05 апреля 2016 г. |
Дело N А83-4479/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 30.03.2016.
Постановление в полном объёме изготовлено - 05.04.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Храмовой Е.В., судей Сикорской Н.И., Голика В.С., при ведении протокола секретарем Голубенко В.А., рассмотрев апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Крымскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.12.2015 по делу N А83-4479/2015 (судья Лукачев С.О.) по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Крымподъемстропсервис-СЗК Групп"
к Отделу надзора на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Крымскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
заинтересованное лицо - Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Крымскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования,
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
при участии лиц, участвующих в деле:
от административного органа - Радченко С.В. - главный специалист эксперт отдела правового и кадрового обеспечения, ведения делопроизводства и информационного обеспечения, доверенность от 01.02.2016 N 5;
от заявителя по делу - не явился.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.12.2015 заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление административного органа от 29.01.2015 N 018/07/2015.
Не согласившись с указанным решением суда, административный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Определением от 09.02.2016 апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, возбуждено апелляционное производство, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 09.03.2016.
09.03.2016 ООО "Крымподъемстропсервис-СЗК Групп" направило через канцелярию суда отзыв, в котором возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, также заявлено ходатайство в порядке части 2 статьи 156 АПК РФ о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие директора общества.
Определением от 09.03.2016 рассмотрение апелляционной жалобы отложено по правилам, предусмотренным АПК РФ.
В судебном заседании 30.03.2015 представитель административного органа изложил доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Апелляционная жалоба на указанное решение мотивирована нарушением арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
По мнению апеллянта, административный орган правомерно привлек юридическое лицо к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.41. КоАП РФ, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 50 000,00 рублей.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном статьями 71, 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии со служебной запиской начальника отдела разрешительной деятельности, экологической экспертизы и учета платы за негативное воздействие на окружающую среду Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Крымскому федеральному округу Белоголовой Ю.Н. от 02.09.2015 N 453-СЗ установлен факт невнесения ООО "Крымподъемстропсервис-СЗК Групп" в установленные законодательством сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года.
Согласно данной служебной записке плата внесена 21.07.2015, что подтверждается платежными поручениями от 21.07.2015 N 271, 272.
18.09.2015 ведущим специалистом-экспертом отдела надзора на море (г. Керчь) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Крымскому федеральному округу, государственным инспектором Топаловой С.В. составлен протокол об административном правонарушении N 018/07/2015, в соответствии с которым ООО "Крымподъемстропсервис-СЗК Групп" плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2 квартал 2015 года внесло с нарушением установленных сроков, а именно: 21.07.2015, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41. КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии законного представителя ООО "Крымподъемстропсервис-СЗК Групп" - директора Скворцова К.В.
Постановлением начальника отдела надзора на море (г. Керчь) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Крымскому федеральному округу, старшим государственным инспектором Поповым А.В. от 21.09.2015 N 018/07/2015 о назначении административного наказания, вынесенным в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.41. КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 50 000,00 рублей штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Крымподъемстропсервис-СЗК Групп" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объёме (части 6, 7 статьи 210 АПК РФ).
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, зарегистрированному в Министерстве юстиции РФ 17.07.2006 N 8077, установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение и захоронение; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Требования к объектам размещения отходов закреплены в статье 12 Федерального закона N 89-ФЗ.
На основании вышеизложенного следует, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Согласно части 1 статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 26.1. КоАП РФ предусмотрено, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 26.2. КоАП РФ наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Для привлечения к административной ответственности необходимо установить событие правонарушения, а также наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Статьей 8.41. КоАП РФ установлено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере внесения платежей в целях компенсации негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленной законом нормы.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в бездействии, выразившимся в неперечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок.
Субъектами являются должностные и юридические лица.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно и по неосторожности.
Факт несвоевременного внесения обществом в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (событие правонарушения) установлен материалами дела и не оспаривается заявителем по делу.
Однако судом первой инстанции установлено, что из материалов административного дела не усматривается, что ООО "Крымподъемстропсервис-СЗК Групп" занималось деятельностью по размещению отходов в понимании положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что в результате хозяйственной деятельности заявителя по делу возникают последствия, которые приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; факт негативного воздействия обществом на окружающую среду административным органом не зафиксирован с помощью средств, предусмотренных КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41. КоАП РФ, и оно не подлежит привлечению к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 29.01.2015 N 018/07/2015 правомерно признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
Заявителем апелляционной жалобы не представлены суду доказательства, опровергающие вышеуказанные обстоятельства.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно статье 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, а потому суд не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.12.2015 по делу N А83-4479/2015 оставить без изменения.
2. Апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Крымскому федеральному округу оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Копии постановления будут направлены лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня принятия постановления.
Датой принятия постановления суда апелляционной инстанции считается дата его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.В. Храмова |
Судьи |
Н.И. Сикорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4479/2015
Истец: ООО "КРЫМПОДЪЕМСТРОПСЕРВИС - СЗК ГРУПП"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Крымскому федеральному округу Отдел надзора на море (г. Керчь), Отдел надзора на море Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Крымскому федеральному округу
Третье лицо: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Крымскому федеральному округу