г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2016 г. |
Дело N А42-3802/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Кашиной Т.А., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тюниным Н.Н.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3233/2016) ОАО "Мурманский тарный комбинат"
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 18.11.2015 г. по делу N А42-3802/2015 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению ОАО "Мурманский тарный комбинат"
заинтересованное лицо: Комитет имущественных отношений г. Мурманска
3-е лицо: Администрация города Мурманска
о признании незаконным отказа в предоставлении на праве собственности земельного участка, изложенного в уведомлении от 17.02.2015 г. N 15-05-03/1923,
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманский тарный комбинат" (далее - Общество, ОАО "Мурманский тарный комбинат") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета имущественных отношений города Мурманска (далее - Комитет) в предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:77, изложенного в уведомлении от 17.02.2015 г. N 15-05-03/1923.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Мурманска (далее - Администрация).
Решением суда от 18.11.2015 г. в удовлетворении требования Общества отказано.
На решение суда подана апелляционная жалоба, в которой Общество просит решение от 18.11.2015 г. отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Комитет просит решение от 18.11.2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения, а также рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Комитета.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды земли от 06.12.1994 г. N 959, согласно которому арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым N 1-054-091-А (новый кадастровый номер 51:20:0001054:77), площадью 13256 кв.м, находящийся в Первомайском районе, в северном портовом районе; сроком на 49 лет по 01.10.2043 г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.10.2003 г. серии 51-АА N 154089 ОАО "Мурманский тарный комбинат" на праве собственности принадлежит Здание бондарно-ящичного цеха с пристроенным АБК (Этажность: по лит. Б-2; по лит. Б1-4; по лит. Б2-3; по лит. Б3-Б5-1. Подземная этажность: цоколь), общей площадью 6818,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Мурманск, Северный район Рыбного порта.
05.02.2015 г. Общество обратилось в Администрацию с заявлением о приобретении прав на земельный участок, в котором просило предоставить в собственность земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, кадастровый номер 51:20:0001054:77, расположенный по адресу: г. Мурманск, ул. Траловая (Северный район Рыбного порта), под здание бондарно-ящичного цеха с пристроенным АБК (кадастровый номер 51:20:0000000:3247).
Уведомлением от 17.02.2015 г. исх. N 15-05-03/1923 Комитет отказал заявителю в предоставлении в собственность земельного участка. Со ссылкой на постановление Администрации города Мурманска от 26.09.1994 г. N 1783 "Об отнесении земельных участков к землям морского порта города Мурманска", часть 4 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) и пункт 2.6.1.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду, на праве ограниченного пользования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим и физическим лицам", утвержденного постановлением Администрации города Мурманска от 15.08.2012 г. N 2003 (далее - Административный регламент) указал, что к заявлению от 04.02.2015 г. Общество не приложило копии документов, подтверждающих, что принадлежащее ему здание бондарно-ящичного цеха с пристроенным АБК используется для осуществления деятельности в морском порту.
Не согласившись с данным отказом Комитета, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал ОАО "Мурманский тарный комбинат", сославшись на то, что Общество не представило документы, подтверждающие возможность реализации исключительного права, установленного пунктом 4 статьи 28 Закона о морских портах.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 201 настоящего Кодекса основанием для принятия судом решения о признании незаконным решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления являются несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанными решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.; далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
По общему правилу, закрепленному в части 3 статьи 28 Закона о морских портах, земельные участки в границах морского порта индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность не предоставляются.
Однако в части 4 статьи 28 Закона о морских портах законодатель указал ряд случаев, когда индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе приобрести в собственность земельный участок в границах территории морского порта. Это возможно, если данный участок: занят портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств инвесторов (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц); занят зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту, которые принадлежат на праве собственности индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам; искусственно создан на водных объектах индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Таким образом, индивидуальные предприниматели и юридические лица (за исключением иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства) могут реализовать право на приобретение в собственность ограниченного в обороте земельного участка, расположенного на территории морского порта, но только при наличии одного из условий, исчерпывающий перечень которых приведен в части 4 статьи 28 Закона о морских портах.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.) предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, был утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 г. N 475 (далее - Перечень).
Пунктом 7 Перечня (действовавшего в рассматриваемый период) предусмотрено, что лицо, обратившееся с заявлением о приобретении прав на земельный участок, обязано приложить копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право на приобретение земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1-6 Перечня документов.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 2.6.1.1 Административного регламента (действовавшего в рассматриваемый период) для предоставления муниципальной услуги необходимо представление копии документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в подпунктах "а" - "м" настоящего пункта.
Непредставление заявителем предусмотренных пунктами 2.6.1.1 и 2.6.1.2 Административного регламента документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.8.1 Административного регламента).
Судом установлено и не оспаривается заявителем, что спорный земельный участок расположен на землях морского порта Мурманск, границы которого установлены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1535-р "Об установлении границ морского порта Мурманск (Мурманская область)".
Документов, подтверждающих использование принадлежащего заявителю нежилого строения (здания бондарно-ящичного цеха с пристроенным АБК) для осуществления деятельности в морском порту, в материалах дела не имеется.
Суд первой инстанции правильно указал, что представленный Обществом технический паспорт, составленный по состоянию на 27.10.2008 г. на Здание бондарно-ящичного цеха с пристроенным АБК, инвентарный номер 1917, расположенное в Северном районе Рыбного порта, относится к учетно-технической документации и не содержат в себе информации, позволяющей суду сделать вывод, что объект, принадлежащий Обществу, используется для осуществления деятельности в морском порту.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку испрашиваемый земельный участок находится в границах морского порта, то в отсутствие документов, подтверждающих возможность реализации исключительного права, установленного пунктом 4 статьи 28 Закона о морских портах, оспариваемый отказ Комитета соответствует вышеприведенным положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем отказал в удовлетворении требований Общества.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения либо опровергали выводы арбитражного суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
По существу доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 18 ноября 2015 года по делу N А42-3802/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-3802/2015
Истец: ОАО "Мурманский тарный комбинат"
Ответчик: Комитет имущественных отношений г. Мурманска
Третье лицо: Администрация города Мурманска