Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2016 г. N Ф04-2456/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
05 апреля 2016 г. |
Дело N А46-13261/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2046/2016) Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 29.01.2016 по делу N А46-13261/2015 (судья Крещановская Л.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Авангард" (ИНН 5503239595, ОГРН 1135543000460) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (ИНН 5503031117, ОГРН 1025500761142) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме N08/16509 от 14.01.2015, об обязании в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выдать разрешение на строительство,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска - Соколова Н.В. (личность установлена на основании удостоверения, по доверенности от 22.09.2015 сроком действия 1 год);
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Авангард" - Беккер М.А. (личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации, по доверенности от 20.03.2016 сроком действия 3 года),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Авангард" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме N 08/16509 от 14.01.2015, об обязании выдать разрешение на строительство.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.01.2016 по делу N А46-13261/2015 заявленные Обществом требования удовлетворены, отказ Департамента в выдаче разрешения на строительство гостиничного комплекса по ул. Труда - ул. Лобкова в Ленинском АО г. Омска, 1 этап строительства, выраженный в письме N08/16509 от 14.10.2015, признан незаконным как не соответствующий Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В целях восстановления нарушенного права Общества, суд первой инстанции возложил на Департамент обязанность в течение десяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения в законную силу выдать ООО "СК "Авангард" на основании представленных документов в порядке статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство гостиничного комплекса по ул. Труда - ул. Лобкова в Ленинском АО г. Омска 1 этап строительства.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции податель жалобы указал, что оспариваемый Обществом отказ является законным и, вопреки позиции суда первой инстанции, не противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, ввиду не соответствия проектной документации градостроительному плану земельного участка, так как гостиничный комплекс в территориальной зоне ЖЗ (зоне многоэтажной жилой застройки) является условно-разрешенным видом использования, что требует получения специального разрешения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержала доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители Общества с доводами апелляционной жалобы не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Заявитель обратился в Департамент с заявлением от 05.10.2015 о выдаче разрешения на строительство объекта - Гостиничный комплекс по ул. Труда - ул. Лобкова в ЛАО г. Омска (1 этап строительства). К заявлению были приложены документы, предусмотренные пунктом 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090303:3105 N Д-Л-31-7696, градостроительный план земельного участка, утвержденный распоряжением Департаментом от 22.09.2015 N 2276, материалы проектной документации.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации Департаментом архитектуры проведена проверка представленных ООО "СК "Авангард" документов.
В ходе проверки Департаментом архитектуры было установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090303:3105, 55:36:090303:3081 согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201, расположены в территориальной зоне многоэтажной жилой застройки средней этажности (ЖЗ), где размещение гостиниц является условно разрешенным видом использования земельных участков.
Департамент 14.10.2015 отказал в выдаче разрешения на строительство объекта по причине не соответствия проектной документации градостроительному плану земельного участка, так как гостиничный комплекс в территориальной зоне ЖЗ (зоне многоэтажной жилой застройки) является условно-разрешенным видом использования, что требует получения специального разрешения.
Общество, полагая, что принятое решение об отказе в выдаче разрешения на строительство является незаконным и нарушающим права Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, создающим препятствия в осуществлении экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
29.01.2016 Арбитражным судом Омской области вынесено решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в объем полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности входит, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях, подведомственных органам местного самоуправления.
Положениями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок выдачи разрешения на строительство.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства на территории города Омска, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, а также продление срока действия указанных разрешений", утвержденного постановлением Администрации города Омска от 30 марта 2012 года N 490-п (далее - Административный регламент), подпунктом 15 пункта 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 11 апреля 2012 года N 3, ДАГ Администрации г. Омска - орган местного самоуправления, уполномоченный на разрешение вопроса о выдаче разрешения на строительство.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
В соответствии с частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления с приложением документов, перечисленных в пунктах 1 - 7 части 7 настоящей статьи.
В силу части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на строительство, по смыслу которого уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090303:3105 и 55:36:090303:3081 были предоставлены ООО " СК "Авангард" для строительства гостиничного комплекса согласно договорам аренды от 20.03.2009 N Д-Л-31-7696 и от 03.06.2009 N ДГУ-Л-34-1397 Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и Главным управлением по земельным ресурсам Омской области, соответственно.
Согласно кадастровым выпискам на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090303:3105 и 55:36:090303:3081, являющихся приложением к договорам аренды, разрешенное использование установлено для строительства гостиничного комплекса.
К заявлению Обществом были приложены документы, предусмотренные статьёй 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе, правоустанавливающие документы на земельный участок (копия заявления о выдаче разрешения на строительства с перечнем переданных документов имеется в материалах дела).
Из оспариваемого отказа следует, что основанием для его принятия послужил вывод Департамента о нарушении Обществом части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившемся в несоответствии проектной документации градостроительному плану земельного участка.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что вышеизложенный вывод Департамента является неправомерным и противоречит нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Договорами аренды установлено, что целевым назначением земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090303:3105 и 55:36:090303:3081 является строительство гостиничного комплекса.
Градостроительными планами земельных участков, утвержденными распоряжениями Департамента N 2276, 2282 от 22.09.2015, определено назначение объекта капитального строительства как гостиничный комплекс, ввиду наличия правоустанавливающих документов и учтенных характеристик земельного участка.
При наличии всех необходимых документов для проектирования, Обществом осуществлена подготовка проектной документации для строительства гостиничного комплекса - 1 этап строительства.
Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования могут быть основными, условно разрешенными и вспомогательными.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования, установленный статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривает, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях, в результате которых глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, получение разрешения на условно разрешенный вид использования возможно только в отношении ранее сформированного и учтенного в государственном кадастре недвижимости земельного участка, и в результате является изменением вида разрешенного использования земельного участка.
Доказательств того, что ООО "СК "Авангард" заинтересовано в изменении вида разрешенного использования земельных участков, и планирует освоение земельных участков с другим, нежели с уже установленным разрешенным использованием, в связи с чем, требуется разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков, не представлено.
Суд обоснованно указал на неправомерность предложения заинтересованного лица обсудить на публичных слушаниях возможность строительства, для которого в 2009 году представил заявителю спорные земельные участки.
С момента заключения договора аренды застройщиком получены градостроительные планы земельных участков, осуществлено проектирование объекта, заключены договоры на поставку строительных материалов, получены технические условия на подключение к инженерным сетям, понесены существенные затраты.
Статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок рассмотрения и выдачи разрешений на строительство объектов капитального строительства и запрещает требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган с приложением документов, указанных в пункте 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как верно отметил суд первой инстанции, ООО "СК "Авангард" представлены все документы согласно пункту 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы соответствуют требованиям градостроительного плана земельных участков.
Законом установлено два основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, это отсутствие документов, указанных в пункте 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Департамент не располагал правовыми основаниями для принятия решения об отказе Обществу в выдаче разрешения на строительство.
Таким образом, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, но не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Общества, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявленных требований.
Руководствуясь частью 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно возложил на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное нарушение прав Общества.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не подлежат, поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.01.2016 по делу N А46-13261/2015-оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13261/2015
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2016 г. N Ф04-2456/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СК "Авангард"
Ответчик: Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска