Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 апреля 2016 г. N 13АП-2267/16
г. Санкт-Петербург |
|
05 апреля 2016 г. |
Дело N А21-6609/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Добрияник Е.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2267/2016) Управления Россельхознадзора по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.11.2015 по делу N А21-6609/2015 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению Управления Россельхознадзора по Калининградской области
к закрытому акционерному обществу "Нестеровское" в лице временного управляющего Старченко Ю.Н.
об обязании исполнить предписание
установил:
Управление Россельхознадзора по Калининградской области (ОГРН 1053900022219, место нахождения: 236023 г.Калининград Советский проспект,188 В) (далее истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением к Закрытому акционерному обществу "Нестеровское" (ОГРН 1023900552532, место нахождения: 238020, Калининградская область, Нестеровский район, пос.Илюшино, ул.Молодежная,26) в лице временного управляющего Старченко Ю.Н. (далее ответчик, Общество) об обязании исполнить требования предписаний от 20.06.14г. N 07/57-02-03, от 30.10.14г. N 03/244-03.
Решением от 24.11.2015 арбитражный суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению апеллянта, является ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии у Управления права на обращение в арбитражный суд с требованием о понуждении Общества к исполнению предписаний. Данный спор, по мнению Управления, подведомственен арбитражному суду. Кроме того, Управление отмечает, что на данный момент отсутствует возможность применения к Обществу исключительной меры ответственности - временного запрета деятельности.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Россельхознадзора на основании
приказа N 547 от 16.05.2014 проведена плановая выездная проверка в отношении
ЗАО "Нестеровское" в соответствии с планом проведения проверок юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей на 2014 год.
По результатам проверки составлен акт N 07/57 от 20.06.2014, которым
зафиксировано 13 нарушений ветеринарного законодательства, а именно:
1. Территории коровников и телятников не огорожены по всему периметру.
2. При входе в животноводческие помещения отсутствуют ветеринарно-
санитарные пропускники для санитарной обработки людей и смены верхней одежды.
3. При въезде/выезде на территорию дезбарьер отсутствует.
4. При входе в тамбуры коровников, телятника и других производственных помещений отсутствуют дезинфекционные ванны (кюветы, маты) для дезинфекции обуви.
5. В животноводческих помещениях и доильных залах имеется паутина, некоторые оконные рамы не имеют стекол, на стенах имеются грязные подтеки. Комиссии не представлен график проведения уборки помещений фермы.
6. В помещении для первичной обработки и временного хранения молока хранится спец. одежда и происходит прием пищи работниками фермы.
7. Территория скотомогильника не огорожена глухим забором по всему периметру, ширина траншеи с внутренней стороны по периметру менее 1,5 метра.
8. В помещении для вскрытия трупов отсутствует стол, дезинфицирующие средства, инвентарь, спецодежда.
9. Отсутствовала возможность прослеживания и осмотра транспорта, выделенного для перевозки биологических отходов и его дезинфекции, так как акты проведении дезинфекции данного транспортного средства не представлены.
10. Отсутствует маркировка на ведрах для преддоильной обработки вымени.
11. На ферме отсутствует помещение для стирки спецодежды.
12. Молоко из непораженных четвертей вымени маститных коров перед скармливанием телятам не подвергается термической обработке.
13. Помещения коровников и телятник не оборудованы санитарными станками сплошными перегородками для размещения в них больных животных.
Управлением сделан вывод о нарушении Обществом требований:
- п.3, п.5, п.6, п.13, п.14 "Основных ветеринарных правил для специализированных хозяйств (ферм) по выращиванию и откорму крупного рогатого скота" от 04.09.1970 г.,
- п.1.7, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 3.4, 4.1, 6.4 "Санитарных и ветеринарных правил для молочных ферм, колхозов, совхозов и подсобных хозяйств", утвержденных Госагропромом СССР от 29.09.1986 г.,
- п.2.5, 5.6, 5.8 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.95г. N 13-7-2/469,
-ст.18 Закона РФ от 14.05.1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии".
20.06.14г. Управлением выдано предписание, адресованное одновременно директору Общества Судияну В.В. и ЗАО "Нестеровское" за N 07/57-02-03, которым установлен срок по устранению нарушений - до 15.10.14г., а в части пунктов касающихся выполнения работ по ограждению территории фермы, оборудования дезбарьера на въезде и ветеринарно-санитарного пропускника для санитарной обработки людей и смены верхней одежды и обуви - до 15.06.15г.
С целью контроля за выполнением данного предписания Управлением Россельхознадзора издан приказ N 1210 от 06.10.14 о проведении внеплановой выездной проверки.
По результатам проверки составлен акт и в адрес ЗАО "Нестеровское" вынесено новое предписание за N 03/244-03 от 30.10.14г., обязывающее устранить все вышеперечисленные нарушения в срок до 13.07.15г.
За неисполнение обоих предписаний Общество, а также директор Судиян В.В. привлечены мировым судьей Нестеровского суда Калининградской области к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ в виде штрафа.
Посчитав, что предпринятые меры для устранения нарушений не дали действенного результата, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Основным содержанием государственного ветеринарного надзора как указано в пункте 5 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства.
Федеральный государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований.
Поэтому в силу пункта 10 вышеуказанного Положения к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Закона Российской Федерации "О ветеринарии" (за исключением проверок, проводимых при осуществлении ветеринарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации).
Меры, принимаемые должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки, перечислены в статье 17 Закона и являются исчерпывающими.
Согласно части 1 статьи в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения (часть 2 статьи).
Полномочия должностных лиц органов государственного ветеринарного надзора по выявлению и пресечению нарушений ветеринарного законодательства установлены статьей 9 Федерального Закона РФ "О ветеринарии" от 14.05.1993 г. N 4979-1.
В частности должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:
-беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил;
-предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;
-привлекать в установленном порядке к ответственности должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации о ветеринарии в соответствии с настоящим Законом.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции об отсутствии у Управления права на обращение в арбитражный суд с требованием о понуждении к исполнению предписаний, суд апелляционной инстанции находит обоснованным.
Доводы апеллянта об обратном отклоняются судом апелляционной инстанции. Ссылка Управления на положения пп. 8.9 раздела 2 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Калининградской области, в соответствии с которым Управление вправе подготавливать и передавать в следственные органы, прокуратуру и судебные инстанции материалы по делам о нарушениях законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, названного вывода суда не опровергает, и не свидетельствует о наличии у Управления права на обращение в суд с требованием о понуждении к исполнению предписаний.
Статья 17 Закона N 294-ФЗ содержит исчерпывающий перечень мер, принимаемых должностными лицами государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки. Указаний на правомочность Управления обращаться в суд с требованием о понуждении к исполнению предписаний в названном перечне не содержится.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что полномочия органов ветеринарного надзора, в силу указанных норм Закона N 294 и Закона о ветеринарии сводятся не только к привлечению к административной ответственности за неисполнение предписаний, но и временному запрету деятельности юридического лица. При этом, правом на обращение с иском в суд о понуждении к исполнению предписаний органы ветеринарного надзора ни Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", ни Закон Российской Федерации "О ветеринарии" не наделяет.
Ссылки Управления на судебную практику правомерно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные.
С учетом изложенного выше апелляционная коллегия не находит правовых и фактических оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Управления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.11.2015 по делу N А21-6609/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.