г. Вологда |
|
04 апреля 2016 г. |
Дело N А44-9593/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осокиной Н.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 11 февраля 2016 года по делу N А44-9593/2015 (судья Куропова Л.А.),
установил:
Комитет финансов администрации Демянского муниципального района (место нахождения: 175310, Новгородская область, район Демянский, рп. Демянск, улица Ленина, дом 7; ИНН 5304000570, ОГРН 1025302190320; далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному учреждению - Новгородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5321033864, ОГРН 1025300783848; место нахождения: 173009, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Псковская, дом 15; далее - учреждение, Фонд) о признании незаконным решения от 03.09.2015 N 187 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также незаконными требований об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней и штрафов от 01.10.2015 N 4890, от 02.11.2015 N 5067нс (с учетом уточнения требований, принятого судом).
Решением суда от 11 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)
Учреждение с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что спорные выплаты не носят компенсационный характер, следовательно, подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.
Комитет в отзыве решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, учреждением в отношении комитета проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, о чем составлен акт выездной проверки от 03.08.2015 N 392нс.
В ходе проверки учреждением установлено, что комитет осуществлял выплаты единовременного характера на лечение (оздоровление) муниципальным служащим в 2014 году на сумму 240 300 руб.
При этом страховые взносы с данных выплаты не выплачивались.
Учреждение посчитало, что на указанные выплаты не распространяется действие статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в связи с чем вынесло с отношении комитета решение от 03.09.2015 N 187 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем пятым пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в размере 96,11 руб.
На основании указанного решения Фонд направил комитету требования от 01.10.2015 N 4890 об уплате 480 руб. 57 коп. недоимки по страховым взносам, 68 руб. 88 коп. пеней, а также 96,11 руб. штрафа, от 02.11.2015 N 5067нс об уплате 480 руб. 57 коп. недоимки по страховым взносам и 16 руб. 07 коп. пеней.
Комитет не согласился с названными решением и требованиями учреждения и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконным.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление комитета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу пункта 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона.
Согласно абзацу 10 подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вместе с тем, как обоснованно указано судом первой инстанции, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Исходя из статьи 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ) регулируются отношения, связанные с прохождением муниципальной службы.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 25-ФЗ муниципальной службой признается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Оплата труда и другие выплаты производятся в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом) (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 25-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 указанного Закона на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 22 Закона N 25-ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Статьей 23 Закона N 25-ФЗ установлены гарантии, предоставляемые муниципальному служащему. При этом законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (часть 3 статьи 25 Закона N 25-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 9 Областного закона Новгородской области от 19.12.2007 N 479-ОД "О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Новгородской области" установлено, что Уставом муниципального образования муниципальным служащим может быть предоставлена дополнительная гарантия в виде ежегодной единовременной выплаты на лечение (оздоровление).
Пунктами 4 и 5 статьи 32.2 Устава Демянского муниципального района, утвержденного решением Думы Демянского муниципального района от 28.04.2011, установлены гарантии для лиц, замещающих муниципальные должности Демянского муниципального района, осуществляющих свою деятельность на постоянной (штатной) основе, в том числе в виде единовременной выплаты на лечение (оздоровление) за счет средств бюджета района в порядке, установленном Думой района.
Решением Думы Демянского муниципального района от 29.08.2013 N 204 размер единовременной выплаты на лечение (оздоровление) на 2014 год муниципальным служащим определен в размере 40 050 руб.
Постановлением Новгородской областной Думы от 27.11.2013 N 813-5 ОД "Об установлении размера единовременной выплаты на лечение (оздоровление) на 2014 год" установлен размер единовременной выплаты на лечение (оздоровление) на 2014 год лицам, замещающим государственные должности Новгородской области и должности государственной гражданской службы Новгородской области, в сумме 40 050 руб.
Таким образом, единовременные выплаты муниципальным служащим на лечение (оздоровление), основанные на решениях представительных органов местного самоуправления и законодательных актах субъекта Российской Федерации, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и стажа, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и по существу, являются компенсационными, следовательно, правомерно не включены комитетом в базу для исчисления страховых взносов.
Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.08.2015 N 303-КГ15-9721.
В связи с этим у учреждения не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат проверяемых периодов в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также привлечения комитета к ответственности в виде штрафа.
Доводы апелляционной жалобы исследования судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, а основаны на их неправильном толковании.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
по решение Арбитражного суда Новгородской области от 11 февраля 2016 года по делу N А44-9593/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Новгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-9593/2015
Истец: Комитет финансов Администрации Демянского муниципального района
Ответчик: ГУ-Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ