г. Тула |
|
5 апреля 2016 г. |
Дело N А68-9334/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.03.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.04.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лаврухиной А.Н., при участии представителя следственного управления следственного комитета Российской Федерации по Тульской области (ОГРН 1117154001711, ИНН 7106517112) - Дроновой О.И. (доверенность от 29.03.2016), представителя Инспекции федеральной налоговой службы по Центральному району г. Тулы (ОГРН 1047101350009, ИНН 7107027569) - Мухтаровой Ю.А. (доверенность от 02.03.2016), представителя Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (ОГРН 1047101138105, ИНН 7107086130) - Дроновой О.И. (доверенность от 29.03.2016), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу следственного управления следственного комитета Российской Федерации по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2012 по делу N А68-9334/2015, установил следующее.
Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тульской области (далее - следственное управление) обратилось в суд с заявлением (с учетом уточнения от 07.12.2015) о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Тулы (далее - Инспекция) от 01.06.2015 N 3543 в части начисления пеней на сумму недоимки по земельному налогу в размере 32 302 руб. 45 коп. и решения Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - Управление) от 07.08.2015 N 07-15/12402@ в части начисления пеней на сумму недоимки по земельному налогу в размере 32 302 руб. 45 коп.
Решением суда от 25.12.2015 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований, банк обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель полагает, что недоплата налога была вызвана выполнением письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данные уполномоченным органом государственной власти выданных филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тульской области (далее - кадастровая палата).
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить обжалуемое решение без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области от 07.12.2011 N 423-р Следственному управлению в постоянное (бессрочное) пользование передан земельный участок с кадастровым номером 71:30:050208:102, расположенный по адресу: Тульская область, г. Тула, Центральный район, ул. М. Тореза, д. 1 (свидетельство от 14.12.2011 N 71-АГ 534782).
Согласно кадастровому паспорту от 18.05.2011 N 71/11-30701 кадастровая стоимость данного земельного участка составляла 19 543 992 руб. 50 коп.
27.01.2014 следственное управление представило в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год.
В указанной декларации заявителем в отношении вышеуказанного земельного участка был исчислен земельный налог исходя из его кадастровой стоимости равной 3 237 090 руб., утвержденной постановлением Правительства Тульской области от 18.12.2012 N 715 "Об утверждении результатом определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы" (далее - постановление N 715).
Данная кадастровая стоимость была указана в кадастровом паспорте земельного участка N 71/13-227375, полученном следственным управлением 04.09.2013, а также в кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от 12.08.2014.
Инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка данной декларации.
По результатам проверки был составлен акт камеральной налоговой проверки от 15.05.2014 N 1139, согласно которому был доначислен земельный налог в размере 244 604 руб. и пени по земельному налогу в размере 8 245 руб. 68 коп.
По мнению налогового органа, при исчислении земельного налога за 2013 год в отношении спорного земельного участка подлежала применению кадастровая стоимость данного земельного участка равная 19 543 992 руб., утвержденная постановлением Правительства Тульской области от 28.11.2009 N 1007 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тульской области" (далее - постановление N 1007), и сведения о которой были предоставлены налоговому органу регистрирующими органами.
11.08.2014 заявителем была представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, в связи с чем на основании пункта 9.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговой инспекцией была прекращена камеральная проверка ранее поданной декларации и начата новая камеральная проверка на основе уточненной налоговой декларации.
19.11.2014, 20.02.2015 и 30.03.2015 следственным управлением в Инспекцию были представлены еще 3 уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2013 год. При этом, в указанных налоговых декларациях в отношении спорного земельного участка земельный налог был исчислен в том же размере, что и в первоначальной декларации по земельному налогу за 2013 год, а, именно, в размере 48 556 руб., исходя из кадастровой стоимости земельного участка равной 3 237 090 руб.
Инспекция по итогам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной налогоплательщиком 20.02.2015, составила акт камеральной налоговой проверки от 06.04.2015 N 661.
По результатам рассмотрения данного акта Инспекцией было принято решение от 01.06.2015 N 3543 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. По мнению Инспекции, земельный налог за 2013 год в отношении спорного земельного участка должен был быть исчислен налогоплательщиком в размере 293 160 руб., исходя из кадастровой стоимости данного участка равной 19 543 992 руб. и утвержденной постановлением N 1007. В результате налогоплательщику был доначислен земельный налог в сумме 244 604 руб. (293 160 руб. - 48 556 руб.) и пени по земельному налогу в размере 32 302 руб. 45 коп.
Не согласившись с решением Инспекции, следственное управление обжаловало его в Управление. Решением Управления 07.08.2015 N 07-15/12402@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Следственное управление, считая решения Инспекции и Управления нарушающим права и законные интересы в части начисления пени, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции требования заявителя правомерно оставлены без удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу статьи 393 НК РФ налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года. Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ (в редакции, действующей в спорный период) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом Российской Федерации по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают результаты государственной оценки земель.
В силу пункта 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, правительство Тульской области Постановлением от 18.12.2012 N 715 утвердило результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории города Тулы согласно приложениям N 1, N 2, N 3, тем самым частично отменив (изменив) результаты кадастровой оценки, установленные ранее Постановлением от 28.12.2009 N 1007.
Исчисляя земельный налог за 2013 год в отношении данного земельного участка в размере 48 556 руб., следственное управление исходило из его кадастровой стоимости равной 3 237 090 руб. и утвержденной постановлением N 715.
При этом, доначисляя следственному управлению в оспариваемом решении земельный налог за 2013 год, налоговая инспекция исходила из того, что земельный налог за 2013 год в отношении данного участка необходимо было исчислить в размере 293 160 руб., исходя из кадастровой стоимости равной 19 543 992 руб. и утвержденной постановлением N 1007.
Оспаривая решения в части законности начисления пени, следственное управление в судах обеих инстанций недоплата следственное управление настаивает на том, что недоплата налога была вызвана выполнение письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данные уполномоченным органом государственной власти выданных кадастровая палата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (пункт 4 статьи 75 НК РФ).
В соответствии с п. 8 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа), и (или) в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
Из содержания п. 8 ст. 75 НК РФ следует, что налогоплательщик освобождается от уплаты пеней за весь период просрочки, если пояснения ведомств соответствуют совокупности условий, а, именно: касаются порядка исчисления, уплаты налога или иных вопросов применения налогового законодательства и относятся к налоговому периоду, по которому образовалась недоимка; адресованы непосредственно налогоплательщику или неопределенному кругу лиц; исходят от финансового (Минфин России), налогового (ФНС России) или другого уполномоченного органа государственной власти, их территориальных подразделений и соответствуют компетенции этих органов; представленная налогоплательщиком информация, на основании которой даны разъяснения, является полной и достоверной.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 и статье 34.2 НК РФ органами, полномочными давать разъяснения налогового законодательства, являются налоговые органы и Министерство финансов Российской Федерации.
Суд принимает во внимание доводы ответчиков о том, что кадастровая палата не является органом, полномочным давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты земельного налога, дача разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах не относится к компетенции органа кадастрового учета.
В свою очередь, полученные заявителем от органа кадастрового учета справки о имеющихся в государственном кадастре недвижимости сведениях о кадастровой стоимости земельного участка не являются разъяснением о порядке исчисления и уплаты земельного налога за спорный период.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 22.12.2015 по делу N А68-1182/2015.
Следовательно, Следственному управлению по итогам камеральной проверки правомерно доначислены пени по земельному налогу в размере 32 302 руб. 45 коп.
Таким образом, начисление пени по итогам камеральной проверки по земельному налогу в размере 32 302 руб. 45 коп. является правомерным, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя о признании недействительными решений Инспекции и Управления не имеется.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности решения инспекции в части доначисления земельного налога и пеней и правомерно отказал предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2012 по делу N А68-9334/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-9334/2015
Истец: Следственное управление Следственного комитета РФ по Тульской области
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Тулы, ИФНС России по Центральному району г. Тулы, Управление Федеральной налоговой службы России по Тульской области