город Омск |
|
06 апреля 2016 г. |
Дело N А70-12849/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грязниковой А.С.,
судей Рожкова Д.Г., Солодкевич Ю.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Кукаркиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1747/2016) общества с ограниченной ответственностью "Архангельское" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2015 по делу N А70-12849/2015 (судья Вебер Л.Е.), принятое по иску Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200712359, ИНН 7202137184) к обществу с ограниченной ответственностью "Архангельское" (ОГРН 1087207000110, ИНН 7216005759) о взыскании субсидий в сумме 2 907 382 рублей 27 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Архангельское" - представитель не явился, извещено;
от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - до перерыва Боровинской А.Ю. (паспорт, доверенность N 14/5540-15 от 22.12.2015 сроком действия один год) после перерыва представитель не явился;
установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее по тексту - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью "Архангельское" (далее по тексту - ООО "Архангельское", ответчик) о взыскании субсидий в сумме 2 907 382 руб. 27 коп.
Исковые требования со ссылками на статью 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ), пункт 5.2. Положения о порядке предоставления средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N 180-п, мотивированы нарушением ответчиком условий предоставления субсидий в части нецелевого использования денежных средств.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2015 по делу N А70-12849/2015 исковые требования удовлетворены. С ООО "Архангельское" в пользу Департамента взысканы субсидии в сумме 2 907 382 руб. 27 коп. С ООО "Архангельское" в доход федерального бюджета взыскано 37 537 руб. государственной пошлины.
Возражая против принятого судом первой инстанции решения от 14.12.2015, ООО "Архангельское" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы указывает на то, что общая сумма подтвержденных расходов на момент проведения проверки, согласно представленным получателем документам, составила не менее 3 750 000 руб. По мнению ответчика, получатель подтвердил затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности, повышение плодородия почв на сумму не менее размера причитающихся субсидий и не допустил нецелевое использование денежных средств. Кроме того, ответчик считает, что истец нарушил сроки предоставления субсидий, поскольку субсидия в размере 1 129 232 руб. 27 коп. была предоставлена Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области только 23.06.2015.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Департамент просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Архангельское", надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счёл возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 29.03.2016 по 05.04.2016.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, а также на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации (картотека арбитражных дел).
После перерыва представители сторон не явились.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Департамента, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 26.02.2015 ООО "Архангельское" обратилось в Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области с заявкой на получение субсидии в размере 1 778 150 руб. из средств федерального и областного бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.
По результатам рассмотрения указанного обращения между Департаментом и ООО "Архангельское" был заключен договор N 25/304-15 о предоставлении субсидий от 16.03.2015, денежные средства в размере 1 778 150 руб. руб. перечислены на счет ответчика платежными поручениями N 1379 от 19.03.2015; N 823540 от 23.03.2015.(л.д. 57-58).
В соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 17.06.2015 к договору от 16.03.2015 ответчику была предоставлена дополнительная субсидия в размере 1 129 232 руб. 27 коп., перечислена платежным поручением N 5559 от 23.06.2015; N 157623 от 23.06.2015.
Общая сумма предоставленных ответчику субсидий составила 2 907 382 руб. 27 коп.
Департаментом была проведена проверка соблюдения ООО "Архангельское" условий получения и использования средств, выделенных в виде субсидии из федерального и областного бюджетов на оказание несвязанной поддержки ООО "Архангельское" в 2015 году, по результатам которой был составлен акт от 26.08.2015. Проверкой установлено, что по данным бухгалтерского учета за период с 01.10 2014 по 30.06.2015 не подтверждаются затраты ООО "Архангельское" на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности, повышение плодородия почв, в части приобретения материально-технических ресурсов на сумму не менее размера причитающихся субсидий на оказание несвязанной поддержки, что является нарушением условий предоставления субсидий.
Полагая, что ответчиком нарушено условие получения субсидий, истец обратился к ответчику за возвратом полученной суммы и в последствии в суд с настоящим иском.
Удовлетворение судом первой инстанции исковых требований послужило основанием для обращения ответчика с апелляционной жалобой, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии со статьей 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.
В соответствии с пунктом 2.45 Положения о Департаменте агропромышленного комплекса Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 18.05.2005 N 27-п, Департамент организует отраслевой контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств в пределах полномочий Департамента.
Для обеспечения соблюдения Получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий Департамент осуществляет проведение обязательных проверок в соответствии с Порядком проведения обязательных проверок по соблюдению Получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 14.05.2012 N 180-п (далее по тексту - Порядок).
В силу пункта 2.1.10 указанного Порядка субсидии предоставляются Получателям при соблюдении условий, указанных в данном пункте.
В частности, таким условием является предоставление документов, подтверждающих затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности, повышение плодородия почв на сумму не менее размера причитающихся субсидий на оказание несвязанной поддержки.
К возмещению принимаются затраты по приобретенным материально-техническим ресурсам в четвертом квартале предшествующего года и в текущем году.
При этом, согласно пунктам 2.3.1, 2.3.2 договора о предоставлении субсидии N 25/304-15 от 16.03.2015 получатель обязан обеспечить неснижение посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году к предшествующему году и представить в департамент для подтверждения фактически посеянных площадей сельскохозяйственных культур в срок до 01 июля текущего года сведения о посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году по установленной форме, а также документы, подтверждающие затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности, повышение плодородия почв на сумму не менее размера причитающихся субсидий на оказание несвязанной поддержки, произведенные в IV квартале предшествующего года и в текущем году.
Субсидии предоставляются Получателям в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур на основании сведений о посевной площади сельскохозяйственных культур в предшествующем году (пункт 2.2 Порядка).
Как следует из материалов дела, в установленный срок до 01 июля 2015 года, ООО "Архангельское" не предоставило первичные документы, подтверждающие произведенные затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности, повышение плодородия почв, в части приобретения материально-технических ресурсов на сумму не менее размера причитающихся субсидий на оказание несвязанной поддержки, на сумму 2 907 382 руб. 27 коп.
Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе, актом проверки от 26.08.2015.
Акт проверки от 26.08.2015 подписан со стороны ООО "Архангельское" директором и главным бухгалтером с возражениями, согласно которым подтверждается, что отчет в установленный срок не представлялся, так как не было произведено затрат на приобретение материально-технических ресурсов на сумму не менее размера причитающихся субсидий на оказание несвязанной поддержки.
Согласно пункту 5.1 Порядка при нарушении условий предоставления субсидий, установленных настоящим Положением, полученная субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме.
Как указывалось ранее, ответчиком нарушено условие предоставления субсидий, установленное пунктом 2.1.10 Порядка.
Поскольку одним из нарушений условий предоставления субсидий, установленных настоящим Положением является не предоставление документов, подтверждающих затраты на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности, повышение плодородия почв на сумму не менее размера причитающихся субсидий на оказание несвязанной поддержки (пункт 2.1.10 настоящего Порядка) следовательно, полученная ответчиком субсидия подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме, а именно в размере 2 907 382 руб. 27 коп.
По результатам обязательных проверок, проведенных Департаментом в соответствии с приложением N 6 к настоящему постановлению, и выявления нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, Департамент АПК в течение 10 рабочих дней со дня подписания заключения камеральной проверки и (или) акта выездной проверки направляет уведомление о возврате субсидии в областной бюджет в полном объеме с указанием платежных реквизитов. Получатель в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления производит возврат субсидии в областной бюджет по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате субсидии. (пункт 5.2 Порядка).
Как следует из материалов дела, Департаментом АПК в адрес ООО "Архангельское" было направлено уведомление от 28.09.2015 N 13/3974-15 о возврате субсидии в размере 2 907 382 руб. 27 коп. Уведомление вручено 28.09.2015.
Поскольку в установленный в уведомлении срок и до настоящего времени субсидии Департаменту АПК ООО "Архангельское" не возвратило в полном объеме, в размере 2 907 382 руб. 27 коп., как установлено пунктом 5.1 Порядка, в связи с нарушением условий пункта 2.1.10 Порядка, исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Ссылки подателя апелляционной жалобы на нарушение Департаментом сроков рассмотрение заявок о предоставлении субсидии судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку истцом не доказано, что данные обстоятельства препятствовали ответчику исполнить условия предоставления субсидии.
Доводы подателя апелляционной жалобы относительно заключения договора купли-продажи дизельного топлива ООО "СибирьНефтепродукт" и оплаты аренды сельхозтехники, судом апелляционной техники отклоняются, поскольку затраты на аренду технику исходя из условий договора и Порядка не подлежат возмещению за счет субсидий, а расходы на топливо составляют сумму значительно меньшую, чем представленная субсидия.
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, удовлетворив исковые требования Департамента в полном объеме, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при разрешении спора нарушений норм процессуального закона.
Принятое по делу решение суда не подлежит отмене или изменению, апелляционная жалоба ответчика оставлена без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного, и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 14 декабря 2015 года по делу N А70-12849/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Грязникова |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-12849/2015
Истец: Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области
Ответчик: ООО "АРХАНГЕЛЬСКОЕ"