г. Киров |
|
05 апреля 2016 г. |
Дело N А29-10153/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Поляковой С.Г., Тетервака А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой Н.И.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.12.2015 по делу N А29-10153/2015, принятое судом в составе судьи Юркиной Л.Ю.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "СпецСтройРесурс" (ОГРН 1061101043640; ИНН 1101061273)
к Администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (ОГРН 1021101017960; ИНН 1113001350)
о взыскании задолженности, пени,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СпецСтройРесурс" (далее - ООО "СпецСтройРесурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (далее - Администрация муниципального района "Корткеросский", ответчик) о взыскании 2593742 руб. 42 коп. задолженности по муниципальному контракту N 0107300012114000223 от 07.10.2014, 940 060 рублей 88 копеек задолженности по муниципальному контракту N 0107300012114000281 от 12.01.2015, 106 927 рублей пени.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.12.2015 исковые требования удовлетворены. Взыскано с Администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в пользу ООО "СпецСтройРесурс" 3 533 803 рубля 30 копеек долга, 106 927 рублей неустойки, 41 204 рубля расходов по оплате государственной пошлины.
Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции незаконно, поскольку суд отказал Администрации во взыскании с истца пеней за невыполнение работ по муниципальному контракту.
Кроме того, задолженность по оплате выполненных работ возникла в результате недофинансирования в 2014 и 2015 годах бюджета муниципального района "Корткеросский".
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.10.2014 между ООО "СпецСтройРесурс" (подрядчик) и Администрацией муниципального района "Корткеросский" (заказчик) заключен муниципальный контракт N 0107300012114000223, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту помещений в здании муниципального дошкольного образовательного учреждения "Нившерский детский сад N 1" (далее - объект) в соответствии с локальными сметами (приложение к данному контракту).
Источник финансирования - средства бюджета Республики Коми, средства бюджета муниципального района "Корткеросский" (пункт 1.2. муниципального контракта от 07.10.2014 N 0107300012114000223).
В силу раздела 2 муниципального контракта от 07.10.2014 N 0107300012114000223 цена контракта составляет 7 680 567 рублей 50 копеек, которая сформирована с учетом всех расходов подрядчика, связанных и исполнением контракта, в том числе расходов на страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.
Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2.3, 2.4., 2.5. данного контракта.
Сроки выполнения работ: начало - с даты подписания сторонами контракта; окончание - в течение шестидесяти календарных дней с даты подписания контракта (пункты 5.1. и 5.2. муниципального контракта от 07.10.2014 N 0107300012114000223).
Согласно пунктам 6.1. и 6.2. муниципального контракта от 07.10.2014 N 0107300012114000223, оплата работ по контракту производится заказчиком после приемки выполненных работ на основании акта выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счета - фактуры (счета) путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение ста рабочих дней с даты подписания заказчиком документов, являющихся основанием для оплаты выполненных работ.
Датой оплаты по данному контракту считается дата списания денежных средств с расчетного счета заказчика.
12.01.2015 между ООО "СпецСтройРесурс" (подрядчик) и Администрацией муниципального района "Корткеросский" (заказчик) заключен муниципальный контракт N 0107300012114000281, в соответствии с пунктом 1.1. которого подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту здания муниципального дошкольного образовательного учреждения "Нившерский детский сад N 1" (дополнительные работы) в объемах согласно локальной смете (приложение N 1 к данному контракту), а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным контрактом.
Срок выполнения работ: в течение двадцати рабочих дней с даты подписания сторонами данного контракта (пункт 1.3 муниципального контракта от 12.01.2015 N 0107300012114000281).
В силу пунктов 2.1. и 2.2. муниципального контракта от 12.01.2015 N 0107300012114000281, цена данного контракта составляет 940060 руб. 88 коп. В цену контракта включены все расходы, связанные с его исполнением, в том числе расходы на выполнение работ, материалы согласно локальной сметы, доставка работников, материалов, оборудования, вывоз строительного мусора, гарантийная ответственность, страхование, уплата налогов, сборов и других обязательных платежей.
Согласно пунктам 3.1., 3.2., 3.3. муниципального контракта от 12.01.2015 N 01073000121 14000281, источник финансирования - средства бюджета муниципального района "Корткеросский", средства республиканского бюджета Республики Коми.
Форма, сроки и порядок оплаты работ - оплата выполненных работ производится заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) на основании выставленного подрядчиком счета - фактуры (счета).
Датой оплаты считается дата списания денежных средств со счета заказчика, подтвержденная копией платежного поручения.
Работа считается выполненной после подписания полномочными представителями сторон акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) (пункт 6.7. муниципального контракта от 12.01.2015 N 0107300012114000281).
В соответствии с пунктом 11.1. муниципального контракта от 12.01.2015 N 0107300012114000281, контракт вступает в силу с даты его подписания сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Истцом представлен согласованный сторонами график работ к муниципальному контракту от 07.10.2014 N 0107300012114000223.
Выполнение работ в рамках муниципального контракта от 07.10.2014 N 0107300012114000223 подтверждается истцом актами о приемке выполненных работ от 09.10.2014 N Н-1 на сумму 1079707 руб. 46 коп., от 09.10.2014 N Н-2 на сумму 2322316 руб. 79 коп., от 30.10.2014 N 3 на сумму 1009251 руб. 36 коп., от 05.12.2014 N Р-4 на сумму 1867421 руб. 78 коп., от 05.12.2014 N Н-5 на сумму 447493 руб. 47 коп., от 26.02.2015 N Н-6 на сумму 732171 руб. 38 коп.., от 26.02.2015 N Н-7 на сумму 222205 руб. 26 коп., всего на сумму 7680567 руб. 50 коп., подписанными сторонами и скрепленными печатями сторон; справками о стоимости выполненных работ и затрат от 09.10.2014 N Н-1 на сумму 1079707 руб. 46 коп., от 09.10.2014 N Н-2 на сумму 2322316 руб. 79 коп., от 30.10.2014 N Н-3 на сумму 1009251 руб. 36 коп., от 05.12.2014 N Н-3 на сумму 2314915 руб. 25 коп., от 26.02.2015 N Н-6 на сумму 732171 руб. 38 коп., от 26.02.2015 N Н-7 на сумму 222205 руб. 26 коп., всего на сумму 7680567 руб. 50 коп., подписанными сторонами и скрепленными печатями сторон.
Выполнение работ в рамках муниципального контракта от 12.01.2015 N 01073000121 14000281 подтверждается со стороны истца актом о приемке выполненных работ от 15.01.2015 N 1 на сумму 940060 руб. 88 коп., справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 15.01.2015 N 1 на сумму 940060 руб. 88 коп., подписанными сторонами и скрепленными печатями сторон.
Выполненные работы в рамках муниципальных контрактов от 07.10.2014 N 0107300012114000223 и от 12.01.2015 N 0107300012114000281 предъявлены ответчику для оплаты счетами от 09.10.2014 N 265 на сумму 1079707 руб. 46 коп., от 09.10.2014 N 366 на сумму 2322316 руб. 79 коп., от 30.10.2014 N 386 на сумму 1009251 руб. 36 коп., от 05.12.2014 N 444 на сумму 2314915 руб. 25 коп., от 26.02.2015 N 27 на сумму 732171 руб. 38 коп., от 26.02.2015 N 26 на сумму 222205 руб. 26 коп., от 15.01.2015 N 7 на сумму 940060 руб. 88 коп.
Полагая, что ответчик безосновательно уклоняется от исполнения обязательств по оплате на основании указанных выше контрактов, истец обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Согласно пункту 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Оплата выполненных работ в рамках муниципального контракта от 07.10.2014 N 0107300012114000223 произведена ответчиком частично на сумму 5086825 руб. 08 коп., что подтверждается платежными поручениями от 17.10.2014 N 20845 на сумму 1079707 руб. 46 коп., от 17.10.2014 N 20846 на сумму 2322316 руб. 79 коп., от 10.11.2014 N 22581 на сумму 1009251 руб. 36 коп., от 10.12.2014 N 25445 на сумму 675549 руб. 47 коп. Задолженность составила 2593742 руб. 42 коп. Оплата в рамках муниципального контракта от 12.01.2015 N 0107300012114000281 ответчиком не произведена. Задолженность составила 940060 руб. 88 коп.
Претензии истца от 06.08.2015 N 127 и N 128, полученные ответчиком, оставлены без ответа, что послужило поводом для обращения в Арбитражный суд Республики Коми с настоящим иском. Наличие и размер задолженности в рамках спорных муниципальных контрактов ответчиком не оспаривалось (отзыв на исковое заявление от 05.11.2015 N 500; апелляционная жалоба).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности или уменьшения такой ответственности.
Доводы заявителя о наличии оснований для начисления пени за просрочку выполнения работ подлежат отклонению.
Пунктом 12.2.4. муниципального контракта от 07.10.2014 N 0107300012114000223 предусмотрено право заказчика удерживать сумму неустоек (штрафов, пеней), в том числе неустойки за нарушение сроков выполнения подрядных работ, предусмотренной пунктом 12.2. муниципального контракта, в бесспорном порядке, без согласия подрядчика при окончательном расчете с подрядчиком.
Определением суда от 09.11.2015 ответчику предлагалось представить доказательства, подтверждающие удержание заказчиком неустойки. Однако такие доказательства не были представлены суду.
Кроме того, суд учитывая возражения ответчика, правомерно и обоснованно принял во внимание, что из представленных истцом доказательств в связи с доводами ответчика о нарушении подрядчиком сроков выполнения работ, предусмотренных контрактом от 07.10.2014 N 0107300012114000223 следует, что 26.11.2014 истец обратился в адрес ответчика с письмом, в котором указал на необходимость выполнения дополнительных работ по усилению фундамента, смене части венцов в стенах, разборке перегородок на объекте и и невозможности выполнения следующих этапов работ, связанных с отделочными работами, чистовыми полами и т.д.
В связи с вышеуказанным письмом истца по результатам проведенного ответчиком аукциона между сторонами по спору был заключен контракт от 12.01.2015 N 0107300012114000281 на выполнение дополнительных работ по спорному объекту, а также согласован новый график выполнения работ по капитальному ремонту объекта в рамках муниципального контракта от 07.10.2014 N 0107300012114000223, предусматривающий выполнение работ до конца февраля 2015 года, в то время как последние работы (электромонтажные работы и работы по внутренней чистовой отделке), согласно актов приемки выполненных работ формы КС-2, подписаны сторонами по спору 26.02.2015.
По расчету суда, мотивированных возражений против которого не заявлено в апелляционной жалобе, сумма неустойки по муниципальному контракту от 07.10.2014 N 0107300012114000223 за период с 24.07.2015 по 30.09.2015 составляет 49216 руб. 26 коп. (с учетом 69 дней просрочки исполнения обязательства по оплате оказанных услуг); по муниципальному контракту от 12.01.2014 N 0107300012114000281 за период с 17.02.2015 по 30.09.2015 -58424 руб. 78 коп.
Однако поскольку истцом в расчете неустойки по муниципальному контракту от 07.10.2014 N 0107300012114000223 указано количество дней просрочки исполнения обязательства по оплате выполненных работ - 68 дней, суд принял решение в пределах заявленных требований.
Таким образом, доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к иной, чем у суда первой инстанции оценке представленных доказательств, не подтверждаются исследованными судами обеих инстанций материалами дела, в связи с чем не могут повлечь отмену либо изменение судебного акта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, оснований для отмены решения по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.12.2015 по делу N А29-10153/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский" (ОГРН 1021101017960; ИНН 1113001350) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
С.Г. Полякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-10153/2015
Истец: ООО СпецСтройРесурс
Ответчик: Администрация МР Корткеросский