г. Санкт-Петербург |
|
07 апреля 2016 г. |
Дело N А42-5777/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 апреля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Бурденкова Д.В.
судей Глазкова Е.Г., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Новожиловой Е.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Чекстер А.В. по доверенности от 15.03.2016,
от ответчика (должника): Помошков М.С. по доверенности от 28.12.2015,
от 3-их лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3405/2016) Аркадьевой Ирины Сергеевны
на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.11.2015 по делу N А42-5777/2015 (судья Романова М.А.), принятое
по заявлению Аркадьевой Ирины Сергеевны
к МИФНС N 8 по Мурманской области, ИФНС по г. Мурманску
3-и лица: Анучин Михаил Эдуардович, Казанцев Александр Вячеславович, Ефремов Владимир Геннадьевич
о признании незаконными действий регистрирующего органа
установил:
Аркадьева Ирина Сергеевна обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к МИФНС N 8 по Мурманской области, ИФНС по г. Мурманску о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи от 22.06.2015 за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 2155190111910 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Легион" (далее - Общество).
К участию в деле в качестве третьих лиц Казанцев А.В., Анучин М.Э. и Ефремов В.Г.
Решением от 06.11.2015 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с указанным решением, Аркадьева И.С. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и удовлетворить заявление.
По мнению подателя жалобы, судом неполно исследованы обстоятельства дела, в налоговый орган не представлен полный комплект документов, в том числе ликвидационный баланс, отражающий действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с бывшими работниками, у Общества имеется задолженность по выплате заработной платы перед Аркадьевой И.С.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал изложенные в ней доводы.
Представитель МИФНС N 8 по Мурманской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Третьи лица, ИФНС по г. Мурманску, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, участники Общества 17.03.2015 приняли решение о добровольной ликвидации ООО "Частное охранное предприятие "Легион и назначении ликвидатором Казанцева А.В.
Указанные сведения 26.03.2015 внесены в ЕГРЮЛ и 01.04.2015 опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" часть 1 N 12 (524) опубликовано сообщение о ликвидации с указанием срока для предъявления требований кредиторов в 2 месяца с момента опубликования сообщения.
Ликвидатор Общества 03.06.2015 представил в МИФНС N 8 по Мурманской области уведомление о принятии решения о ликвидации по форме Р15001 с приложением промежуточного ликвидационного баланса от 03.06.2015. Согласно указанному балансу у Общества имелись долгосрочные обязательства на сумму 1 552 тыс. руб.
В МИФНС N 8 по Мурманской области 15.06.2015 от ликвидатора Общества поступило заявление о ликвидации и ликвидационный баланс от 15.06.2015, в котором отсутствуют сведения о наличии кредиторской задолженности.
ИФНС России по г. Мурманску 22.06.2015 на основании поступивших документов принято решение о ликвидации ООО "ЧОП "Легион", в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН 2155190111635.
Аркадьева И.С. в период с 15.12.2004 по 13.04.2015 являлась работником ООО "ЧОП "Легион", уволена в связи с ликвидацией организации. О предстоящем увольнении Аркадьева И.С. была уведомлена 03.02.2015 и 19.03.2015.
Аркадьева И.С. 15.06.2015 обратилась в ООО "ЧОП "Легион" с заявлением о получении выплат, причитающихся в связи с увольнением за период с 14.05.2015 по 14.06.2015. В выплатах было отказано в связи с ликвидацией организации.
Ссылаясь на то, что ликвидация ООО "ЧОП "Легион" нарушает ее права и законные интересы, Аркадьева И.С. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с названным Федеральным законом.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (статья 11 Закона N 129-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 22 Закона N 129-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица; документы, предусмотренные статьей 21 названного Закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1).
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 2 статьи 63 ГК РФ).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (пункт 5 названной статьи).
Доказательства нарушения порядка ликвидации юридического лица, установленного статьей 63 ГК РФ, при ликвидации ООО "ЧОП "Легион" в материалах дела отсутствуют.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 Закона N 129-ФЗ.
Статьей 21 Закона N 129-ФЗ предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу части 4 статьи 9 этого же Закона является исчерпывающим.
Согласно статье 23 Закона N 129-ФЗ основаниями для отказа в регистрации юридического лица являются: непредставление определенных данным Законом документов, необходимых для государственной регистрации; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; а также обстоятельства, указанные в пункте 2 статьи 20 этого же Закона.
Как установлено судом, порядок, предусмотренный Законом N 129-ФЗ при осуществлении государственной регистрации ликвидации юридического лица, налоговым органом соблюден, в связи с чем у него отсутствовали определенные статьей 23 названного Закона основания для отказа в ней.
В силу пункта 3 статьи 10 ГК РФ разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Аркадьева И.С. в суде первой инстанции заявила, что на момент увольнения заработная плата и иные причитающиеся суммы были ей выплачены в полном объеме, на дату составления промежуточного ликвидационного баланса у Общества задолженность перед Аркадьевой И.С. отсутствовала.
В день составления ликвидационного баланса (15.06.2015) Аркадьева И.С. обратилась с требованием о выплате среднего месячного заработка, сохраняемого на период трудоустройства.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.03.2013 N 14449/12 по делу N А60-539/2011, вывод о недействительности государственной регистрации прекращения юридического лица в связи с недостоверностью сведений, отраженных в ликвидационном балансе, может быть сделан лишь в случае неотражения в нем сведений об обязательствах должника, о наличии которых доподлинно известно.
В данном случае таких обстоятельств не имелось и в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подателем апелляционной жалобы не приведено.
Аркадьева И.С. не заявила свои требования к ликвидируемой организации в срок, указанный в сообщении о ликвидации, опубликованном в журнале "Вестник государственной регистрации" от 01.04.2015 часть 1 N 12 (524). Заявитель также не представил доказательств того, что ликвидатор Общества уклонялся от рассмотрения его требований.
При совокупности указанных обстоятельств, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Аркадьевой И.С. требований.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции с учетом требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены все представленные в материалы дела доказательства, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены судебного акта апелляционной инстанцией не выявлено, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Мурманской области от 06.11.2015 по делу N А42-5777/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Бурденков |
Судьи |
Е.Г. Глазков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5777/2015
Истец: Аркадьева Ирина Сергеевна
Ответчик: Межрайонная ИФНС РФ N 8 по Мурманской области
Третье лицо: Анучин Михаил Эдуардович, Ефремов Владимир Геннадьевич, Казанцев Александр Вячеславович, Анучин М. Э., Ефремов В. Г., ИФНС по г. Мурманску, Чекстер Артем Викторович