г. Челябинск |
|
06 апреля 2016 г. |
Дело N А76-15210/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Малышевой И.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Авантаж" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.12.2015 по делу N А76-15210/2015 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Кудрина М.А. (доверенность N 15 от 19.01.2016).
Муниципальное учреждение Копейского городского округа "Управление строительства" (далее - заявитель, Управление строительства) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС по Челябинской области, антимонопольный орган) об отмене решения от 18.03.2015 по делу N 06-17/15.
Определением от 21.07.2015 заявление Управления строительства было принято к производству Арбитражным судом Челябинской области, с присвоением делу номера А76-15210/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Авантаж", Челябинская городская общественная организация контроля исполнения общественно-значимых мероприятий, выполняемых за счет бюджетных средств "Комитет народного контроля", Челябинская областная общественная организация "Право граждан".
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Авантаж" (далее - ООО "СК Авантаж", общество, заявитель) также обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к УФАС по Челябинской области о признании недействительным решения от 18.03.2015 по делу N 06-17/15.
Определением от 21.07.2015 заявление ООО "СК Авантаж" было принято к производству Арбитражным судом Челябинской области, с присвоением делу номера А76-15373/2015.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 17.09.2015 дела N А76-15210/2015 и N А76-15373/2015 объединены в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А76-15210/2015.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "СК Авантаж" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что факт заключения контракта сам по себе не может свидетельствовать о нарушении сторонами ст.16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) при отсутствии каких-либо доказательств наличия соглашения либо согласованных действий; не доказано нарушение Закона о защите конкуренции, которое привело или может привести к нарушению прав и законных интересов потенциальных подрядчиков, а также к ограничению конкуренции; отсутствует протокол заседания комиссии; оспариваемое решение УФАС по Челябинской области нарушает права и законные интересы ООО "СК Авантаж", создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, незаконно возлагает на заявителя обязанности, в том числе по уплате штрафа по делу об административном правонарушении по.ч.1 ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Антимонопольный орган доводы заявителя отклонил по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание ООО "СК Авантаж", МУ КГО "Управление строительства", Челябинская городская общественная организация контроля исполнения общественно-значимых мероприятий, выполняемых за счет бюджетных средств "Комитет народного контроля", Челябинская областная общественная организация "Право граждан" явку своих представителей не обеспечили. С учетом мнения заинтересованного лица, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представители антимонопольного органа поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 01.07.2014 Администрацией Копейского городского округа объявлено о проведении аукциона в электронной форме на выполнение подрядной организацией комплекса мероприятий по строительству объекта: "Детский сад по ул. Калинина, 15А в микрорайон N 19 г. Копейска" (извещение N 0169300025314000706; далее - Аукцион). Заказчиком выступило Управление строительства. Дата проведения Аукциона - 19.09.2014. Начальная (максимальная) цена контракта - 113 479 200 рублей 00 копеек. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 22.07.2014 в 09 часов 00 минут.
В адрес УФАС по Челябинской области поступила жалоба ООО "ПТС" на действия заказчика при проведении Аукциона. По результатам рассмотрения указанной жалобы в действиях заказчика признаны нарушения законодательства о контрактной системе и выдано предписание об их устранении путем внесения изменений в документацию об аукционе и продления срока подачи заявок на участие в аукционе (решение N 436- ж/2014 от 25.07.2014). Указанное предписание исполнено, срок заявок продлен до 12.09.2014.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 16.09.2014 на участие в Аукционе подано пять заявок, четыре из которых допущены к участию в аукционе.
Участие в Аукционе приняло три участника, победителем Аукциона признан участник под номером "3", предложив цену равную 106 670 448 рублей (протокол проведения Аукциона от 19.09.2014).
В адрес УФАС по Челябинской области повторно поступила жалоба ООО "ПТС" на действия заказчика при проведении Аукциона. По состоянию на 18.09.2014 контракт по объекту Аукциона не заключен. По результатам рассмотрения указанной жалобы в действиях заказчика признаны нарушения законодательства о контрактной системе и выдано предписание об их устранении путем принятия решения об отмене Аукциона (решение N 571-ж/20.14 от 18.09.2014). Указанное предписание исполнено, Аукцион отменен 23.09.2014.
ООО "СК "Авантаж" направило в адрес Управления строительства письмо от 19.09.2014 исх. N 198 о готовности выполнения работ на указанном объекте с высоким качеством и в сжатые сроки.
Протоколом от 03.10.2014 Управление строительства приняло решение о признании сложившейся ситуации чрезвычайной, поскольку проведение повторного аукциона приведет к применению зимних коэффициентов и удорожанию строительства детского сада, а также задержке сроков ввода его в эксплуатацию.
Управление строительства письмом от 03.10.2014 исх. N 801 направило в адрес ООО "СК "Авантаж" информацию о принятии решения о заключении с обществом контракта на выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: "Детский сад по ул. Калинина, 15А в микрорайоне N 19 г. Копейска".
06.10.2014 между Управлением строительства и ООО "СК "Авантаж" заключен контракт N 377-12 на выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: "Детский сад по ул. Калинина, 15А в микрорайоне N 19 г. Копейска". Цена контракта составляет 112 911 804 рублей. Срок окончания работ - 30 апреля 2015 года.
Заключение контракта от 06.10.2014 N 377-12 на выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: "Детский сад по ул. Калинина, 15А в микрорайоне N 19 г. Копейска" с единственным поставщиком обусловлено срочностью выполнения работ ввиду недопущения исключения объекта строительства из программы "Капитальное строительство объектов в Челябинской области в 2014-2016 годах" по срокам финансирования, применения зимних коэффициентов и задержки сроков ввода в эксплуатацию детского сада в случае обращения в проектную организацию для устранения недостатков проектно-сметной документации, в ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" для проведения государственной экспертизы проектно-сметной документации после ее корректировки, внесения изменений в документацию об Аукционе и повторного размещения аукциона.
По результатам рассмотрения данного обращения в рамках дела N 06-17/15 антимонопольным органом принято решение от 18.03.2015, которым признан контракт от 06.30.2014 N 377-12 на выполнение комплекса работ по строительству объекта: "Детский сад по ул. Калинина, 15А в микрорайоне N 19 г. Копейска", заключенный без проведения конкурентных процедур и в нарушение положений Закона о контрактной системе, соглашением, нарушающим требования статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 названной нормы (пункт 1). Предписание, предусмотренное частью 3 статьи 23 Закона о защите конкуренции решено не выдавать (п.2 решения). Материалы дела решено передать должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения (п.3 решения).
Не согласившись с решением антимонопольного органа, Управление строительства и ООО "СК "Авантаж" обратились в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал правомерным решение УФАС по Челябинской области и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии с ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В настоящее время действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В силу статьи 16 Закона N 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (пункт 4).
.
В силу ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Пунктом 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Несоблюдение указанного в Законе N 44-ФЗ порядка оказания услуг для муниципальных нужд и допуск к выполнению работ по заключенному контракту является нарушением Закона о защите конкуренции в связи с исключением конкурентных процедур, отсутствием конкуренции среди хозяйствующих субъектов и создания преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту.
Заключение привело к тому, что товарный рынок по строительству детского сада не сложился, поскольку доступ на указанный товарный рынок был закрыт для всех без исключения хозяйствующих субъектов, кроме ООО "СК Авантаж".
Таким образом, Управление строительства и ООО "СК Авантаж", исключив процедуру торгов, в нарушение порядка оказания услуг для муниципальных нужд, указанного в Законе N 44-ФЗ, допустили нарушение ст. 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении и реализации ограничивающего конкуренцию соглашения.
Кроме того, при рассмотрении дела в УФАС по Челябинской области, комиссия пришла к выводу, что обстоятельства, явившиеся основанием для заключения Управлением строительства контракта без проведения торгов с единственным подрядчиком - ООО "СК "Авантаж" контракта N 377-12 от 06.10.2014, не являются чрезвычайной ситуацией, поскольку необходимость выполнения комплекса мероприятий по строительству объекта: "Детский сад по ул. Калинина, 15А в микрорайоне N 19 г. Копейска" возникла не в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия. Строительство указанного объекта не относится к аварийно-спасательным и другим неотложным работам, проводимым при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленным на спасение жизни и сохранение здоровья людей и др.
Суд первой инстанции правомерно исходил из правового смысла и содержания понятий непреодолимой силы, чрезвычайной ситуации, определенных статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", отклонив доводы Управления строительства и общества, указав, что такие обстоятельства, как неоднократное осуществление Управлением строительства действий по осуществлению закупки данных работ конкурентным способом, неоднократная выдача антимонопольным органом предписаний, нецелесообразность проведения новых закупочных процедур или оспаривание решений и предписаний антимонопольного органа, удорожание строительства, увеличение очереди в детские сады, ущемление прав граждан на своевременное получение бесплатного дошкольного образования, не являются чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера.
При должной степени добросовестности и осмотрительности со стороны Управления строительства, прежде всего, при отсутствия нарушений требований закона, развитие подобной ситуации было бы невозможным.
Более того, потребность муниципального образования в проектировании и строительстве детского сада носит плановый характер и вызвана существенной нехваткой мест в детских садах, в связи с чем, данный факт исключает чрезвычайность и непредсказуемость последствий, характерных для обстоятельств непреодолимой силы.
Соответственно, указанный контракт не может быть заключен на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, т.е. без проведения конкурентных процедур.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, контракт от 06.10.2014 N 377-12 на выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: "Детский сад по ул. Калинина, 15А в микрорайоне N 19 г. Копейска", заключенный с нарушением порядка, установленного Закона N 44-ФЗ (без проведения конкурентных процедур), является антиконкурентной сделкой и свидетельствует о заключении между Управлением строительства и ООО "СК "Авантаж" антиконкурентного соглашения о заключении контракта от 06.10.2014 N 377-12 в целях удовлетворения муниципальной нужды - выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: "Детский сад по ул. Калинина, 15А в микрорайоне N 19 г. Копейска", без проведения публичных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, что является нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными в случае, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку решение антимонопольного органа соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции обоснованно отказано.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств. Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы обществом излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1 500 руб. по платежному поручению от 14.01.2016 N 21, которая в силу статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14.12.2015 по делу N А76-15210/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Авантаж" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания Авантаж" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 14.01.2016 N 21.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15210/2015
Истец: МУ КГО "Управление строительства", ООО "Строительная компания "Авантаж"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, УФАС по Челябинской области
Третье лицо: ООО "СК "Авантаж", ЧГОО "Комитет народного контроля", ЧООО "Право Граждан"