Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 августа 2016 г. N Ф10-2546/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
6 апреля 2016 г. |
Дело N А14-14338/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.03.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.04.2016.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Протасова А.И. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от Управления главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж : Бунеев И.И., по доверенности N 1 от 11.01.2016,
от общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ": Кардашов С.Н., по доверенности б/н от 7.10.2015; Черникова О.В., по доверенности б/н от 7.10.2015.
от Федерального дорожного агентства (Росавтодор): представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2015 по делу N А14-14338/2015 (судья Пименова Т.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" (ОГРН 1063667298023 ИНН 3663063191) г. Воронеж к Управлению главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1123668051418 ИНН 3664122499) г. Воронеж о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, выраженного в письме от 24.09.2015 года N 4333760, и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя, третье лицо: Федеральное дорожное агентство (Росавтодор),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" (далее - ООО "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ", Общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж (далее - УГА Администрации городского округа город Воронеж или заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 36:34:0601010:134/1 площадью 3654 кв. м, выраженного в письме от 24.09.2015 года N 4333760, и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2015 по делу N А14-14338/2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на следующее:
- строительство на рассматриваемом территории объектов капитального строительства "Пункты технического обслуживания автомобилей, кафе и мотели" не соответствуют документам территориального планирования;
- сервитут является обременением в отношении части единого земельного участка, но не основанием для образования нового земельного участка и осуществления пользователем строительства;
- согласно ст. 44 ГрК РФ, подготовка градостроительных планов земельного участка осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель Общества в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, считая решение суда законным и обоснованным.
Представитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанного лица, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:134 является собственностью Российской Федерации (свидетельство о праве собственности N 36-36-01/128/2009-823 от 06.11.2009). Правообладателем указанного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования является Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" (зарегистрировано в ЕГРПН N 36-36-01/120/2011-385 от 02.11.2011). Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: полоса отвода автодороги М-4 "Дон".
Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта РФ от 29.06.2015 N 1109 земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:134 (учетный номер части 1) площадью 3654 кв. м предоставлен Обществу с ограниченной ответственностью "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" на праве ограниченного пользования (сервитута) для строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса. Заключение с Обществом соответствующего соглашения об установлении сервитута поручено пунктом 3 указанного Распоряжения Федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Черноземье" Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Черноземуправтодор"). Соглашением об установлении сервитута от 08.07.2015 N 15, заключенным заявителем с ФКУ "Черноземуправтодор" земельный участок площадью 3654 кв. м, входящий в состав земельного участка 36:34:0601010:134 (учетный номер части 1) предоставлен Обществу для строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса. Указанное соглашение зарегистрировано в установленном порядке Управлением Росреестра по Воронежской области в ЕГРПН 05.08.2015 N 36-36/001-36/001/097/2015-2534/1.
Поскольку земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, 08.09.2015 ООО "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" обратилось в Управление главного архитектора с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 3654 кв. м с кадастровым номером 36:34:0601010:134/1.
Письмом от 24.09.2015 N 4333760 Управление главного архитектора Администрации городского округа г. Воронеж отказало Обществу в выдаче градостроительного плана земельного участка, указав, что данный земельный участок не подлежит застройке со ссылкой на п. 2.8 административного регламента Администрации городского округа г. Воронеж "Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории городского округа".
Считая указанный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" обратилось с рассмотренным заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Управление главного архитектора не представило никаких доказательств, подтверждающих соответствие оспариваемого отказа нормам действующего законодательства, которые могли бы послужить основанием для отказа в утверждении градостроительного плана.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В силу статьи 51 ГрК РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ градостроительный план земельного участка может являться одним из видов документации по планировке территории.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу части 1 и части 2 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка, в том числе указываются: границы участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ участка; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка; информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (часть 3 статьи 44 ГрК РФ, пункт 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").
Данная норма содержит исчерпывающий перечень сведений, отражаемых в градостроительном плане земельного участка.
В соответствии с частью 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые установлены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный конкретный участок.
Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) устанавливает, что нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3).
Постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 30.07.2012 N 622 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков, расположенных на территории городского округа г. Воронеж".
Пункт 2.8 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, каковыми являются:
- предоставление в рамках межведомственного взаимодействия информации об отсутствии запрашиваемых сведений или представление сведений, содержащих противоречивые данные;
- земельный участок не сформирован в установленном порядке;
- земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством, и не подлежит застройке;
- наличие ранее утвержденного в установленном порядке градостроительного плана земельного участка, указанного в заявлении.
Как следует из оспариваемого отказа, оформленного письмом от 24.09.2015 N 4333760, основанием для отказа в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:134/1 площадью 3654 кв. м., явился пункт 2.8 Административного регламента -испрашиваемый объект не подлежит застройке.
Вместе с тем стороны признают, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:134 (учетный номер части 1) площадью 3654 кв. м был предоставлен ООО "СТРОЙМАРКЕТ-ЧЕРНОЗЕМЬЕ" на праве ограниченного пользования (сервитута) для строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса.
Из пункта 11 кадастрового паспорта земельного участка от 04.09.2015 N 36-00/5001/2015-389844 следует, что разрешенным использованием земельного участка с кадастровым номером 36:34:0601010:134 является "полоса отвода автодороги М-4 "Дон".
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 автомобильная дорога М-4 "Дон" к автомобильным дорогам общего пользования Федерального значения.
На основании пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N257-ФЗ) полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Согласно п. 13 ст. 3 Закона N 257-ФЗ, объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:134/1 земельный участок предоставлен для целей, не связанных со строительством, является несостоятельным.
Апелляционная коллегия также находит несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что у Управления отсутствовала возможность подготовить испрашиваемый Обществом градостроительный план ввиду того, что земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:134/1 является частью единого земельного участка с кадастровым номером 36:34:0601010:134, а не самостоятельным земельным участком.
В материалах дела имеется соглашение N 15 от 08.07.2015 об установлении сервитута.
Согласно п. 1 предметом соглашения N 15 от 08.07.2015 является предоставление пользователю земельного участка, площадью 3654 кв.м., границы которого обозначены в кадастровой выписке от 05.05.2015 N 36-00/5001/2015-201138, входящего в состав земельного участка с кадастровым номером 36:34:0601010:134 (учетный номер части 1), расположенного в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-134 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 "Дон" к г. Воронежу, для установления сервитута в целях строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса (пункта технического обслуживания автомобилей, кафе и мотеля) на км. 11+500 (слева).
Таким образом, в соглашении о сервитуте N 15 от 08.07.2015 описаны границы предоставленной обществу части земельного участка.
Кроме того, в кадастровой выписке на земельный участок с номером 36:34:0601010:134 содержатся сведения о геодезических координатах поворотных точек, характеризующих границы части земельного участка, кадастровый номер 36:34:0601010:134/1.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у Управления имелись сведения о площади и расположении относительно границ всего земельного участка части земельного участка с кадастровым номером 36:34:0601010:134/1.
Согласно п. 4 соглашения N 15 от 08.07.2015 сервитут устанавливается на 49 лет в целях строительства и эксплуатации объектов дорожного сервиса.
Таким образом, для целей строительства объектов придорожного сервиса Обществу была предоставлена именно описанная в соглашении часть земельного участка, а не весь земельный участок с кадастровым номером 36:34:0601010:134.
Исходя из имеющихся в материалах дела доказательств, а также учитывая наличие у Управления возможности определить границы испрашиваемого земельного участка и тот факт, что строительство на земельном участке с кадастровым номером 36:34:0601010:134/1 разрешено, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствие у Управления законных оснований отказа Общества в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 36:34:0601010:134/1.
Апелляционная жалоба не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.12.2015 по делу N А14-14338/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления главного архитектора Администрации городского округа город Воронеж - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14338/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 августа 2016 г. N Ф10-2546/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Строймаркет-Черноземье"
Ответчик: Управление Главного Архитектора ГО Администрации ГО г. Воронеж
Третье лицо: Росавтодор
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-573/16
23.08.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2546/16
06.04.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-573/16
18.12.2015 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-14338/15