г. Саратов |
|
06 апреля 2016 г. |
Дело N А57-16199/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Антоновой О. И., Никитина А. Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсеевой О. А.,
при участии в судебном заседании: - индивидуального предпринимателя Никитина Сергея Владимировича (личность установлена по паспорту), от индивидуального предпринимателя Никитина Сергея Владимировича - представитель Иванков Вадим Михайлович по доверенности от 15.02.2016 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Никитина Сергея Владимировича
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 января 2016 года по делу N А57-16199/2015 (судья Лузина О.И.)
по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан, Республика Башкортостан, г. Уфа, (ОГРН 1120280040286 ИНН 0276143260)
к индивидуальному предпринимателю Никитину Сергею Владимировичу, г. Саратов, (ОГРНИП 314645314300040 ИНН 6453026482222)
о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан в размере 96 916 рублей,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан, Республика Башкортостан, г. Уфа, с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Никитину Сергею Владимировичу, г. Саратов, ОГРНИП 314645314300040, ИНН 6453026482222, о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан в размере 96 916 руб. согласно акту N 241 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) о нагрузке на ось от 01.04.2015 г.
Определением суда от 17.07.2015 г. дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих доводов.
Определением суда от 07.09.2015 г. суд первой инстанции в связи с необходимостью представления сторонами и исследования судом дополнительных доказательств по делу перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 26 января 2016 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, индивидуальный предприниматель Никитин Сергей Владимирович обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В жалобе заявитель указывает, что истцом не доказан факт информированности ответчика об установленных ограничениях. Полагает также, что имеются сомнения в достоверности показаний весового оборудования истца.
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан представило в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании ИП Никитин С. В. и его представитель доводы жалобы поддержали, заявили ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств и допросе в судебном заседании в качестве свидетеля водителя Кучменко В. А.
Данное ходатайство судебной коллегией отклонено в связи с тем, что заявитель, в нарушение правил статьи 268 АПК РФ, не обосновал невозможность представления доказательств в суд первой инстанции по причинам, от него не зависящим.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные материалы, доводы апелляционной жалобы, выслушав в судебном заседании ответчика и его полномочного представителя, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 01 апреля 2015 года при осуществлении весового контроля на 10 км автодороги Дюртюли - Нефтекамск сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (далее - ГИБДД) совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки ДАФ модель 95, регистрационный номер К 562 ТО 64, с полуприцепом марки ПАКТОН модель ПАКТОН, регистрационный номер AM 2725 64, принадлежащего Ответчику, под управлением водителя Кучменко Виктора Александровича.
Факт принадлежности транспортного средства ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на седельный тягач 64 РН 102220, на полуприцеп 64 РН 102221.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-П - весы автомобильные электронные портативные) фирмы ТЕНЗО М, модификации (модель) ВА-20П, заводской номер N 13-34863. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены 30 марта 2013 года, что удостоверено свидетельством о поверке N 7/557 от 25.03.2015 г. с номером поверки 082683052 (голограмма) оттиском поверительного клейма на весовом оборудовании, которая также имеется на паспорте весового оборудования, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
По результатам взвешивания был составлен акт N 241 от 01.04.2015 г., которым зафиксировано превышение предельно допустимых нагрузок на оси транспортного средства. В акте N 241 от 01.04.2015 г. указано, что оплата нанесенного автомобильным дорогам ущерба должна быть произведена в течение 10 дней.
Истцом произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования в сумме 96916 руб., взимаемой в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам, копия акта вручена водителю автотранспортного средства.
Указанная сумма в добровольном порядке в 10-ти дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.
ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан направила претензионное письмо N 1809 от 20.04.2015 г. в адрес ИП Никитина С.В. о необходимости уплаты суммы ущерба, однако, ответ получен не был, денежные средства в возмещение ущерба уплачены не были.
Полагая, что осуществление индивидуальным предпринимателем Никитиным С. В. перевозки тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства при отсутствии специального разрешения, влечёт за собой возникновение ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, в заявленном размере. истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 5 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство Транспорта Российской Федерации (на основании п. 5.2.53.30 Положения О министерстве транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2011 г. N 395).
Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 г. N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе, порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" утвержден порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе, порядок организации пунктов весового и габаритного контроля.
В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 г. N 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и /или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенного между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27.11.2012 г., ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утв. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 г. N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
Согласно подпункту "а" пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.1.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе, порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств от 27.04.2011 N 125 полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
К полномочиям ГКУ Служба весового контроля РБ согласно указанного Соглашения также отнесены проведение измерений и взвешивание транспортных средств, в том числе измерения нагрузок на ось и определение полной массы транспортного средства; составление актов по результатам взвешивания; осуществление расчета стоимости ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан; взаимодействие с органами ГИБДД МВД по РБ при осуществлении функционирования пунктов весового контроля; осуществление взыскания стоимости ущерба, наносимого автомобильным дорогам Республики Башкортостан в результате провоза тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, в претензионном и судебном порядке.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ на пунктах весового контроля, оснащенных весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.
Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12.02.2013 г. N 145-р.
При этом, согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемою транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 г. N 934, из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причиненный автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозок) тяжеловесных грузов.
Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Республике Башкортостан размер вреда определяется в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 г. N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения".
Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Истцом произведён расчёт ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и /или межмуниципального значения Республики Башкортостан в размере 96 916 руб. ИП Никитиным С.В. расчёт ущерба не оспорен, контррасчёт суду не представлен.
Доказательств наличия у ответчика на момент осуществления перевозки специальных разрешений, выданных в соответствующем порядке, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Судом первой инстанции правомерно указано, что бремя по доказыванию соблюдения условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в силу статей 8, 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на ответчика (перевозчика).
Принимая во внимание обязательность получения разрешений на осуществление перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, отсутствие в материалах дела доказательств получения ответчиком указанных разрешений, нарушения им положений установленных Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом, утв. Минтрансом России от 27.05.1996 г., суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания платы с индивидуального предпринимателя Никитина С. В. как владельца транспортного средства, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 17.07.1998 г. N 22-П, устанавливая плату за перевозку тяжеловесных грузов, Правительство Российской Федерации тем самым стимулирует перевозчиков к использованию менее вредных для дорожного полотна способов перевозки, что призвано способствовать нормальному функционированию федеральных автомобильных дорог. Их содержание в постоянной технической исправности и готовности к эксплуатации служит целям обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, мобилизационной готовности и обороноспособности страны, экологической и общей безопасности населения, т.е. призвано гарантировать общественно значимые публичные интересы.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации о возмещении ущерба (статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации) для возложения на сторону имущественной ответственности в виде возмещения ущерба необходимо определения ряда фактов, а именно фактов неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между допущенным нарушением и возникшим ущербом, вины причинившего вреда, наличия и размера ущерба.
Материалами дела подтверждается факт осуществления перевозки ответчиком груза 01.04.2015 г. с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства, отсутствия разрешения на перевозку крупногабаритного груза, полученного в установленном законом порядке. Следовательно, истцом доказана противоправность действий ответчика, а также его вина, выразившаяся в неполучении разрешения на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 г. N 22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, расчет платы за провоз тяжеловесных грузов осуществляется исходя из полной массы автотранспортного средства, осевых масс, протяженности разрешенного маршрута движения. Учет этих параметров призван максимально индивидуализировать размер платы, с тем чтобы он соответствовал расчетному размеру ущерба и затрат, вплоть до освобождения от нее.
Соответственно, у истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба, причиненного конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определен заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок.
Обязательность платы за провоз в данном случае предполагается в отношении неограниченного круга перевозчиков, осуществляющих перевозку грузов массой, превышающей допустимую.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Довод жалобы об отсутствии у водителя информации о введённых ограничениях опровергается протоколом об административном правонарушении (л.д. 86 т.1), из содержания которого следует, что водитель перевозил груз, превышающий предельно допустимый указанный на дорожном знаке. Данный протокол подписан водителем Кучменко В. А. без каких-либо замечаний.
Довод жалобы о неисправности весового оборудования документально не подтверждён, а, напротив, опровергается имеющимися в деле доказательствами.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан о взыскании с индивидуального предпринимателя Никитина Сергея Владимировича ущерба, причиненного дорогам общего пользования в размере 96 916 руб., правомерно удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции выводы суда о применении норм права при рассмотрении настоящего спора находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта суд всесторонне и полно исследовал доказательства по делу, дал им надлежащую правовую оценку. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, основаны на установленных судом фактических обстоятельствах и представленных доказательствах. При этом суд правильно применил соответствующие нормы материального права.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 26 января 2016 года по делу N А57-16199/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-16199/2015
Истец: ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан, Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан
Ответчик: ИП Никитин С. В., ИП Никитин Сергей Владимирович
Третье лицо: Адресно-справочное бюро ГУ ГУВД Саратовской области