г. Вологда |
|
07 апреля 2016 г. |
Дело N А05-11175/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 07 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Виноградовой Т.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 января 2016 года по делу N А05-11175/2015 (судья Быстров И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уют-2" (ОГРН 1072920000042, ИНН 2920011448; место нахождения: 164268, Архангельская область, Плесецкий район, поселок Североонежск, 2-й микрорайон, дом 9; далее - ООО "Уют-2", общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; место нахождения: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49; далее - министерство) о признании частично недействительным требования от 04.09.2015 N 203/06-04/6485, а также по встречному заявлению министерства к ООО "Уют-2" о взыскании 703 016 руб. 01 коп., из них: 696 141 руб. 93 коп. излишне перечисленной субсидии за 2013 и 2014 годы и 6874 руб. 08 коп. пеней.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "Мошинское" в лице администрации муниципального образования "Мошинское" (ОГРН 1052918023971, ИНН 2918007652; место нахождения: 164224, Архангельская область, Няндомский район, деревня Макаровская, улица Набережная, дом 3; далее - администрация МО "Мошинское"), муниципальное образование "Кенорецкое" в лице администрации муниципального образования "Кенорецкое" (ОГРН 1052920021220, ИНН 2920010469; место нахождения: 164291, Архангельская область, Плесецкий район, деревня Корякино; далее - администрация МО "Кенорецкое"), муниципальное образование "Североонежское" в лице администрации муниципального образования "Североонежское" (ОГРН 1052920021252, ИНН 2920010490; место нахождения: 164268, Архангельская область, Плесецкий район, рабочий поселок Североонежск, 2-й микрорайон, дом 9; далее - администрация МО "Североонежское"), муниципальное образование "Ярнемское" в лице администрации муниципального образования "Ярнемское" (ОГРН 1052920021208, ИНН 2920010444; место нахождения: 164289, Архангельская область, Плесецкий район, поселок Улитино, улица Набережная, дом 26; далее - администрация МО "Ярнемское"), муниципальное образование "Оксовское" в лице администрации муниципального образования "Оксовское" (ОГРН 1052920021241, ИНН 2920010483; место нахождения: 164271, Архангельская область, Плесецкий район, рабочий поселок Оксовский, улица Левачева, дом 9а; далее - администрация МО "Оксовское").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 января 2016 года по делу N А05-11175/2015 требование министерства от 04.09.2015 N 203/06-04/6485, проверенное на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации (далее - БК РФ), Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ, Закон о теплоснабжении), закону Архангельской области от 17.12.2012 N 603-36-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (далее - Закон о бюджете на 2013 год), закону Архангельской области от 19.12.2013 N 59-4-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон о бюджете на 2014 год) признано недействительным в части предложения ООО "Уют-2" возместить в областной бюджет 227 565 руб. 73 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 год и 423 132 руб. 17 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2014 год.
В удовлетворении остальной части заявленных требований обществу отказано.
Также оспариваемым решением суда с ООО "Уют-2" в пользу министерства взыскано 21 201 руб. 22 коп., из них: 20 727 руб. 02 коп. - излишне перечисленных средств субсидии за 2013 и 2014 года, 474 руб. 20 коп. пеней.
В удовлетворении остальной части встречных исковых требований министерству отказано.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворения заявленных им требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
ООО "Уют-2" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в оспариваемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 указанного Кодекса.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в соответствии с распоряжением министерства от 21.07.2015 N 366-р плановой проверки деятельности общества по вопросам соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов (убытков), возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению на нужды теплоснабжения за 2013-2014 годы министерством составлен акт проверки от 25.08.2015 N 203/01-23/10 (том 1, листы 25-31), в котором министерство отразило, что выявлено расхождение в объеме тепловой энергии, заявленной обществом в расчете фактической потребности в средствах субсидии формы Ф-1 дельта Т с данными платежных документов, выставленных населению, на 398, 066 Гкал, в том числе в 2013 году на 148, 452 Гкал, в 2014 году на 249, 614 Гкал, что свидетельствует о завышении ООО "Уют-2" объема потребности в средствах субсидии на 696 141 руб. 93 коп., в том числе в 2013 году на 241 657 руб. 49 коп., в 2014 году на 454 484 руб. 44 коп.
В связи с выявленным нарушением и руководствуясь подпунктом 3 пункта 49 Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, министерство направило обществу требование от 04.09.2015 N 203/06-04/6485 о возмещении в областной бюджет указанные суммы необоснованно полученных субсидий в течение 15-ти дней со дня предъявления министерством указанного требования (том 1, лист 32).
Не согласившись с этим ненормативным правовым актом министерства, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании.
В свою очередь министерством подан указанный выше встречный иск к ООО "Уют-2".
При рассмотрении названных требований апелляционная коллегия исходит из следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Названным выше Законом о бюджете на 2013 год утвержден Порядок предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Порядок, Порядок предоставления субсидий).
Этот Порядок изложен в приложении N 17 к Закону о бюджете на 2013 год.
В разделе 3 Порядка предусмотрено, что субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, предоставляются теплоснабжающим организациям Архангельской области в случае превышения одноставочного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, над одноставочным тарифом на тепловую энергию, отпускаемую населению, установленными агентством по тарифам и ценам Архангельской области.
Субсидии предоставляются в соответствии Законом о теплоснабжении с целью обеспечения полного покрытия теплоснабжающим организациям расходов, связанных с государственным регулированием цен (тарифов) на отпуск тепловой энергии для населения (пункт 3.1 Порядка).
В качестве базовых величин для расчета размера субсидий принимаются:
а) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую теплоснабжающими организациями потребителям (без НДС);
б) одноставочные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС);
в) объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению теплоснабжающей организацией в точках учёта тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Законом о теплоснабжении, определенный расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению;
г) стоимость не использованного по состоянию на 1 января 2013 года остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (пункт 3.2 Порядка).
Согласно пунктам 3.3 и 3.4 Порядка предоставление субсидий осуществляется министерством в соответствии со сводной бюджетной росписью, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования. Министерство заключает с теплоснабжающими организациями договоры на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения. Договоры на возмещение убытков должны предусматривать порядок определения количества отпущенной тепловой энергии, подтверждение объемов тепловой энергии, используемых для расчета субсидий, данными бухгалтерского учета и иные существенные условия, установленные Законом о теплоснабжении, и согласованные сторонами.
В соответствии с пунктом 3.8 Порядка теплоснабжающие организации ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в министерство по формам, установленным распоряжением министерства, расчет фактической потребности в средствах субсидии с учетом произведенного авансирования, подтверждённый данными бухгалтерского учёта.
Аналогичные положения содержит утвержденный названным выше Законом о бюджете на 2014 год и изложенный в приложении N 18 к данному Закону Порядок предоставления в 2014 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
В рассматриваемом случае в материалах дела усматривается, что общество в 2013 году осуществляло поставку тепловой энергии на территории муниципальных образований "Североонежское", "Оксовское", "Ярнемское" Плесецкого района Архангельской области и на территории муниципального образования "Мошинское" Няндомского района Архангельской области, в 2014 году на территории муниципальных образований "Североонежское", "Оксовское", "Ярнемское", "Почезерское", "Кенорецкое" Плесецкого района Архангельской области и на территории муниципального образования "Мошинское" Няндомского района Архангельской области.
Министерство энергетики и связи Архангельской области, в дальнейшем переименованное в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (Сторона 1) и общество "Уют-2" (Сторона 2) во исполнение Закона о бюджете на 2013 год заключили договор от 29.12.2012 N 49Т на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения (том 1, лист 15-20).
Предметом заключенного договора является взаимодействие сторон, направленное на предоставление Стороной 1 Стороне 2 субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением N 17 к Закону о бюджете на 2013 год.
Согласно пункту 1.2 этого договора (в редакции дополнительного соглашения от 04.10.2013 N 2) субсидия предоставляется для населения, проживающего в жилых домах, расположенных на территории муниципальных образований "Североонежское", "Оксовское", "Ярнемское" Плесецкого района Архангельской области и на территории муниципального образования "Мошинское" Няндомского района Архангельской области.
По условиям пункта 1.3 договора объем субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, рассчитывается по формуле:
Сi = Пнасi x (Тi - Тнасi)), где:
Сi - объем субсидии, руб.;
Пнасi - объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определённый по показаниям приборов учета тепловой энергии, или в случаях, допускаемых Законом о теплоснабжении, определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Тi - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям (без НДС), руб./Гкал;
Тнасi - одноставочный тариф на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения (без НДС), руб./Гкал;
В пункте 1.5 договора стороны согласовали, что при расчете субсидии объем фактически отпущенной для населения в 2013 году тепловой энергии (теплоносителя) определяется на основании коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платежных документах.
Согласно пункту 1.6 договора отпуск Стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) должен подтверждаться данными бухгалтерского учета.
Также из материалов дела следует, что 24.01.2014 министерство (сторона 1) и общество "Уют-2" (сторона 2) во исполнение Закона о бюджете на 2014 год заключили договор N 18-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения (том 1, листы 21-24), предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на предоставление стороной 1 стороне 2 субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения в соответствии с разделом 3 Порядка предоставления в 2014 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, предусмотренного приложением N 18 к Закону о бюджете на 2014 год.
По условиям пункта 1.3 договора объем субсидии рассчитывается по формуле:
С = Пнас x (Т - Тнас)) - Sz, где:
С - объем субсидии, руб.;
Пнас - объем тепловой энергии (теплоносителя), отпущенный населению и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения), определенный по показаниям приборов учета тепловой энергии и (или) в случаях, допускаемых Законом о теплоснабжении, определенный в установленном порядке расчетным путем по нормативам потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, Гкал;
Т - одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям (без НДС), руб./Гкал;
Тнас - одноставочный тариф на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению (без НДС), руб. /Гкал;
Sz - стоимость не использованного по состоянию на 01.01.2013 остатка каменного угля, поставленного органами местного самоуправления поселений Архангельской области теплоснабжающим организациям за счет субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, руб.
В пункте 1.5 договора стороны согласовали, что при расчете субсидии объем фактически отпущенной Стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения определяется на основании объемов коммунальных услуг, указанных в выставленных потребителям платежных документах. При отпуске Стороной 2 тепловой энергии потребителям, приравненным к населению в случае отсутствия приборов учета в точках учета тепловой энергии, к расчету субсидии Стороной 2 принимается объем тепловой энергии, отпущенный населению и определенный в установленном порядке расчетным путем с использованием нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Согласно пункту 1.6 договора отпуск Стороной 2 тепловой энергии (теплоносителя) для населения и потребителям, приравненным к населению, в точках учета тепловой энергии на нужды теплоснабжения (для отопления и горячего водоснабжения) должен подтверждаться данными бухгалтерского учета.
В ходе проверки министерство пришло к выводу и отразило в приложениях N 1, 2, 3, 4 к акту проверки (том 1, лист 29), что величина завышения потребности в средствах субсидии за 2013 год (241 657 руб. 49 коп.) сложилась за счет завышения потребности в средствах субсидии:
- на 43 017 руб. по муниципальному образованию "Ярнемское" (завышение отпуска тепловой энергии составило 33,541 Гкал);
- на 3798 руб. 82 коп. по муниципальному образованию "Оксовское" (завышение отпуска тепловой энергии составило 2,962 Гкал);
- на 200 724 руб. 18 коп. по муниципальному образованию "Североонежское" (завышение отпуска тепловой энергии составило 114,731 Гкал);
а также занижения на 5882 руб. 51 коп. потребности в средствах субсидии по муниципальному образованию "Мошинское" (занижение отпуска тепловой энергии составило 2,782 Гкал).
Согласно приложениям N 5, 6, 7, 8, 9, 10 к акту проверки (том 1, листы 30-31) величина завышения потребности в средствах субсидии за 2014 год (454 484 руб. 44 коп.) сложилась за счет завышения потребности в средствах субсидии:
- на 62 951 руб. 95 коп. по муниципальному образованию "Ярнемское" (завышение отпуска тепловой энергии составило 42,013 Гкал);
- на 3026 руб. 02 коп. по муниципальному образованию "Оксовское" (завышение отпуска тепловой энергии составило 2,256 Гкал);
- на 323 604 руб. 68 коп. по муниципальному образованию "Североонежское" (завышение отпуска тепловой энергии составило 188,443 Гкал);
- на 63 438 руб. 52 коп. по муниципальному образованию "Кенорецкое" (завышение отпуска тепловой энергии составило 16,215 Гкал);
- на 1470 руб. 32 коп. по муниципальному образованию "Мошинское" (завышение отпуска тепловой энергии составило 0,689 Гкал);
а также занижения на 7 руб. 05 коп. по муниципальному образованию "Почезерское" (занижение отпуска тепловой энергии на 0,002 Гкал).
При рассмотрении дела судом первой инстанции общество пояснило суду первой инстанции, что им не оспариваются выводы министерства о занижении на 5882 руб. 51 коп. потребности в средствах субсидии по муниципальному образованию "Мошинское" за 2013 год (занижение отпуска тепловой энергии составило 2,782 Гкал), о занижении на 7 руб. 05 коп. потребности в средствах субсидии по муниципальному образованию "Почезерское" за 2014 год (занижение отпуска тепловой энергии на 0,002 Гкал), о завышении на 1744 руб. 86 коп. потребности в средствах субсидии по муниципальному образованию "Кенорецкое" за 2014 год (завышение отпуска тепловой энергии на 0,446 Гкал) и завышение на 28 896 руб. 25 коп. потребности в средствах субсидии по муниципальному образованию "Североонежское" за 2014 год (завышение отпуска тепловой энергии на 16,768 Гкал).
Фактически основной причиной выявленных расхождений явилось включение ООО "Уют-2" в расчеты фактической потребности в средствах субсидии формы Ф-1 дельта Т объемов тепловой энергии, поставленной в пустующие объекты муниципального жилищного фонда (по причине отсутствия нанимателей жилых помещений) в многоквартирных жилых домах, и объемов тепловой энергии, поставленной в жилые помещения, занимаемые льготными категориями потребителей, оплату за которых производят муниципальные образования.
Как в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции, так и в апелляционной жалобе министерство ссылается на то, что законодательством не предусмотрена возможность включения этих объемов тепловой энергии в расчет потребности в средствах субсидии, поскольку тепловая энергия, поставляемая в пустующие жилые помещения, должна оплачиваться по тарифу для прочих потребителей.
Вместе с тем, министерством не принято во внимание следующее.
Согласно статье 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилое помещение предназначено для проживания граждан; коммунальные ресурсы используются в них на коммунально-бытовые нужды. При взыскании на основании договора теплоснабжения платы за коммунальные услуги, оказываемые собственникам жилых помещений - юридическим лицам, подлежит применению тариф "для населения", в том числе в случаях, когда помещение является пустующим (незаселенным).
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно части 11 статьи 155 названного Кодекса неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Поставка теплоснабжающей организацией тепловой энергии в пустующее жилое помещение по льготному тарифу для населения не препятствует ей получить субсидию на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую на нужды теплоснабжения.
Указанный подход не противоречит положениям Закона Архангельской области от 02.07.2012 N 512-32-ОЗ "Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций" и условиям заключенного между сторонами договора.
Кроме того, как правильно отметил суд первой инстанции, по смыслу заключенных обществом и министерством договоров от 29.12.2012 N 49Т и от 24.01.2014 N 18-Т, их положения предоставление теплоснабжающей организации субсидии не ставят в зависимость от того заселено жилое помещение или нет. Кроме того, в противном случае на теплоснабжающую организацию возлагались бы несвойственные ей функции по контролю за использованием жилых помещений.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что общество обоснованно применило льготный тариф для населения при расчете стоимости тепловой энергии, поставленной в пустующие (незаселенные) жилые помещения.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество.
Согласно пункту 3 статьи 1103 ГК РФ правила о неосновательном обогащении подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Следовательно, под обязательством из неосновательного обогащения понимается правоотношение, возникающее в связи с приобретением или сбережением имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего).
Отсутствие надлежащего правового основания для обогащения как условие его неосновательности означает, что ни нормы законодательства, ни условия сделки не позволяют обосновать правомерность обогащения. Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 ГК РФ).
Согласно пункту 2.3.14 договора от 24.01.2014 N 18-Т, заключенному министерством и обществом, в случае невозврата или несвоевременного возврата средств областного бюджета в сроки, установленные пунктами 2.3.10, 2.3.12, 2.3.13 данного договора, общество" обязано выплатить министерству пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
С учетом изложенного выше, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требований ООО "Уют-2" в части признания недействительным требование министерства от 04.09.2015 N 203/06-04/6485 в части предложения обществу возместить в областной бюджет 227 565 руб. 73 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2013 год и 423 132 руб. 17 коп. необоснованно полученной субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую для населения на нужды теплоснабжения, за 2014 год.
И, соответственно, отказал министерству во взыскании указанных сумм и соответствующих им пеней.
На основании изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 января 2016 года по делу N А05-11175/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11175/2015
Истец: ООО "УЮТ-2"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МО "Кенорецкое" в лице администрации МО "Кенорецкое", МО "Мошинское" в лице администрации МО "Мошинское", МО "Оксовское" в лице администрации МО "Оксовское", МО "Североонежское" в лице администрации МО "Североонежское", МО "Ярнемское" в лице администрации МО "Ярнемское"