г. Владивосток |
|
07 апреля 2016 г. |
Дело N А59-5480/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-2083/2016
на решение от 03.02.2016
судьи В.Н. Джавашвили,
по делу N А59-5480/2015 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению акционерного общества "Молочный комбинат "Южно - Сахалинский" (ОГРН 1026500522036, ИНН 6501027580, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.09.2002)
о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно - Сахалинске Сахалинской области (ОГРН 1026500543178, ИНН 6501114874, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002) от 25. 08. 2015 N 074/001/103 - 2015 и требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09. 09. 2015,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Молочный комбинат "Южно - Сахалинский" (далее - заявитель, общество, АО "МК "Южно - Сахалинский") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области (далее -Пенсионный фонд, Управление) от 25.08.2015 N 074/001/103 - 2015 и требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09.09.2015.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 03.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области от 25.08.2015 N 074/001/103-2015 о привлечении акционерного общества "Молочный комбинат "Южно - Сахалинский" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 19 720 рублей 62 копейки, пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 4 801 рубль 77 копеек, штрафа за совершение нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в размере 3 944 рубля 12 копеек, и вынесенное на его основании требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09.09.2015 N 074/001/103-2015 признано недействительным.
В пользу АО "МК "Южно - Сахалинский" с Управления взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Не согласившись с принятым решением, Пенсионный фонд обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 03.02.2016, апеллянт просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принятое при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В обоснование заявленных требований ответчик ссылается на необоснованное не включение обществом в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование выплат единовременного пособия молодым специалистам в связи с переездом работников к мету работы в организацию, расположенную в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям в общей сумме 60 000 рублей, произведённым на основании трудовых договоров между работниками и работодателем.
Указывает на то что, данная выплата не поименована в статье 9 Закона-212-ФЗ устанавливающей перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в связи с чем, выплата молодым специалистам подлежит обложению страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона 212-ФЗ.
По мнению апеллянта произведённая обществом выплата не относится к государственным пособиям, которые не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона-212-ФЗ, так как вопреки доводу общества, не была выплачена в рамках Закона Сахалинской области от 31.10.2015 N 15-ЗО "О денежных пособиях молодым специалистам Сахалинской области" (далее - Закон N 15-ЗО), который не распространяется, на общество и выплата не может быть отнесена к единовременному денежному пособию, соответственно, подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Управление считает указанную выплату подлежит обложению страховыми взносами в общем порядке, поскольку является гарантированной при заключении трудовых договоров определённому кругу лиц в виде подъёмного пособия молодым специалистам, носящей стимулирующий характер, и выплачивается работнику за выполнение трудовой функции работника не менее 1 года у работодателя.
Также апеллянт считает подлежащей обложению страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, единовременную выплату при увольнении по инвалидности, как выплату, произведённую в рамках трудового договора.
Общество в представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласно по основаниям указанным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
АО "МК "Южно - Сахалинский" зарегистрировано в качестве юридического лица 28 декабря 1992 года администрацией города Южно - Сахалинска за регистрационным номером 2916, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области 12.09.2002 внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1026500522036. При постановке на учет в налоговом органе налогоплательщику присвоен ИНН 6501027580.
В период с 21.04.2015 по 03.06.2015 Пенсионным фондом была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
В ходе проверки Пенсионным фондом установлено, что в 2012 и 2014 году общество произвело выплаты единовременного пособия молодым специалистам в связи с переездом работников к мету работы в организацию, расположенную в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям работникам Дмитриевой А. А., Аксеровой Л. С. и Ковалевой Т. Н. в размере 20 000 рублей каждому, в общей сумме 60 000 рублей, на основании заключенных между обществом и указанными сотрудниками (молодыми специалистами) договоров от 05.09.2012 N 70, от 08.09.2012 N 69 и от 11.10.2012 N 78.
В сентябре 2012 года сотруднику предприятия Васильевой В. С. было выплачено выходное пособие по увольнению в связи инвалидностью в размере 12 769 рублей 82 копейки.
Общество произвело указанные выплаты не включая их в расчетную базу для начисления страховых взносов, в связи с чем сумма неуплаченных страховых взносов в пользу данных работников за 2012 и 2014 составила 19 720 рублей 62 копейки, из которой на обязательное пенсионное страхование - 16 009 рублей 36 копеек, на обязательное медицинское страхование - 3 711 рублей 26 копеек.
Результаты проверки оформлены актом от 24.07.2015 N 074/001/103-2015.
По результатам рассмотрения акта проверки от 24.07.2015 N 074/001/103-2015, Управление вынесло решение от 25.08.2015, которым привлекло общество к ответственности за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 3 944 рубля 12 копеек.
Названным решением обществу начислены пени за неуплату страховых взносов по состоянию в размере пени в размере 4 801 рубль 77 копеек и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, и в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общем размере 19 720 рублей 62 копейки.
На основании данного решения 09.09.2015 Управлением в адрес общества выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Не согласившись с решением Пенсионного фонда в части сумм недоимки, пени и штрафа, а также выставленным требованием, посчитав, что они не соответствуют требованиям закона и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В силу пункта 2 статьи 197 АПК РФ производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Как следует из пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ общество является плательщиком страховых взносов по обязательному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, а также вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений и перечислений страховых взносов.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (для организаций и индивидуальных предпринимателей), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для указанных плательщиков страховых взносов признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Исходя из положений части 1 статьи 8 Закона N 212 - ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
Из выше изложенного следует, что объектом начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию являются выплаты, произведенные работнику за определенный трудовой результат и если выплаты производятся плательщиками страховых взносов не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 24 ТК РФ одним из принципов социального партнерства является обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.
В силу статьи 45 ТК РФ результатом реализации принципа социального партнерства является заключение различных соглашений, под которыми понимаются правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения и устанавливающие общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемые между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
Статьей 46 ТК РФ установлено, что в соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы), а также гарантии, компенсации и льготы работникам.
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (статья 56 ТК РФ).
В силу статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Как следует из статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 164 ТК РФ под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статье 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Таким образом, исходя из приведенных выше норм права, в том числе, положений ТК РФ, усматривается, что под облагаемыми страховыми взносами выплатами и иными вознаграждениями, начисляемыми плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, следует понимать непосредственно вознаграждение за труд, доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты, связанные с результатами труда, а также выплаты компенсационного характера. При этом вышеуказанные виды выплат должны учитываться для целей исчисления страховых взносов в случае, если данные выплаты предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами, соглашениями, коллективным и трудовым договорами, то есть являются обязательными для работодателя в силу факта наличия у него с физическим лицом трудовых отношений.
В соответствии со статьей 8 ТК РФ работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
В силу статьи 5 ТК РФ локальные нормативные акты входят в систему трудового законодательства.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
С лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, по соглашению сторон могут заключаться срочные трудовые договоры, что предусмотрено ч. 2 ст. 59 ТК.
В силу статьи 35 Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:
единовременное пособие в размере двух должностных окладов (месячных тарифных ставок) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины должностного оклада (половины месячной тарифной ставки) работника;
оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;
оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.
Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.
Работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.
Как следует из материалов дела, между обществом и гражданами Российской Федерации Дмитриевой А. А., Аксеровой Л. С. и Ковалевой Т. Н. были заключены трудовые договоры от 05. 09. 2012 N 70, от 08. 09. 2012 N 69 и от 11. 10. 2012 N 78 в связи с переездом к месту работы в организацию, расположенную районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 1,3 договора).
Согласно пункта 7.4 указанных трудовых договоров, "Работнику в связи с переездом к месту работы выплачивается подъемное пособие в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей".
В силу указанного в 2012 и 2014 году предприятие произвело выплаты единовременного пособия работникам Дмитриевой А. А., Аксеровой Л. С. и Ковалевой Т. Н. в размере 20 000 рублей каждому, в общей сумме 60 000 рублей.
В силу подпункта о) пункта 91 Приказа Росстата от 28.10.2013 N 428 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения _ в отчет по форме N П-4 не включаются расходы при переезде работников на работу в другую местность и по обустройству на новом месте жительства.
Оплата стоимости проезда работнику и членам его семьи в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора. Единовременное пособие, оплата стоимости проезда и отпуска для обустройства на новом месте лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые не учитываются в фонде заработной платы и выплатах социального характера, как относящиеся к компенсационным.
В отличие от остальной части трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, спорные выплаты (подъемное пособие) хоть и указаны в договорах от 05. 09. 2012 N 70, от 08. 09. 2012 N 69 и от 11. 10. 2012 N 78, вместе с тем, они связаны именно с переездом работника к месту работы в организацию расположенную районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и являются выплатами компенсационного характера предусмотренными законом, они не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда и выплаты подъемного пособия молодым специалистам, осуществляемые обществом, являются единовременными выплатами компенсационного характера.
При этом доказательств, подтверждающих, что оспариваемые выплаты имели систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, с учетом трудового стажа, органом пенсионного фонда не представлены.
Как установлено судом первой инстанции, указанные пособия выплачены за счет чистой прибыли общества и не относятся к расходам общества по оплате труда.
При изложенных обстоятельствах, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что произведенные обществом выплаты подъемного пособия своим работникам при трудоустройстве не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Довод управления, о том, что произведённая обществом выплата работникам не относится к государственному пособию, которое не подлежит обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, так как не была выплачена в рамках Закона N 15-ЗО, который не распространяется, на общество, апелляционной коллегией не принимается в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 15-ЗО (в редакции, действовавшей на момент произведения спорных выплат) в целях настоящего Закона молодым специалистом признается гражданин Российской Федерации, не достигший возраста тридцати лет, окончивший образовательное учреждение среднего профессионального или высшего профессионального образования, получивший соответствующий документ об уровне образования и квалификации и заключивший трудовой договор (контракт) на неопределенный срок либо срочный трудовой договор сроком на пять лет (далее - трудовой договор) с расположенным на территории Сахалинской области:
1) областным государственным или муниципальным учреждением образования, здравоохранения, культуры, социальной поддержки, социального обслуживания населения;
2) физкультурно-спортивной организацией, созданной Сахалинской областью или муниципальным образованием, осуществляющей спортивную подготовку;
3) учреждением, подведомственным уполномоченному в области ветеринарии органу исполнительной власти Сахалинской области;
4) областным государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что положения Закона N 15-ЗО распространяются на отношения между обществом-работодателем и его работниками по аналогии с положениями Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривающем предоставление указанных выше гарантий и компенсаций в организациях, не относящихся к бюджетной сфере - работодателем.
Данный Закон является региональным нормативным актом дублирующим положения Федерального закона, и не противоречит указанными выше положениям Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Довод ответчика о том, что спорная выплата носит стимулирующий характер, является гарантированной, выплачивается определённому кругу лиц и производится только при заключении трудовых договоров, судебной коллегией не принимается, поскольку, выплата работникам по 20 000 рублей произведена обществом не в качестве вознаграждения за труд, а в качестве выплат компенсационного характера, связанных с переездом работников к месту работы, и не связана с квалификацией работников, сложностью, качеством, объёмом и условиями выполнения непосредственно самой работы.
Судебная коллегия находит правомерными выводы суда первой инстанции относительно обоснованности исключения обществом из облагаемой базы суммы выходного пособия работнику предприятия Васильевой В. С. В силу следующего.
В силу пункта 5 статьи 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению в случае признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Выходные пособия и компенсации, выплачиваемые работникам в связи с увольнением, не подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с нормой подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212 - ФЗ в редакции, действовавшей в проверяемый период.
Согласно буквальному изложению указанной нормы, не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 9 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент произведения спорных выплат) не подлежат обложению страховыми взносами для организаций и индивидуальных предпринимателей все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Случаи назначения и размер выходных пособий при расторжении трудового договора предусмотрены статьей 178 ТК РФ.
В силу положений статьи 178 ТК РФ выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику при расторжении трудового договора, в том числе в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части первой статьи 83 настоящего Кодекса).
Одновременно с этим статьей 178 ТК РФ также установлено, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Таким образом, выплата компенсаций и ее размер работнику при его увольнении по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, прямо установлены положениями ТК РФ (статьи 83, 178) и, следовательно, не подлежат обложению страховыми взносами.
Таким образом, ТК РФ прямо предусматривает возможность установления случаев выплаты выходного пособия и его размера трудовым или коллективным договорами.
Судебная коллегия, соглашаясь с правовой позицией суда первой инстанции, считает, что выплата компенсаций и ее размер работнику при его увольнении по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, прямо установлены положениями ТК РФ (статьи 83, 178) и, следовательно, не подлежат обложению страховыми взносами.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Таким образом, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
С 01. 01.2015 редакция изложенного пункта статьи 9 Закона N 212 - ФЗ изменена Федеральным законом от 28. 06.2014 N 188 - ФЗ и напрямую содержит норму, согласно которой подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка. В проверяемом периоде указанная норма отсутствовала. Следовательно общество при выплате в сентябре 2012 года сотруднику Васильевой В. С. выходного пособия по увольнению в связи инвалидностью в размере 12 769 рублей 82 копейки правомерно не включило указанную сумму в базу для начисления страховых взносов, так как такая выплата в проверяемом периоде не являлась объектом обложения страховыми взносами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплачиваемое работнику при его увольнении, в том числе в связи с инвалидностью, выходное пособие не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у управления правовых оснований доначисления сумм страховых взносов, пеней и взыскания с общества штрафов на основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212 - ФЗ, и правомерно признал недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области от 25.08.2015 N 074/001/103-2015 о привлечении акционерного общества "Молочный комбинат "Южно - Сахалинский" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в части взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 19 720 рублей 62 копейки, пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 4 801 рубль 77 копеек, штрафа за совершение нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 47 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в размере 3 944 рубля 12 копеек, и вынесенное на его основании требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 09.09.2015 N 074/001/103-2015.
Ссылку Управления на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.12.2013 N 17-3/2008, которое по мнению Пенсионного фонда подтверждает его позицию о необходимости обложения страховыми взносами на основании части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, как выплаты, произведённая в рамках трудового договора, судебная коллегия не принимает во внимание, так как вышеуказанное письмо не является нормативным актом и носит рекомендательный характер.
Учитывая изложенные обстоятельства, судебная коллегия считает, что оспариваемые решение и выставленное на его основании требование не соответствуют действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, в связи с чем требования заявителя судом первой инстанции удовлетворены правомерно.
Суд первой инстанции правомерно взыскал с Пенсионного фонда в пользу общества расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2015 по делу N А59-5480/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-5480/2015
Истец: АО "Молочный комбинат "Южно-Сахалинский"
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Южно-Сахалинске Сахалинской области, ГУ-УПФР в г. Южно-Сахалинске
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2860/16
29.06.2016 Определение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-5480/15
07.04.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2083/16
03.02.2016 Решение Арбитражного суда Сахалинской области N А59-5480/15