г. Ессентуки |
|
07 апреля 2016 г. |
Дело N А18-1045/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 апреля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05 февраля 2016 года по делу N А18-1045/2015,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магас медиа групп",
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия,
о признании незаконным и отмене Постановления N 76 от 18 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, (судья Цечоев Р.Ш.),
при участи в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Магас медиа групп" - Додов М.М. по доверенности N 44 от 25.12.2015,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Магас медиа групп" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании незаконным постановления N 76 от 18 ноября 2015 года о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05 февраля 2016 года заявление общества с ограниченной ответственностью "Магас медиа групп" удовлетворено.
Признано незаконным и отменено полностью постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Ингушетия N 76 от 18 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении
Решение мотивированно тем, что не осуществление деятельности, на которую получена лицензия, само по себе не образует состав правонарушения
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что у общества имелась лицензия на право пользования недрами НЗР 00157 МР сроком действия до 31.12.2029, неотъемлемой частью данной лицензии является соглашение об условиях пользования недрами Приложение N 1 к лицензии НЗР 0157 МР. Действие лицензии НЗР 00157 МР общества не прекращено и не приостановлено, лицензия действует до 31.12.2029.
До начала судебного заседания от общества поступил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Управление направило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В судебном заседании представитель общества поддержал отзыв на апелляционную жалобу и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05 февраля 2016 года по делу N А18-1045/2015, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
На основании Приказа Руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Ингушетия Бекбузарова Х.Ю. за N 03/36 от 12 октября 2015 года старшим государственным инспектором Управления Арчаковым Б.Б. (личность подтверждена удостоверением N4512 от 10 сентября 2015 года) в соответствии со ст. 29.1. КоАП РФ с 19 октября по 03 ноября 2015 года проведена проверка выполнения ООО "Магас медиа групп" на предмет соблюдения Федерального законодательства Российской Федерации, обязательных требований правовых актов Российской Федерации.
Управлением вынесено уведомление N 03/36 от 12.10.2015 о том, что с 19 октября будет проводиться выездная плановая проверка.
Уведомление о проведении проверки получил директор общества - Мусаев Т.Т. 12.10.2015 лично, о чем собственноручно расписался (т. 1 л.д. 82).
Управлением вынесено извещение от 06.11.2015 N 171, в котором указано, что директору или законному представителю общества необходимо явиться 1.05.2015 в 09 часов 30 минут для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Данное извещение получено директором общества 06.11.2015, о чем собственноручно расписался (т.1 л.д. 91).
В отношении общества 11 ноября 2015 года составлен протокол об административном правонарушении N 91 (т.1 л.д. 85-90).
Протокол составлен в присутствии директора общества.
С протоколом ознакомлен и копию протокола получил директор общества 11.11.2015, о чем собственноручно расписался (т.1 л.д. 88).
Управлением 13.11.2015 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, в котором указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении будет рассматриваться 18.11.2015 в 16 часов 30 минут.
Данное определение получено директором общества 13.11.2015, о чем собственноручно расписался (т.1 л.д. 84).
Постановлением от 18.11.2015, принятым в отсутствие неявившегося представителя общества, извещенного надлежащим образом, ООО "Магас медиа групп" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Постановление мотивировано тем, что у ООО "Магас медиа групп" отсутствует проект (программа) работ по созданию и ведению мониторинга окружающей природнеой среды, согласно п. 3.2.5 условий пользованию недрами к лицензии на право пользования НЗР 00157 МР.
Не согласившись с принятым постановление N 76 от 18 ноября 2015 года, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия, об отмене данного постановления административного органа.
Рассмотрение дел об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ подведомственно арбитражному суду, поскольку правонарушение совершено в сфере предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с лицензией на пользование недрами.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ - пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как видно из материалов дела с 19 октября по 03 ноября 2015 года проведена проверка выполнения ООО "Магас медиа групп" условия пользования недрами к лицензии на право пользования НЗР 00157 MP. На основании указанной проверки принято Постановление N 76 от 18 ноября 2015 года о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
ООО "Магас медиа групп" заключен договор подряда от 10.10.2015 года N 18/15 с ООО "Фирма "Сатурн" на разработку проекта мониторинга Слепцовского участка минеральных вод Республики Ингушетия с целью переоценки эксплуатационных запасов,
Водяная скважина "Слепцовск-1" ООО "Магас медиа групп" приобретена в собственность на основании Договора купли-продажи недвижимого имущества от 06 июня 2012 года. На день покупки Скважина в соответствии с п. 3.3. Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, в связи с отсутствием финансирования была законсервирована с составлением Акта N 09 от 01 января 2011 года, срок консервации до 31 декабря 2015 года. Акт консервации подписали и скрепили своими печатями Руководитель по недропользованию по Республике Ингушетия М.И. Шадиев и Генеральный директор ООО "Ингушнефтепродукт" Х.Д. Албаков, которому принадлежала эта скважина.
В пункте 3 Акта указано, что из скважины демонтировано (извлечено) следующее оборудование: водяной насос в количестве 1 шт., комплекс внутри скважинного оборудования. Оголовник закрыт.
После покупки указанной Скважины из-за отсутствия финансовых возможностей на разработку и дальнейшее развитие скважины 29 июня 2012 года был составлен новый Акт N 01 о консервации этой скважины также до 31 декабря 2015 года. Этот акт также был подписан руководителем по недропользованию по Республике Ингушетия М.И. Шадиевым и ООО "Магас медиа групп".
Обществом принято решение о ее консервации еще на три года, о чем составлен акт N 02 от 16 ноября 2015 года, который подписан Начальником отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию СКФО по Республике Ингушетия З.И. Яндиевой и ООО "Магас медиа групп".
Акт направлен на подпись Заместителю Руководителя Кавказского Управления по РИ Федеральной службы по экологическому и атомному надзору А.З. Гирееву ( исх. N 50 от 17 ноября 2015 года).
Судом первой инстанции верно установлено, что со дня покупки и по настоящее время водяная скважина "Слепцовск -1" ни одного дня не использовалась ООО "Магас медиа групп".
По этой причине ООО "Магас медиа групп" не в состоянии был выполнить норму пункта 3.2,5. Условий пользования недрами, который гласит, что не позднее 6 (шести) месяцев с даты регистрации лицензии (срок установленный в соответствии с ранее выданной лицензией НЗР 00125-МР) разработать и согласовать в установленном порядке проект (программу) работ по созданию и ведению мониторинга недр в пределах горного отвода и программу мониторинга окружающей природной среды. Ежегодно в соответствии с проектной документацией проводить мониторинг состояния недр и окружающей природной среды с безвозмездным предоставлением материалов в территориальный орган управления государственным фондом недр.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Феде-рации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременно вносить платежи за пользование недрами.
Исходя из буквального толкования приведенных норм права привлечение к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса, возможно только при условии фактического пользования недрами.
Обществу вменяется несоблюдение п. 3.2.5, условий пользования недрами к лицензии на право пользования НЗР 00157 MP не разработан и не согласован в установленном порядке проект (программа) работ по созданию и ведению мониторинга окружающей природной среды.
Не проводится ежегодный мониторинг состояния недр и окружающей природной среды с безвозмездным предоставлением материалов в территориальный орган управления фондом недр.
Судом первой инстанции верно установлено, что в протоколе об административном правонарушении от 11.11.2015 и в оспариваемом постановлении административный орган указывает, что общество осуществляет деятельность с нарушением действующего законодательства, выразившееся в нарушении вышеуказанных пунктов условий пользования недр по предоставленной лицензии, в связи с чем, по мнению административного органа, в действиях (бездействие) общества усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, согласно которой пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной названного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии и привлечение к административной ответственности по данной норме возможно только при условии фактического пользования недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Виды пользования недрами определены в статье 6 Закона о недрах, согласно которой недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого- геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Таким образом, для квалификации правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 7.3 Кодекса необходимо наличие одновременно двух условий - это непосредственно пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом каких-либо действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
В силу положений статьи 11 Закона о недрах лицензия является лишь документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Следовательно, неиспользование владельцем лицензии предоставленного ему права пользования недрами не означает, что он осуществляет это пользование, то есть само по себе право на пользование недрами без их фактического использования не свидетельствует о возможности привлечения к административной ответственности.
Довод апелляционной жалобы о том, что у общества имелась лицензия на право пользования недрами НЗР 00157 МР сроком действия до 31.12.2029, неотъемлемой частью данной лицензии является соглашение об условиях пользования недрами Приложение N 1 к лицензии НЗР 0157 МР. Действие лицензии НЗР 00157 МР общества не прекращено и не приостановлено, лицензия действует до 31.12.2029 - отклоняется.
Из содержания документов, представленных в материалы дела, не следует, что общество осуществляло фактическое пользование недрами.
В акте проверки N 44 от 03.11.2015 года указано, что в проверяемый период общество не приступило к работам и тем самым не осуществляет пользование недрами на лицензионном участке.
Таким образом, учитывая, что общество не приступило к пользованию недрами, оно не могло ими пользоваться с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами,
Кроме того, из положений статьи 20 Закона о недрах следует, что в случае если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах, право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию.
Закон о недрах предусматривает последствия, которые могут наступить в результате того, что пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах - в числе названных последствий отсутствует возможность для привлечения к административной ответственности.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным органом не доказано наличие объективной стороны в действиях общества административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
По смыслу приведенной нормы указанное правонарушение подразумевает активное поведение лица и может быть совершено только в форме действий. Бездействие, выразившееся в невыполнении условий лицензионного соглашения, без факта непосредственного пользования обладателем лицензии недрами, не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
На момент проверки обществом не осуществлялось пользование недрами, в связи, с чем оно не могло ими пользоваться с нарушением условий, предусмотренных лицензией серии НЗР 00157 МР на пользование недрами, соответственно, правовых оснований у административного органа для привлечения общества к административной ответственности отсутствовали.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, исходя из диспозиции части 2 статьи 7.3, КоАП РФ, привлечение общества к административной ответственности по этой статье возможно в том, случае если административным органом установлен факт пользования обществом недрами.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что не осуществление деятельности, на которую получена лицензия, само по себе не образует состав правонарушения.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05 февраля 2016 года по делу N А18-1045/2015.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05 февраля 2016 года по делу N А18-1045/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-1045/2015
Истец: ООО "Магас медиа групп"
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)по РИ