г. Вологда |
|
06 апреля 2016 г. |
Дело N А05-8967/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 апреля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 ноября 2015 года по делу N А05-8967/2015 (судья Панфилова Н.Ю.),
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; место нахождения: 188304, г. Гатчина, Ленинградская область, ул. Соборная, д. 31; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением от 14.08.2015 N 04/11129 о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, дом 2; далее - Управление) N 02-04/2909 от 15.05.2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Кассиров Андрей Владимирович, Каршина Екатерина Леонидовна, Лисицын Федор Валерьевич.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Общество в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывает, что Общество осуществило все возможные действия для своевременного исполнения своих обязательств, однако по не зависящим от него причинам выполнение обязательств в срок оказалось невозможным; на момент заключения договоров техническая возможность технологического присоединения электроустановок заявителей к электрическим сетям сетевой организации отсутствовала; без выполнения технических условий заявителями сетевая организация не может исполнить свои обязательства; для соблюдения императивно установленного срока осуществления технологического присоединения сетевой организации пришлось бы нарушить земельное, градостроительное законодательство, законодательство в сфере электроэнергетики, проведения закупок отдельными видами юридических лиц.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, в адрес Управления поступили заявления Кассирова А.В., Каршиной Е.Л., Лисицына Ф.В. на действия ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице производственного отделения "Архангельские электрические сети" филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Архэнерго" (Сетевая организация) по несоблюдению сроков технологического присоединения к электрическим сетям Общества объектов - дачных домов на земельных участках, принадлежащих им на праве собственности и расположенных по адресам:
1. Архангельская область, Приморский район, МО "Лисестровское", кадастровый номер участка 29:16:220101:176 (объект Кассирова А.В.);
2. Архангельская область, Приморский район, МО "Лисестровское", кадастровый номер участка 29:16:220101:168 (объект Каршиной Е.Л.);
3. Архангельская область, Приморский район, МО "Лисестровское", кадастровые номера участков 29:16:220101:259, 29:16:220101:260, 29:16:220101:261 (объекты Лисицына Ф.В.).
Из материалов по заявлению Кассирова А.В. и Каршиной Е.Л. следует, что изначально договоры на технологическое присоединение 39-ти жилых домов в Приморском районе Архангельской области по 15 кВт каждый, с общей мощностью 585 кВт, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами с 29:16:220101:153 по 29:16:220101:192 (в т.ч. кадастровые номера 29:16:220101:176 (договор о технологическом присоединении N 640А/12 от 06.04.2012) и 29:16:220101:168 (договор о технологическом присоединении N 632А/12 от 06.04.2012), были заключены между Сетевой организацией и Омелянчуком М.В.
В соответствии с дополнительным соглашением от 08.11.2013 N 640А/12-01 права и обязанности по договору от 06.04.2012 N 640А/12 перешли от Омелянчука М.В. к Кассирову А.В.; дополнительным соглашением от 24.04.2014 N 632АЛ2-01 права и обязанности по договору от 06.04.2012 N 632А/12 перешли от Омелянчука М.В. к Каршиной Е.Л. (раздел VIII Правил N861).
Из материалов по заявлению Лисицына Ф.В. следует, что между ним и Сетевой организацией были заключены Договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям: от 24.09.2012 N 2961 А/12 (кадастровый номер земельного участка 29:16:220101:259), от 24.09.2012 N 2987А/12 (кадастровый номер земельного участка 29:16:220101:260), от 24.09.2012 N 2977А/12 (кадастровый номер земельного участка 29:16:220101:261).
Согласно пункту 1.1 указанных договоров Сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителей дачных (жилых) домов, расположенных в МО "Лисестровское" Приморского района Архангельской области, в т.ч. по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) по каждому объекту:
-максимальная мошность присоединяемых энергопринимающих устройств 15,00 кВт;
- категория надежности третья;
- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВт.
Заявители обязуются оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями договоров. Точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям и располагается на расстоянии не более 25 метров от границы участка Заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты Заявителя (пункт 1.3 договоров).
Договорами определено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (п. 1.5). Договор считается заключенным с даты поступления подписанного Заявителем экземпляра договора в Сетевую организацию (пункт 7.1 договоров).
На основании представленных документов Управление установило, что подписанные со стороны Заявителей договоры о технологическом присоединении от 06.04.2012 N 640А/12, 632А/12 поступили в адрес Сетевой организации 13.04.2012. Следовательно, срок технологического присоединения объектов к электрическим сетям Общества наступил 13.10.2012. Таким образом, период подключения объектов Кассирова А.В. и Каршиной Е.Л. уже составляет 2 года 6 месяцев.
Договоры от 24.09.2012 N 2961 А/12, 2987А/12, 2977А/12 подписаны со стороны Сетевой организации 24.09.2012. Следовательно, срок технологического присоединения объектов к электрическим сетям Общества наступил в марте 2013 года. Таким образом, период подключения объектов Лисицына Ф.В. уже составляет 2 года 1 месяц.
Следовательно, сроки технологического присоединения объектов Заявителей к электрическим сетям Общества были нарушены.
ОАО "МРСК Северо-Запада" является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Определением от 16.03.2015 N 02-04/1447 Управлением возбуждено дело N 13-15 по признакам нарушения Обществом части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, абзаца 3 подпункта "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), выразившегося в несоблюдении предельных сроков технологического присоединения объектов энергоснабжения заявителей, расположенных в МО "Лисестровское" Приморского района Архангельской области.
Управление пришло к выводу об отсутствии у Общества в течение длительного периода времени объективных причин невозможности выполнения обязательств по договорам на технологическое присоединение объектов к электрическим сетям, что свидетельствует о неправомерном бездействии Общества. Из пояснений Сетевой организации не следует, что Обществом были приняты достаточные меры, обеспечивающие технологическое присоединение в такие сроки, которые позволили бы осуществить присоединение энергопринимающих устройств граждан-заявителей в установленный предельный срок согласно Правилам N 861.
На момент рассмотрения Управлением дела мероприятия по технологическому присоединению не исполнены ни по одному из указанных выше договоров.
Решением Управления N 02-04/2909 от 15.05.2015 по делу N 13-15 в действиях Общества признан факт нарушения части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, абзаца 3 подпункта "б" пункта 16 Правил N 861, выразившегося в несоблюдении предельных сроков технологического присоединения объектов - дачных домов на земельных участках, принадлежащих заявителям Кассирову А.В., Каршиной Е.Л., Лисицыну Ф.В. на праве собственности и расположенных в МО "Лисестровское" Приморского района Архангельская области.
На основании указанного решения Обществу выдано предписание со сроком исполнения до 15.10.2015 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям объектов энергоснабжения (дачных домов), принадлежащих на праве собственности Кассирову А.В., Каршиной Е.Л., Лисицыну Ф.В., и расположенных в МО "Лисестровское" Приморского района Архангельская обл. по договорам: от 06.04.2012 N 640А/12 (объект Кассирова А.В.), от 06.04.2012 N 632А/12 (объект Каршиной Е.Л.), от 24.09.2012 NN 2961А/12, 2987А/12, 2977А/12 (объекты Лисицына Ф.В.).
Заявитель, считая, что им не допущено нарушение части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ., обратился в арбитражный суд. В обоснование требований указано на то, что Общество осуществило все возможные действия для своевременного исполнения своих обязательств, но по причинам, не зависящим от него, выполнение обязательств в срок оказалось невозможным. Кроме того, Общество сослалось на то, что до настоящего времени заявители не уведомили его о выполнении ими технических условий подключения.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, правомерно руководствуясь следующим.
Согласно части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положением хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 03.06.2008 N 191-э Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным N 47.1.116.
Общество в лице филиала "Архэнерго" также включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов по наименованию услуг "Услуги по передаче электроэнергии" (ОКВЭД 40.10.2) с долей более 65% в географических границах Архангельской области (в пределах территории, охваченной присоединенной сетью) (приказ управления от 24.07.2008 N 67/29).
Таким образом, Общество является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах, охваченных присоединенной сетью.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил N 861 установлено, что любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с Правилами. Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 6 названных Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В подпункте "б" пункта 16 Правил N 861 определены сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям. Так, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для физических лиц, подавших заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, используемых для бытовых нужд, максимальной мощностью до 15 кВт включительно, составляет 6 месяцев при условии, что расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Как правильно указал суд первой инстанции, данный срок является предельным и не может быть изменен по соглашению сторон.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 861 договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Подписанные со стороны Кассирова А.В. и Каршиной Е.Л. договоры о технологическом присоединении от 06.04.2012 N 640А/12, 632А/12 поступили в адрес Общества 13.04.2012. Следовательно, срок технологического присоединения объектов к электрическим сетям Общества истек 13.10.2012.
Договоры от 24.09.2012 N 2961 А/12, 2987А/12, 2977А/12 подписаны со стороны Общества 24.09.2012. Следовательно, срок технологического присоединения объектов Лисицына Ф.В к электрическим сетям Общества наступил в марте 2013 года.
Поскольку на момент вынесения оспариваемого решения Обществом мероприятия по осуществлению технологического присоединения объектов Кассирова А.В., Каршиной Е.Л., Лисицына Ф.В. не были окончены, Управление пришло к правильному выводу о несоблюдении заявителем предельного срока технологического присоединения объектов - дачных домов на земельных участках, принадлежащих указанным лицам, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, подпункта "б" пункта 16 Правил N 861.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Общества о том, что нарушение предельных сроков технологического присоединения произошло по объективным причинам.
Из перечня мероприятий по технологическому присоединению спорных объектов, содержащегося в заявлении Общества в суд первой инстанции и в его апелляционной жалобе, видно, что первое мероприятие - формирование и утверждение технического задания на проектирование выполнено Обществом только 19.11.2012, то есть уже после истечения установленного 6-месячного срока технологического присоединения. Следующее мероприятие - закупочные процедуры для выполнения проектно-изыскательских работ закончено только 27.05.2013.
Как правильно указал суд первой инстанции, объективные причины невозможности приступить к работам в пределах установленного Правилами N 861 6-месячного срок технологического присоединения, Обществом не приведены.
Судом первой инстанции правомерно отклонён довод Общества о том, что собственники дачных участков не исполнили со своей стороны технические условия.
Согласно пункту 16.3 Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1-14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Однако ни законодательством, ни заключёнными договорами исполнение сетевой организацией обязанностей по технологическому присоединению до границ земельных участков заявителей не обусловлено исполнением своих обязательств заявителями. Таким образом, сетевая организация независимо от выполнения заявителями предусмотренных договорам мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ земельных участков обязана выполнить мероприятия по технологическому присоединению до границ земельных участков заявителей.
Апелляционная инстанция не может согласиться с доводом Общества о том, что на момент заключения договоров техническая возможность технологического присоединения электроустановок заявителей к электрическим сетям сетевой организации отсутствовала, так как данный довод противоречит материалам дела, из которых следует, что работы по технологическому присоединению ведутся.
Также апелляционный суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что для соблюдения императивно установленного срока осуществления технологического присоединения сетевой организации пришлось бы нарушить земельное, градостроительное законодательство, законодательство в сфере электроэнергетики, проведения закупок отдельными видами юридических лиц, поскольку данный довод не подтверждён документально.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о нарушении Обществом запрета, предусмотренного пунктом 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ.
С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют представленным доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 ноября 2015 года по делу N А05-8967/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8967/2015
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала "Архэнерго"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Каршина Екатерина Леонидовна, Кассиров Андрей Владимирович, Лисицын Федор Валерьевич