г. Самара |
|
05 апреля 2016 г. |
Дело N А65-24920/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 апреля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Поповой Е.Г., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Скороходовым П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30.03.2016 в помещении суда апелляционную жалобу Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.01.2016 по делу N А65-24920/2015 (судья Ситдиков Б.Ш.), принятое по заявлению Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, пгт Рыбная Слобода, Рыбно-Слободский район, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань, о признании незаконным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 18.09.2015 по делу N06-227/2015,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполком) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России) от 18.09.2015 по делу N 06-227/2015.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.01.2016 по делу N А65-24920/2015 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Исполком просил отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Исполкома, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной плановой проверки Татарстанское УФАС России приняло решение от 18.09.2015 N 06-227/2015 о признании Исполкома нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части неутверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании указанного решения Исполкому было выдано предписание от 18.09.2015 о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем утверждения схемы размещения рекламных конструкций на территории Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, аннулировать разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, выданные либо пролонгированные с нарушением Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), а именно: разрешения от 29.04.2011 N 1, от 05.05.2011 N 2, от 12.05.2011 N 3, от 18.05.2011 N 4, от 20.05.2011 N 5, от 20.05.2011 N 6, от 02.06.2011 N 7, от 07.06.2011 N 8, от 05.08.2011 N 9, от 24.05.2012 N 10, от 15.06.2012 N 11, от 09.07.2012 N 12, от 18.07.2012 N 13, от 31.08.2012 N 14, от 31.08.2012 N 15, от 26.09.2012 N 16, от 05.04.2013 N 17, от 15.04.2013 N 18, от 30.05.2013 N 19, от 04.03.2014 N 20, от 04.03.2014 N 21, от 30.05.2013 N 22, от 30.05.2013 N 23, от 24.03.2014 N 24, 26.03.2014 N 29, от 26.03.2014 N 30, от 28.03.2014 N 31, от 31.03.2014 N 32, от 05.05.2014 N 33, от 11.08.2014 N 34, от 13.10.2014 N 35, от 02.07.2015 N 36, от 13.10.2014 N 36.
С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал Исполкому в удовлетворении заявления об оспаривании указанных решения и предписания.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 N 98-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 98-ФЗ), вступившего в силу с 13.05.2013, органы местного самоуправления до 01.01.2014 обязаны утвердить схемы размещения рекламных конструкций в порядке, установленном частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе.
Частью 5.8 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 98-ФЗ с 01.01.2014 выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
Между тем на территории Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан схемы размещения рекламных конструкций в установленном порядке и в установленный срок не были утверждены.
Ссылка Исполкома на часть 5 статьи 19 Закона о рекламе, согласно которой установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, не может быть принята во внимание, поскольку данная правовая норма не освобождает Исполком от исполнения обязанностей, предусмотренных вышеприведенными правовыми нормами.
Не может быть принята во внимание и ссылка Исполкома на часть 4 статьи 4 Закона N 98-ФЗ, согласно которой до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления применяется действовавший до дня вступления в силу этого закона порядок размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Из системного толкования положений частей 4 и 5 статьи 4 Закона N 98-ФЗ следует, действовавший до дня вступления в силу этого закона порядок размещения рекламных конструкций сохранялся на период со дня вступления в силу этого закона и до дня утверждения схем размещения рекламных конструкций органами местного самоуправления, при этом схемы размещения рекламных конструкций должны быть утверждены до 01.01.2014.
Принятие Исполкомом мер, направленных на согласование схемы размещения рекламных конструкций с Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, и непоступление с 01.01.2014 по настоящее время заявлений о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не являются обстоятельствами, свидетельствующими об отсутствии факта вышеуказанного нарушения и вины Исполкома в его совершении.
В силу части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 данной статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом местного самоуправления либо уполномоченной им организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.
Таким образом, единственным способом заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, являются торги, проводимые органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15.1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Частью 9 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых, предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Закона о рекламе к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 19 Закона о рекламе разрешение выдается органом местного самоуправления на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является договором аренды и Закон о рекламе не предполагает заключение договора аренды для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Этот вывод подтверждается, в том числе, пунктом 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случае размещения рекламных конструкций осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитута.
По смыслу части 17 статьи 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия, в связи с чем выдача органом местного самоуправления разрешения не может быть осуществлена в отсутствие договора.
Следовательно, необходимыми условиями установки рекламной конструкции являются разрешение, выдаваемое органом местного самоуправления, на территории которого предполагается осуществить ее установку, и договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный ранее выдачи соответствующего разрешения на основании проведенных торгов.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Законом не предусмотрено предоставление отдельным хозяйствующим субъектам конкурентных преимуществ посредством выдачи и пролонгации разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций без заключения соответствующих договоров либо путем заключения таких договоров без проведения торгов. Создание таких преимуществ является нарушением антимонопольного законодательства.
С учетом вышеизложенного Татарстанское УФАС России сделало правильный вывод о том, что вышеупомянутые разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций подлежат аннулированию.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что допущенные Татарстанским УФАС России незначительные нарушения Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 339, не привели к нарушению прав и законных интересов Исполкома.
Таким образом, обжалованное судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные Исполкомом в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 января 2016 года по делу N А65-24920/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24920/2015
Истец: Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, пгт Рыбная Слобода, Рыбно-Слободский район
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань