Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 августа 2016 г. N Ф09-7528/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
06 апреля 2016 г. |
Дело N А07-25785/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лишенко В.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.01.2016 по делу N А07-25785/2015 (судья Аминева А.Р.).
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Николаевой Екатерины Викторовны - Головастикова Л.В. (доверенность от 01.02.2016, паспорт).
Индивидуальный предприниматель Николаева Екатерина Викторовна (далее - ИП Николаева, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, заинтересованное лицо), в котором потребовала:
- признать незаконным отказ Управления в предоставлении в собственность ИП Николаевой земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010702:5939, 02:55:010702:24, 02:55:010702:396, расположенных по адресу: город Уфа, улица Минигали Губайдуллина, рядом с домом 19/4;
- возложить на заинтересованное лицо обязанность заключить с заявителем договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010702:5939, 02:55:010702:24, 02:55:010702:396 (требования изложены с учётом их изменения предпринимателем в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - л.д. 7-9, 62-63).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 12.11.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.01.2016 (резолютивная часть объявлена 18.01.2016) требования заявителя удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Управления в предоставлении ИП Николаевой в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010702:5939, 02:55:010702:24, 02:55:010702:396, изложенный в письме от 12.08.2015 N 10706. Кроме того, суд возложил на Управление обязанность заключить с ИП Николаевой договор купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010702:5939, 02:55:010702:24, 02:55:010702:396 (л.д. 79-83).
Управление с принятым судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд. Заинтересованное лицо просит решение отменить, в удовлетворении требований предпринимателя отказать.
Податель жалобы полагает, что размещение стационарного объекта на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010702:396 с разрешенным использованием - для установки временного объекта мелкорозничной торговли (типа "павильон"), не предусмотрено. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии у здания (строения), расположенного в границах участка, признаков самовольной постройки (л.д. 98).
В дополнении к апелляционной жалобе Управление приводит следующие доводы. В соответствии с пунктом 16 статьи 1, частями 1, 3 статьи 44, частями 1, 7, 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план может быть оформлен только в отношении одного земельного участка, а объект недвижимости может быть размещён только на одном земельном участке. В нарушение требований градостроительного законодательства здание, принадлежащее ИП Николаевой на праве собственности, расположено на нескольких земельных участках. Документы, подтверждающие законность нахождения объекта недвижимости на спорных земельных участках (градостроительные планы, разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию), предпринимателем получены не были, что подтверждается письмом из Отдела градостроительного контроля и выдачи разрешительной документации. Кроме того, виды разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010702:24, 02:55:010702:396 не соответствуют целям использования, указанным в заявлении о предоставлении земельных участков в собственность предпринимателя. Вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:010702:5939 не установлен. По мнению Управления, данные обстоятельства согласно пунктам 14, 20 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации являются основаниями для отказа в предоставлении земельных участков (л.д. 99-100).
Апелляционная жалоба принята к производству Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда определением от 11.03.2016 (л.д. 96-97).
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду болезни судьи Ермолаевой Л.П. определением заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2016 произведена замена председательствующего судьи Ермолаевой Л.П. председательствующим судьей Соколовой И.Ю.
Лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ("kad.arbitr.ru"), заинтересованное лицо и третье лицо явку своих представителей не обеспечили.
С учётом мнения представителя ИП Николаевой и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Управления и Администрации.
В судебном заседании представителем предпринимателя заявлены возражения на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов настоящего дела следует, что 12.10.2004 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:010702:24. Общая площадь земельного участка 8 кв.м. Категория земель "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования "под киоск". Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, город Уфа, Советский район, улица Минигали Губайдуллина, у дома 19/4 (л.д. 74).
28 апреля 2007 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:010702:396 (предыдущие номера 02:55:010702:19, 02:55:010702:395, 02:55:010702:64). Общая площадь земельного участка 50 2 кв.м. Категория земель "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования "для установки временного объекта мелкорозничной торговли (типа "павильон")". Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, город Уфа, Советский район, улица Минигали Губайдуллина, рядом с домом N 19/4 (кадастровая выписка от 25.02.2010 N 02/10/1-121238 - л.д. 21-24, 73).
01 сентября 2014 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 02:55:010702:5939. Общая площадь земельного участка 177 5 кв.м. Категория земель "земли населенных пунктов". Вид разрешенного использования - не указан. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, город Уфа, Советский район, улица Минигали Губайдуллина (кадастровый паспорт от 01.09.2014 N 02/14/1-594653 - л.д. 18-20, 75).
07 ноября 2014 года между Вафиной Д.Х. (продавец) и Николаевой Е.В. (покупатель) подписан договор купли-продажи. На основании данной сделки Николаева Е.В. приобрела в собственность нежилое здание общей площадью 107,5 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010702:3922, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Советский район, улица Минигали Губайдуллина, рядом с домом N 19/4 (л.д. 13).
Недвижимое имущество (нежилое здание) передано Николаевой Е.В. по акту приёма-передачи (л.д. 14).
21 ноября 2014 года на основании договора купли-продажи от 07.11.2014 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись N 02-04-01/395/2014-753 о праве собственности Николаевой Е.В. на одноэтажное нежилое здание общей площадью 107,5 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010702:3922, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Советский район, улица Минигали Губайдуллина, рядом с домом N 19 корпус 4 (л.д. 25).
17 марта 2015 года филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан выдана кадастровая выписка N 02/15/1-204520 в отношении здания с кадастровым номером 02:55:010702:3922. Согласно схеме расположения объекта недвижимого имущества на земельном участке, соответствующее здание расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010702:5939, 02:55:010702:24, 02:55:010702:396, а также несформированном земельном участке (л.д. 12).
29 июня 2015 года ИП Николаева обратилась с заявлением к главе администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Предприниматель просила предоставить в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010702:396, 02:55:010702:5939, 02:55:010702:24 по цене 25 % от кадастровой стоимости, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2014 N 629. В обоснование своего заявления предприниматель указала, что в границах соответствующих земельных участков расположено нежилое здание, принадлежащее ей на праве собственности (л.д. 15).
В письме от 12.08.2015 N 10706 Управление в ответ на обращение ИП Николаевой сообщило следующее. Принадлежащее заявителю нежилое здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 02:55:010702:396, 02:55:010702:5939, 02:55:010702:24, а также на земельном участке, сведения о котором в государственном кадастре недвижимости отсутствуют. В соответствии со статьями 38, 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации возможность пересечения границ здания и границ земельных участков, на которых расположено здание (строение, сооружение), действующим законодательством не предусмотрена. В связи с этим, предоставление испрашиваемых земельных участков не представляется возможным (л.д. 16-17).
Полагая, что отказ в предоставлении земельных участков в собственность путём заключения договора купли-продажи является незаконным и нарушает её права в сфере предпринимательской деятельности, ИП Николаева обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для отказа в выкупе земельных участков. Суд пришёл к выводу о том, что сам по себе факт нахождения нежилого здания одновременно в границах трёх земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учёт, не препятствует выкупу этого недвижимого имущества. Суд отметил, что испрашиваемые земельные участки непосредственно связаны с функциональным назначением объекта с кадастровым номером 02:55:010702:3922, являются необходимыми для использования нежилого здания. Суд также указал на отсутствие в деле доказательств, свидетельствующих о том, что для эксплуатации нежилого здания необходим земельный участок (земельные участки) иной площади либо конфигурации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статьи 197-200 АПК РФ, пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
В рассматриваемой ситуации ИП Николаева оспаривает действия органа местного самоуправления, в результате которых заявителю отказано в предоставлении земельных участков в частную собственность путём заключения договора купли-продажи недвижимого имущества. Принятое органом власти решение изложено в письме от 12.08.2015 N 10706.
Поскольку с заявлением о выкупе земельных участков ИП Николаева обратилась в орган местного самоуправления 29.06.2015, для целей разрешения возникшего спора применению подлежит законодательство Российской Федерации, действовавшее по состоянию на 29.06.2015.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (подпункт 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)).
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса).
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса).
Заинтересованное в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, лицо должно представить в соответствующий орган власти заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов с указанием всех необходимых сведений (поименованы в пункте 1 статьи 39.17 Земельного кодекса).
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1, 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего кодекса (пункт 2 статьи 39.17 Земельного кодекса).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Поскольку право собственности ИП Николаевой на объект недвижимого имущества (нежилое здание общей площадью 107,5 кв.м. с кадастровым номером 02:55:010702:3922) зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке 21.11.2014 (л.д. 25) и не было оспорено на момент рассмотрения настоящего спора, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия у заявителя предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса исключительного права на приобретение в собственность за плату земельного участка, на котором расположен этот объект недвижимого имущества и который необходим для эксплуатации нежилого здания.
Вместе с тем, как указано выше, при рассмотрении заявления о выкупе земельного участка уполномоченный орган власти обязан проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса.
Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- разрешённое использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утверждённым проектом планировки территории (пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса);
- в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешённого использования (пункт 20 статьи 39.16 Земельного кодекса).
Земельные участки (земли) используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесён земельный участок, а также о разрешённом использовании (виде разрешённого использования) земельного участка подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества (пункты 13, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Как следует из материалов настоящего дела, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010702:24 имеет следующий вид разрешённого использования: "под киоск" (л.д. 74).
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:010702:396 имеет вид разрешённого использования "для установки временного объекта мелкорозничной торговли (типа "павильон")" (л.д. 21-24, 73).
Земельный участок с кадастровым номером 02:55:010702:5939 не имеет определённого вида разрешённого использования (л.д. 18-20, 75).
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом (пункты 1, 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 статьи 1, пункту 2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации киоски, навесы и иные подобные объекты не относятся к объектам капитального строительства. Под объектом капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
По смыслу приведенных норм гражданского и градостроительного законодательства Российской Федерации такие объекты как киоски, павильоны, которые не имеют прочной связи с земельным участком, то есть могут быть перенесены в другое место без причинения несоразмерного ущерба их назначению, не относятся к недвижимым вещам, а также к объектам капитального строительства.
Исходя из учтенных в государственном кадастре недвижимости сведений о видах разрешённого использования, земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010702:24 и 02:55:010702:396 не предназначены для целей размещения в их границах объектов недвижимого имущества либо объектов капитального строительства.
Следовательно, поскольку в качестве основания для выкупа земельных участков ИП Николаевой заявлено о необходимости эксплуатации принадлежащего ей объекта недвижимости (нежилого здания), предоставление земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010702:24 и 02:55:010702:396 не соответствует требованиям пункта 14 статьи 39.16, пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса.
Кроме того, в силу отсутствия установленного в предусмотренном законом порядке вида разрешённого использования предоставление заявителю земельного участка с кадастровым номером 02:55:010702:5939 не соответствует требованиям пункта 20 статьи 39.16, пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса.
По смыслу статьи 11.9, подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования по функциональному назначению, с учётом фактического землепользования. Площадь такого земельного участка должна составлять не менее предельных минимальных размеров и не более предельных максимальных размеров, установленных для конкретных видов деятельности, или площадь, определённую в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В рассматриваемой ситуации из материалов дела не следует, что испрашиваемые заявителем земельные участки сформированы для эксплуатации нежилого здания общей площадью 107,5 кв.м. с кадастровым номером 02:55:010702:3922.
Таким образом, отказ органа местного самоуправления в предоставлении земельных участков в собственность ИП Николаевой, изложенный в письме от 12.08.2015 N 10706, соответствует требованиям земельного законодательства Российской Федерации.
При рассмотрении требований ИП Николаевой и возражений Управления арбитражный суд апелляционной инстанции также исходит из того, что предоставление в собственность заявителя земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010702:5939, 02:55:010702:24, 02:55:010702:396 не обеспечит соблюдение предусмотренного земельным законодательством принципа единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Из схемы расположения объекта недвижимого имущества на земельном участке, приведенной в кадастровой выписке N 02/15/1-204520 на здание с кадастровым номером 02:55:010702:3922, усматривается что здание расположено в границах земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:010702:5939, 02:55:010702:24, 02:55:010702:396, а также несформированном земельном участке (л.д. 12). Таким образом, предоставление трех испрашиваемых заявителем земельных участков не является достаточным для эксплуатации одноэтажного нежилого здания площадью 107,5 кв.м.
При таких обстоятельствах субъективные права заявителя оспариваемым ею решением органа местного самоуправления не ущемлены.
Для целей соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, в том числе принципов единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, деления земель по целевому назначению, в рамках процедуры выкупа земельного участка, необходимого для эксплуатации расположенного в его границах объекта недвижимого имущества (здания, строения, сооружения), должен быть сформирован и поставлен на государственный кадастровый учёт соответствующий объект земельных правоотношений.
Поскольку в рассматриваемой ситуации такой объект не сформирован, оснований для понуждения органа местного самоуправления к заключению с предпринимателем гражданско-правовой сделки купли-продажи не имеется.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Поскольку решение Управления, изложенное в письме от 12.08.2015 N 10706, соответствует закону и не нарушает права заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения требований ИП Николаевой.
Решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене применительно к пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ (нарушение или неправильное применение норм материального права).
Процессуальных нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражным судом первой инстанции не допущено.
При обращении с заявлением по настоящему делу ИП Николаева уплатила государственную пошлину в размере 6300 рублей (л.д. 6).
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными заявитель - физическое лицо (индивидуальный предприниматель) - должен уплатить государственную пошлину в размере 300 рублей.
Понуждение заинтересованного лица к заключению договора купли-продажи земельных участков следует рассматривать как способ восстановления нарушенного права применительно к пункту 3 части 4, пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, но не как самостоятельное требование заявителя.
Тем самым, излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 6000 руб. (с учетом снятия с рассмотрения требований о признании права собственности) надлежит возвратить ИП Николаевой из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.01.2016 по делу N А07-25785/2015 отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Николаевой Екатерины Викторовны отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Николаевой Екатерине Викторовне из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 рублей излишне уплаченную за рассмотрение дела судом первой инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-25785/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 10 августа 2016 г. N Ф09-7528/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Николаева Екатерина Викторовна, Николаева Е В
Ответчик: МО ГО Г. УФА РБ В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан