город Воронеж |
|
6 апреля 2016 г. |
Дело N А14-14601/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 апреля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
от Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу: Гуляевой С.Ф., представителя по доверенности от 06.11.2015;
от Открытого акционерного общества "Государственная компания "Югория": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Огнева Владимира Александровича: Огнева В.А.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Огнева Владимира Александровича на решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2016 по делу N А14-14601/2015 (судья Кочетков А.В.) по заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) к Открытому акционерному обществу "Государственная компания "Югория" (ОГРН 1048600005728, ИНН 8601023568), о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее - заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества "Государственная компания "Югория"" (далее - заинтересованное лицо, Общество, Страховщик, ОАО ГСК "Югория", ОГРН 1048600005728, ИНН 8601023568) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Дело рассматривалось с участием потерпевшего - Огнева Владимира Александровича.
Решением суда от 28.01.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Огнев Владимир Александрович обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что выводы суда области ошибочны в части перечисления штрафа казначейству, которое не является потерпевшим в настоящем споре.
В отзыве на жалобу Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу указывает, что исполнение бюджета и учет доходов, поступивших в бюджетную систему на территории Орловской области, осуществляет УФК по Орловской области.
В судебное заседание ОАО "Государственная компания "Югория" не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ОАО "ГСК "Югория" имеет лицензию ФССН России С N 3211 86 от 28.02.2006, в том числе на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Огнев В.А. 10.04.2015 обратился в ОАО "ГСК "Югория" с заявлением о заключении договора ОСАГО (вх. N 1-17/1034 от 10.04.2015). В день обращения Огневым В.А. были представлены документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 15 Закона N 40-ФЗ.
По состоянию на 20.07.2015 договор ОСАГО с потерпевшим заключен не был.
В Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу поступило обращение Огнева Владимира Александровича от 20.07.2015 (вх. N 0-1957 от 21.07.2015) о возможных нарушениях Открытым акционерным обществом "Государственная страховая компания "Югория" законодательства Российской Федерации (л.д. 42).
В жалобе Огнев В.А. указал на нарушение ОАО "ГСК "Югория" норм Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N40-ФЗ), Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N51-ФЗ в части длительного уклонения Страховщиком от заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Для проверки сведений, изложенных в жалобе, административным органом был направлен запрос в ОАО "ГСК "Югория" от 14.08.2015 исх. N Т154-69-25-15/18194. Во исполнение запроса страховщиком заявителю были представлены объяснения и копии документов (исх. N 44-01-316 от 04.09.2015).
В ответе на запрос N 44-01-316 от 04.09.2015 ОАО "ГСК "Югория" пояснило, что, рассмотрев представленные Огневым В.А. документы, страховщик принял решение о заключении договора ОСАГО, однако, указанное лицо в ОАО "ГСК "Югория" для оформления полиса ОСАГО не явилось, при этом, сотрудники ОАО "ГСК "Югория" пытались дозвониться до Огнева В.А. с целью приглашения его в офис для заключения договора ОСАГО, однако, связаться с клиентом по указанному в заявлении номеру телефона им не удалось, а после 10.04.2015 Огнев В.А. в офис ОАО "ГСК "Югория" не обращался, в связи с чем, заключить договор ОСАГО не представлялось возможным. Впоследствии 17.08.2015 Огнев В.А. обратился в офис ОАО "ГСК "Югория" и в этот же день с потерпевшим был заключен договор ОСАГО, а также выдан полис ЕЕЕ N 0714943172 (л.д. 31, 32).
На основании изложенного, в соответствии с требованиями ст.ст. 28.1, 28.2, 28.3, 28.5 КоАП РФ, ведущим экспертом отдела по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу Тулиновой Мариной Евгеньевной в отношении ОАО "Государственная страховая компания "Югория" 01.10.2015 в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежаще извещенного о дате, времени и месте его составления телеграммой был составлен протокол об административном правонарушении N 54-15-Ю/0243/1020 по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 18-23).
Копия протокола об административном правонарушении от 01.10.2015 N 54-15-Ю/0243/1020 была направлена Обществу в установленном порядке (л.д. 27).
В порядке ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу обратился в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что в действиях Общества имеется состав вменяемого административного правонарушения.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
На основании статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензионные требования - это совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 99-ФЗ положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования страховой деятельности. Лицензирование страховой деятельности в силу части 3 этой же нормы осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в этой сфере деятельности.
Отношения в сфере лицензирования деятельности субъектов страхового дела регулирует Закон N 4015-1.
Из положений пунктов 1, 2 статьи 32 названного Закона следует, что лицензия на осуществление страхования - специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела на осуществление, в частности, вида страхования, осуществление которого предусмотрено федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования.
Соответственно, соблюдение лицензионных требований означает соблюдение норм страхового законодательства.
Пунктом 5 статьи 30 Закона N 4015-1 предусмотрена обязанность субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства.
Данное требование является общим независимо от вида страхования.
В соответствии со статьей 1 Закона N 4051-1 составной частью страхового законодательства, помимо данного Закона, являются федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием, отношения по осуществлению надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела.
Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования установлены в Федеральном законе от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Договор ОСАГО является публичным (статья 1 указанного Закона).
На основании пункта 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно пункту 1.5 Положения о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденного Банком России 19.09.2014 N 431-П (далее - Положение N 431-П), страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В силу пункта 1.6 Положения N 431-П для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику документы, указанные в статье 15 Закона N 40-ФЗ, согласно пункту 3 которой для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы: заявление о заключении договора обязательного страхования; паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо); свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо); документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы); водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица); диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).
В пункте 1 статьи 445 ГК РФ указано, что в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта, заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В силу пункта 7 статьи 15 Закона N 40-ФЗ при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков.
Требования ГК РФ, Закона об ОСАГО к порядку страхования гражданской ответственности, в том числе, в части соблюдения срока рассмотрения заявления страхователя о заключении договора ОСАГО обязательны для исполнения субъектом страхового дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Огневым В.А. 10.04.2015 в адрес страховщика была направлена оферта - заявление на заключение договора обязательного страхования (вх. N 1-17/1034 от 10.04.2015).
Страховщиком в течение 30 (тридцати) дней со дня получения оферты, то есть в срок до 12.05.2015 (30-м календарным днем с момента получения страховщиком предложения-оферты является 10.05.2015 - нерабочий день, а по правилам статьи 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день) в адрес потерпевшего извещения о заключении, договора ОСАГО, либо мотивированного отказа о невозможности заключения договора направлено не было, никаких письменных уведомлений в адрес Огнева В.А. по состоянию на 12.05.2015 и на 20.07.2015 не направлялось.
Следовательно, в нарушение вышеназванных требований правовых норм общество в течение срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 445 ГК РФ, не заключило договор ОСАГО с Огневым В.А.
Договор обязательного страхования с Огневым В.А. был заключен заинтересованным лицом с нарушением 30-дневного срока (17.08.2015), установленного законодательством Российской Федерации, что свидетельствует об уклонении страховщика от выполнения своих обязанностей по заключению с потерпевшим договора обязательного страхования.
Действия страховщика в данном случае по несвоевременному заключению договора обязательного страхования препятствовали Огневу В.А. своевременно реализовать свою обязанность по заключению договора обязательного страхования, установленную пунктом 1 статьи 4 Закона N 40-ФЗ.
Нарушение страховщиком требований страхового законодательства свидетельствует о нарушении им лицензионных условий.
В рассматриваемом случае ОАО "Государственная страховая компания "Югория" совершены действия, связанные с несоблюдением требований страхового законодательства, что рассматривается как нарушение лицензионных требований (условий) и подпадает под действие части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований страхового законодательства, подтверждается материалами административного дела, в том числе, заявлением Огнева В.А., протоколом об административном правонарушении N 54-15-Ю/0243/1020 от 01.10.2015.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства, собранные заявителем при рассмотрении дела об административном правонарушении, свидетельствуют о том, что у общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суду не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению условий лицензии или о невозможности их принятия.
Таким образом, в действиях ОАО "Государственная страховая компания "Югория" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Следовательно, суд первой инстанции с учетом характера совершенного административного правонарушения, наличия отягчающих ответственность обстоятельств, правомерно привлек общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Исходя из объекта посягательства, степени вины Общества, характера и обстоятельств совершения правонарушения, оснований для признания его малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) не имеется.
Апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В качестве доводов жалобы указывается, что выводы суда области ошибочны в части перечисления штрафа казначейству, которое не является потерпевшим в настоящем споре.
Доводы подателя жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, а также неверной оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно резолютивной части решения суда получателем платежа (административного штрафа) выступает УФК по Орловской области.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 40 БК РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными НК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями НК РФ, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
В силу п. 2 ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает в том числе полномочиями по принятию решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, о чем направляет уведомление в орган Федерального казначейства.
Центральный Банк РФ в силу Положения от 29.08.2013 N 406-П является главным администратором доходов бюджетов системы РФ.
В силу п. 1.2.1. Положения от 29.08.2013 N 406-П территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации осуществляют полномочия по администрированию источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в разрезе следующих кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации (далее - КБК), в том числе 99911690010010000140 "Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет". Источником данного вида доходов являются денежные взыскания (штрафы), уплачиваемые (взыскиваемые) в соответствии с частями 1 - 3 статьи 14.1, статьями 14.36, 19.20 КоАП.
Исполнение бюджета и учет доходов, поступивших в бюджетную систему на территории Орловской области, осуществляет УФК по Орловской области.
При названных условиях, арбитражный суд первой инстанции обоснованно обязал ОАО "Государственная компания "Югория"" уплатить штраф в размере 30 000 руб. и перечислить его УФК по Орловской области КБК 99911690010010000140.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Огневым В.А. на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, учитывая изложенное и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2016 по делу N А14-14601/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в порядке ч. 4 ст. 288 АПК РФ, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-14601/2015
Истец: ЦБ РФ (Банк России) в лице Отделения по Орловской области ГУ ЦБ РФ по ЦФО, Центральный банк РФ (Банк России)
Ответчик: ОАО "ГСК "ЮГОРИЯ"
Третье лицо: Огнев Владимир Александрович