Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 июня 2016 г. N Ф05-7203/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
06 апреля 2016 г. |
Дело N А41-91644/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Областной ЦОиЗ" - извещено, представитель не явился,
от Министерства строительного комплекса Московской области - Молчановой Л.Г. (представителя по доверенности от 07.09.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 25.01.2016 по делу N А41-91644/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Областной центр оценки и землеустройства" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Министерству строительного комплекса Московской области (далее - министерство) со следующими требованиями (с учетом принятого судом уточнений требований):
- восстановить обществу пропущенный процессуальный срок на подачу заявления о признании незаконным решения министерства от 08.07.2015 N 19Исх-13330/94;
- признать незаконным решение министерства, оформленное в виде письма от 08.07.2015 N 19Исх-13330/94, выраженное в отказе в подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка от 10.06.2015 N 19вх-26565/ГПЗУ с кадастровым номером 50:05:0070403:0307 по адресу: Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Болотная;
- обязать министерство принять решение по заявлению общества от 10.06.2015 N 19вх-26565/ГПЗУ об утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка от 10.06.2015 N 19вх-26565/ГПЗУ с кадастровым номером 50:05:0070403:0307 по адресу: Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Болотная.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.01.2016 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя общества.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя министерства, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:05:0070403:307 площадью 500 кв.м. по адресу: Московская область, г. Сергиев-Посад, ул. Болотная, с разрешенным использованием "для размещения торгово-офисного здания".
В 2013 году общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, выраженного в неосуществлении подготовки и утверждения градостроительного плана данного земельного участка, и об обязании администрации в течение тридцати дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить, утвердить градостроительный план земельного участка, площадью 500 кв.м. с кадастровым номером 50:05:0070403:0307 из земель населенных пунктов, по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Болотная, для размещения торгово-офисного здания и выдать его обществу (дело N А41-60091/13).
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.03.2014 по делу N А41-60091/13 требования удовлетворены.
Решение суда не обжаловалось и вступило в законную силу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 2 принятого 24.07.2014 Закона Московской области N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) в городских поселениях на основании генеральных планов городских поселений, правил землепользования и застройки городских поселений.
Данные положения указанного Закона Московской области вступили в законную силу с 01.01.2015.
С 01.01.2015 полномочия по рассмотрению заявлений об утверждении градостроительных планов на территории Московской области отнесены к ведению Министерству.
Общество 10.06.2015 обратилось в министерство с заявлением об утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка в соответствии с ранее утвержденной документацией (на момент вынесения и вступления в законную силу решения по делу N А41-60091/13) с учетом градостроительного заключения от 21.11.2008 N 50, согласованного с необходимыми инстанциями, в том числе в ГУП МО "НИиПИ градостроительства".
Письмом от 08.07.2015 N 19Исх-13330/94 министерство отказало обществу в удовлетворении заявления, указав, что в соответствии с проектом планировки, проектом межевания территории центральной части города Сергиев-Посад, проектом красных линий, планируемых и существующих улиц города Сергиев-Посад, утвержденными постановлением Главы г.п. Сергиев-Посад от 27.06.2014 N 486-п, земельный участок расположен в границах красных линий, которые обозначают границы территорий общего пользования.
Не согласившись с министерством, общество 11.11.2015 оспорило его отказ от 08.07.2015 в судебном порядке.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
В силу части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Градостроительного кодекса уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района при наличии согласия органов местного самоуправления поселения, городского округа вправе обеспечивать подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципального района объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами.
Согласно части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.
В соответствии с частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется.
Согласно той же части статьи 46 Градостроительного кодекса орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Учитывая то, что Градостроительный кодекс не предусматривает основания для отказа в подготовке и утверждении градостроительного плана, суд в ходе рассмотрения дела N А41-60091/13 пришел к выводу, что бездействие администрации города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, выраженное в неосуществлении подготовки и утверждения градостроительного плана земельного участка, не соответствует законодательству и нарушает права заявителя.
Решением по делу N А41-60091/13 также установлено, что Управление архитектуры и градостроительства подготовило проект ГПЗУ указанного земельного участка и направило его на утверждение Главы города.
Данным решением суд обязал администрацию города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу подготовить, утвердить градостроительный план земельного участка площадью 500 кв. м. с кадастровым номером 50:05:0070403:0307 из земель населенных пунктов по адресу: Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Болотная для размещения торгово-офисного здания и выдать его обществу.
В решении указан срок исполнения решения - в течение 30 дней с момента его вступления в законную силу, то есть не позднее мая 2014 года.
Таким образом, решение подлежало исполнению в указанные сроки и в соответствии с законодательством, действовавшим на момент рассмотрения дела и исполнения решения суда.
Постановление Главы г. Сергиев-Посад от 27.06.2014 N 486-п "Об утверждении проекта планировки и межевания территории центральной части города Сергиев Посад и проекта красных линий планируемых и существующих улиц города Сергиев Посад" принято и вступило в силу позднее, чем решение суда по делу N А41-60091/13 должно было быть исполнено без учета проектов планировки и межевания территории, утвержденных данным постановлением Главы г. Сергиев-Посад.
Администрация города Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области решение суда по делу N А41-60091/13 не исполнила.
Поскольку с 01.01.2015 полномочия по рассмотрению заявлений об утверждении градостроительных планов на территории Московской области отнесены к ведению министерства, общество подало заявления (в частности, 10.06.2015) в министерство об утверждении и выдаче градостроительного плана земельного участка в соответствии с ранее утвержденной документацией (на момент вынесения и вступления в законную силу решения по делу N А41-60091/13) с учетом градостроительного заключения от 21.11.2008 N 50, согласованного с необходимыми инстанциями, в том числе в ГУП МО "НИиПИ градостроительства".
Отказ министерства в удовлетворении заявления общества, выраженный в письме от 08.07.2015 N 19Исх-13330/94, со ссылкой на проекты планировки и межевания территории центральной части города Сергиев-Посад, утвержденные постановлением Главы г.п. Сергиев-Посад от 27.06.2014 N 486-п, нельзя признать законным, поскольку решением Арбитражного суда Московской области от 07.05.2015 по делу N А41-9124/15, вступившим в законную силу 02.07.2015 и подлежащим применению с 07.05.2015 (то есть на момент принятия министерством оспариваемого отказа), данное постановление Главы г. Сергиев-Посад было признано недействительным.
Довод министерства о том, что решение суда по делу N А41-60091/13 не распространяется на него и необязательно для него, поскольку министерство не являлся заинтересованным лицом по делу, является правильным, однако это обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворения требований общества по настоящему делу.
Суд первой инстанции по настоящему делу не обязывал министерство исполнить решение суда по делу А41-60091/13, в котором министерство не участвовало.
Возложение судом на министерство обязанности утвердить и выдать обществу градостроительный план земельного участка в соответствии с нормами, действующими на момент рассмотрения дела N А41-60091/13, и вынесения решения по нему, само по себе не означает возложения на министерство обязанности исполнить решение суда по делу А41-60091/13. Решение суда по настоящему делу является самостоятельным судебным актом, подлежащим исполнению участвовавшим в этом деле министерством.
При этом апелляционный суд учитывает, что на момент принятия судом первой инстанции обжалуемого по настоящему делу решения новые проекты планировки и межевания территории центральной части города Сергиев-Посад не приняты. Доказательств обратного не представлено. Обстоятельства, существовавшие на момент принятия судом решения по делу N А41-60091/13, и нормы, действовавшие на этот момент, к моменту принятия судом решения по настоящему делу не изменились. При таких обстоятельствах приведенное указание суда первой инстанции (возложение на министерство обязанности утвердить и выдать обществу градостроительный план земельного участка в соответствии с нормами, действующими на момент рассмотрения дела N А41-60091/13) не повлекло принятия судом неправильного решения.
Довод министерства о том, что законом не предусмотрен порядок внесения изменений в ранее выданный градостроительный план земельного участка, отклоняется апелляционным судом, поскольку в данном случае речь идет не о внесении изменений в ГПЗУ, выданный министерством, а о выдаче им нового ГПЗУ.
Ссылка министерства на определение коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.04.2014 N ВАС-3692/14 по делу N А56-29669/2013 в обоснование довода об отсутствии установленных параметров для подготовки ГПЗУ, не принимается апелляционным судом ввиду следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Градостроительного кодекса подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Согласно части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется.
Таким образом, если ГПЗУ подготавливается в виде отдельного документа по заявлению физического или юридического лица, а не в составе проекта межевания территории (часть 2 статьи 44 Градостроительного кодекса), подготовка и утверждение документации по планировке территории не проводится (часть 17 статьи 46 Градостроительного кодекса). Данные положения Градостроительного кодекса в названном определении коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не указаны.
Ссылка министерство на то, что земельный участок, на который общество просило министерство выдать ГПЗУ, предоставлен не для строительства, отклоняется, принимая во внимание вид разрешенного использования данного земельного участка - "для размещения торгово-офисного здания". Кроме того, то обстоятельство, что земельный участок предоставлен не для строительства, не препятствует выдаче ГПЗУ, поскольку владелец такого участка не лишен права инициировать изменение вида разрешенного использования в зависимости от содержания выданного ему ГПЗУ.
Из доводов министерства, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.01.2016 по делу N А41-91644/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-91644/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14 июня 2016 г. N Ф05-7203/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Областной ЦОиЗ"
Ответчик: Министерство строительного комплекса Моковской области
Третье лицо: Министерство строительного комплекса Моковской области