г. Москва |
|
04 апреля 2016 г. |
Дело N А41-59102/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Нива-Альянс": Дацюк Д.А. по доверенности от 02.11.2015,
от администрации муниципального образования "городской округ Черноголовка": Хожаинова Е.А. по доверенности от 25.09.2015 N 02-13/2401,
от Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Нива-Альянс" на решение Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2015 года по делу N А41-59102/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по заявлению ООО "Нива-Альянс" к администрации муниципального образования "городской округ Черноголовка", при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерство имущественных отношений Московской области, об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Нива-Альянс" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации муниципального образования "Городской округ Черноголовка" с требованиями:
- признать незаконным решение администрации "Городского округа Черноголовка", изложенное в письме от 08.05.2015 об отказе предоставить в собственность Обществу с ограниченной ответственностью "Нива-Альянс" равноценный земельный участок взамен ранее изъятого земельного участка площадью 16300 кв.м, который был образован путем уменьшения площади земельного участка, общей площадью 435200 кв.м, с кадастровым номером 50:16:0101041:15, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства;
- обязать уполномоченный орган устранить нарушения прав и законных интересов истца и обязать ответчика предоставить истцу равноценный земельный участок взамен ранее изъятого земельного участка площадью 16300 кв.м, который был образован путем уменьшения площади земельного участка, общей площадью 435200 кв.м, с кадастровым номером 50:16:0101041:15, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Министерства имущественных отношений Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru
В судебном заседании представитель заявителя поддерживал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации против доводов жалобы возражал, ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы заявителя.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями договора о переходе прав и обязанностей от 17.08.2009 ООО "Нива-Альянс" приобрело права и обязанности арендатора по договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 02.06.1995 N 45, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 площадью 435200 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Московская область, МО "городской округ "Черноголовка", между ул. Соединительная, ул. Полевая, ул. Заречная.
Письмом от 02.02.2012 администрация муниципального образования "городской округ Черноголовка" обратилась к ООО "Нива-Альянс" за согласованием раздела земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 и образованием из его состава земельного участка площадью 2 га для размещения на вновь образованном земельном участке муниципального детского сада. При этом в письме указывалось, что вновь образованный участок не будет иметь обременения правами ООО "Нива-Альянс".
Из материалов дела усматривается, что в результате уточнения площади и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 площадью земельного участка составила 418900 кв.м.
Земельный участок, образованный в результате такого уточнения поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 50:16:0101041:34 площадью 16242 кв.м, с местоположением: Московская область, г. Черноголовка, ул. Заречная. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.03.2015 на земельный участок кадастровым номером 50:16:0101041:34 зарегистрировано право собственности администрации муниципального образования "Городской округ Черноголовка".
Основанием для предъявления заявления в суд послужило то обстоятельство, что в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 и прекращением права аренды на земельный участок площадью 16300 кв.м земельный участок взамен изъятого обществу предоставлен не был.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Московской области сделал вывод о необоснованности требований ООО "Нива-Альянс", поскольку решение об изъятии земельного участка не принималось; изменения в ГКН относительно сведений о границах земельного участка и уменьшения его площади с существующей на уточненную происходило с согласия общества; условиями пункта 2 соглашения сторон от 18.07.2014 стоимость переданного администрации земельного участка подлежит зачету в счет средств, подлежащих направлению обществом на развитие социальной инфраструктуры при строительстве обществом на оставшемся земельном участке объектов жилой застройки.
Данный вывод суда является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названных норм права следует, что для признания незаконными действий государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых действий требованиям законодательства, действовавшего в месте и на момент его вынесения, и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что право аренды ООО "Нива-Альянс" на часть земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 прекращено не в связи с изъятием такого участка для муниципальных нужд, а в порядке приведения правового режима такого участка в соответствии с земельным законодательством и уточнением кадастровых сведений о таком земельном участке.
Как следует из материалов дела, ООО "Нива-Альянс" не является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15, а использует его на праве аренды.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 279 ГК РФ), органов местного самоуправления (статьи 11, 63 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, какого-либо решения органа местного самоуправления об изъятии, каких-либо иных сведений об уменьшении площади земельного участка в связи с изъятием части участка для муниципальных нужд в документах, имеющихся в кадастровом деле, а также деле правоустанавливающих документов на земельный участок с КН 50:16:0101041:15, не имеется.
Доказательств наличия факта изъятия земельного участка с КН 50:16:0101041:15 для муниципальных нужд обществом не представлено.
Как установлено судом и подтверждается кадастровым паспортом земельный участок с кадастровым номером 50:16:0101041:15 отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
В материалы дела представлено кадастровое дело на земельный участок с кадастровым номером 50:16:0101041:15, исходя из содержания которого, следует, что на данном земельном участке в соответствии с разрешением на строительство от 22.05.2013 N RU-50326000/18 администрацией муниципального образования "Городской округ Черноголовка" возведен детский сад.
Таким образом, здание детского сада расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15, что не соответствует целевому назначению данного земельного участка.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Законом о кадастре.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона о кадастре к ошибкам в государственном кадастре недвижимости относится воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 4, 5 ст. 28 Закона о кадастре кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки в предусмотренном ч. 4 этой же статьи порядке.
В связи с допущенной кадастровой ошибкой в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 и нахождением здания муниципального детского сада границах такого участка Администрация муниципального образования "Городской округ Черноголовка" принято решение об уточнении площади и местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15.
Письмом от 02.02.2012 Администрация муниципального образования "городской округ Черноголовка" обратилась к ООО "Нива-Альянс" за согласованием раздела земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 и образованием из его состава земельного участка площадью 2 га для размещения на вновь образованном земельном участке муниципального детского сада.
Согласно межевому плану площадь земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 в связи с исключением части такого участка, занятой зданием социального объекта, составляет 418900 кв.м.
Письмом от 10.04.2014 N 4 ООО "Нива-Альянс" дало согласие на внесение в ГКН изменений в сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 и уменьшения его площади с существующей 435200 кв.м. на уточненную - 418900 кв.м.
При этом апелляционным судом отклонено ходатайство представителя заявителя об истребовании от администрации оригинала вышеуказанного письма, поскольку такое ходатайство не было заявлено в ходе разбирательства в суде первой инстанции. Заявлений о его фальсификации в установленном порядке не подавалось.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
На основании заявления Администрации муниципального образования "городской округ Черноголовка" от 14.04.2014 N 02-13/1532 в ГКН внесены изменения в сведения о местоположении и площади земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 в связи с исключением из состава участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания детского сада.
Согласно представленным в материалы дела юридически значимым документам, земельный участок, исключенный из состава земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 50:16:0101041:34 площадью 16242 кв.м, отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования - для размещения объекта образования.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исключение площади земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:34 для размещения детского сада из состава земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 произведено администрацией муниципального образования "Городской округ Черноголовка" в связи с уточнением площади и местоположения границ такого участка в связи с наличием кадастровой ошибки в сведениях ГКН, а также ввиду нарушения правового режима земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15. Изъятие части земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 для муниципальных нужд по смыслу норм земельного и гражданского законодательства администрацией не производилось.
Также в материалы дела представлено соглашение о намерениях, заключенное между администрацией муниципального образования "Городской округ Черноголовка" и гражданами Пекаревым В.Я. и Фомичевым В.В., от 23.01.2014, согласно которому согласован раздел земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 и образование из него земельных участков площадью 415200 кв.м и 20000 кв.м, а также указано на сохранение арендных отношений сторон в отношении земельного участка площадью 415200 кв.м.
В соответствии с пунктом 2.1.4 вышеуказанного соглашения администрация приняла на себя обязательство по изъятию земельного участка площадью 20000 кв.м в соответствии с условиями действующего законодательства и предоставлению Обществу земельного участка взамен изъятого площадью 20000 кв.м.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, стороной данного соглашения правообладатель земельного участка с КН 50:16:0101041:15 ООО "Нива-Альянс" не является.
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка.
Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При этом в соответствии с пунктом 2 названной статьи при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В дело представлено также соглашение от 18.07.2014, заключенное между администрацией и ООО "Нива-Альянс".
Как следует из текста п. 1 вышеуказанного соглашения от 18.07.2014, арендатор, исходя из интересов администрации, предоставил земельный участок площадью 16300 кв.м., образуемый путем уменьшения площади земельного участка с КН 50:16:0101041:15. Земельный участок предоставлено под строительство детского сада.
При этом указаний на изъятие земельного участка для государственных нужд соглашение не содержит.
В пункте 2 соглашения стороны установили, что администрацией осуществляется зачет стоимости переданного арендатором земельного участка площадью 16300 кв.м в счет средств, направленных ООО "Нива-Альянс" на исполнение инвестиционного контракта при строительстве на земельном участке с кадастровым номером 50:16:0101041:15 площадью 418900 кв.м. на развитие социальной инфраструктуры.
Таким образом, предоставление оспариваемой части земельного участка было засчитано в обеспечение данного пункта соглашения.
В заседании апелляционного суда представитель общества указал, что инвестиционный контракт в дальнейшем заключен не был, вместе с тем, каких - либо изменений в соглашение не вносилось.
Указаний на наличие обязательства администрации, связанные с изъятием участка для муниципальных нужд, предусмотренных ст. 281 ГК РФ, не имеется.
Согласно пунктам 1 и 3 статья 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно статье 7 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок и описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, являются уникальными характеристиками объекта недвижимости, подлежащими внесению в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из части 1 статьи 5 Федерального закона N 221-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Таким образом, земельный участок становится объектом гражданских прав с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об уникальных характеристиках такого земельного участка, в том числе о площади и местоположении характерных точек координат границ. Изменение уникальных характеристик влечет изменение объекта гражданских прав.
В связи с внесением в ГКН изменений в сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 Администрация муниципального образования "Городской округ Черноголовка" и ООО "Нива-Альянс" заключили дополнительное соглашение от 20.06.2014 N 2 к договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 02.06.1995 N 45, в котором изменили предмет аренды, указав уточненную площадь земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 - 418900 кв.м.
Из материалов дела усматривается, что основанием для заключения дополнительного соглашения от 20.06.2014 N 2 к договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 02.06.1995 N 45 является постановление администрации муниципального образования "Городской округ Черноголовка" от 18.06.2014 N 320.
При этом ни указанное постановление, ни дополнительное соглашение от 20.06.2014 N 2 к договору аренды земель сельскохозяйственного назначения от 02.06.1995 N 45 не содержат указания на изъятие части земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15.
Возражений против такого порядка изменения характеристик земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 для сельскохозяйственного производства ООО "Нива-Альянс" в администрацию представлено не было, судом такие обстоятельства также не установлены.
Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства настоящего спора и представленные в материалы дела доказательства апелляционный суд считает обоснованным, вывод суда первой инстанции о том, что право аренды ООО "Нива-Альянс" на часть земельного участка с кадастровым номером 50:16:0101041:15 прекращено не в связи с изъятием такого участка для муниципальных нужд, а в порядке приведения правового режима такого участка в соответствии с земельным законодательством и уточнением кадастровых сведений о таком земельном участке.
Учитывая изложенное, апелляционный суд поддерживает вывод суд первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в виду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.12.2015 по делу N А41-59102/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-59102/2015
Истец: ООО "Нива-Альянс"
Ответчик: Администрация Муниципального образования "Городской округ "Черноголовка" Россия
Третье лицо: Министерство имущественных отношений МО, Администрация Муниципального образования "Городской округ "Черноголовка", ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ"