г. Тула |
|
3 апреля 2016 г. |
Дело N А09-10729/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.04.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатирующая компания - 2000" (г. Брянск, ОГРН 1093254013049, ИНН 3250514205), ответчика - Государственной жилищной инспекции Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202743937, ИНН 3201005325), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 26.11.2015 по делу N А09-10729/2015 (судья Мишакин В.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатирующая компания - 2000" (далее по тексту - ООО "ЖЭК - 2000", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительными предписаний Государственной жилищной инспекции Брянской области (далее по тексту - ответчик) от 17.08.2015 N 2500/1, N 2500/2, N 2500/3, N 2500/4, N 2500/5, N 2500/6, N 2500/7 об устранении выявленных нарушений действующего законодательства.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.11.2015 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием у инспекции оснований для выдачи обществу предписаний.
В апелляционной жалобе Государственная жилищная инспекция Брянской области просит данное решение суда, как необоснованное и незаконное, отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на обоснованность выданных обществу предписаний ввиду отсутствия общедомовых приборов учета по коммунальным ресурсам.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ЖЭК - 2000", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Государственная жилищная инспекция Брянской области 17.08.2015 вынесла предписания об устранении выявленных нарушений N 2500/1, N 2500/2, N 2500/3, N 2500/4, N 2500/5, N 2500/6, N 2500/7, которыми ООО "ЖЭК-2000" в срок до 13.09.2015 предписано установить в многоквартирных домах N 4 корп. 1, N 14, N 14 корп. 1, по ул. Брянского Фронта, N 3 по ул. Авиационной и N 158б по ул. Красноармейской г. Брянска общедомовые приборы учета по отоплению.
Не согласившись с указанными предписаниями инспекции, ООО "ЖЭК-2000" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований суд апелляционной инстанции считает правильным исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Из оспариваемых предписаний инспекции следует, что на ООО "ЖЭК-2000" возложена обязанность установить в многоквартирных домах N 4 корп. 1, N 14, N 14 корп. 1, по ул. Брянского Фронта, N 3 по ул. Авиационной и N 158б по ул. Красноармейской г. Брянска, которые находятся в его управлении, общедомовые приборы учета по отоплению.
Вместе с тем обязанность по оснащению до 01.07.2013 многоквартирных домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложена на собственников помещений многоквартирных домов (далее по тексту - Закон N 261-ФЗ).
При этом в пункте 9 статьи 13 названного Закона, пункте 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Минэнерго России от 07.04.2010 N 149, регламентировано, что установку приборов учета обеспечивают организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией многоквартирные дома по заявке собственника помещения многоквартирного дома либо лица, ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Ресурсоснабжающие организации обязаны представить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложения об оснащении домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
Таким образом, Федеральный закон N 261-ФЗ установил схему оснащения многоквартирных домов приборами учета ресурсов, включающую в себя направление ресурсоснабжающей организацией предложений собственникам помещений и управляющим компаниям предложения по оснащению домов приборами учета, последующее обращение собственников помещений или уполномоченных ими лиц с офертой на заключение договора установки либо замены приборов учета, заключение такого договора исключительно с ресурсоснабжающей компанией, которая может установить приборы самостоятельно либо с привлечением иных лиц.
При этом из пункта 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ следует, что в отсутствие оферты на заключение договора, поданной до 01.07.2012, ресурсоснабжающая компания в срок до 01.07.2013 обязана совершить действия по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов с отнесением расходов на собственников помещений дома.
Таким образом, право установки коллективных приборов учета в многоквартирном доме, если собственники помещений не совершили действий, направленных на заключение договора установки такого прибора с ресурсоснабжающей организацией, и в отсутствие такого договора в силу пункта 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ имеет только соответствующая ресурсоснабжающая организация.
С учетом этого суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые ООО "ЖЭК-2000" предписания инспекции, которыми на общество возложена обязанность установить в многоквартирных домах N 4 корп. 1, N 14, N 14 корп. 1, по ул. Брянского Фронта, N 3 по ул. Авиационной и N 158б по ул. Красноармейской г. Брянска, которые находятся в его управлении, общедомовые приборы учета по отоплению, не соответствуют вышеуказанным требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции инспекции по делу и не опровергают обоснованность выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 26.11.2015 по делу N А09-10729/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Брянской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-10729/2015
Истец: ООО "Жилищная эксплуатирующая компания - 2000", ООО "Жилищная эксплуатирующая компания-2000"
Ответчик: государственная жилищная инспекция Брянской области