г. Саратов |
|
06 апреля 2016 г. |
Дело N А06-7790/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "04" апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.04.2016.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 февраля 2016 года по делу N А06-7790/2015 (судья Ковальчук Т.А.)
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Харабалинская районная больница имени Г.В.Храповой" (ОГРН 1023000707487, ИНН 3010002997)
к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023000828058, ИНН 3015010945)
о признании недействительным решения от 28.07.2015 N 324 в части уплаты штрафа на сумму 2 610 руб., недоимки по страховым взносам в сумме 13 050 руб.
Третье лицо: Министерство здравоохранения Астраханской области (ОГРН 1053000013076, ИНН 3015068159),
при участии в судебном заседании представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Харабалинская районная больница имени Г.В.Храповой" - Демина А.В., по доверенности от 11.01.2016 N 9;
без участия в судебном заседании представителей: Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Астраханской области, извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 79312 9, 79311 2;
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Харабалинская районная больница имени Г.В. Храповой" (далее - заявитель, ГБУЗ АО "Харабалинская районная больница имени Г.В. Храповой", страхователь) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ Астраханское РО Фонда Социального страхования Российской Федерации, Фонд) от 28.07.2015 N 324 в части уплаты штрафа на сумму 2 610 руб., недоимки по страховым взносам в сумме 13 050 руб.
Решением от 05 февраля 2016 года Арбитражный суд Астраханской области признал недействительным решение Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N 324 от 28.07.205 в части уплаты штрафа на сумму 2 610 руб., недоимки по страховым взносам в сумме 13 050 руб.
Суд также взыскал с Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Харабалинская районная больница имени Г.В.Храповой" судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3000 рублей.
ГУ Астраханское РО Фонда Социального страхования Российской Федерации не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, в котором требования заявителя оставить без удовлетворения.
ГБУЗ АО "Харабалинская районная больница имени Г.В. Храповой" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило (далее - АПК РФ) письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Харабалинская районная больница имени Г.В.Храповой" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
ГУ Астраханское РО Фонда Социального страхования Российской Федерации, Министерство здравоохранения Астраханской области извещены о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 12.03.2016, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ГУ Астраханское РО Фонда Социального страхования Российской Федерации проведена документальная выездная проверка страхователя по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Результаты проверки отражены в акте документальной выездной проверки от N 391 от 30.06.2015.
На основании материалов проверки, Фондом было вынесено решение N 324 от 28.07.2015, которым ГБУЗ АО "Харабалинская районная больница имени Г.В. Храповой" привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 2 688,94 рублей и заявителю предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 13 444,71 руб.
ГБУЗ АО "Харабалинская районная больница имени Г.В. Храповой", не согласившись с решением N 324 от 28.07.2015, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что спорные выплаты не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов и произведены медицинским учреждением в соответствии с постановлениями Правительства Астраханской области и за счет средств бюджета Астраханской области.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод ГУ Астраханское РО Фонда Социального страхования Российской Федерации о том, что страхователем в 2012, 2013, 2014 годах произведены выплаты в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области", однако не начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на данные выплаты.
Фонд считает, что поскольку пособия молодым специалистам Рахимжановой А.М., Чомаевой З.Х., Даулетовой Э.Н. (Казиловой), Сердалиевой Р.М., Полозкову Д.Ф., Шевелевой О.А., Искаковой А.А., Саркисовой А.А., Гаджикурбанову Р.Б., Окуневой Г.Н., Тулегеновой А.Р. установлены постановлением Правительства Астраханской области, а данный акт не является законодательным актом субъекта Российской Федерации, то такие выплаты, произведенные Больницей своим работникам, подлежат обложению страховыми взносами.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу статьи 25 Закона N 212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными данным Федеральным законом сроки.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (часть 5 статьи 25 Закона N 212-ФЗ). Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 6 статьи 25 Закона о страховых взносах).
Частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для этих плательщиков страховых взносов, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для указанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона о страховых взносах, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона (часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ).
Статья 9 Закона N 212-ФЗ содержит перечень выплат и вознаграждений, не подлежащих обложению страховыми взносами, вытекающих из трудовых либо гражданско-правовых отношений страхователя и физических лиц.
Подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.
Постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области" в целях усиления социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Астраханской области, закрепления их в системе здравоохранения и обеспечения медицинскими кадрами государственных бюджетных учреждений здравоохранения Правительством Астраханской области были установлены для молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области меры социальной поддержки в виде единовременного пособия из бюджета Астраханской области из расчета 30000 руб. и 50000 руб. на одного медицинского работника. Также Постановлением Правительства Астраханской области от 05.06.2012 г. N 229-П "О порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 -2012 годах после окончания общеобразовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования на работу в сельскую местность и (или) переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта", предоставляются единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. и 500 тыс. рублей соответственно.
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам системы здравоохранения Астраханской области, установленным Постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П финансирование мер социальной поддержки осуществляется министерством в виде предоставления из бюджета Астраханской области медицинским учреждениям в установленном порядке субсидии на иные цели. Медицинское учреждение в течение 10 дней со дня зачисления денежных средств на лицевой счет перечисляет их на банковский счет молодого специалиста по реквизитам, указанным в пункте 4.1 настоящего Порядка (п. 6.2).
В соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования на работу в сельскую местность и (или) переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта (далее - Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 05.06.2012 г. N 229-П Министерство в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, рассматривает документы и принимает решение о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении в форме правового акта министерства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в 2012-2014 гг учреждением производились выплаты своим работникам единовременных пособий на основании Постановления Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области".
Данные выплаты единовременного пособия молодым специалистам учреждения являются государственными пособиями, то есть относятся к необлагаемым выплатам.
Так же правомерно суд первой инстанции указал, что спорные выплаты не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников учреждения и не включены в систему оплаты труда и соответственно не подлежат обложению страховыми взносами.
Правильно применив указанные выше нормы права, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, фактические обстоятельства, доказательства, представленные в материалы дела, доводы и возражения сторон в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения заявителя к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ.
На основании изложенного, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 05 февраля 2016 года по делу N А06-7790/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7790/2015
Истец: ГБУЗ АО "Харабалинская районная больница им. Г. В. Храповой", Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Харабалинская районная больница имени Г. В.Храповой"
Ответчик: Государственное учреждение-Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - АРО ФСС РФ
Третье лицо: Министерство здравоохранения Астраханской области