г. Томск |
|
05 апреля 2016 г. |
Дело N А45-26892/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иванова О.А.,
судей Кудряшевой Е.В., Логачева К.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Копаневой В.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от ФНС России - Мишина Н.В. (доверенность от 10.11.2015 г.),
иные лица, участвующие в деле, - не явились (надлежащее извещение),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы (рег. N 07АП-2350/2016 (1)) на определение Арбитражного суда Новосибирской области от 09 февраля 2016 года по делу N А45-26892/2015 (судья Красникова Т.Е.) о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест" (630084, г. Новосибирск, ул. 25 лет Октября, 8; ОГРН 1035404475459; ИНН 5406247760) по заявлению Федеральной налоговой службы о признании должника несостоятельным (банкротом),
УСТАНОВИЛ:
21.12.2015 г. Федеральная налоговая служба в лице ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска (далее - ФНС России, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника - общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест" (далее - ООО "Стройтрест", должник) в соответствии со статьей 227 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В заявлении налоговый орган просил суд включить в реестр требований кредиторов должника задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 4 756 560,88 руб., в том числе 3 514 307,25 руб. - основной долг, 1 232 763,26 руб. - пени, 68 482,80 руб. - штрафы.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 09.02.2016 г. (резолютивная часть объявлена 05.02.2016 г.) производство по делу N А45-26892/2015 по заявлению ФНС России о признании ООО "Стройтрест" несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника прекращено.
Не согласившись с вынесенным определением, Федеральная налоговая служба обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование заявитель апелляционной жалобы ссылается на необоснованность обжалуемого судебного акта, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, указывает, что при наличии задолженности и уведомлении о ней регистрирующего органа, исключение должника из ЕГРЮЛ в порядке, установленном ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, невозможно; ввиду отсутствия доказательств отчуждения основных средств ООО "Стройтрест", можно сделать вывод о наличии указанных в налоговой отчетности основных средств в собственности должника, сумма которых достаточна для выплаты вознаграждения конкурсного управляющего, а также возмещения расходов, понесенных при выполнении им своих обязанностей.
В судебном заседании представитель ФНС России апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в ней.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников арбитражного процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, при обращении в арбитражный суд с заявлением о признании ООО "Стройтрест" несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства по упрощенной процедуре отсутствующего должника уполномоченный орган сослался на наличие задолженности должника по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в размере 4 756 560,88 руб. в течение более трех месяцев с момента наступления обязанности по их уплате, наличие у должника признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской и иной деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что уполномоченным органом не представлено доказательств наличия у должника имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве. Наличие только бюджетного финансирования процедуры банкротства основанием для удовлетворения заявления уполномоченного органа не является.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 227 Закона о банкротстве в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 г. N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" разъяснено, что поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
Уполномоченным органом могут быть также предоставлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника. Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения конкретных лиц (единоличного исполнительного органа, членов коллегиальных органов управления и иных лиц, указанных в статьях 9, 10 Закона о банкротстве) к такой ответственности.
При этом следует принимать во внимание ограниченные возможности по сбору доказательств на стадии возбуждения дела о банкротстве, в связи с чем для его возбуждения по заявлению уполномоченного органа достаточно, чтобы такие доказательства подтверждали соответствующие обстоятельства с достаточной степенью вероятности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - Постановление N 67), одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
Судом первой инстанции установлено и заявителем не опровергнуто то, что какое-либо имущество у должника отсутствует.
Обоснования возможности погашения судебных расходов за счет оспаривания сделок должника и возврата в конкурсную массу полученного по сделкам уполномоченный орган не представил.
В материалах дела отсутствует информация о правах ООО "Стройтрест" на имущество, не оформленных в установленном порядке, доказательств, обосновывающих вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, уполномоченным органом также не представлено.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о возможности обнаружения имущества должника при проведении процедур банкротства.
Возбуждение процедуры банкротства при наличии финансирования процедур банкротства должника только за счет бюджетных средств, в отсутствие вероятности обнаружения имущества, позволяющего погасить кредиторскую задолженность, не отвечает задачам и смыслу производства по делу о банкротстве должника, а также влечет необоснованное расходование бюджетных средств.
В соответствии с абзацем 8 пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Как разъяснено в пункте 5 Постановления N 67, если установлено, что имущества должника недостаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве, и в дело не поступили заявления иных кредиторов, готовых нести данные расходы, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В этом случае юридическое лицо подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц применительно к статье 21.1 Закона о регистрации независимо от наличия или отсутствия задолженности перед бюджетом или внебюджетными фондами.
Заявлений иных кредиторов, готовых нести расходы по делу о банкротстве ООО "Стройтрест", в материалах дела не имеется.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Новосибирской области от 09 февраля 2016 года по делу N А45-26892/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Иванов |
Судьи |
Е.В. Кудряшева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-26892/2015
Должник: ООО " СТРОЙТРЕСТ", Стронский Виктор Александрович
Кредитор: Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Новосибирска, Федеральная налоговая служба России
Третье лицо: Саморегулируемая организация - Ассоциация арбитражных управляющих "Центральное агенство арбитражных управляющих", Управление Федералной службы государственной регистрации, кадастра и картографии