г. Томск |
|
5 апреля 2016 г. |
Дело N А03-22725/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.04.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.04.2016.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Павлюк Т. В.
судей: Кривошеиной С. В.
Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М.
при участии:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
администрации Бийского района Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 26.01.2016 по делу N А03-22725/2015 (Судья Закакуев И.Н.)
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края (ИНН 2204015619, ОГРН 1032201653440), г. Бийск Алтайского края
к администрации Бийского района Алтайского края (ИНН 2234003346, ОГРН 1022200570853), г. Бийск Алтайского края
о взыскании 1 614 967 руб. 82 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе Алтайского края (ИНН 2204015619, ОГРН 1032201653440), г. Бийск Алтайского края (далее заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к администрации Бийского района Алтайского края (ИНН 2234003346, ОГРН 1022200570853), г. Бийск Алтайского края (далее - заинтересованное лицо, администрация) о взыскании 1 634 967 руб. 82 коп. (с учетом уточнения), из них: 613 015 руб. 53 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 1 квартал 2015 года; 142 108 руб. 15 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 1 квартал 2015 года; 31 918 руб. 49 коп. пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 1 квартал 2015 года за период с 17.02.2015 по 22.09.2015; 7 399 руб. 30 коп. пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 1 квартал 2015 года за период с 17.02.2015 по 22.09.2015; 664 475 руб. 75 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за полугодие 2015 года; 154 037 руб. 56 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за полугодие 2015 года; 17 870 руб. 36 коп. пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за полугодие 2015 года за период с 16.05.2015 по 22.09.2015; 4 142 руб. 68 коп. пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за полугодие 2015 года за период с 16.05.2015 по 22.09.2015.
Решением суда от 26.01.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, администрация обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части взыскания с Администрации Бийского района пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 1 квартал 2015 года за период с 17.02.2015 по 22.09.2015; 7 399 руб. 30 коп. пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 1 квартал 2015 года за период с 17.02.2015 по 22.09.2015; 17 870 руб. 36 коп. пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за полугодие 2015 года за период с 16.05.2015 по 22.09.2015; 4 142 руб. 68 коп. пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за полугодие 2015 года за период с 16.05.2015 по 22.09.2015. В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на дефицит бюджета.
Более подробно доводы приведены в апелляционной жалобе.
Заявитель в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения заявителя в суд с заявлением послужило то, что администрация не уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 1 квартал 2015 года в сумме 755 123 руб. 68 коп., за полугодие 2015 года в сумме 798 513 руб. 31 коп. в установленном законом порядке.
За просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование заявителем в соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ начислены пени в сумме 39 317 руб. 79 коп. за период с 17.02.2015 по 22.09.2015 за неуплату страховых взносов за 1 квартал 2015 года; пени в сумме 22 013 руб. 04 коп. за период с 16.05.2015 по 22.09.2015 за неуплату страховых взносов за полугодие 2015 года.
Требования N 032S001150037303, N 032S001150037305 от 22.09.2015 о добровольной уплате задолженности и пени в срок до 12.10.2015 администрацией не исполнены, что послужило основанием для обращения заявителя в суд.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств оплаты задолженности в добровольном порядке.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 24.07.2009 года N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов). В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Пунктами 1, 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами признаются 1 квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год. В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд. В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (часть 2 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ). В силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов (часть 3 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ). Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (часть 5 статьи 25 того же Федерального закона). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 6 статьи 25 Федерального закона). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 7 статьи 25 Федерального закона). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ).
Факт неисполнения требования пенсионного фонда N 032S001150037303, N 032S001150037305 от 22.09.2015 в добровольной уплате недоимки по страховым взносам и пени подтвержден материалами дела. Администрацией недоимка и обоснованность начисления и взыскания пени не опровергнута, возражений не заявлено, апелляционная жалоба не содержит соответствующих доводов.
Довод администрации о том, что бюджет муниципального образования является дефицитным, судом апелляционной инстанции отклоняется, указанный факт не является основанием для освобождения от уплаты страховых взносов; Закон N 212-ФЗ такого основания для освобождения ответчика от уплаты пени также не содержит.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, Определении от 04.07.2002 N 202-О, пеня по своей сути является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в случае задержки их уплаты и представляет собой дополнительный и обязательный платеж в бюджет. В связи с вышеизложенным, отсутствие денежных средств не может являться основанием для освобождения по уплате законно начисленной суммы пени. Более того, администрация является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом плательщика страховых взносов, в связи с чем на нее законодательством возложена обязанность самостоятельно исчислять и уплачивать соответствующие взносы. Неуплата страховых взносов в срок должна быть компенсирована погашением задолженности, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения платежа.
Доводы апеллянта о применении статьи 333 ГК РФ не подлежат оценке судом апелляционной инстанции, так как не были заявлены стороной в суде первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 26.01.2016 по делу N А03-22725/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Павлюк Т. В. |
Судьи |
Кривошеина С. В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-22725/2015
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Бийске и Бийском районе АК.
Ответчик: Администрация Бийского района АК