении вмененного административного правонарушения отсутствует.
Управление в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество (покупатель) и фирма SynEnergy SPRL (покупатель, Бельгия) заключили контракт от 24.02.2015 N RU-150218-01. Срок действия контракта определен до 24.05.2015.
Паспорт сделки (далее - ПС) N 15030001/1481/0960/1/1 оформлен обществом в филиале открытого акционерного общества "Сбербанк России" - Новгородское отделение N 8629.
Дополнительным соглашением к контракту от 05.03.2015 срок его действия продлен до 30.08.2015.
Общество представило в уполномоченный банк заявление о переоформлении ПС 23.06.2015, то есть с нарушением срока внесения изменений в ПС (переоформление ПС), установленного инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (далее - Инструкция N 138-И).
По факту выявленного правонарушения управлением в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.09.2015 N 49-15/141.
Руководитель управления, рассмотрев материалы проверки, 06.10.2015 вынес постановление N 49-15/141, которым привлек общество к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении названного заявления.
Апелляционная коллегия согласна с указанным выводом по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлено, что несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и контроля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэкономической деятельности.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП, образует, в том числе несоблюдение установленного порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности, порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций и нарушение установленных правил оформления паспортов сделок.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля, полномочия органов валютного регулирования, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля установлены в Федеральном законе от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Согласно статье 20 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами (часть 1).
Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов (часть 2).
В силу части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 названного Закона предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением установлен Инструкцией N 138-И.
Порядок оформления, закрытия, переоформления ПС установлен главами 6-8 Инструкции N 138-И.
В соответствии с пунктом 6.1 Инструкции N 138-И резидент, являющийся стороной по контракту, указанному в главе 5 настоящей Инструкции, оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки. В целях настоящей Инструкции под указанным в настоящем пункте уполномоченным банком следует понимать головной офис уполномоченного банка или филиал уполномоченного банка.
На основании пункта 8.1 Инструкции N 138-И при внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном паспорте сделки, либо изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки (за исключением изменения информации о банке паспорта сделки), резидент направляет в банк паспорта сделки заявление о переоформлении паспорта сделки.
Согласно пункту 8.3 названной Инструкции одновременно с заявлением о переоформлении паспорта сделки резидент представляет в банк паспорта сделки документы и информацию, которые являются основанием внесения изменений в паспорт сделки.
Пунктом 8.4 Инструкции N 138-И предусмотрено, что документы и информация, которые указаны в пункте 8.3 данной инструкции, представляются резидентом в срок не позднее 15 рабочих дней после даты оформления соответствующих документов. Датой оформления документа, указанного в пункте 8.3 инструкции N 138-И, является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.
Следует из материалов дела и не оспаривается обществом, что заявление о переоформлении ПС в связи с изменением срока действия контракта подано обществом в уполномоченный банк 23.06.2015, в то время как срок, установленный пунктом 8.4 Инструкции N 138-И для выполнения указанной обязанности, истек 27.03.2015.
Таким образом, в действиях общества имеется событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество в обоснование довода об отсутствии его вины в совершении рассматриваемого правонарушения ссылается на журнал регистрации входящей и исходящей корреспонденции, который, по мнению заявителя, подтверждает факт направления иностранному контрагенту по факсимильной связи 10 марта, 24 марта, 15 апреля, 29 апреля, 19 мая, 16 июня 2015 года писем с требованием скорейшего подписания дополнительного соглашения.
В представленных в материалы дела копиях журнала регистрации входящей и исходящей корреспонденции имеется дата и номер письма, а также наименование контрагента.
При этом отсутствуют сведения о номере факса, по которому направлено данное письмо, должностных лицах, отправивших и принявших факс, сведений о получении факса адресатом, нет доказательств принадлежности названному контрагенту номера факса, по которому направлены письма, факсовые отчеты об отправке писем и детализации исходящих или входящих вызовов не представлены.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия считает, что названные выписки из журнала не являются доказательствами ведения обществом активной переписки с иностранным контрагентом с целью скорейшего получения подписанного сторонами дополнительного соглашения.
Также не представлены заявителем какие-либо доказательства, подтверждающие его доводы о получении от контрагента подписанного дополнительного соглашения 19 июня 2015 года.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют сведения об объективных препятствиях для своевременного исполнения обществом публично-правовой обязанности по представлению в уполномоченный банк заявления о переоформлении ПС, а равно о принятии исчерпывающих мер для соблюдения требований валютного законодательства, что свидетельствует о наличии вины общества в совершении правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Наказание назначено обществу с учетом всех обстоятельств дела в пределах срока давности привлечения к административной ответственности в минимальном размере санкции части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, нормы процессуального права им соблюдены. Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Следовательно, основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 27 января 2016 года по делу N А44-8623/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод Агрокабель" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-8623/2015
Истец: ООО "Завод Агрокабель"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новгородской области