Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 6 апреля 2016 г. N 06АП-501/16
г. Хабаровск |
|
06 апреля 2016 г. |
А73-11497/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 апреля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Совместного предприятия "Аркаим" в форме общества с ограниченной ответственностью: Мальцева Е.С., представитель по доверенности от 17.02.2016 б/н;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю: Приходько Е.В., представитель по доверенности от 22.12.2015 N 02-25/15938;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Приходько Е.В., представитель по доверенности от 28.03.2016 N 05-40
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Совместного предприятия "Аркаим" в форме общества с ограниченной ответственностью
на решение от 31.12.2015
по делу N А73-11497/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Никитиной Т.Н.
по заявлению Совместного предприятия "Аркаим" в форме общества с ограниченной ответственностью
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю
о признании в части недействительным решения инспекции от 10.03.2015 N 07-79/16 в редакции решения УФНС России по Хабаровскому краю от 24.04.2015 N13-10/77/06752 @
третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
УСТАНОВИЛ:
Совместное предприятие "Аркаим" в форме Общества с ограниченной ответственностью (далее - заявитель, СП "Аркаим", Общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю (далее - ответчик, Межрайонная ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю, Инспекция) с заявлением о признании в части недействительным решения инспекции от 10.03.2015 N 07-79/16 в редакции решения УФНС России по Хабаровскому краю от 24.04.2015 N13-10/77/06752@.
Решением суда первой инстанции от 31.12.2015 удовлетворены частично.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю от 10.03.2015 N 07-79/16 в редакции решения УФНС России по Хабаровскому краю от 24.04.2015 N13-10/77/06752@ признано недействительным в части привлечения к ответственности по п.1 ст. 122, ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме, превышающей 800 000 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом об отказе в признании недействительным оспариваемого решения инспекции (в редакции решения УФНС России по Хабаровскому краю от 24.04.2015 N 13-10/77/06752@) в части доначисления налога на имущества за 2010-2011 в общей сумме 40 871 579 руб., соответствующих пени и штрафов, Совместное предприятие "Аркаим" в форме Общества с ограниченной ответственностью обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда в названной части, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам, незаконностью и необоснованностью решения суда, и принять в обжалуемой части новый судебный об удовлетворении требований общества.
Определением суда апелляционной инстанции от 02.03.2016 рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось до 30.03.2016.
Обществом 29.03.2016 представлены письменные пояснения по доводам УФНС по Хабаровскому краю, изложенным в отзыве Управления.
В заседании суда апелляционной инстанции 30.03.2016 представитель СП "Аркаим" поддержал доводы своей апелляционной жалобы и письменных пояснений, просил отменить в обжалуемой части решение суда и принять в этой части новый судебный об удовлетворении требований общества.
Из объяснений представителя СП "Аркаим" судом апелляционной инстанции установлено, что Общество в суде первой инстанции оспаривало доначисление налога на имущества за 2010-2011 в общей сумме 40 871 579 руб., соответствующие пени и штрафы.
Единый представитель Межрайонной ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю и УФНС России по Хабаровскому краю в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы и письменных пояснений по основаниям, изложенным в отзывах на жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений частей 1 и 5 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам и проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части, поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, пояснений к ней, а также обоснованность отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены в обжалуемой части решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Межрайонная ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю провела выездную налоговую проверку СП "Аркаим", в том числе, по налогу на имущество организаций за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2011 по 31.10.2013, по результатам которой составила акт от 21.01.2015 N 07-37/03 дсп.
В ходе проверки Инспекция установила занижение налоговой базы по налогу на имущество организаций ввиду несоблюдения Обществом условий получения налоговой льготы, установленных Законом Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае".
Рассмотрев материалы проверки, исполняющий обязанности начальника Межрайонной ИФНС России N 5 по Хабаровскому краю принял решение от 10.03.2015 N 07-79/16 о привлечении СП "Аркаим" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 49 459 108 рублей штрафа. В этом же решении Обществу предложено уплатить 40 871 579 рублей налога на имущество и 84 058 187 рублей налога на доходы физических лиц (агент), налога на доходы физических лиц (в отношении нерезидентов) 966 606 руб., а также соответствующие суммы пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС России по Хабаровскому краю, Управление) от 24.04.2015 N 13-10/77/06752 решение нижестоящего налогового органа отменено в части: начисления штрафа по налогу на прибыль по п.1 ст.122 НК РФ в размере, превышающем 287 542 руб., пени в сумме, превышающей 1 059 629,11 руб.; начисления штрафа по НДС по п.1 ст.122 НК РФ в размере, превышающем 11 351 471 руб., пени в сумме, превышающей 17 560 639,95 руб.; начисления штрафа по налогу на имущество организаций по п.1 ст.122 НК РФ в размере, превышающем 2 280 547 руб., пени в сумме, превышающей 12 410 969,68 руб.,; начисления штрафа по НДФЛ по ст.123 НК РФ в размере, превышающем 11 254 602 руб., пени в сумме, превышающей 8 425 478,25 руб.; начисления пени по транспортному налогу в сумме, превышающей 1 223,14 руб.; в остальной части решение налогового органа оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции в части доначисления налога на имущество, СП "Аркаим" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая СП "Аркаим" в удовлетворении требований в названной части, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 379 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.
В соответствии со статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Непосредственно на налогоплательщике лежит обязанность подтвердить документально наличие права на применение льготы.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" налоговая ставка по налогу на имущество организаций устанавливается в размере 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 2 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" налоговая ставка устанавливается в размере 1,1 процента для субъектов инвестиционной деятельности - в отношении имущества, созданного (возведенного, приобретенного, реконструированного, введенного) в рамках реализации инвестиционных проектов на территории края, за исключением имущества, предназначенного для оказания брокерских и иных посреднических услуг.
Пониженная налоговая ставка применяется при исчислении налога в отношении имущества, созданного в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего условиям, установленным в статье 14 настоящего закона. Право на исчисление налога с применением пониженной налоговой ставки предоставляется на расчетный срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более пяти лет, начиная с первого числа очередного отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором в соответствии со сроками, установленными в инвестиционном проекте, должен производиться ввод в эксплуатацию объектов основных средств.
Судом первой инстанции установлено, что право на применение налоговой льготы по налогу на имущество организаций было предоставлено СП "Аркаим" Инвестиционным советом при Правительстве Хабаровского края 26.02.2010 года. Решением инвестиционного совета от 26.02.2010 признан для края приоритетным инвестиционный проект "Строительство деревоперерабатывающего комплекса по производству дерево-стружечных плит и пиломатериалов (п. Октябрьский Ванинского района Хабаровского края)".
Указанный документ является основанием для решения вопроса о предоставлении налогоплательщику льготы по налогу на имущество организаций в порядке ст. 14 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" (далее - Закон N 308) как участнику инвестиционного проекта.
В силу пп. 1 п. 6 статьи 14 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" налоговые льготы для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности предоставляются при условии, если денежные средства в сумме, равной не менее 15 процентов средств, высвобожденных от уплаты налога, в течение налогового периода фактически использованы на финансирование мероприятий, связанных:
- с социальным развитием края;
- с поддержанием и развитием краевых объектов культуры, искусства, науки, образования, просвещения, спорта;
- с реализацией программ в сфере экологии и здравоохранения.
Законом Хабаровского края от 28.07.2010 N 24 пп. 1 п. 6 статьи 14 Закона N308 изложен в новой редакции, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.
В силу пп. 1 п. 6 статьи 14 Закона N 308 (в редакции Закона Хабаровского края от 28.07.2010 N 24), налоговые льготы для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности предоставляются при условии:
если денежные средства в сумме, равной не менее 15 процентов средств, высвобожденных от уплаты налога, в течение налогового периода фактически использованы на финансирование краевых и муниципальных программ (мероприятий, проектов, объектов) в социальной сфере, сфере здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры, в области науки и инноваций, а также в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности;
наличия инвестиционного проекта (инновационной программы), отвечающего условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, согласованного с уполномоченным Правительством края органом и признанного приоритетным;
ведения раздельного учета показателей и операций, осуществляемых в процессе инвестиционной (инновационной) деятельности по реализации на территории края инвестиционного проекта (инновационной программы).
Законом Хабаровского края от 27.07.2011 N 103 пп. 1 п. 6 статьи 14 Закона N308 изложен в новой редакции, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.
В силу пп. 1 п. 6 статьи 14 Закона N 308 (в редакции Закона Хабаровского края от 27.07.2011 N 103), налоговые льготы для субъектов инвестиционной (инновационной) деятельности предоставляются при условии:
если денежные средства в сумме, равной не менее 15 процентов средств, высвобожденных от уплаты налога, в течение налогового периода фактически направлены на:
- оказание безвозмездной помощи автономным, бюджетным и казенным краевым государственным и муниципальным учреждениям в социальной сфере, сфере здравоохранения, физической культуры и спорта, образования, культуры, экологической безопасности, в области науки и инноваций;
- оказание безвозмездной помощи некоммерческим организациям, созданным в целях развития и популяризации физической культуры и спорта, учредителями которых являются край и (или) муниципальные образования края, для осуществления их уставной деятельности;
- мероприятия краевого и межрегионального значения в области спорта, образования, культуры, науки и инноваций, а также в социальной сфере, в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, экономического сотрудничества.
В документах, подтверждающих направление средств на цели, указанные в настоящем пункте, должна содержаться ссылка на соответствующий подпункт настоящего пункта, наименование получателя и период использования средств. При направлении денежных средств в сумме, эквивалентной более 75 процентам средств, высвобожденных от уплаты налога, налогоплательщик вправе произвести их перечисление с указанием суммы авансового платежа (взноса), относящегося к очередному налоговому периоду.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, в каждом из проверяемых периодов (2010 г. и 2011 г.) налоговый орган применил редакцию закона, действующую в соответствующий налоговый период.
Судом установлено, что доначисляя заявителю налог на имущество организаций за 2010-2011 годы в сумме 40 871 579 руб., соответствующие пени, инспекция исходила из того, что поскольку в соответствии с пп. 1 п. 6 статьи 14 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" одним из условий применения налоговой льготы для субъектов инвестиционной деятельности является использование указанными лицами на финансирование краевых и муниципальных программ денежных средств в сумме, равной не менее 15 процентов средств, высвобожденных от уплаты налога в течение налогового периода, выполнение которого заявителем при проведении проверки не подтвердилось, применение Обществом налоговой ставки в размере 1,1 процента является неправомерным.
При этом, как установлено судом из материалов налоговой проверки, налогоплательщиком не выполнены условия для применения пониженной ставки 1,1 %, отраженные в п.6 ст. 14 Закона N 308, в редакциях, действующих в проверяемые периоды.
Спор по налогу на имущество организаций между инспекцией и СП "Аркаим" сводится к тому, какую редакцию пункта 6 статьи 14 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" необходимо применять в 2010 и 2011 годах.
Проанализировав положения п. 6 статьи 14 Закона N 308 (во всех упомянутых редакциях) суд пришел к следующему выводу - законодатель связывает реализацию права на льготное налогообложение по налогу на имущество организаций с тем, что налогоплательщик обязан:
- являться участником инвестиционного проекта (инновационной программы), согласованного с уполномоченным Правительством Хабаровского края органом и признанного приоритетным;
- обеспечить ведение раздельного учета показателей и операций, осуществляемых в процессе инвестиционной (инновационной) деятельности по реализации инвестиционного проекта (инновационной программы);
- не менее 15% средств, высвобожденных от уплаты налога, в течение налогового периода фактически использовать на цели связанные, в частности, с социальным развитием Хабаровского края.
Следовательно, в документах, подтверждающих направление средств на финансирование, должна содержаться ссылка на соответствующий подпункт п. 6 ст. 14 Закона N 308, наименование получателя и период использования средств (требование для перечислений в 2011 г.).
Как установлено судом, в проверяемом периоде СП "Аркаим" осуществляло перечисления денежных средств на цели, указанные в пп. 1 п. 6 ст. 14 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308, которые по данным предприятия составили: в 2010 г. - 7 665 000 руб., в 2011 г.- 9 774 080 руб.
Ввиду применения СП "Аркаим" пониженной налоговой ставки (1,1% вместо 2,2%) высвобожденные от уплаты налога на имущество организаций денежные средства составили: за 2010 г. - 18 765 499 руб., за 2011 г. - 22 106 080 руб., всего 40 871 579 руб.
Для применения пониженной ставки налогообложения в соответствии с требованиями пп. 1 п. 6 ст. 14 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 налогоплательщик обязан был в указанных налоговых периодах на цели, указанные в данном подпункте, перечислить в 2010 г. не менее 2 814 825 руб. (18 765 499 руб. х 15%); в 2011 г. не менее 3 315 912 руб. (22 106 080 руб. х 15%).
Из материалов выездной налоговой проверки судом установлено, что СП "Аркаим" в 2010 году (п/п от 13.11.2010 N 1302 на сумму 5 млн. руб.) и в 2011 году (п/п от 17.03.2011 NN 32, 519, 831, 1028, от 01.07.2011 N N 1028, 21022 всего на сумму 5 000 000 руб.) перечислены в Хабаровское региональное отделение Фонда поддержки Всероссийской политической партии "Единая Россия" (далее - ХРО ВПП "Единая Россия") с назначением платежа "Добровольное пожертвование на осуществление уставной и хозяйственной деятельности".
Как усматривается из материалов дела, инспекцией в ходе выездной налоговой проверки, для установления обстоятельств фактического использования перечисленных ООО СП "Аркаим" денежных средств в адрес Хабаровского регионального отделения Фонда поддержки Всероссийской политической партии "Единая Россия" истребованы соответствующие документы, согласно которым, 17.11.2010 Хабаровским региональным отделением Фонда поддержки Всероссийской политической партии "Единая Россия" был заключен договор N 1/10/ХБР с ООО "Арт Шоу Центр" Группа Компаний" об оказании услуг по декорационному оформлению, техническому обеспечению и прочих услуг, связанных с организацией конференции.
Согласно данному договору в целях подготовки и проведения Межрегиональной конференции региональных отделений Партии "Единая Россия" Дальневосточного федерального округа "Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока до 2020 года. Программа на 2010-2012 годы на высоком организационном и содержательном уровне" Исполнитель обязуется оказать для Заказчика комплекс услуг по декорационному оформлению, техническому обеспечению и прочим услугам, связанным с организацией конференции. Предварительная стоимость договора 15 000 000 руб.
Исследовав названные документы, суд правомерно признал, что понесенные расходы не являются расходами для развития Хабаровского края социальной направленности, поскольку относятся к финансированию мероприятий политической партии "Единая Россия".
Следовательно, инспекцией правомерно отказано в принятии перечислений в 2010-2011 гг., в общей сумме 10 000 000 руб., осуществленных в адрес ХРО ВПП "Единая Россия", в силу того, что полученные от СП "Аркаим" денежные средства фактически использованы политической партией на цели, не соответствующие указанным в п. 6 статьи 14 Закона N 308.
Судом исследованы не принятые инспекцией суммы, для целей применения пониженной ставки налога: 4 130 000 руб., перечисленные п/п N 01285 от 23.05.2011, N б/н от 01.07.2011, N б/н от 26.08.2011, N 0068 от 02.12.2011, N 0074 от 02.12.2011 в адрес ООО "Проектная мастерская "Атриум-Партнер" за создание рабочей документации на православный храм в п. Ванино и авторское сопровождение строительства; 201 600 руб., перечисленные п/п N 182 от 07.07.2011 в адрес ООО "Инженерные изыскании" за выполнение инженерно-геологических изысканий на объекте "Православный храм в п. Ванино", и установлено следующее.
Предметом заключенных договоров с вышеуказанными организациями явились проведение инженерно-геологических работ, разработка документации и сопровождение строительства православного храма в п. Ванино.
Из договоров и актов выполненных работ не следует, что строительство храма осуществляется в рамках запланированных мероприятий краевого и межрегионального значения, в целях развития Хабаровского края.
Кроме того, суд также установил, что в документах, подтверждающих понесенные расходы, отсутствует наименование получателя и период использования средств.
Таким образом, финансирование по строительству данного объекта не относится к условию применения льготы по налогу на имущество, поскольку, отсутствуют документы, свидетельствующие о необходимости постройки данного объекта для Хабаровского края, поскольку условия, установленные п. 6 ст. 14 Закона N 308, не предусматривают произвольное финансирование налогоплательщиком любого объекта.
Доводы заявителя о том, что деятельность политических партий и религиозных объединений относится к социальной сфере, а также ссылки заявителя на положения Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", судом правомерно не приняты, поскольку указанные законы не могут влиять и изменять условия получения льготы, которые прямо перечислены в п.6 ст.14 Закона N 308.
В части исключения суммы 4 289 941 руб. по акту выполненных работ от 30.11.2011 N 30/11-2011, затрат на ремонт дорог в рамках межмуниципальной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Ванинском муниципальном районе на 2008-2012 г." судом установлено следующее.
Из представленного в материалы дела письма от 25.02.2015 N 1.13-705 Администрации Ванинского Муниципального района Хабаровского края, следует, что СП "Аркаим" в 2011-2012 годах выполняло работы по капитальному ремонту участка автомобильной дороги Ванино-Уська-Орочская Ванинского района общей протяженностью 44 км. Из них, участок автомобильной дороги протяженностью 22,4 км. был выполнен в соответствии с договорами подряда между муниципальным бюджетным учреждением "Комитет по содержанию объектов муниципальной собственности" и ООО СП "Аркаим" (N 10 от 08.09.2011, N 19 от 12.12.2011, N 6/12 от 16.04.2012. N 8/12 от 10.05.2012) в рамках выигранных тендеров на выполнение данных видов работ. Капитальный ремонт участка автомобильной дороги, протяженностью 21,6 км. ООО СП "Аркаим" выполнило самостоятельно, за счет собственных средств.
Ссылки Общества на представленный акт и письмо администрации, также обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку отраженные в них сведения относительно осуществления затрат не подтверждают, что данные работы осуществлены в рамках оказания безвозмездной помощи и были приняты в 2011 году сотрудниками муниципальных учреждений.
Вместе с тем, в пп. 1 п. 6 ст.14 Закона N 308 в редакции, действовавшей в 2011 г. указано, что право на применение пониженной ставки налогообложения по налогу на имущество организаций дает перечисление средств, направленных исключительно на поименованные в данном подпункте цели, а в документах, подтверждающих направление средств на цели, указанные в настоящем пункте, должна содержаться ссылка на соответствующий подпункт настоящего пункта, наименование получателя и период использования средств.
Учитывая вышеизложенное, доводы заявителя о том, что сумма расходов на ремонт дороги в размере 4 289 941 руб. позволяет Обществу применить пониженную ставку по налогу на имущество организаций в 2011 году, суд не принял правомерно.
Исследовав и оценив представленные в дело документы, суд установил, что СП "Аркаим" в форме ООО не выполнило условия предоставления налоговой льготы, установленной Законом N 308, в части документального подтверждения размера осуществленных перечислений.
В обоснование заявления обществом приведены доводы о том, что нормы Закона N 308 в редакции Законов Хабаровского края от 28.07.2010 N 24, от 27.07.2011 N 103, которыми введены новые критерии, ухудшают положение СП "Аркаим" и в силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации по прошлым периодам следует применять ранее действовавшие редакции.
Оценив указанный довод, суд пришел к правильному выводу о том, что изменения, внесенные в часть 6 статьи 14 Закона N 308, вступили в законную силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования и распространены на отношения, возникшие с 1 января текущего года, указанные изменения не ввели дополнительных требований для получения льготы и не ухудшили положение Общества, следовательно, налоговым органом обоснованно применены нормы, действующие в 2010, 2011 гг.
Ссылку заявителя на п.3 ст.75 НК РФ с указанием наличия препятствий для начисления налоговым органом пени, суд правомерно отклонил, как несостоятельную.
Как усматривается из материалов дела, в ходе исследования обстоятельств дела судом было установлено, что Общество, оспаривая правомерность начисления пени по налогу на имущество организаций, ссылается на наличие решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, наличие арестов на имущество наложенных судебными приставами-исполнителями.
Оценивая доводы заявителя, в части применения положения абзаца 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, ограничивающего начисление пеней при невозможности уплаты налогов, суд исходил из следующего.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до вступления в силу Закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) предусмотрено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ внесены изменения в вышеуказанный пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и абзац второй пункта 3 изложен в новой редакции, устанавливающей, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Вышеуказанные изменения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 229-ФЗ, т.е. с 02.09.2010 (закон опубликован в "Российской газете" 02.08.2010).
Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ внесены изменения в вышеуказанный пункт 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и абзац второй пункта 3 изложен в новой редакции (действующей с 01.01.2012), устанавливающей, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Таким образом, с 02.09.2010 и по настоящее время, решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, вынесенное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, не является основанием, исключающим начисление пеней на сумму недоимки за период действия такого решения.
Ссылки заявителя на то, что судебными приставами-исполнителями наложен арест на имущество, судом правомерно отклонены, так как анализ положений абз. 2 п.3 ст.75 НК РФ позволил суду сделать вывод, что пени не рассчитываются, в частности, если по решению налогового органа на имущество наложен арест.
В соответствии со статьей 77 НК РФ арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Арест может быть применен только для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, пеней, штрафа за счет имущества налогоплательщика-организации не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании налога, пеней, штрафа в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса и при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика-организации или его электронных денежных средств либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика-организации или информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств.
Как установлено судом, в отношении заявителя не принимались меры по наложению ареста на имущество налогоплательщика по решению налогового органа и не принимались обеспечительные меры в качестве приостановления операций по счетам налогоплательщика по решению суда.
Следовательно, отсутствуют правовые основания для не начисления пеней, предусмотренные пунктом 3 статьи 75 НК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы налогового законодательства, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемое решение в части доначисления налога на имущества за 2010-2011 в общей сумме 40 871 579 руб. и соответствующих пени законным и не нарушающим права и законные интересы СП "Аркаим", отказав в этой части в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 31.12.2015 по делу N А73-11497/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11497/2015
Истец: ООО СП "Аркаим"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Хабаровскому краю, МИФНС России N5 по Хабаровскому краю
Третье лицо: Внешний управляющий Грамотенко Татьяна Александровна, УФНС по Хабаровскому краю
Хронология рассмотрения дела:
07.07.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2372/16
13.04.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-501/16
06.04.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-501/16
31.12.2015 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-11497/15